|
Поможем жуку. Автоматизация звука [Ж] в словах и предложениях
Конспект
коррекционно-развивающей деятельности с ребёнком с фонетико
фонематическим недоразвитием речи, обусловленным стёртой формой
дизартрии.
Тема: «Поможем жуку. Автоматизация звука [Ж] в словах и предложениях.
Цель: Автоматизировать звук [Ж] в словах, предложениях.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные:
Упражнять в правильном произнесении звука [Ж] в словах и предложениях.
Упражнять в образовании существительных множественного числа в
родительном падеже.
Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.
Определять позицию звуков в словах.
Отработать умение составлять схему предложения.
2.Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух.
Развивать конструктивные навыки.
Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
3.Коррекционно-воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества.
Воспитывать чувство сопереживания.
Воспитывать желание говорить правильно.
Воспитывать самостоятельность через выполнение заданий.
Оборудование: ИКТ, конверт с письмом, предметные картинки, карточки-
схемы для определения позиции звуков, фишки для звукового анализа.
Ход коррекционно-развивающей деятельности:
Организационный момент.
Учитель-логопед: - Сегодня на занятие к нам прилетел жук.
Звучание жужжащего жука. (ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж). (слайд 1)
Учитель-логопед: - Как жужжит жук?
Ребёнок: -ж-ж-ж-ж-ж.
Учитель-логопед: - Посмотри, жук принёс нам письмо. Давай прочитаем, что
же там написано?
Чтение письма жука.
- «Я умею только жужжать, мне очень хотелось бы услышать много слов на свой любимый «жужжащий» звук и поиграть в игры со словами.
Учитель-логопед: - Поможем жуку?
Ребёнок: - Да.
Учитель-логопед: - Сегодня на занятии будем чётко и правильно произносить звук [Ж] в словах и предложениях, а жук будет внимательно слушать.
1) Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед: - Сначала мы жуку покажем, как мы будем выполнять
гимнастику для языка, чтобы язычок был подвижным и красиво говорил.
Выполнение артикуляционной гимнастики: упражнения «Маляр», «Грибок»,
«Лошадка», «Гармошка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Блинчик»,
«Качели».
2) Воспроизведение слогов.
Дидактическая игра «Слоговая песенка»
Учитель-логопед: - Давай мы с тобой споём песенки для жука, чтобы у него
было хорошее настроение.
- Я буду громко и чётко «пропевать» , а ты за мной повторять.
-жа-жа-жа, - жо-жо-жо, - жи-жи-жи, -жу-жу-жу, же-жеже.
Ребёнок: -жа-жа-жа, - жо-жо-жо, - жи-жи-жи, -жу-жу-жу, же-жеже.
3) Автоматизация звука [Ж] в словах. Развитие фонематического
восприятия.
Дидактическая игра «Собери картинки».
Учитель-логопед: - На столе много картинок, мы должны собрать только те
картинки, в которых есть звук [Ж]. Слова нужно чётко проговаривать, чтобы
жук тоже научился.
Ребёнок: - ножницы, жук, жёлуди, жираф, ножи, одежда, ёж, желе, ужи,
журавль, живот.
Учитель-логопед: - Жук обрадовался, он услышал много слов на звук [Ж].
4) Определение позиции звуков в слове.
Дидактическая игра «Где спрятался звук?»
Учитель-логопед: - Сейчас жуку покажем, что звуки в словах могут находиться
в начале слова, в середине и в конце слова. Картинки положим под
соответствующие схемы.
Ребёнок: - В слове жук звук [Ж] находится в начале слова, в слове ножницы
звук [Ж] находится в середине слова. В слове ёж звук [Ж] находится с конце
слова и т.д.
5) Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
Дидактическая игра «Обозначим звуки в слове».
Учитель-логопед: - А теперь объясним жуку, какие бывают звуки и что звуки в
словах обозначаются разными цветами (фишками). Выполним звуковой анализ
слова ЖУК.
