|
Поле русской славы (к 200-летию Отечественной войны 1812года)
Классный час
Тема: Поле русской славы (к 200-летию Отечественной войны 1812года)
Цель: расширить представление детей об Отечественной войне 1812 года, формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России, побуждать детей к изучению военной истории России, к участию в патриотических акциях и мероприятиях.
Презентация «Поле русской славы»
В 2012 году будет отмечаться славная дата – 200-летие Победы России в Отечественной войне 1812 года. В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты Отечественной истории, и одна из важнейших в их ряду – Отечественная война 1812 года, ведь именно в этот период произошёл подлинный подъём национального самосознания.
План проведения классного часа.
Презентация «О каком событии идет рассказ?»
Как это было? Репортажи с поля боя. Спор гигантов Наполеон - Кутузов
Экскурсия в виртуальный музей
Мемориал
200 лет спустя
Как это было? Когда это было?
Историк Алина Мохова
Франция была самой передовой страной Европы, там свершилась революция, которая освободила людей. Франция переживала подъем. В армии Наполеона служили свободные люди, а не крепостные, как в армиях других стран. В армии Наполеона каждый солдат мечтал стать генералом. Наполеон не боялся продвигать талантливых людей, делать их военачальниками. Во многих странах на солдат Наполеона смотрели как на спасителей от местных феодалов.
Историк Екатерина Любезнова
Россия была страной отсталой. Только по территории её можно было назвать великой. Её армия состояла из крепостных и рабов. В русской армии солдат должен был служить 25 лет, но он так и оставался крепостным. Народ в России не имел никаких прав и свобод, почти все крестьяне были крепостными.
Гигантами называли и двух полководцев, которые стояли во главе обеих армий. Наполеон и Кутузов. Знакомьтесь – анкеты полководцев.
Вопрос 1 Возраст
Наполеон 43 года
Кутузов 67лет
Вопрос 2 Происхождение.
Наполеон Родился в семье мелкого корсиканского дворянина
Кутузов Принадлежу к старинному русскому дворянскому роду Голенищевых-Кутузовых
Вопрос 3 Образование и карьера.
Наполеон Учился в Парижской военной академии. Потом самообразование – всё свободное время проводил за книгами. Начинал службу во французской армии с чина младшего офицера, в 24 года стал генералом, а в 35 лет императором Франции.
Кутузов Окончил дворянскую артиллерийскую школу, был учеником и соратником Суворова. Принимал участие в штурме Измаила, во многих битвах. Дважды был тяжело ранен. Прошел армейскую службу от капитана до генерал-фельдмаршала. Во время Отечественной войны был в опале. Но по требованию армии и народа за 2 недели до начала Бородинского сражения был назначен главнокомандующим русской армией.
Вопрос 4 Отношение к солдатам.
Наполеон Для меня солдаты – и свои, и чужие – это пешки на шахматной доске. Я, признаться, никогда не жалел о погибших. Да, мои войны буквально опустошили Францию и Европу. В результате этих войн погибли 1 млн. 200тыс. французов и 1,5 млн. человек в других странах Европы. В Россию я ввёл 600-тысячную армию, а вывел из России всего лишь 10 тысяч голодных, больных, обмороженных людей. Но тем не менее я никогда не сожалел о погибших.
Кутузов Скажу откровенно: я берег солдат, предпочитал отступать. Даже Бородинское сражение я дал потому, что этого ждала русская армия. Помните, «мы долго, молча отступали, досадно было, боя ждали». И Москву я отдал потому, что хотел сохранить армию, солдат. Вот, получается, и сохранил – и армию, и Россию.
Вопрос 5 Отношение к власти и славе.
Наполеон «Ещё 3 года, и я господин всего света» Я стремился к мировому господству. Я упивался своей славой.
Кутузов Я не стремился к власти и чинам. И слава мне была не нужна. Главное для меня было освободить Россию от нашествия. И я выполнил свой долг до конца.
Историк 1.
