|
Программа направлена на достижение следующих целей литературного образования
Пояснительная записка
1. Предлагаемая программа направлена на достижение следующих целей литературного образования:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
2. Для достижения поставленных целей в процессе реализации данной программы решаются следующие задачи, связанные как с собственной читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
- освоение текстов художественных произведений;
- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- усвоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;
- освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.
3. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, примерной программой основного общего образования по литературе и программой по литературе для образовательных учреждений (5-9 классы), авторской программой по литературе для 5—9 классов общеобразовательной школы ( авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. — 6-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010. — 200 с.).
Данная программа реализуется в рамках учебников «Литература». 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях./ авт.-сост. Г.С. Меркин.- 10 издание.- М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012.
Для реализации задач литературного образования в 5—9 классах программа предлагает концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Так, начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе. Знакомство с биографией писателя, произведения которого изучаются на каждой ступени, также происходит постепенно, в 6 классе основной акцент делается на годы обучения. Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями. Домашнее чтение учащихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках.
В конце программы для каждого класса основной школы приводится примерный список произведений (фрагментов) для заучивания наизусть. Тексты распределяются с учетом возрастных особенностей уч-ся. Поскольку, в 5-6 классах учитель раскрывает школьникам «секреты» автора художественного произведения, помогает осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру их читательских возможностей, вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризовать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания.
В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям, созданным ими произведениям. На этом этапе происходит включение в круг чтения и изучение произведений, вызывающих на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, труда, любви, социальных отношений.
Данная рабочая программа рассчитана на 105 учебных часов, 3 часа в неделю. Из них – 96 на изучение художественных произведений, 9 – на письменные творческие работы.
Рабочая программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, индивидуально-групповые.
Даная рабочая программа выделяет следующие механизмы по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения; - составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
В рабочей программе предусмотрены такие формы и виды промежуточного и итогового контроля как контрольная работа, тестирование, опрос, индивидуальные дифференцированные письменные задания, творческие работы.
Данная программа предусматривает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в следующем:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение (1)
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
П.Формирование любви к литературе, овладение литературоведческими терминами, понимание важности литературы в жизни человека
М.Умение планировать свою работу и достигать цели
Л. Формирование сознательного отношения к учебе
Из греческой мифологии (4)
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: мифологический сюжет.
Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: произведения живописи, скульптуры, кино на мотивы древнегреческих мифов. Произведения на мотивы мифов о Прометее, Дедале и Икаре в русском искусстве.
П. Расширить знания о мифе, формировать умение анализировать художественное произведение, определять его жанр и род, приобщать к духовным ценностям народов мира
М. Формировать умение слушать и работать коллективно, понимание значимости литературы для каждого народа, умение отстаивать свое мнение, составлять план
Л.Воспитание честности, справедливости, гуманности, умения жертвовать своими интересами во имя людей, формирование нравственны чувств
Из устного народного творчества (4)
Предания, легенды, сказки.
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана », «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; сказочные богатыри в русском искусстве: музыке, живописи, кино.
Краеведение: сказки о богатырях в регионе.
П.Понимание проблем произведения, овладение литературоведческой терминологией, умение анализировать и критически оценивать художественные образы, расширение представлений о связи литературы с другими видами искусства
М.Умение анализировать и критически оценивать полученные сведения, самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей, постигать знания о жизни через различные виды искусства
Л.Формировать основы нравственного поведения, понятие о морали и моральных качествах человека, воспитывать любовь к прекрасному
Из древнерусской литературы(4)
«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.
Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Краеведение: исторические события края в памятниках древнерусской литературы.
П. Овладение терминологией, формирование понимания связи литературы с эпохой, умение отвечать на вопросы, формирование собственного отношения к художественным произведениям
М.Формирование компетентности в области ИКТ, умение воспринимать и анализировать информацию, владение устной монологической речью, умение использовать речевые средства в определенной ситуации
Л.Воспитание уважения и любви к своему Отечеству, чувства долга перед Родиной, осознание своей этнической принадлежности, формирование представлений о гуманизме, милосердии, сострадании
Из литературы XVIII века (3)
М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Теория литературы: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
Развитие речи: выразительное чтение.
