|
Пояснительная записка Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: Цели курса
Пояснительная записка
1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Цели курса:
воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни;
формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся;
осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики;
анализировать и оценивать литературные произведения;
получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова, В. А. Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.
Образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №1 г. Данилова Ярославской области .
Методические письма ГОАУ ЯО ИРО о преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области за предыдущие три года.
Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 г. №1312.
Примерные программы по литературе: Примерная программа основного общего образования по литературе; Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе. Базовый уровень; Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе. Профильный уровень.
Методическое письмо МО РФ о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.).
Учебный план МБОУ СОШ №1 на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом № 117 от10.04.2013 г.)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Согласно письму департамента образования Ярославской области от 14.05.2014 года № 1172/01-10 «Об использовании учебников», а также письму Департамента государственной политики в сфере общего образования от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников» для соблюдения преемственности и непрерывности литературного образования обучение осуществляется по УМК под редакцией Г. И. Беленького.
3. Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания (в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской).
Автор программы – Г. И. Беленький (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012).
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; основное содержание; учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся и список используемой литературы, а также Интернет-источников.
4. Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
Программа соответствует образовательным стандартам общего среднего образования по литературе, «Обязательному минимуму содержания образования для основной и полной средней школы», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари.
Главной задачей изучения литературы в 8 классе является расширение читательского кругозора учащихся, ознакомление учащихся с наиболее значительными произведениями для их возраста, подведение учащихся к определенному уровню начитанности, развитие их читательской самостоятельности. Особенное внимание уделяется актуализации патриотических чувств школьников.
Программа строится по концентрическому принципу и на хронологической основе (от устного народного творчества, от литературы прошлых веков к нашему времени). Он сочетается с жанровым и проблемно-тематическим: устное народное творчество, литературные сказки, басни. Программа предлагает для чтения и разборов произведения разных жанров (сказка, басня, рассказ, пьеса, очерк, стихотворение лирическое и лиро-эпическое), что обогащает читательский опыт школьников. Кроме того, выявляются проблемно-тематические связи произведений, созданных в разные периоды истории.
В программе Г.И.Беленького последовательно осуществляется принцип вариативности. Учитель-автор рабочей программы - воспользовался правом выбирать для чтения и бесед с учащимися одно произведение из нескольких, приблизительно равноценных по сложности, объему и близких по жанру и тематике.
В процессе работы предусмотрено использование различных типов уроков: семинары, диспуты, лекции, мастерские, заочные экскурсии,- использование ииновационных педтехнологий (проектной деятельности уч-ся) Также будут осуществляться межпредметные связи с уроками истории, музыки, изо.
5. Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.
Учитель пользуется программой без каких-либо изменений, так как считает её полностью приемлемой для образовательного учреждения, соответствующей уровню подготовки учащихся, развивающей все основные компетенции, реализующей принцип непрерывности и преемственности образования. Добавлено лишь знакомство с творчеством башкирского поэта Мустая Карима (включён в Обязательный минимум содержания). Кроме того, согласно авторской программе, в курс 8 класса включено изучение рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека», ранее изучавшегося в 9 классе.
6. Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Изучение литературы в основной школе подчинено целям воспитания читателя и гражданина и направлено на формирование свободы общения с искусством слова, понятий о родах и жанрах литературы и представлений об основных эпохах развития словесного искусства.
Развивая чувства и воображение читателя-школьника, глубину понимания содержания литературных произведений и мотивированную оценку художественной формы, изучение литературы в школе призвано сформировать ценностные ориентации ученика, его отношение к Родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, собственной личности.
Интерпретация литературного произведения, в которой личностное отношение к тексту соотнесено с его объективным смыслом, сопоставление литературного произведения и его художественных интерпретаций в изобразительном искусстве, музыке, театре, кино может стать существенным направлением школьной работы по литературе.