Тактика Наполеона. Наполеон был уверен в своей военной гениальности: ведь до похода в Россию он не проиграл ни одного сражения. Обычно он вел бой так: находил слабое место противника и приказывал стрелять по нему из пушек. Напугав противника сильным огнем, Наполеон посылал в атаку пехотинцев с ружьями и штыками. Никто не мог устоять перед храбрыми, хорошо обученными солдатами. Противник не выдерживал и пускался в бегство. Поддавшись панике, бежали с поля и остальные войска. А Наполеон праздновал очередную победу.
Историк 2.
Багратионовы флеши. На Бородинском поле Наполеон действовал по привычной схеме. Он решил, что самое слабое место у русских – левый фланг. Там находились Багратионовы флеши. Наполеон приказал стрелять по позициям русских, потом послал в атаку лучшие свои дивизии. И стал ждать вестей о победе. Вместо этого прискакал гонец с просьбой подкрепления. Семь раз посылал Наполеон подкрепления, но русские солдаты стояли по-прежнему. Во время восьмой атаки был смертельно ранен генерал Багратион. Командование принял другой генерал и бой продолжался.
Историк 1.
Рейд в тыл французов. Ещё один героический эпизод Бородинской битвы – рейд казаков и кавалерии в тыл французских войск. В самый разгар боя, когда битва достигла наивысшего напряжения, Кутузов ввёл в бой новые части. Конница и казаки внезапно ударили французам в тыл. Наполеон не ожидал этой атаки, его войска растерялись. Наступление французов ненадолго было приостановлено, и русские солдаты получили короткую передышку.
Историк 2.
Ночь после битвы. Бой продолжался до самой ночи. Но даже усиленная французская канонада не смогла прорвать оборону русского войска. Уменьшенное наполовину, оно стояло также грозно, как и в начале сражения. И это вызвало чувство ужаса у французов. Впервые в своей жизни Наполеон не разбил противника и не продвинулся со своим войском вперед. После боя Бородинское поле представляло собой жуткое зрелище – все были потрясены и подавлены количеством убитых и раненных. Потери в обеих армиях составляли примерно половину войск. Наполеон так потом скажет об этом сражении: «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».
Как это было. Просмотр видеофильма «Бородинская битва»
Классный руководитель: Итак, Наполеон и Кутузов – два гиганта – столкнулись на Бородинском поле. Наполеон находился в зените славы – вся Европа уже лежала у его ног. У него была лучшая армия Европы. Кроме французов в ней воевали итальянцы, поляки, швейцары, бельгийцы, голландцы, хорваты. Он мечтал о господстве над миром. Для этого он двинул свою армию к границе России.
Он был уверен в своей гениальности и в непобедимости. Он почти не встречал сопротивления. Русские отступали, не давая генерального сражения. И вот уже армия Наполеона стоит перед самой Москвой. Наполеон предвкушал победу, представляя, как эта дикая, отсталая страна, будет восторженно приветствовать его. Но вместо этого произошло сражение, в ходе которого русские дрались не на жизнь, а на смерть. И это сражение сломило дух Наполеона. Давайте совершим ещё одну виртуальную экскурсию в музей Бородинской битвы.
Мемориал
Бородинское поле – это не просто точка на географической карте, это священный уголок в сердце России. В сентябре 1941 года, когда фашисты рвались к Москве здесь тоже стояли насмерть защитники столицы. Они повторили подвиг своих предков, задержав наступление врага. Бородинское поле, пропитанное кровью своих защитников, стало мемориалом двух Отечественных войн, примером героической связи поколений. Поклонная гора, здесь высится Триумфальная арка. Её соорудили в 1814 году для торжественной встречи победителей, которые возвращались из Западной Европы. Недалеко расположен музей-панорама «Бородинская битва» и знаменитая «Кутузовская изба», где Кутузов проводил военный совет. На площади Победы в Москве установлен памятник Кутузову. Вокруг памятника улицы, названия которых хранят память о событиях войны 1812 г В Кремле у здания Арсенала сложены сотни трофейных орудий наполеоновской армии. Манеж- чудо инженерного искусства, был открыт в 1817 году в 5-ю годовщину победы над Наполеоном для смотра и парада войск, вмещал около 2 тысяч солдат. В Санкт-Петербурге в Эрмитаже есть Военная галерея 1812 года.