П. Усвоение проблем литературы 18 века
М.Умение получать знания самостоятельно из различных источников,
Л.Формирование представлений о важности познания в жизни человека
Из литературы XIX века (51)
В.А. ЖУКОВСКИЙ(2)
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.
Развитие речи: выразительное чтение.
АС. ПУШКИН(15+2)
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».(6) Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.(9+2)
Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных записей, роман «Дубровский » в русском искусстве.
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ(4)
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, прослушивание музыкальных записей.
Краеведение: М.Ю. Лермонтов и Кавказ.
Н.В.ГОГОЛЬ(7+2). Повесть «Тарас Булъба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).
Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; подбор музыкальных фрагментов к отдельным сценам и эпизодам.
И.С. ТУРГЕНЕВ(4+1)
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).
Развитие речи: сложный план, цитатный план.
Связь с другими искусствами: конкурс рисунков или подбор музыкальных фрагментов к отдельным эпизодам сцены (часть сценарного плана), устное рисование.
Н.А. НЕКРАСОВ(3)
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е го-Тема народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей». Основной пафос стихотворений: разоблачение сомой несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора и героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; Некрасов и художники-передвижники.
Л. Н. ТОЛСТОЙ(4)
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Маmаn», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание). Теория литературы: автобиографическая проза.
Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.
В.Г. КОРОЛЕНКО(3)
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.
Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, устное рисование.
А.П. ЧЕХОВ(4)
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим »: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, составление кадров для диафильма.
П. Понимание проблем в литературе 19 века, овладение литературоведческой терминологией, навыками выразительного чтения, элементами анализа текста; понимание связи произведения с эпохой; приобщение к духовным ценностям, формирование эстетического вкуса; умение видеть средства художественной выразительности, овладение знаниями о двусложных и трехсложных стихотворных размерах, умение художественно пересказывать прозаический текст, понятие о жанрах, составление характеристик героев , умение сопоставлять героев, определять авторскую позицию
М.Осознание значимости чтения в жизни человека, умение формулировать и аргументировать собственное мнение, формирование читателя и его эстетических вкусов, умение оформлять свое мнение в устной и письменной речи, умение понимать и анализировать, умение применять знания на практике, навыки построения рассуждения, развитие воображения обучающихся
Л.Уважение к прошлому и настоящему России, формирование целостного мировоззрения, формирование представлений о совершенстве как о нравственной ценности, о патриотизме как о гуманистической ценности, воспитание терпения и трудолюбия, формирование представлений о смысле жизни, об «антиценностях», воспитание неприятия ханжества, чванства, пошлости, глупости
Из литературы XX века (33)
И.А. БУНИН(2+1)
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.
А.И. КУПРИН(5)
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных произведений, созвучных рассказам А.И. Куприна.
С.А. ЕСЕНИН(2)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.
Развитие речи: чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.
1. А.А. Блок. (1ч.) «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»
2. Ф.К. Сологуб. (1ч.) «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»
3. А.А. Ахматова (1ч.) «Перед весной бывают дни такие...»
4. Б.Л. Пастернак. (1ч.) «После дождя»
5. Н.А. Заболоцкий. (1ч.) «Утро», «Подмосковные рощи»
6. А.Т. Твардовский. (1ч.) «Есть обрыв, где я, играя...»
«Я иду и радуюсь»
7. А.А. Вознесенский. (1ч) «Снег в сентябре»
М.М. ПРИШВИН(4+2)
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).
Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.
Связь с другими- искусствами: иллюстрации к эпизоду, устное рисование.
Н.М. РУБЦОВ(2)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Из поэзии о Великой Отечественной войне
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»;
1. К.М. Си м о н о в.(1) «Жди меня, и я вернусь...»;
2. Р.Г. Га м з а т о в.(1) «Журавли »;
3. Д.С. Самойлов.(1) «Сороковые»;
4. М.В. Исаковский. (1) «В прифронтовом лесу».
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: подбор иллюстраций и музыкальных записей к литературно-музыкальному вечеру.
В.П. АСТАФЬЕВ(2+1)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.
