Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
имени В.А. Шеболдаева
г.Гуково Ростовской области
_________________________________________________________________________________________
Открытый урок
по Изобразительному искусству
проводимый в рамках внеурочной деятельности
во 2 классе
Тема урока:
"В гостях у русской сказки".
Разработал: Учитель ИЗО
Золотарева Екатерина Константиновна
Ноябрь 2011 год.
Тема урока: «В гостях у русской сказки».
Цели урока:
обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
сформировать понимание «иллюстрация»;
совершенствовать умение самостоятельно выбирать сюжет для иллюстрирования и его рисовать;
-
совершенствовать умение использовать уже знакомые средства художественной выразительности: выделение главного в рисунке, выделение композиционного центра.
развивать творческие способности детей;
продолжать развивать художественные навыки при выборе цветового решения в выполнении работы.
развивать воображение и наблюдательность;
развивать память.
воспитывать уважение к народному творчеству;
воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Задача урока: научить детей иллюстрировать сказку.
Время занятия: 45 мин.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, иллюстрации с поэтапным изображением (девушки, Морозко), пример иллюстрации, изображения зимней природы, книги авторских и народных сказок, детские рисунки народных сказок, доска, конспект.
Оборудование для ученика: клеёнка, альбомный лист, простой карандаш, ластик, точилка, гуашь, акварель или цветные карандаши, баночка для воды, кисти, палитра.
Структура урока:
Организационный момент - 2 мин
Вступительная беседа - 6 мин
объяснение нового материала (компьютерная презентация)
тема урока
мини итог
Выбор сюжета - 5 мин
Практическая работа - 28 мин:
1 этап - выполнение композиционного эскиза – 10 мин.
2 этап - работа над иллюстрацией в цвете - 18 мин.
Анализ работ - 2 мин
Организационное завершение урока - 2 мин
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Приветствие, проведение эмоциональной зарядки посредством вступительной проверки рабочего места:
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!
Повторение правил посадки во время рисования.
Вступительная беседа.
На данном этапе урока происходит актуализация знаний обучающихся о жанре литературы "сказка" (авторская и народная) и что такое иллюстрация с помощью показа презентации "В гостях у русской сказки", иллюстраций к сказкам, отрывков из сказок, загадок и вопросов.
Вступительное слово, читаю отрывок из стихотворения:
Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
О каком жанре идет речь в стихотворении? (О сказке) (1 слайд)
Сообщение темы урока: "В гостях у русской сказки".
Задача данного этапа урока познакомить учащихся с иллюстрациями к сказкам.
Сказки... Сначала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая вас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и вы просите взрослых прочитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Так в нашу жизнь входят сказки. (2слайд)
Перед учениками стоит задача найти отличия жанров литературы, на какие группы они делятся, почувствовать и понять красоту иллюстраций сказок.
Задаю вопросы ученикам:
Чем этот жанр отличается от других? (Сказка – устный рассказ о чем – то необычном, о невероятном, фантастическом) (3слайд)
Давайте вспомним из уроков литературного чтения, по авторству: на какие группы делятся сказки? (Народные и авторские)
Демонстрирую книги - сказки народные и авторские.
По содержанию, какие бывают сказки? (Волшебные, сказки про животных, бытовые)
Прочувствовать и понять красоту сказок нам помогают иллюстрации к сказкам. Но перед тем как мы рассмотрим их красоту, вы должны будете отгадать на слайде по маленькому фрагменту иллюстрации к какой сказке относится тот или иной сюжет.
Учащиеся поднимают руки и отвечают.
Для выработки актуализации знаний об иллюстрации ученикам предлагается рассмотреть и отгадать сказки по иллюстрациям и сформулировать определение.
Появляются фрагменты из иллюстрации к сказкам. Дети поднимают руки и отвечают.
(4 слайд- "Колобок", 5 - "Теремок", 6 - "Золотое яичко", 7 - "Маша и Медведь", 8 - "Три медведя", 9 - "Репка", 10 -"Гуси- лебеди")
Хвалю учеников за правильные ответы, напоминаю о посадке за партами:
Молодцы ребята, правильно, отгадали все сказки!
И в нашей школе дети разного возраста очень любят рисовать рисунки на темы Русских народных сказок. (показываю рисунки детей)
А теперь отгадайте эту сказку! (зачитываю фрагмент из сказки)
Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе красная?"