Реализация этих целей в стандарте требует от программ по литературе выделения этапов литературного образования в школе, определения стратегических задач каждого из них и состава художественных произведений, на материале которых эти задачи осуществляются. В 8-м классе наступает пора нравственного самоуглубления. Отношение к художественному произведению становится личностным и субъективным. Сосредоточенность подростка на себе часто мешает ему видеть объективный смысл произведения. Авторская идея заслоняется его собственными личностными проблемами. Стремительный рост творческого воображения учащихся в этом возрасте ведет к произвольному истолкованию ими текста. Самое интересное и в истории, и в литературе для данного периода — человеческое проявление, мотивы поступка героев. Это время бурного овладения школьниками лексикой арго, в которой стилевые потоки речи позволяют вести своего рода социальную игру, пробу сил личности, выходя из общепринятой традиции языковых норм. Психологический анализ произведения, дискуссии по его нравственным проблемам и литературное творчество ребят, связанное с проявлением собственной оценки произведения, оказываются на первом плане деятельности школьников на этом этапе.
В 8-м классе основной задачей литературного образования становятся актуализация нравственной проблематики литературного произведения и систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Читательская интерпретация литературного произведения сопоставляется с научным его истолкованием и художественными интерпретациями текста в музыке, изобразительном искусстве, театре и кино. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, памфлет, стихотворение в прозе, послание, хокку, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия, водевиль). Понятия, изученные в 5—7-м классах (сюжет, композиция, конфликт, образ и т. д.), индивидуализируются в зависимости от рода и жанра. Вводятся понятия о творческой истории произведения, взаимодействии жизненного материала и художественного сюжета, биографии писателя и его мировоззрения. Творческие работы учеников предполагают сочинение стилизаций в духе изученных литературных жанров (народная лирическая песня, ода, послание, эпиграмма, элегия, письмо литературного героя, дневник героя, стихотворение в прозе, путевые заметки, проект памятника литературному герою). Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов, автор и герой в произведении, сравнение редакций текста, сравнение переводов текстов зарубежных писателей, сопоставление актерских трактовок роли, рецензия на спектакль, фильм, телепередачу, концерт, художественную выставку, эссе на тему одной из волнующих нравственных проблем. Усложняются понятия о структуре произведения (хронотоп, сказ, фантастическое и реальное, антитеза и симметрия в композиции, реминисценции и заимствования, пародии, средства создания образа в литературе и кино и т. д.), о стихотворной речи (акцентный стих, пиррихий, спондей, перенос), о национальном и индивидуальном началах в художественном стиле.
Сочинения и творческие работы настойчивее предлагают сравнивать художественные стили, жанры произведений, принадлежащих разному времени. Сопоставление произведений разных авторов обостряет внимание школьников к проблеме традиций и новаторства. Сравнение режиссерских трактовок фильма, спектакля и литературного произведения формирует у учеников умения, необходимые для интерпретации художественного произведения. Очерки и эссе по нравственным, социальным, эстетическим проблемам выявляют ценностные ориентации учеников, заканчивающих основную школу.
У восьмиклассников вместе с бурным прогрессом в развитии читательского воображения происходит частое отклонение от авторского смысла произведения. Литературное развитие ученика непосредственно связано с общим развитием, с формированием мировоззрения, эволюцией нравственных оценок и представлений. Поэтому курс литературы в школе опирается на общее развитие ученика и стимулирует его, способствуя росту личности. Обучение учитывает возрастные возможности ученика, но не позволяет ему довольствоваться уже освоенным уровнем развития. В этом смысле задачи образования опережают достигнутый уровень развития, и обучение становится процессом конфликтным, процессом преодоления прежнего состояния ученика.
Цель литературного образования не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, отработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми. Не решив эту задачу, образование не может влиять на ценностные ориентации личности и тем более направлять ее реальное поведение.
Искусство по самой своей природе нравственно, ибо позволяет боль и радость другого человека переживать как потрясение собственной судьбы, воспринимать далекие события как осязаемое близкое. Искусство — незаменимый в духовном сознании общества способ связи человека и человечества. Искусство гуманно по своей природе, оно помогает человеку преодолеть конфликт между должным и сущим, сделать высокое желанным.
