Главная страница

Помню, в далеком-далеком детстве мне подарили калейдоскоп. Да, да, предмет зависти всех дворовых мальчишек и девчонок


Скачать 47.34 Kb.
Название Помню, в далеком-далеком детстве мне подарили калейдоскоп. Да, да, предмет зависти всех дворовых мальчишек и девчонок
Дата 09.03.2016
Размер 47.34 Kb.
Тип Документы

Эссе.
Помню, в далеком-далеком детстве мне подарили калейдоскоп. Да, да, предмет зависти всех дворовых мальчишек и девчонок. Встряхнешь легонько прибор, и сотни разноцветных камешков, стеклышек представятся в виде причудливых правильных фигур. Поворачиваешь прибор вокруг своей оси и они, уложенные в правильной симметрии, поражают глаз. Нас тогда волновал вопрос: как это возможно? И вот чьи-то « умелые» ручки вынимают ободок вокруг круглого стекла, и вся «красота» лежит на асфальте в виде разбитых зеркал и осколков бисера…

Все 27 лет работы в школе учителем русского языка и литературы и классным руководителем со мной незримо был подарок детства. Я чувствовала себя то счастливой, то разочаровавшейся и опустошенной обладательницей калейдоскопа.

Мои добрые, пытливые, ласковые, отзывчивые, инициативные дети ( разноцветные причудливые камешки и стеклышки) в один миг могли стать агрессивными, конфликтными, гиперактивными, упрямыми « осколками бисера и разбитых зеркал».

Ключом в профессию стали для меня слова В.Г. Белинского и убежденность в их правоте педагогов- новаторов: В. Ф. Шаталова, Е. Н.Ильина, Ш. Амоношвили: « Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность».

И я стараюсь, чтобы  каждый ребенок развернул все грани детской хрупкой души и засверкал солнечным светом своего таланта. Ребенок, чувствующий любовь к себе, обязательно примет ее, и тогда все его начинания обязательно увенчаются успехом,  и он сможет реализовать себя в социуме.

Поэтому мои уроки литературы всегда были уроками культуры, нравственности, гуманизма. Мои уроки воспитывали учащихся духовно и нравственно. Учили детей постигать законы существования и развития гуманистического общества.

Есть прекрасное русское слово- сотрудничество…- стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми, готовность поддержать и оказать им помощь. Конечно же, не случайно педагоги – новаторы назвали свою систему обучения и воспитания педагогикой сотрудничества. В её основе - уважение личности ученика, равное партнерство его и учителя в учебном процессе, стремление к духовной общности учителя и ученика. Смысл её в том, что учитель не заставляет принудительными средствами учиться школьника, а создает ему оптимальные условия для учения и развития.

Они пронизаны верой в силы и возможности ученика в успешном усвоении знаний.

Я принимаю ее, как гуманистическую идею совместной развивающей деятельности учащихся и учителя, построенную на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе. Педагог и ученики являются партнерами.

Отношения сотрудничества на моих уроках обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также воспитывают коллективизм, товарищество, взаимопомощь, дисциплинированность. Но педагогическое сотрудничество, на мой взгляд, - явление двустороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов педагогического процесса. Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Здесь нет противоречия - это две стороны «педагогической медали», составляющие ее единство.

В процессе работы я поняла: нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих учащихся. Есть очень способные учащиеся, но немало и таких, которые ленятся, не хотят учиться, которых к этому надо приучать, а иногда - даже принуждать. Но это мои дети, и я не могу исключить их из сферы своего педагогического внимания Педагогическое сотрудничество - это не только взаимодействие, не только доверие и взаимное уважение, но и требовательность, высокая ответственность учащихся.

Идеи педагогики сотрудничества помогают мне

создавать творческую атмосферу на каждом уроке, каждом занятии; превращать учащихся из объекта обучения в субъект учебного процесса.

С чего начинается школа? – С учителя. Взрослого человека, беззаветно влюбленного в свое дело. Я попала в школу неслучайно. Я всегда была уверена, что профессия учителя особенная. И особенной должна быть я. Мне нравится создавать условия для продвижения вперед «слабому» ученику и ускоренного развития «сильных»; организовывать добровольную взаимопомощь между ними. Педагогика сотрудничества показала мне, как создать обстановку успеха и радости на уроке. Как снять боязнь провала и отрицательной оценки и эмоционально раскрепостить ученика. Как обеспечить положительную мотивацию учащихся к учению, как поощрить и поддержать высокий уровень любознательности учащихся, применить «активные» формы и методы организации и проведения занятий;

объективно и справедливо оценить учебные успехи учащихся. Теперь я могу читать по лицам учащихся, чего они от меня ждут.

Ставить себя на место моих учеников, понимать их затруднения.

Поощрять даже самые малые попытки учащихся думать и делать не по шаблону, не по готовому рецепту, а по-своему, самостоятельно, творчески.

Я всегда поддерживаю бодрый, жизнерадостный стиль и тон во взаимодействии с учащимися. Я учу их целеустремленности, помогаю осваивать нормы коллективной дружбы и товарищества, потому что с годами приобретенный опыт доказал: если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он вырастет добрым и уверенным в себе!

А еще я помогаю каждому обрести гражданскую позицию, потому что знаю: какие бы прекрасные учебники не издавались, какие бы замечательные программы не составлялись, истинный проводник гражданской идеи в школе - Учитель. Только от него зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет хитроумно перевернута и извращена так, что результат окажется прямо противоположным.

Мне доверен «калейдоскоп»… Я стараюсь, умело поворачивая его из стороны в сторону, творить будущее, в котором каждому « стеклышку» и « бисеренке» должно найтись место, чтобы яркие блики отдельной грани таланта ребенка слились в общий симметричный рисунок его души и судьбы.


 

.

Литература:
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения -М.,1986.

2. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников, Мн., Нар. асвета,

1990

3. Педагогика: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики

нач. Обучения пед. Ин-тов. / под ред. С. П. Баранова и др. - М.: Просвещение,

1976. – 352 с.

4. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика. 1979.

5. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М.: Педагогика. 1980.

6. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика. 1987.

7. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика. 1989.

8. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных

исследований. – Минск: Изд-во Университетское, 1990

9. Харламов и. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед.

ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990. – 576 с.

Урок литературы, по Е.Н. Ильину, - это: