|
Потребности человека
Северо-Западное управление министерства образования и науки Самарской области
ГБОУ ООШ с. Старый Буян
План-конспект урока
по обществознанию в 8 классе учителя высшей категории Гориной Натальи Константиновны
Тема: Потребности человека
Цели:
Познакомить учащихся с классификацией потребностей.
Способствовать усвоению учащимися основных понятий темы.
Развивать умение работать в группе, с документами, сравнивать, оценивать, использовать знания, полученные на уроках обществознания.
Развивать умение анализировать иллюстрации.
Развивать умение выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде.
Развивать умение оценивать изученный материал (с позиции значимости) и свои достижения.
Способствовать воспитанию в себе потребностей высшего порядка, духовные потребности.
Стимулировать развитие познавательного интереса.
Оборудование:
Учебник.
ПК, проектор.
Презентация к уроку.
Основные понятия: потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей.
Предполагаемый результат:
Знание учащимися классификации потребностей.
Умение учащихся распознавать и правильно употреблять в различных контекстах основные понятия по теме: потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей.
Умение работать в группе, с документами.
Умение выделять главную мысль и делать выводы по изучаемому социальному явлению.
Умение выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции.
Ход урока
№
п/п
|
Название этапа урока
|
Содержание этапа
|
Вспомогательный материал
|
Время
этапа
|
1.
|
Организационный момент
|
- Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь! Новый день в разгаре! Но мы с вами так, же спокойны и добры, приветливы и дружны как утром! Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу.
- Ребята, сядьте удобнее, закройте глаза и представьте, что вы – цветок, который ещё не распустился. Но вот лепестки начинают раскрываться, цветок медленно распускается… и совсем раскрылся. Лепестки тянутся к солнцу, потянулись, потянулись.… Откройте глаза. Встряхните руками. Потянитесь ещё раз. Вы отлично отдохнули. Представьте свой любимый цветок. Мысленно возьмите его в руки. Нежно прикоснитесь к его лепесткам. Почувствуйте запах. Представьте себе, как приятно его видеть.
- Надеюсь, что так же приятно нам с вами сегодня будет работать на уроке.
|
Слайд №1
|
2 минуты
|
2.
|
Проверка домашнего задания
|
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с такими понятиями как личность, индивид, человек. Говорили о влиянии социальной среды на развитие личности.
- Предлагаю вспомнить основные моменты прошлого урока.
1. Ответьте на вопрос: Можно ли поставить знак равенства между понятиями «личность», «человек», «индивидуальность»? Обоснуйте свой ответ.
2. Восстановите схемы.
3. Завершите фразы:
Талант и гениальность – это ………
При формировании личности оказывает влияние …………
Личностью нельзя назвать …………….
- Молодцы! Тему прошлого урока вы усвоили достаточно хорошо.
|
Слайд №2
Слайд №3,4
Слайд №5-9
Приложение 1
Слайд №10
|
7 минут
|
3.
|
Формулирование темы урока
|
- Одним из компонентов понятия человек – это то, что человек имеет свои желания, стремления, хотения, то есть Потребности.
- И сегодня мы с вами поговорим о Потребностях человека. Познакомимся с классификацией потребностей.
|
Слайд№11
Запись темы в тетрадь
|
2 минуты
|
4.
|
Работа с новым материалом
|
- Ребята, перед вами лежат чистые листочки, составьте список своих потребностей за прошедшую неделю. Запишите все, что вы хотели, чего вам не хватало, в чем испытывали нужду.
- Что же такое потребность?
(Надобность, нужда в чём-нибудь, требующая удовлетворения.)
- Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, наступает ощущение неудовлетворенности. Чтобы снять данное ощущение необходимо предпринять определенные действия, чтобы удовлетворить потребности.
- Используя список своих потребностей, расскажите нам, какие бывают потребности и как их можно удовлетворить.
- Ребята, мы видим, что потребностей у каждого человека достаточно много и они довольно разные.
Мы с вами попробуем систематизировать, структурировать все виды потребностей. Для этого мы будем использовать классификацию потребностей американского психолога Абрахама Маслоу, который первым создал иерархическую теорию потребностей. Сразу заметим, что в этой иерархии потребности располагаются в восходящем порядке, от низших, биологических, к высшим – духовным.