Нравственный и эстетический потенциал литературы раскрывается лишь при определенном эстетическом уровне восприятия искусства. Если мы хотим, чтобы русская и мировая культура действительно влияли на развитие ученика как человека и гражданина, надо в процессе школьного изучения литературы создать систему роста и постепенного усложнения эстетической деятельности, конкретно определить пути формирования читательских умений ученика, развития его сознания, устной и письменной речи. В основе новой программы лежат пять принципов, определяющих ее структуру.
1. Соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста.
2. Ориентация содержания программы и характера работы по литературе на развитие ученика с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе.
3. Выделение в программе основных эпох исторического развития искусства для формирования целостного мировоззрения, системного взгляда на мир.
4. Учет социальных потребностей времени, общественной психологии поколения.
5. Развитие литературных способностей школьника, позволяющих воспринимать искусство слова и выражать себя в устной и письменной речи.
К собственно литературным способностям мы можем отнести качества, в разной степени развитые у читателя и писателя.
1. Способность выразить в слове чувство, представление, мысль и добиться адекватного их соотношения. Диапазон проявления этой способности очень широк. Если читатель испытывает эстетическое удовлетворение от верно найденного художником выражения, то в писателе живет страсть к поиску слова.
2. Способность образной конкретизации слова, прорастание слова в зрительные, слуховые и иные ассоциации. Однако писатель и читатель, необходимо наделенные «воображением мятежным», производят разные действия. Читатель преображает словесный материал, созданный писателем. Писатель из материала жизни творит действительность искусства.
3. Эмоциональная чуткость к слову, интонации и стилям речи, которая проявляется в игре словом, цепкости памяти на слово и фразу, способности по отдельному выражению угадать собеседника, опробовании речевых потоков — от жаргона до литературного языка. Однообразие речевых потоков, как правило, является признаком отсутствия литературных способностей.
4. Целостное отношение к литературному произведению, общий взгляд на его архитектонику, улавливание связей между частями текста, концепционное восприятие композиции.
5. Различение индивидуальных художественных систем и исторически несходных стилей в искусстве слова. Быстрота и точность узнавания писателя и эпохи по фрагменту текста.
Литературные способности проявляются не наличием отдельных из перечисленных качеств, а всем комплексом. Отсутствие одного из качеств может нарушить контакт человека с искусством слова.
Стимулирование литературных способностей происходит и при анализе текста, и при изучении теоретико- и историко-литературных понятий, и в процессе внеклассного чтения. Но необходима и специальная работа, суммирующая эти воздействия. Поэтому мы ввели в программу раздел «Литературное творчество», в котором виды работ меняются в зависимости от предпочтительного для ученика вида деятельности.
Задания по литературному творчеству не могут быть скопированы в классах разного уровня, не могут быть обязательны для учеников с несходным индивидуальным типом литературного развития. Выбор варианта творческой работы зависит от интересов и возможностей ученика, который не обязан выполнять все предложенные задания, но может выбирать их так, чтобы в течение четверти сделать две-три работы.
Литературное творчество включает в себя и элементы художественной деятельности, связанной с другими видами искусства (музыка, живопись, графика, театр и т. д.).
Задачи литературного образования меняются на каждом этапе обучения. В программе не только предлагается определенный материал, перечень содержательных проблем каждого класса и темы, но и намечаются система действий ученика и учителя, способы освоения материала. Они, как, впрочем, и сам перечень произведений, не являются строго обязательными, однако открывают реальные способы развития читателя. В зависимости от уровня литературного развития класса, индивидуальных склонностей учеников учитель может варьировать программу, меняя количество часов в темах, переводя некоторые произведения в раздел внеклассного чтения. Но эта свобода не должна снимать задачи, поставленные перед курсом класса в целом.
На третьем этапе литературного образования (8—9-й классы) необходимо открыть ученикам законы литературы как особого вида искусства. Поэтому теория литературы и нравственно-исторический аспект изучения словесного искусства выдвигаются на первый план, и настоятельно необходимым становится системное сопоставление литературы с другими видами искусства — живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино.
