|
Двухдневный семинар по творчеству И. Тургенева
Глава 1.
Двухдневный семинар по творчеству И.Тургенева
Современные словесники постоянно ощущают необходимость вариативно использовать методы изучения литературы в старших классах, модернизировать их с учетом специфики предмета и все изменяющегося характера контакта ученика с литературным произведением и окружающей жизнью. Трудно нам и придерживаться в учебном процессе определенной иерархии видов деятельности и все усложняющегося общения с художественным текстом. Этому служат:
- чтение литературного произведения,
- его разноаспектный анализ;
- комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами: письмами, мемуарами литературно-критическими статьями и научными исследованиями, биографией писателя; с позиций историко-литературных категорий и т.п.;
-претворение литературных произведений в других видах искусства: музыке, живописи, кино, театре;
-литературное творчество по мотивам изученных текстов и жизненных впечатлений учеников.
Все перечисленные методы обучения органично используются в системе семинаров, вот уже 10 лет ежегодно проводимых в Санкт-Петербургской школе № 27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков. Меняются организационные формы, технические параметры, совершенствуется мастерство учителей и ассистентов-учеников, но семинарий остается одной из интереснейших форм совместной деятельности ученического и учительского коллектива.
Его участники-десятиклассники (параллель или один класс), словесники школы, администрация.
В рамках семинара педагогическая ситуация осложняется тем, что организуется не только общение учителя с учениками (чаще всего двух классов), общение десятиклассников, плодотворно внутри творческого коллектива, но устанавливаются «контакты» с литературным текстом, личностью писателя. Общение с искусством предполагает способность воплощения себя в литературного героя, его автора; вписывание в незнакомые жизненные ситуации, т.е. выходы за пределы личностного Я, преображение СЕБЯ.
Совершенствуется и личностный характер общения старшеклассников плодотворно протекающий при соблюдении некоторых условий:
-спонтанность восприятия, одновременность, совместность реакций собеседников;
-собеседники-«сотворцы» должны обладать различным объемом и характером информации, чтобы состоялось взаимообогащение участников творческой группы;
-заинтересованность общим предметом обсуждения, совместной деятельностью, ее положительными результатами;
-отбираются нравственно актуальные для сознания учеников произведения и творческие приемы интерпретации художественного текста, увиливающие эмоциональное начало учебной деятельности.
Все высказанные соображения помогли сформулировать задачи семинария:
-осмысливать текст как самостоятельную культурную единицу;
-воспринимать произведение не только в историческом пространстве, но и в общекультурном контексте;
-определять специфику творческой манеры писателя в создании художественных образов;
-выделять композиционно значимые «ключевые» эпизоды и уметь объяснять их значение в общей структуре художественного произведения;
-познакомить с основными приемами анализа авторского текста;
-четко формулировать и убедительно аргументировать свое мнение оппонировать и вступать в дискуссию, искусно выстраивать и поддерживать диалог;
-эффективно взаимодействовать в творческой группе;
-проявлять свои таланты в комфортных условиях семинара.
Условия проведения семинара
Оптимальное количество участников – от 30 до 60 человек (1-2 класса).
Просторное помещение (возможно актовый зал) с количеством мест соответствующим числу «семинаристов». По периметру расставляются столы, за которыми располагаются участники творческих групп с ассистентами.
Аудитория оборудуется телевизором, видеомагнитофоном для демонстрации избранных эпизодов из кинофильмов, снятых по произведениям писателей, творчество которых изучается на семинарах. Музыкальное сопровождение обеспечивает магнитофон. Школа может снимать видеокамерой все, что происходит на семинаре. Эти материалы помогут эффектнее работать с ассистентами, с другими группами учащихся в последующие годы обучения.
Для отдыха и разрядки на семинаре отводится время для музыкальных пауз, поэтому в зависимости от возможностей и способностей учеников и учителей понадобятся музыкальные инструменты: фортепиано, гитара, скрипка, флейта или другие.
Для выполнения творческих заданий используются цветные карандаши, мелки, краски, листы ватмана.
Организация семинара
За полторы – две недели до занятий учитель настраивает школьников на предстоящую творческую работу: показываются лучшие видеофрагменты предыдущих семинаров; определяется блок тестов, которые необходимо заранее прочитать.
Тексты к семинару
И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе», «Фауст», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Первая любовь», «Гамлет Щигровского уезда», «Гамлет и Дон Кихот».
Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на рандеву».
И.В.Гете. «Доктор Фауст»
В.Шекспир. «Гамлет»
М.Сервантес. «Дон Кихот» (отдельные главы)
Положительный эмоциональный фон обучения создается и домашними средствами: для того чтобы чувствовать себя комфортную ситуацию (мелкие игрушки, памятные вещи и тому подобное). Вместе с тем необходимо объяснить, что обстановка и вещи, которые принесут, должны максимально способствовать концентрации и работе на семинаре, а не расслаблению.
Учитель (учителя)
Конечно, хорошо, если в проведении семинара участвует не один учитель, а два или более – это позволяет распределить нагрузку, и увеличить результативность семинара. Вместе с тем требуется четкая координация и распределение обязанностей между учителями во время семинара.
Ассистенты
Для участия в семинаре приглашаются ассистенты из 11-го класса. Как правило, это учащиеся, которые сами прошли этот семинар. Если же вы проводите его впервые, то необходимо выбрать ассистентов, основываясь на следующих характеристиках.
Ассистенты должны:
-хорошо усвоить курс русской литературы 10-го класса;
-иметь желание участвовать в семинаре;
-быть лидерами, инициативными, но не конфликтными.
Количество ассистентов зависит от количества групп (по одному на группу). Это поможет увеличить эффективность семинара в условиях групповой работы, когда учитель не может контролировать работу всех групп.
Ассистенты должны узнать о семинаре приблизительно за две недели до его проведения. Они должны восстановить в памяти знание творчества писателя и тексты. Работа с ассистентами – это отдельная работа учителя. Ассистенты должны узнать расписание семинара, четко представлять, что от них требуется, и осознавать ответственность за свою работу.
Время проведения семинара
Первый семинар был рассчитан на три дня. Проводились и однодневные семинары. Но многолетняя практика показала, что оптимальное время для проведения – два дня по шесть часов. Это позволяет ученикам не утомиться от изучения литературы, и вместе с тем глубоко погрузиться в мир тургеневских произведений и шире – в мир литературы.
Ход семинара
1 день
Тема. Художественный импрессионизм и скрытый психологизм произведений И.С.Тургенева.
Первый день семинара – самый сложный. Он требует максимальной концентрации от преподавателей и ассистентов. Прежде всего необходимо познакомиться (если в семинаре принимает участие несколько классов) и настроиться на работу.
Коллективное пение (9.00-9.20)
Учащиеся расселись за столы по группам, места известны заранее, их распределяет учитель, основываясь на психологических особенностях учеников. Группы по уровню должны быть равными. У каждого ученика на груди значок с именем. Это необходимо для ассистентов и в случае, если в семинаре участвуют ученики нескольких классов.
Учитель произносит приветственное слово, объявляет цель и задачи, сообщает расписание и правила работы семинара, представляет ассистентов.
Коллективное пение позволяет настроиться на определенную эмоциональную волну, необходимую для изучения текстов Тургенева, позволяет сосредоточиться и почувствовать единение с группой, классом.
Репертуар
Репертуар пения может быть абсолютно разным. Это зависит от вкусов учеников и учителей, от настроя и возможностей. (Конечно, песни должны соответствовать целям и стилю семинара, и репертуар должен быть хорошо продуман – от «Лорелеи» до «Как здорово, что все мы здесь…».) За 10 лет проведения семинара в 27 школе сложился свой, уже ставший традиционным репертуар.
Знакомство ассистентов с группами (9.20. – 9.35).
Для эффективного взаимодействия все участники должны быть хорошо знакомы друг с другом. Для этого в группах ассистенты проводят коротенький психологический тест, а также рассказывают о себе. В свою очередь, ученики также представляются и рассказывают о себе.
Первое задание (9.35 – 10.35)
Представители групп по очереди вытаскивают карточки с названиями произведений – всего по количеству групп (обычно 6): «Фауст», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви», «Ася», «Вешние воды», «Первая любовь».