Итак, исходя из пирамиды потребностей человека, мы видим, что два вида потребностей низшего порядка являются первичными, врожденными.
Физиологические потребности – это потребности человека в пище, дыхании, жилище, движениях, отдыхе, предохранение себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода, дождя и так далее).
Потребности в безопасности выражают стремление сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от стихийных бедствий. Сюда же можно отнести физическую безопасность – потребность в хорошем здоровье, безопасность на улицах, отсутствие войн и конфликтов.
Так же сюда относится и экономическая безопасность – потребность в работе, желание иметь постоянный заработок.
Остальные виды потребностей относятся к вторичным, приобретенным.
Социальные потребности свидетельствуют о том, что человек – существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы желаем дружить, любить, общаться, заботиться о других людях, помогать близким. Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим.
Престижные потребности, напротив, показывают, что человеку присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, обращать на себя внимание, желание получить более высокий статус, престиж, признание. Данные потребности называют еще эгоистическими, они ориентированы на самого себя.
Духовные потребности – это стремление выразить через творческую активность все, на что способен человек, то есть самореализоваться. Духовные потребности многообразны и очень важны для человека.
- Возвращаемся к списку ваших потребностей. Напротив каждой потребности обозначьте ее вид.
- Проанализируйте результаты, которые у вас получились. Каких потребностей у вас больше? Какие потребности отсутствуют?
- Мы можем говорить о том, что низшие потребности присущи всем людям в равной степени, а вот высшие – в неодинаковой.
Духовная потребность – высший уровень в иерархии потребностей, это, по существу, есть потребность индивида стать личностью.
Побудительной силой обладают именно неудовлетворенные потребности. Пока человек голоден, он будет предпринимать попытки удовлетворить данную потребность.
Высшие потребности вносят больший вклад в формирование личности, чем низшие.
Отрицательно сказывается на формирование личности подавление потребностей любого уровня.
Таким образом, чем выше находится в пирамиде Маслоу потребность, тем сложнее ее удовлетворить. Самыми неподатливыми являются духовные потребности. Удовлетворить их – значит обрести смысл жизни, предпочесть добро злу, относится к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.
|
Тетради
Толковый словарь
Слайд №12
Слайд №13
Слайд №14
Слайд №15
Слайд №16
|
18 минут
|
5.
|
Закрепление изученного материала
|
1. Определите, какие потребности проиллюстрированы.
2. Определите, верны ли следующие суждения.
3. Составьте синквейн по теме.
|
Слайд №17-21
Слайд №22
Тетрадь
Слайд №23-24
|
7 минут
|
6.
|
Домашнее задание
|
§ 6, стр. 50-51, вопросы и задания
|
Слайд №25
|
2 минуты
|
7.
|
Итог урока
|
О чем мы с вами сегодня говорили на уроке?
Какие бывают потребности?
Кто является автором иерархической теории потребностей?
Молодцы! Сегодня на уроке вы хорошо работали. Выставляем отметки.
Урок окончен. До свидания!
|
|
2 минуты
|
8.
|
Дополнительный материал
|
Вспомните сказку А.С. Пушкина «сказка о рыбаке и рыбке»
Старик жил со своею старухой у моря в ветхой избушке, и ничего у них не было, кроме старого корыта. Однажды старик поймал золотую рыбку, которая могла выполнять любое желание. Сначала старуха попросила у рыбки новое корыто, потом – избу. Затем ей захотелось стать столбовой дворянкой, потом – царицей. И наконец – владычицей морской и хозяйкой золотой рыбки. Последнее желание старухи рыбка не выполнила, наоборот, она отняла у старухи все полученное.
- Перечислите, какие виды потребностей возникли у старухи?
- Перечислите, какие потребности не возникли.
- Какие выводы можно сделать из сюжета сказки?
|
|
|
Приложение 1
Талант и гениальность – это ___________________________________________________
При формировании личности оказывает влияние _________________________________
Личностью нельзя назвать ____________________________________________________
|
|
|