Рассмотрим теперь критерии литературного развития ученика, которые во многом должны определять формы и направленность процесса изучения литературных произведений. Эти критерии разнообразны, но, только примененные комплексно, они могут дать целостную картину отношений ученика с искусством слова. Выделим важнейшие, на наш взгляд, критерии литературного развития, определенные целями школьного курса литературы.
1. Начитанность учащегося, направленность его читательских интересов, круг литературных явлений, значительных для него, активность их оценки, любовь к чтению, постоянство потребности в книге.
2. Умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы и определить социально-нравственную позицию автора произведения.
3. Объем историко- и теоретико-литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста, определять ценность его в общем потоке литературы.
4. Уровни развития разных сторон читательского восприятия:
эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, герою произведения, автору); активность и объективность читательского воображения — воспроизводящего и творческого;
постижение содержания произведения на уровнях репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к тексту, размышление над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев), синтезирующем (концепция произведения в целом); осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
5. Умения, связанные с анализом художественного произведения:
а) находить эмоциональный лейтмотив (общий тон, настроение), основную проблему произведения;
б) проследить развитие сюжета в эпическом произведении, конфликта в драме, смену чувств в лирическом стихотворении;
в) мотивировать слово-образ и определить стилистическую окрашенность повествования;
г) сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличия авторской позиции;
д) видеть движение мысли писателя от замысла произведения к художественному его осуществлению и сравнивать фрагменты вариантов текста;
е) выделять общие свойства произведений одного жанра и различать индивидуальное своеобразие писателей в его пределах.
6. Способности и умения, связанные с литературно-творческой деятельностью учащихся:
а) умение выразить чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения;
б) умение видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа;
в) умение передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении;
г) умение оценить игру актеров в отдельной сцене, сравнить эпизод эпического произведения с его экранизацией или иллюстрацией к нему;
д) умение составить киносценарий и подготовить инсценировку по фрагменту литературного текста и т. д.
В программе выделен особый раздел — «Литературное творчество», который предлагает осваивать в эстетическом действии опыт знакомства учеников с классическими текстами и, овладевая разными стилями, пластически передавать собственные впечатления о жизни и об искусстве.
В старших классах предстоит овладеть новыми умениями (среди них основное — оценка художественных интерпретаций текста и создание собственной интерпретации):
а) умением эмоционально откликнуться на произведения разных жанров, в выразительном чтении передать стиль, характерный для писателя;
б) умением сравнить трактовку роли разными актерами;
в) умением, сопоставив иллюстрации к тексту, определить общую трактовку художником литературного произведения;
г) умением написать отзыв о театральном спектакле, инсценировке, экранизации изучаемого произведения;
д) умением написать рецензию на произведение современной отечественной и зарубежной литературы.
Соответственно выделенным критериям литературного развития должны быть изменены формы опроса и учета знаний и умений учащихся.
В 8-м классе необходимыми формами зачетной работы по литературе становятся сравнение произведений разных писателей, сочинения типа характеристики героя. По жизненным впечатлениям ученики пишут очерк о человеке интересной судьбы, эссе. В 8-м классе проверочными формами письменных работ могут стать сочинения по нравственным проблемам на основе литературных произведений и жизненных впечатлений, сочинения на тему биографии писателя, сочинения типа сравнения литературных героев и произведений в целом, рецензии на театральный спектакль по изученному в школе драматическому произведению, на экранизацию эпического произведения, рецензии на произведения современной отечественной и зарубежной литературы. Для проверки литературно-творческих способностей школьников в 7-м и 8-м классах следует практиковать сочинения в жанре письма, дневника.