Здесь ежегодно проводятся военно-исторические праздники, фестивали, инсценируются эпизоды Бородинской битвы, интересные соревнования, конкурсы.
Иллюстрации альбома «Бородино»
Мы проведем наш малый фестиваль:
Чтение стихов Пушкина и Лермонтова
Коллективное мини-сочинение – ответы учащихся на вопросы: (на доске)
- Какие мысли и чувства возникли у вас во время классного часа?
- Что заставило задуматься?
- Нужно ли нам знать о событиях давно минувших дней?
- Каковы уроки этой войны?
Звучит музыка Чайковского «Бородино»
Итоги войны:
- Отечественная война оказала огромное воздействие на последующее политическое и экономическое развитие России. В стране усилилось массовое антикрепостническое движение.
- Будущие участники восстания декабристов 1825 года считали себя детьми двенадцатого года.
- Растоптав Европу и потерпев поражение в России, Наполеон вызвал подъем национально-освободительного движения против своего деспотизма.
Уроки истории 200 лет спустя.
Чем больше время отдаляет нас от этой исторической даты, тем дороже и ближе становятся воспоминания и размышления об этой войне. Уроками истории нельзя пренебрегать. У памяти свои законы, свой отсчет времени. Ещё Ф.И. Тютчев русский поэт и дипломат писал: «Истинный защитник России – это история».
В современном сложном мире, насыщенном оружием массового истребления людей, происходит переоценка ценностей во взглядах. Аппелируя к жизненной необходимости создания системы ПРО с элементами космического базирования, создания системы ПРО на границах России американцами, сегодня невозможно подсчитать цену трагедии, которую придется заплатить человечеству, если не хватит мудрости остановить вновь раскручивающийся маховик войны в современном мире. Военные действия в странах Европы и Азии возникают всё чаще в условиях экономического кризиса.
Истинный патриотизм, любовь к Родине, стойкость силы духа русских людей, стоящих на смерть в минуту грозной опасности. Загадочная русская душа…
Сейчас Россия переживает нелёгкие времена. Есть люди, которые с завистью глядят на Европу. Герои некоторых фильмов произносят фразы следующего содержания «Как любить и защищать Родину, которая меня бросила в Афганистане, молодежь не хочет идти в армию, где ещё встречается дедовщина и т.д, Может мы правда перестали любить Родину и не готовы её защитить?
Хочется верить, что нет. Нельзя воспитать любовь – это чувство, которое приходит к человеку. Задумайтесь – воспитать любовь к Родине, воспитать любовь к президенту, воспитать любовь мужчины к женщине, воспитать любовь ребенка к матери. Это невозможно. Однако, уверена, каждый из нас не может не любить свою маму, свою Родину, то место, где живет. У каждого из нас есть любимая роща, любимая речка, любимый сад или аллея. И это все Родина. За 200 лет менялись цари и руководители, а память о настоящих героях и патриотах жива. Мы можем быть недовольны политическими событиями, но не будем их объединять с любовью к Родине. Все преходяще, а вот Родина одна. И загадочная русская душа…
Будем помнить, что «Торопясь изъять героическое из нашей жизни, мы себе уготовляем вечное поражение». (Г. Владимов).
Э. Асадов
Горячие точки планеты,
Где кровью решается спор.
Там дышат тревогой рассветы,
Там ночи, как выстрел в упор,
Горячие точки планеты
Враждой небывалой больны,
Не ласкою солнца согреты,
А страшным дыханьем войны.
Горячие точки планеты:
Всё шире зловещая тьма.
Как руки в проклятье воздеты –
Сожженных кварталов дома.
Пока солнце светит в зените
И дым небеса не затмил,
Трубите тревогу, звоните,
Весь мир поднимите за мир!
|
|
|