Главная страница

Доклад на родительское собрание «дошкольник готовится стать школьником»


Название Доклад на родительское собрание «дошкольник готовится стать школьником»
Дата 27.02.2016
Размер 61 Kb.
Тип Доклад

Доклад на родительское собрание

«ДОШКОЛЬНИК ГОТОВИТСЯ СТАТЬ
ШКОЛЬНИКОМ»

Подготовила

воспитатель Лютова Л. П.

г. Саратов

Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, обучаясь в 1-ом и даже во 2-ом, 3-ем классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что, поступив в школу, теряют черты дошкольника, но по-настоящему в школьников так и не превращаются. Разница между дошкольником и школьником – не внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок относится к другим людям – взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые для систематического усвоения знаний.

Первое, что нас интересует, - это отношение ребенка к школе, учению, учителю, сверстникам, т.е. так называемая «позиция школьника». Школа – это особое место, где учат и учатся, т. е. делают важное, необходимое и почетное дело. Учиться – это не то, что играть. Ты все время узнаешь что- то новое, становишься старше и умнее. И все понимают, что твоя учеба – это как папина работа, к ней надо относиться серьезно…

Чувствуете, что у нас начал вырисовываться некий эталон «ученика», относительно идеального. На самом деле, в реальной жизни все оказывается гораздо сложнее.

Шесть лет – именно тот возраст, в котором при благоприятных условиях воспитания ребенок из дошкольника постепенно превращается в школьника. Конечно, не обязательно в того идеального ученика, психологический портрет мы пытались набросать выше. Но основные качества, необходимые для успешной учебы, он должен приобрести. И долг родителей состоит в том, чтобы помочь ему в этом.

Где бы ни находился ребенок: на подготовительных курсах в школе, в подготовительной группе детского сада, или, готовясь в домашних условиях, самое главное – готовить его к систематическому обучению.

Краткая формулировка этой стратегии будет выглядеть так: формирование психических качеств, необходимых школьнику, следует осуществлять не вопреки тем качествам, которые характерны для

дошкольника, а на их основе.

Прежде всего, это касается соотношения между дошкольными и школьными видами деятельности, т.е. между игрой (а также продуктивными видами деятельности) и учением. Соотношение это очень не простое.

В «чистом» виде игра и учение на первый взгляд прямо противоположны друг другу. Основной вид детской игры – совместная сюжетно-ролевая игра – основан на добровольном объединении детей, на свободном полете их фантазии, он не терпит регламентации со стороны взрослых. Учение в его школьной форме – обязательная деятельность, требующая последовательных рассуждений в рамках заданных правил и строго руководства взрослого. И все же именно в сюжетно-ролевой игре складывается ряд качеств, необходимых школьнику. Здесь дети постепенно учатся не просто подчиняться правилам общественного поведения. Не менее важно и то, что сюжетно-ролевая игра развивает умение общаться со сверстниками, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями.

Но сюжетно–ролевая игра – не единственный вид детской игры. Дидактическая игра – игра только для ребенка, для взрослого она – способ обучения, сообщения ребенку знаний, выработка у него умений и навыков. В отличии от сюжетно-ролевой игры, где действия детей не имеют результата, действия, выполняемые в дидактической игре, всегда имеют тот или иной результат, и соблюдение правил необходимо именно для достижения этого результата.

Основное отличие дидактической игры от прямого обучения в том, что именно результат привлекает ребенка, делает для него выполнение действий по правилам интересным, увлекательным.

Переход от дидактической игры к обучению школьного типа связан с изменением характера ставящихся перед детьми задач. В учебных задачах результат выполняемых действий сам по себе обычно непривлекателен (написанное слово, решенный пример, задача и т.п.) Центр тяжести теперь и для самого ребенка переносится на усвоение знаний, умений, навыков. Правильный результат решения каждой отдельной задачи – только свидетельство такого усвоения. И оценивается учителем не он, а именно проявившиеся при его получении знания и умения.

Дидактические игры и игровые приемы при постановке учебных задач можно назвать игровыми формами обучения. Их использование для подготовки 6-летнего ребенка к систематическому обучению состоит в том, чтобы облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Не меньшие возможности, чем игра, дают для подготовки ребенка к систематическому обучению те виды детской деятельности, которые мы называем продуктивными: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок из разных материалов.