Внеклассное чтение создает необходимые предпосылки для изучения литературы на уроках. Это не фон, а основа литературного развития. Заинтересованность в изучении литературы не может возникнуть вне широкого читательского опыта. В этих целях мы часто опережаем внеклассным чтением уроки литературы. В то же время внеклассное чтение стимулируется и направляется уроками литературы. Однако общие импульсы во внеклассном чтении не должны приводить к нивелированию, стандартизации читательского вкуса и опыта. Их нетождественность — залог заинтересованного обмена впечатлениями на уроках внеклассного чтения. Свобода выбора книги для внеклассного чтения отражает реальное различие уровней литературного развития и индивидуального своеобразия личности ученика. Для учителя внеклассное чтение — лучший способ проверки эффективности обучения в сфере свободного общения с искусством. Теория литературы в программе связана с конкретным изучением художественных явлений. Последовательность освоения теоретико-литературных понятий определяется индукцией. От микроэлементов текста (троп) к освоению структуры художественного произведения — таков круг теории литературы в 5—6-м классах. В 7—8-м классах основой теоретико-литературного образования становятся роды и жанры литературы и повторение на новом уровне, в пределах рода и жанра, наблюдений над микро- и макроструктурой художественного произведения. В 9-м классе главной задачей теоретико-литературного образования является прослеживание исторического развития родов и жанров, а также литературных направлений.
Подобное рассмотрение теории литературы готовит учеников к историко-литературному курсу старших классов, где литературный процесс предстает как сложное взаимодействие социальных и эстетических влияний, национальных и индивидуальных свойств искусства. Таким образом, во всех сферах литературного образования (чтение и анализ произведения, теория литературы, внеклассное чтение, литературное творчество) авторы программы стремятся избежать аналогичных на разных ступенях развития операций и стимулировать поступательное развитие учеников.
Программа рассчитана на творческую инициативу учителя, которая может проявиться в перенесении книг из круга внеклассного чтения в основной ряд текстуального изучения произведений (и наоборот), в расширении круга внеклассного чтения соответственно читательским устремлениям учеников, в перестановке, сжатии и расширении отдельных тем программы, в замене видов деятельности. Программа намечает основное русло обучения, в пределах которого учитель свободно избирает темы и масштаб их освоения.
Главным показателем работы учителя является уровень развития его учеников. Объем теоретико- и историко-литературных знаний, начитанность являются важными, но скорее внешними, информативными показателями уровня литературного развития ученика. Они легко поддаются количественному измерению, но не могут полноценно и прямо свидетельствовать о развитии литературных способностей школьника. Более существенными в этом смысле проявлениями литературного развития оказываются характеристика качества чтения и творческие работы учеников, которые труднее подвергаются анализу и четким оценкам. Творческие работы учеников по литературе еще не нашли столь четкого плана оценки, но основными показателями здесь являются самостоятельность мысли, личностность слога, обращенность речи к определенному собеседнику, оригинальность образности и композиции сочинения, соответствие его жанра избранной теме и отношению к предмету речи. Разумеется, о работе учителя следует судить не только по результатам его деятельности, которая далеко не сразу приводит к желаемым эффектам. Литературное развитие школьника зависит от множества факторов — семьи, среды, информационного фона, вкусов поколения, национальных традиций и так далее — вплоть до личной одаренности школьника. Все они находятся вне воли учителя, но существенно влияют на результаты его деятельности. Поэтому в оценке работы учителя важно учитывать его усилия, их постоянство и настойчивость, верность их направленности. Здесь прежде всего важны качество уроков, разнообразие и ритм внеклассной работы, оправданный выбор программы и учебника для уровня развития данного класса, мотивированность построения системы уроков, виды деятельности учеников в домашних заданиях и многое другое, включая частоту проведения письменных работ и проверки тетрадей.
Урок литературы в силу его специфики и отличия от уроков по предметам, где материалом работы не является искусство, предъявляет к учителю ряд требований, связанных с эффективностью процесса общения: вызывание в учениках потребности в предлагаемой информации и создание установки на чтение и анализ литературного произведения, новизна информации по отношению к тем представлениям, которые сложились у учеников, нахождение совместного ритма общения и поддерживание внимания собеседников друг к другу.
Урок литературы оценивается по тому, насколько он насыщен материалом самого искусства, которое непременно должно в нем присутствовать. Эмоциональное восприятие учениками уроков литературы является одним из первейших требований к нему. Наличие проблемной ситуации и способность учеников активно участвовать в ее разрешении, соотнесенность приемов работы, всей методической инструментовки с характером темы и уровнем развития класса, разнообразие и оправданность видов деятельности школьников, органичность включения в урок аудио- и видеоматериалов, сопряженность проводимого урока с предшествующим и последующим, очевидность для самих учеников сдвига в развитии, который произошел в результате урока, — таковы основные параметры, по которым может быть оценен урок литературы.