или "Поехал старик в лес, доезжает до того места - под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около - короб с богатыми подарками."
Дети отвечают: "Морозко". Правильно молодцы!
И сегодня мы проиллюстрируем русскую народную сказку «Морозко».
(11 слайд). На уроках рисования вы уже пробовали изображать природу зимы, ёлку и зимние деревья, зимнюю природу вам уже будет легче изобразить.
Ребята перед тем как вы начнёте рисовать иллюстрацию к сказке, давайте сначала разберёмся, а что такое иллюстрация? (Выслушиваются все ответы детей)
Иллюстрация – это изображение, предназначенное для книги. Иллюстрация выполняется в тонких линиях.
3. Выбор сюжета.
Для закрепления знаний об иллюстрации ученикам предлагается выбрать сюжет из данной сказки и изобразить самостоятельно.
Давайте вспомним текст сказки (Дети пересказывают краткое содержание сказки по предлагаемым слайдам иллюстраций, по необходимости учащиеся зачитывают фрагменты из сказки) (12 слайд)
"Падчерица и дрова рубила и воду носила, печь топила, избу мела до утра. Ничем старухе не угодишь, всё не так, всё худо. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. И повёз старик её в лес."
"Повёз бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб её пробирает. Вдруг слышит - невдалеке Морозко по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку перескакивает".
"Спрашивает Морозко девицу:- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло Морозушко, тепло, батюшка. Спросил ещё раз, ответила тоже самое. Сжалился над девицей, окутал её тёплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами."
"Поехал старик в лес, доезжает до того места - видит сидит его дочь, весёлая, румяная и с подарками. Старик обрадовался, положил добро в сани, посадил дочь, повёз домой".
"Отворилась дверь, в избу входит падчерица - в злате, с подарками. Старуха глянула и руки врозь... И говорит старику: - Запрягай старый сани, вези мою дочь на тоже место"
"Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, на старухину дочь поглядывает:- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? А она ему отвечает:- Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко! Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела!"
Затем предлагается самостоятельно выбрать из сказки сюжет для иллюстрирования и его нарисовать.
4. Практическая работа.
Закрепление изучаемого материала проводится при помощи беседы и самостоятельной работы.
На доске перед учащимися вывешиваются примеры рисунков зимнего пейзажа. Перед учениками выкладываются примеры поэтапного изображения Морозко и девушки, с эскизом примерного рисунка.
Работа над иллюстрацией начинается с выполнения композиционного эскиза.
Кладем перед собой лист бумаги. Выполним сначала карандашный набросок.
Дети пользуются карточками с последовательным изображением человека.
Кроме этого, дети смотрят на примерные рисунки зимней природы вывешенной на доске.
Ученики самостоятельно работают над эскизом. В это время прохожу по классу и, если у детей возникают вопросы и просят помочь, отвечаю на вопросы и при необходимости помогаю. А также провожу анализ характерных ошибок в эскизах ребят и наиболее удачных решений.
Если выполнено все верно, перехожу к выполнению следующего этапа.
Этап
Работа над иллюстрацией в цвете.
Теперь мы ребята приступаем к выполнению задания в цвете.
Обращает внимание на роль цвета для передачи характера героев сказки, их настроения.
-
Ученики работают над рисунком самостоятельно. В это время прохожу по классу и, если у детей возникают вопросы и просят помочь, отвечаю на вопросы и при необходимости помогаю. Напоминаю о правилах посадки, проверяю как ученики держат кисть, как пользуются палитрой, разнообразие цветовой гамма.
5. Анализ работ.
Закрепление изученного материала проводится посредством вопросов и анализа работ.
Какую сказку мы сегодня иллюстрировали? (Русскую народную сказку "Морозко»)
Что такое иллюстрация? (Иллюстрация – это изображение, предназначенное для книги.)
Экспресс- выставка работ (2-4 раб).
Анализ работ:
- интересно выбранный сюжет,
- композиционное размещение на листе бумаги,
- цветовая гамма,
- аккуратность выполнения.
6. Организационный завершение урока.
Молодцы! Я благодарю вас всех за хорошую работу на уроке.
Уборка рабочего места после урока.
Ребята, не забудьте убрать после работы свое место. Оставьте его чистым.
7. Домашнее задание.
Учитывая специфику обучения во 2ом классе по внеурочной деятельности, задание на дом не задаётся.
2011 год.
|