П. Умение определять жанр произведения, его сюжет, композицию и средства выразительности, навыки выразительного чтения наизусть, овладение литературоведческими терминами, понимание проблем в литературе 20 века, умение характеризовать героев, понимать позицию автора, анализировать поэтический текст, навыки сжатого и подробного пересказов
М. Умение определять свои цели и задачи, создавать тексты на указанные темы, самостоятельно получать необходимые знания, устанавливать причинно-следственные связи; формирование и развитие компетентности в области ИКТ, умение строить устную и письменную монологическую речь
Л.Воспитание эстетического вкуса, любви к природе и человеку как ее части, верности дружбе, доброты, искренности, сочувствия ко всему живому на Земле, понимания прошлого и уважительного отношения к нему, формирование ответственного отношения к учебе, представлений о творческом труде, умение наслаждаться красотой повседневного дня , уважение к подвигу русского народа в годы Вов, любовь к Отчизне
Из зарубежной литературы (5)
Восточные сказки(1)
«Сказка о Синдбаде-мореходе » из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
Связь с другими искусствами: создание иллюстрации к произведению.
БРАТЬЯ ГРИММ (1)
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
О. ГЕНРИ(1)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). Развитие речи: рассказ от другого лица.
ДЖ. ЛОНДОН(2)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.
П.Навыки художественного пересказа, анализа прочитанного, создания характеристики литературного героя
М.Умение обобщать и делать выводы, формирование и развитие компетентности в области ИКТ, навыки работы в парах
Л.Формирование уважения к мировой классической литературе, читательских вкусов, уважения к творческому труду, воспитание мужества, отваги, силы воли, терпения
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».
А.С. Пушкин. «Зимнее утро».
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор. Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...»
И.А.Бунин. «Не видно птиц...»
С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.
Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.
Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Наименование разделов
|
Количество часов
|
Тема и содержание урока
|
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
|
|
|
Раздел 1.
|
Введение.
|
1
|
|
|
Тема 1.1.
|
|
1
|
Книга и ее роль в жизни человека
|
Работать с учебником, вычленять главное из прочитанного
|
Раздел 2.
|
Из греческой мифологии
|
4
|
|
|
Тема 2.1.
|
|
1
|
Миф. Мифологический сюжет. «Герои» Миф «Пять веков
|
Читать выразительно, уметь слушать сообщения учителя
|
Тема 2.2.
|
|
1
|
Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме. Миф «Прометей»
|
Читать выразительно, кратко пересказывать, составлять план
|
Тема 2.3.
|
|
1
|
«Яблоки Гесперид». Стремление познать мир и реализовать свою мечту в мифах Древней Греции
|
Работать с иллюстрациями, пересказывать текст, составлять цитатный план
|
Тема 2.4.
|
|
1
|
Мотивы древнегреческих мифов в различных видах искусства
|
Прослушивать сообщения учителя, аудиоматериалов, работать с иллюстрациями
|
Раздел 3.
|
Из устного народного творчества
|
4
|
|
|
Тема 3.1.
|
|
1
|
«Солдат и смерть». Предание и его художественные особенности.
|
Слушать сообщение учителя, заучивать наизусть определение жанров «предание», «легенда», исследовать текст с точки зрения лексики
|
Тема 3.2.
|
|
1
|
Народные представления о добре и зле. Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана»
|
Читать выразительно и учиться художественному пересказу, анализировать текст (отдельные элементы), сравнивать миф и предание
|
Тема 3.3.
|
|
1
|
Художественные особенности сказки. Сказители. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
|
Составлять таблицу «Жанры устного народного творчества», читать выразительно , работать с иллюстрациями.
|
Тема 3.4.
|
|
1
|
Связь устного народного творчества с другими видами искусства
|
Готовить художественный пересказ, работать с таблицей «Жанры устного народного творчества» прослушивать музыку и работать с иллюстрациями, создавать собственную иллюстрацию к одному из произведений УНТ
|
Раздел 4.
|
Из древнерусской литературы
|
4
|
|
|
Тема 4.1.
|
|
1
|
Жанры, тематика, герои и авторы древнерусской литературы
|
Слушать сообщения учителя, выразительно читать фрагменты трагедии А.С.Пушкина, работать с иллюстрациями, работать с электронной таблицей
|
Тема 4.2.