- Назови 1,2,3 звуки в слове? Сколько всего звуков в слове ЖУК. Назови
гласный звук, назови согласные звуки?
Ребёнок: - В слове ЖУК первый звук [ж], в слове ЖУК второй звук [у] , в
слове ЖУК третий звук [к]. В слове ЖУК три звука. В слове ЖУК звук [у]
гласный и обозначается красной фишкой, звуки [ж], [к] обозначаются синим
цветом, потому что согласные твёрдые звуки.
Учитель-логопед: - Что-то наш жук утомился, давайте отдохнём.
Физминутка.
На лужайке по ромашкам Развести руки в стороны, покачиваться из
Жук летал в цветной рубашке; стороны в сторону, медленно наклониться
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, вперёд.
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко, низко кланяюсь. (2раза)
6) Развитие грамматического строя речи. Образование существительных
множественного числа в родительном падеже.
Дидактическая игра «Один-много». (слайды 2, 3, 4).
Учитель-логопед: - Нужно сначала сказать про один предмет, а затем про
много.
(Например: один стол - много столов).
Ребёнок: - Один жук - много жуков, один ёж – много ежей, одна жаба – много
жаб.
7) Развитие психических процессов (внимание, мышление, память).
Классификация понятий.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний». (слайды 5, 6, 7, 8).
Учитель-логопед: - Посмотри внимательно на картинки, назови из них
лишнюю картинку. Отчётливо произнеси звук [Ж] в слове. Объясни, почему эта
картинка лишняя? Назови одним словом остальные картинки.
Ребёнок: - Лыжи лишняя картинка, потому что это спортивное
приспособление, а всё остальное это фрукты.
- Ножницы лишняя картинка, потому что инструмент, а всё остальное это
цветы.
- Ежевика лишняя картинка, потому что это ягода, а всё остальное это обувь.
- Снежинка лишняя картинка, потому что это природное явление, а всё
остальное это дикие животные.
Учитель-логопед: - Молодец, как много интересного узнал жук!
8) Составление схемы и анализ предложения.
Дидактическая игра «Составь предложение».
Учитель-логопед: - А сейчас мы научим жука, что из слов можно составить
предложение и его схему.
- Я назову слова, а ты из этих слов составь красивое предложение. Ветке, сидит,
на, жук.
Ребёнок: - Жук сидит на ветке.
Учитель-логопед: - Сколько всего слов в этом предложении?
Ребёнок: - В предложении Жук сидит на ветке четыре слова.
Учитель-логопед: - А теперь из полосок будем составлять схему этого
предложения.
- Назови первое слово, назови второе слово, назови третье слово? А какое
слово самое короткое?
Ребёнок: - Первое слово в предложении жук, второе слово сидит, третье слово
на, четвёртое слово ветке. В предложении короткое слово на.
9) Автоматизация звука [Ж] в предложениях.
Дидактическая игра «Повтори предложения».
Учитель-логопед: - Сейчас я буду произносить предложения, а ты за мной
повторяй, отчётливо проговаривай звук [Ж].
У Жанны жёлтый жилет.
Ужи уже в луже.
Жук жужжит ж-ж-ж…
Женя жуёт ежевику.
Пижма пахнет нежно.
Женин папа художник.
У сержанта сложная служба.
Жанна купила свежий творожок.
Женщины собрали женьшень.
На лужок вышел медвежонок.
На этажёрке лежат журналы.
10) Итог занятия.
Учитель-логопед: - Какой звук помогал нам на занятии?
Ребёнок: - Звук [Ж].
Учитель-логопед: - Какие задания тебе понравились? (Ребёнок отвечает).
- Ты сегодня очень старался, жуку очень понравились игры, он запомнил много
и предложений со звуком [Ж]. В знак благодарности жук дарит тебе цветочек.
Звучание жужжащего звука. Ж-ж-ж-ж-ж. Жук улетел.
|
|
|