Они близки к учению хотя бы потому, что входят в число школьных предметов. Но чтобы продуктивная деятельность превратилась в учение, необходима та же метаморфоза, что и с дидактической игрой, - перенос центра тяжести с результата на способ, его сознательное усвоение. Иначе говоря, превращение продуктивной задачи в учебную. Наиболее благоприятные условия для такого превращения создаются в совместной продуктивной деятельности, когда в ней участвуют 2-3 ребенка, причем обязанности между ними распределены таким образом, что можно четко установить зависимость общего результата от того, как выполнял свою функцию каждый участник. Такая организация продуктивной деятельности способствует не только осознанию способов выполнения заданий, но также усвоению действий контроля и самоконтроля.

Соотношение дошкольных и школьных видов деятельности тесно связано с соотношением образного и логического (понятийного) мышления. Мышление в понятиях обеспечивает ребенку организацию и систематизацию знаний, понимание смысла учебных задач, последовательность в рассуждениях; мышление в образах – самостоятельность и оригинальность решений, возможность выходить за рамки заданного, создавать и воплощать замыслы рисунков, конструкций, сочинений и т. п.

Поэтому только путь, ведущий к логическому мышлению через развитие образного и в итоге приводящий к их взаимодействию, может обеспечить полноценную подготовку к систематическому обучению.

А теперь попытаемся выделить то, что приходится на долю родителей в зависимости от конкретных условий, в которых находится ребенок, и конкретных особенностей самого ребенка.

Различия между обучением в детском саду и в школе могут оказаться весьма значительными. Школьный учитель имеет свой опыт работы с детьми, воспитатель – свой. Поэтому в большинстве случаев в школе делается большой упор на «жестокое» обучение, в детском саду – на использование игровых форм. Но бывает и по-другому. Дело родителей – разобраться в том, как учат их ребенка, какие требования к нему предъявляют, как его поведение соответствует этим требованиям, и на этой основе выработать линию семейного воспитания.

Что нужно знать родителям о ребенке, который идет в школу.

* Что он еще живет в дошкольном детстве: мире игр и игрушек, мире свободного времени.

* Он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо» и «ты – обязан».

* Что его работоспособность – 15-20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности.

* Что ему непривычно будет «быть одним из многих».

* Что он будет более подвержен заболеваниям.

* Что ему обязательно будут нужны свежий воздух после занятий и движения.

* Для того, чтобы ему спокойнее было первое время учиться, Вы будете нужны ему рядом, как никогда: проводить в школу, встретить, быть рядом, когда он делает уроки, вместе гулять и т. д.

* Старайтесь сделать в выходные что-то интересное вместе с ребенком и для ребёнка: праздник, запуск воздушного змея, пикничок в лесу, поход в музей и пр.

* Ребенку нужны положительные эмоции.

* Не забывайте заглядывать в рюкзак своего ребенка. Если, конечно, он приучен к порядку, то проблем будет меньше, а если нет…

* Постарайтесь заранее (летом) научить открывать дверной замок (если в этом есть необходимость), предупредив об осторожности.

* В общем, все бытовые дела попробуйте «отрепетировать» заранее, иначе на бедного неокрепшего ребенка разом свалятся и обучение, и дисциплина, и новые взаимоотношения, и бытовые проблемы.

* Берегите психику ребёнка.

* Вам нужно будет сдерживать свои эмоции, если вдруг ребёнок придёт из школы чрезмерно возбуждённым: обидели, толкнули, отняли, не дали, забыли, сломали и др. Надо спокойно выяснить, что произошло, и стараться вслух не делать своих «взрослых выводов».

* Не забывайте о школьных праздниках. Ребёнку будет обидно, если Вы вдруг не оденете его празднично, не придумаете с ним вместе карнавальный костюм.

* Ребёнок ждёт от Вас похвалы. Даже в мелочах. Старайтесь разделить вместе с ним его радость. Поделки ставьте на самое видное место, тетрадь с пятеркой покажите бабушке и дедушке и т. д.

* Дайте возможность ребёнку почувствовать себя счастливым и умеющим.

* Это лишь маленькая частичка того, что нужно знать о ребёнке-школьнике. Главное – понимание, любовь, доверие, забота.

И еще: не забудьте проверить себя – а готовы ли Вы, родители, к школе?

Попробуйте честно ответить на вопросы. Готовы ли Вы:

* помочь, не рассердившись;

* не кричать, принимать спокойно всё так, как есть;

* не унижать;

* не обижать;

* не сравнивать с другими своего ребёнка;

* не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.

В общем, готовы ли Вы пожертвовать своими привычками, прихотями ради блага, спокойствия, успеха своего ребёнка.