|
|
1
|
Поучительный характер древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах»
|
Пересказывать подробно, работать с лексикой произведения, сравнивать сказки и сказания
|
Тема 4.3.
|
|
1
|
«Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях древнерусской литературы истории Руси и представлений о событиях и людях.
|
Составлять таблицу «Жанры древнерусской литературы», работать над определениями «историческая повесть», «плач», отрабатывать навыки чтения, работать с иллюстрациями
|
Тема 4.4.
|
|
1
|
«Поучение» Владимира Мономаха. Нравственная проблематика житийной литературы
|
Заполнять таблицу жанров, собирать материал о Владимире Мономахе и готовить на его основе сообщение, прослушивать художественное чтение «Поучений»
|
Раздел 5.
|
Из литературы 18 века
|
3
|
|
|
Тема 5.1.
|
|
1
|
Жизненный и творческий путь М.В.Ломоносова.
|
Собирать материал и готовить слайдовую презентацию, самостоятельно знакомиться со статьёй учебника и составлять по ней план, работать с иллюстрациями
|
Тема 5.2.
|
|
1
|
Отражение позиции ученого и гражданина в стихах М.В.Ломоносова. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»
|
выразительно читать стихотворения, отрабатывать навыки собственного чтения, вместе с учителем анализировать текст
|
Тема 5.3.
|
|
1
|
Роль М.В.Ломоносова в развитии русского языка и литературы
|
Готовить индивидуальные сообщения и представлять их на уроке, прослушивать сообщение учителя, работать со статьёй учебника и составлять рассказ по теме урока
|
Раздел 6.
|
Из литературы 19 века
|
51
(46+5)
|
|
|
|
В.А.Жуковский
|
2
|
|
|
Тема 6.1.
|
|
|
Личность поэта. Жуковский и Пушкин. Баллады в творчестве Жуковского. Сюжет «Светланы»
|
Читать самостоятельно статьи учебника и готовить её краткий пересказ, смотреть слайдовую презентацию учителя, работать с иллюстрациями учебника, отрабатывать навыков выразительного чтения
|
Тема 6.2.
|
|
|
Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное, связь с фольклором, особенности языка и образов.
|
Собирать материал о балладе из учебника, представлять художественный выборочный пересказ
|
|
А.С.Пушкин
|
15+2
|
|
|
Тема 6.3.
|
|
1
|
Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина. Поэт и литературный Петербург.
|
Представлять собственные слайдовые презентации о Пушкине, отрабатывать технику выразительного чтения, собирать материал о Лицее и о впечатлениях Пушкина о Державине, работать с иллюстрациями учебника
|
Тема 6.4.
|
|
1
|
Лирика природы: «Деревня».
|
Отрабатывать технику выразительного чтения, заучивать наизусть 1 строфу, анализировать вместе с учителем стихотворение, самостоятельно работать со статьёй учебника
|
Тема 6.5.
|
|
1
|
История создания и художественные особенности элегии «Редеет облаков летучая гряда…»
|
Самостоятельно готовить рассказ о создании произведения и читать его выразительно, прослушивать аудиозаписи
|
Тема 6.6.
|
|
1
|
Стихотворение «Зимнее утро». Отработка элементов анализа поэтического текста.
|
Прослушивать выразительное чтение, устно рисовать представленные картины, рассматривать иллюстрации и создавать собственные, находить средства выразительности
|
Тема 6.7.
|
|
1
|
Стихотворные размеры: хорей и ямб.
|
Прослушивать сообщение учителя, работать со статьёй учебника, определять размер стиха на отрывках из произведений Пушкина
|
Тема 6.8.
|
|
1
|
Практическое занятие по теме «Двусложные размеры стиха»
|
Определять стихотворные размеры, строфы, стопы
|
Тема 6.9.
|
|
1
|
Интерес Пушкина к истории России. Роман «Дубровский»: история создания, историческая эпоха на страницах произведения.
|
Прослушивать сообщения учителя и обучающихся, смотреть презентации «Усадьба 19 века»
|
Тема 6.10.
|
|
1
|
Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский: дружба и причины ссоры.
|
Исследовать текст, составлять и заполнять таблицу
|
Тема 6.11.
|
|
1
|
Чиновники на страницах романа «Дубровкий»
|
Работать с текстом, собирать материал о чиновнике в России 19 века
|
Тема 6.12.