Каждая группа должна за 20 минут выбрать кульминационный или наиболее выразительный эпизод из текста и представить его на сцене как пантомиму. К выступлению необходимо подобрать соответствующее музыкальное сопровождение. После – прокомментировать: почему был выбран именно этот эпизод и данная музыка.
Выполнение такого задания позволяет проникнуть в атмосферу тургеневского текста, начать чувствовать его музыкальность и связь с другими видами искусств (что для Тургенева было очень важно).
Всего на подготовку и выполнение задания отводится не более 60 минут.
Творческий перерыв (10.35 – 10.45)
Здесь можно использовать пение, малопожвижные игры (например, «Руку правую вперед» или «У оленя дом большой») или танцы (например, Лентка-Енка, Сертаки и т.п.).
Второе задание. Работа в группах. (10.45 – 12.00)
Каждая группа получает задание для основного обсуждения. Задание сформулировано в виде проблемного вопроса (на который требуется ответить) или тезиса (который нужно подтвердить или опровергнуть).
Примерные вопросы и тезисы для групп.
А) Идея о «русском Гамлете». Как она соотносится с идеей шекспировского «Гамлета»? («Гамлет Щигровского уезда», «Гамлет» Шекспира.)
Б) Эволюция чувств NN к Асе. Как выражается мастерство Тургенева в передаче скрытого психологизма в «Асе»?
В) Воля или безволие, воплощены в образе Санина и других персонажей повести «Вешние воды»? Выбор или рок влияет на жизнь Санина?
Г) Развитие темы любви в повести «Первая любовь». Молодость и настоящая любовь – две вещи несовместимые? (по произведениям «Первая любовь» и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.)
Д) Несет ли человек ответственность за свой нравственный выбор? (по произведениям «Фауст», «Клара Милич», «Фауст» Гете).
Е) «Ася» и «Фауст» - философский подтекст о любви и жизни через идею произведения и способы его подачи.
Ассистенты направляют учащихся. Учитель также координирует работу групп. Во время обсуждения и выступлений может осуществляться видеосъемка. Впоследствии на уроках работа с видеозаписью поможет учащимся увидеть себя со стороны, услышать свою речь, отметить недостатки и достоинства как в выступлениях группы в целом, так и в индивидуальных ответах; оценить качество своей речи и уровень концептуального ответа по поставленной проблеме; оценить качество вопросов; сделать вывод о том, в каком направлении нужно работать над собой, своей речью, своими ответами.
Перерыв (12.00 – 12.30)
Пение, игры, большой перерыв
Общее обсуждение (12.30 – 14.30)
Общее обсуждение – самый трудный вид деятельности на семинаре. Учащиеся не только учатся выступать перед большой аудиторией и логично, четко и ясно излагать свои мысли, но и внимательно слушать, что не менее сложно, концентрироваться, задавать вопросы, вступать в дискуссию (если это необходимо), конспектировать выступления групп.
Важно, чтобы в выступлении принимал участие каждый член группы!
После выступления группы начинается дискуссия, в которой участвуют все члены семинара. После дискуссии группа (иногда с помощью учителя) формулирует или уточняет основные тезисы выступления, если до этого они не были высказаны достаточно четко.
Во время общего выступления требуется сделать два десятиминутных перерыва. Желательно заполнить их подвижными играми или танцами – это позволит снять психическое напряжение и переключить учащихся на другой вид деятельности. Вместе с тем перерывы не должны длиться более 10 минут, чтобы на семинаре сохранилась рабочая атмосфера.
Итоги первого дня (14.30 – 15.00)
После выступления групп учитель подводит итог. К чему мы пришли в результате работы Тургеневского семинара. Какие вопросы, связанные с тургеневским творчеством нам удалось решить? Кроме того, учитель высказывает свое мнение о работе групп. Насколько эффективной и результативной была работа в разных группах и на что завтра участники семинара должны обратить особенное внимание.
Дается домашнее задание на второй день:
Принести тексты: «Стихотворения в прозе», «Дворянское гнездо».