Изучение литературы в русской школе исторически имело решающее значение для воспитания подрастающего поколения, определяя жизненные ориентиры личности, утверждая основы национальной культуры.
Десятилетие социальных и идеологических переломов, пережитое нашим обществом в конце XX — начале XXI века, с особой остротой показало необходимость внутреннего преображения человека. Вне развития гуманистического сознания невозможен прогресс общества. Литература как предмет школьного изучения в решении этих задач играет первостепенную роль, поскольку именно искусство позволяет личностно присвоить потенциал культуры и влиять на сознание и поведение учеников школы.
7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.;
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе – 2 часа в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №1 на 2014 – 2015 учебный год и годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 70 чаcов (2 часа в неделю, 35 учебных недель).
8. Формы организации образовательного процесса.
. Для реализации программы используются разнообразные формы организации учебного процесса:
индивидуальная, фронтальная, групповая работа
практическая работа
проектная деятельность.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
- различные виды чтения;
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений.
9. Технологии обучения.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала учениками, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
Информационно-коммуникационные технологии.
Игровые технологии.
Здоровьесберегающие технологии.
10. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Современный этап развития методики преподавания литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Всё шире входит в лексикон понятие «компетенция». Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии, возникающие в следующих ситуациях:
При освоении современной техники и технологии;
Во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
В практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, горожанина, избирателя;
При выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;
При необходимости разрешать собственные проблемы жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.
Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский характер, сама становится предметом усвоения. Другими словами, компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям; следует «учить учиться».
Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.
Как педагог ставлю перед собой основную задачу – создать условия для формирования у учащихся ключевых компетенций на основе прочного усвоения учащимися системы филологических знаний и умений, для творчества, сотрудничества и самореализации детей; показать перспективы саморазвития личности.
Реализация указанных целей и задач возможна на основе следующих ведущих принципов:
1. Принцип гуманизации (создание наиболее благоприятных условий для всестороннего раскрытия интересов, творческих возможностей каждого ребенка, обеспечение реальной заботы о его психологическом комфорте через создание ситуации доверия и успеха).
2. Принцип демократизации (свободное сотрудничество всех субъектов образовательного процесса – учителя и ученика, обеспечение отношений равенства, партнерства между ними, решительный отход от авторитарной жесткости: ученик – личность, духовно равная учителю).
3. Принцип дифференциации (осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом их особенностей, возможностей, интересов и потребностей).
4. Принцип обучающего воспитания (обучение не доминирующий абсолют, а составная часть программы развития и воспитания).
5. Принцип проблемности (создание под руководством учителя проблемных и поисковых ситуаций, активизирующих мыслительную деятельность учащихся, развивающих их творческую самостоятельность).
Литература – специфическая учебная дисциплина, наиболее оптимальная для реализации поставленных задач. Именно этому предмету отводится значение ведущего в формировании основ нравственности, духовности, культуры, самостоятельности и гибкости мышления, в развитии творческих способностей учащихся. Это предмет синкретического воздействия, он способствует обогащению житейским опытом, историческими сведениями, формирует представления о сложности внутреннего мира личности, развивает неравнодушное и творческое отношение к действительности. Литература является также первоосновой для развития языка учащихся, образного мышления на языковой основе, воспитания художественного вкуса, эстетического чувства.
Отношение к изучению литературы как предмета, на наш взгляд, должно измениться. Она рассматривается как средство формирования ключевых компетенций, необходимых современному человеку, чтобы быть успешным в различных сферах жизни.
Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Существуют компоненты ситуации, или речевые условия, которые диктуют говорящему выбор слов и грамматических средств. Это, во –первых, взаимоотношения между собеседниками и их социальные роли. Нет сомнения, что характер речевого общения будет разным в зависимости от того, с кем общаемся, каков социальный статус говорящих: учитель, ученик, студент, каков их возраст, пол, интересы и т.д. Во – вторых, место общения (например, общение учителя с учеником на уроке, во время перемены, в дружеской беседе). Третий, очень важный компонент речевой ситуации, - цель и намерения говорящего. Так, приказ, просьба или требование, конечно, будут отличаться от сообщения, информации или их эмоциональной оценки, выражение благодарности, радости, обиды т.д.
Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, где говорим, и, наконец, с какой целью. Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции.
Некоторые авторы выделяют культуроведческую (этнокультуроведческую) компетенцию, которая обеспечивает формирование русской языковой картины мира, овладение русским речевым этикетом, что является необходимым средством приобщения к национальной культуре. Формирование все выше перечисленных компетенций происходит и на уроках литературы. В силу особой связи литературы с жизнью общества на первый план здесь, помимо других, выдвигается социокультурная компетенция.
Социокультурная компетенция.
Приобретение социокультурной компетенции – это становление представлений человека об окружающем мире. Эти представления и их смыслы, сосредоточенны в структурах сознания, отношения и функционирования образуют специфический этнический, национальный образ мысли. Вхождение учащихся в русский мир и приобретение социокультурной компетенции, образование русской языковой картины мира – это также постижение специфического русского образа мыслей, русского менталитета. Процесс формирования социокультурной компетенции осуществляется при усвоении новых значений лексики и фразеологии а национально – культурным компонентом семантики; знакомстве с исторической и религиозной жизнью народа; осознание смысла текста. Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения.
Учебный процесс понимается как совместное движение учителя и ученика к поставленной цели. Поэтому избираемые формы, методы и технологии направлены на реализацию вышеизложенных принципов, повышение качественного уровня сотрудничества, партнерства субъектов образовательного процесса.
1. Урок литературы – это человекоформирующий процесс (литература – «человековедение»(М. Горький), «история человеческого сердца» (О. Бальзак)). Поэтому в первую очередь это урок-общение, урок-диалог, совместная деятельность учителя и ученика на основе духовного равенства, направленная на формирование у ребенка представления о себе самом и об окружающих его людях. При проведении таких уроков на учителе – особая ответственность: он должен быть образцом культуры ведения диалога, дискуссии, интеллектуальным и коммуникативным лидером.
2. Каждое художественное произведение программы ставит множество нравственных проблем. Основным способом введения ученика в произведение является триединство «деталь – вопрос – проблема». Формирование учебно-познавательной и личностной компетенций происходит через использование элементов технологии проблемного обучения, применение эвристического метода, разработку и использование компетентностно-ориентированных заданий.
3. Основой формирования стойкого интереса учащихся к чтению, воспитания компетентного читателя мы считаем современное прочтение классики, сохраняющей свою актуальность для формирования ценностно-смысловых и общекультурных компетенций личности.
4. Ответ на поставленный вопрос-проблему, который выступает как учебная задача, организуется методом индивидуального и коллективного поиска (используются групповые, межгрупповые и индивидуальные формы работы), что обеспечивает формирование коммуникативной и учебно-познавательной компетенций.
5. Учебные задачи формулируются с учетом уровня подготовленности, самостоятельности учащихся; через разноуровневые задания формируются учебно-познавательные компетенции
6. Созданию условий для формирования вышеобозначенных компетентностей способствует и применение метода творческого чтения, приемов исследовательского, проектного методов.
7. Формирование ценностно-смысловых и общекультурных компетенций осуществляется в том числе и через использование межпредметных связей (литература-история, литература-философия, литература – МХК, литература-ИКТ и пр.).
8. С целью формирования таких аспектов информационной компетенции, как планирование информационного поиска, извлечение первичной, вторичной информации, обработка полученной информации, а также с целью активизации и интенсификации деятельности учащихся используются элементы технологии обучения на основе опорных конспектов (графических схем-опор, схем-таблиц).
Основной организационной формой учебного процесса остается урок. Наряду с традиционными видами урока (лекции, семинары, практикумы) используются и его модернизированные виды:
|
|
|