|
|
1
|
Крепостные крестьяне Дубровского и Троекурова.
|
Работать с текстом, наблюдать за лексикой, составлять таблицу
|
Тема 6.13.
|
|
1
|
Черты характера Кирилы Петровича Троекурова.
|
Заполнять таблицу, учиться выборочному пересказу, составлять план характеристики героя вместе с учителем
|
Тема 6.14.
|
|
1
|
Отец и сын Дубровские.
|
Выразительно читать отрывки из текста, работать с лексикой произведения, составлять план рассказа о героях
|
Тема 6.15
|
|
1
|
Владимир Дубровский –прекрасный офицер, необыкновенный учитель, благородный разбойник.
|
Делать выборку из произведения, составлять перечень сцен с участием героя, выразительно читать отрывки
|
Тема 6.16.
|
|
1
|
Марья Троекурова и Владимир Дубровский.
|
Представлять выборочный пересказ, участвовать в беседе, анализировать сцены из произведения
|
|
|
1
|
Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский»
|
Работать с лексикой произведения, со статьей учебника, слушать сообщение учителя, составлять план рассказа по теме
|
Тема 6.18.
|
|
1
|
Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
|
Подбирать цитаты по теме, анализировать темы сочинений, составлять вместе с учителем план сочинения
|
Тема 6.19.
|
|
1
|
Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
|
Писать сочинение на одну из предложенных тем
|
|
М.Ю.Лермонтов
|
4
|
|
|
Тема 6.20.
|
|
1
|
Годы учения. Кавказ в жизни поэта.
|
Просматривать слайдовые презентации учителя и обучающихся, выразительно читать
|
Тема 6.21.
|
|
1
|
М.Ю.Лермонтов и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике поэта. Стихотворение «Тучи»
|
Читать выразительно наизусть, работать с лексикой, приобретать навыки анализа художественного поэтического текста
|
Тема 6.22.
|
|
1
|
Свобода и независимость в стихотворении «Парус»
|
Читать выразительно наизусть, работать с лексикой произведения и иллюстрациями, с учебником
|
Тема 6.23.
|
|
1
|
Стихотворение «Листок». Многозначность художественного образа в творчестве М.Ю.Лермонтова.
|
Работать с лексикой и иллюстрациями, выразительно читать, приобретать навыки анализа художественного поэтического текста
|
|
Н.В.Гоголь
|
7+2
|
|
|
Тема 6.24.
|
|
1
|
Литературная судьба Н.В.Гоголя
|
Слушать сообщение учителя, сообщения учащихся по заранее подготовленным темам, работать с иллюстрацией
|
Тема 6.25.
|
|
1
|
Повесть «Тарас Бульба»: история создания, темы, проблематика, главные герои.
|
Слушать сообщение учителя, работать с иллюстрацией, совершать экскурс в текст повести
|
Тема 6.26.
|
|
1
|
«Бранное, трудное время…» Степь как образ Родины в повести Н.В. Гоголя
|
Работать с лексикой произведения, представлять художественное чтение, чтение по ролям
|
Тема 6.27.
|
|
1
|
Андрий и Остап. Сходство и различие характеров казаков.
|
Готовить художественный пересказ, работать с текстом и иллюстрациями к произведению, составлять таблицу
|
Тема 6.28.
|
|
1
|
Запорожская Сечь и её роль в формировании характеров казаков.
|
Готовить художественный пересказ, работать с текстом и иллюстрациями к произведению
|
Тема 6.29.
|
|
1
|
Подвиг Тараса Бульбы.
|
Работать с текстом и иллюстрацией, выразительное читать, представлять художественный пересказ
|
Тема 6.30.
|
|
1
|
Казачество в изображении Н.В. Гоголя
|
Работать в группах, собирать материала по теме, работать с текстом
|
Тема 6.31.
|
|
1
|
Подготовка к сочинению по творчеству Н.В.Гоголя
|
Анализировать предложенные темы, работать в группах, составлять план сочинения по предложенной теме
|
Тема 6.32.
|
|
1
|
Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя
|
Писать творческую работу
|
|
И.С.Тургенев
|
4+1
|
|
|
|
|
|