Завтрашний день объявляется Днем сердца. Поэтому каждый участник семинара должен принести завтра сердечко (в любом виде – вырезанное из картона, подушечки, игрушки, шарики и т.п.) и небольшой подарок (который останется в качестве сувенира в память о семинаре).
Анализ работы первого дня семинара (участвуют учителя и ассистенты).
2 день. День сердца.
Тема. Мастерство И.С. Тургенева в изображении персонажей.
Коллективное пение (9.00 – 9.15)
Участники семинара прикалывают к одежде эмблемы с изображением сердца. Разного рода эмблемами, принесенными из дома, они украшают свои столы. Подарки, также заранее принесенные из дома, складываются в специальный ящик для подарков. Кроме того, объявляется о работе почты. Сообщения могут иметь содержание личного характера, а также выражать мнения о работе семинара и свои пожелания.
Слово учителя. (9.15 – 9.45)
Объявление целей и задач по работе семинара на второй день.
Лекция учителя. Мастерство художника в изображении персонажей. Основные принципы художественного импрессионизма И.С. Тургенева. Методика анализа художественного образа.
Заставка. (9.45 – 10.30)
Учащимся предлагается создать свою заставку к роману «Дворянское гнездо». Для этого используются заранее принесенные материалы: свечи, платки, веера, рамки и репродукции картин, бижутерия, ткани – всё, что может воссоздать атмосферу эпохи и романа.
После этого учащиеся по группам представляют свою заставку и объясняют, почему они решили использовать в создании композиции те или иные предметы. Далее учитель предлагает учащимся посмотреть заставку к кинофильму «Дворянское гнездо» и соотнести ее со своими композициями. Общее обсуждение – 10 минут.
Творческий перерыв (10.30 – 10.45)
Задания для работы в группах (10.45 – 12.45)
Учащиеся получают сразу три задания для работы в группах.
А) В чем проявляется мастерство Тургенева в создании художественного образа Лизы Калитиной
- Варвары Павловны
- Федора Лаврецкого
- Лемма
- отца и матери Лаврецкого
- Марфы Тимофеевны и Агафьи
- Паншина и Михалевича?
Б) Выбрать и прочитать наизусть Стихотворение в прозе. На отдельном ватмане создать иллюстрацию в выбранном тексте. Написать заключение к Стихотворению в прозе Тургенева. Плакат вывесить на стенд.
В) Подготовить подарок участникам семинара на День сердца.
Подарок участникам семинара.
Группа может преподнести любой подарок участникам семинара: в зависимости от талантов и воображения. Это может быть песня, исполненная под собственный аккомпанемент, сцена, стихотворение, игра (например, игра в фанты) и т.п.
Во время двухчасовой работы в группах устраиваются 2 творческих перерыва (репертуар – по усмотрению учителя. Это зависит от общего настроя учеников).
Перерыв (12.45 – 13.00)
Общее обсуждение (13.00 – 14.45)
Учитель напоминает о регламенте. Это необходимо для компактной и эффективной работы. Учащиеся выступают по своей теме, представляют плакат и дарят подарок группам. После выступления второй группы свой подарок участникам семинара дарят ассистенты. После выступления четвертой группы свой подарок участникам семинара дарят учителя.
Итоги (14.45 – 15.15)
Участники семинара получают подарки от своих одноклассников из коробки для подарков и письма из ящика для почты.
Учитель подводит итоги работы семинара. Обязательно отмечает отличившиеся группы и хорошую работу отдельных учеников. Объявляются оценки за работу в группе и за выступление. Исходя из дальнейшей программы, задается домашнее задание.
Заключительное пение.
В финале все участники семинара встают в круг, берутся за руки и громко на выдохе произносят: «Всё!». Одновременно разжимают руки.
Подведение итогов и обсуждение работы семинара.
Участвуют администрация, председатель ШМО учителей русского языка и литературы, учителя русского языка и литературы, ассистенты.
Присутствовавшие на семинаре делятся своими впечатлениями о работе, высказывают критические замечания, пожелания, отмечают удачные моменты семинара, хорошую (или неудовлетворительную) работу отдельных учеников.
По итогам семинара выносится решение заседания ШМО учителей русского языка и литературы.
|
|
|