|
Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему
Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
Цель урока:
образовательная – продолжить отработку навыка написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему в рамках подготовки к ГИА;
развивающая:
-развивать умение объяснять и доказывать;
-формировать умение работать с теоретическим материалом урока, находить необходимый для приведения аргументов.-
воспитывающая – формировать культуру речевого общения, творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений;
Тип урока: урок – практикум.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, теоретический распечатанный материал, памятка «Как писать сочинение рассуждение».
I.Сообщение темы, цели и задач практикума;
( Слово учителя: Сегодня мы продолжим работу над навыком написания сочинения-рассуждения. Но сегодня мы будем учиться писать сочинение на лингвистическую тему. – 1минута. ( 1 слайд)
Мотивация учебной деятельности учащихся;
Давайте посмотрим, чему же мы должны научиться. Для этого прочитаем формулировку тему сочинения ( 2 слайд)
- Что мы должны знать и уметь, чтобы написать это сочинение. ( 3 слайд) (дети должны сами сформулировать выводы)
(во-первых, знать структуру сочинения- рассуждения;
во-вторых, знать, что является лексическим явлением, а что грамматическим;
в-третьих, уметь создавать текст заданного типа.) (3 минуты)
-
Повторение необходимого материала (работа в группах). Группы сформированы по уровню познавательной активности. 15 минут: 5 минут работа в группе, 10 минут – отчет групп.
1 группа: ( слабые ребята) Из разобранных текстов собирают сочинение- рассуждение, находят структурные части, делают вывод о том, каковы структурные части сочинения- рассуждения. Тексты им даны по образцу будущего сочинения. Тексты потом остаются у них для дальнейшей работы.
Задания группе:
Соберите тексты сочинения.
Определите структурные части сочинения.
Вспомните названия частей и запишите на раздаточном листе план вашего будущего сочинения.
Материал для группы:
Лингвист Степанов А. Г. прав, утверждая, что «словарь языка свидетельствует о чем люди думают, а грамматика – как они думаю». Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными вещами, событиями передает грамматика. Эти явления можно рассмотреть в синтаксисе текста.
Так, в составном глагольном сказуемом «продолжали расшатывать» (предложение 11) вспомогательный глагол «продолжали», выражающий грамматическое значение прошедшего времени и изъявительного наклонения, указывает на продолжение действия, а инфинитив «расшатывать», выражающий лексическое значение, означает «колебать, приводить в неблагоприятное, ненадежное состояние».
Следовательно, употребляя данное составное глагольное сказуемое, рассказчик сообщает читателю о незавершенности действия.
Лингвист Степанов А. Г. прав, утверждая, что «словарь языка свидетельствует о чем люди думают, а грамматика – как они думаю». Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными вещами, событиями передает грамматика. Эти явления можно рассмотреть в синтаксисе текста.
Во-первых, простые глагольные сказуемые «выменивал, выклянчивал, окупал, нервничал» в предложении 3 стоят в форме прошедшего времени изъявительного наклонения. Так автор хочет показать, что действия, о которых повествует рассказчик, были в далеком прошлом. Во-вторых, лексическое значение данных глаголов позволяет увидеть, с каким трудом создавалась коллекция марок и сколько сил было отдано повествователем этому занятию.
Следовательно, благодаря данным сказуемым читатель может понять, как много значила для рассказчика их общее с сыном увлечение. (80 слов)
2 группа: (ребята со средними учебными способностями). Они должны систематизировать предложенные материалы и ответить на вопрос: Как можно определить лексическое значение в слове.
Задания группе:
Систематизируйте предложенный материал по способам обозначения лексического значения слов.
Обсудите в группе, как можно определить лексическое значение слова
Выводы запишите на раздаточный листок.
Материалы для группы:
1 Крупное Лиственное дерево. (дуб)
2.Большое хвойное дерево с короткими иголками. (ель)
3. Фруктовое дерево с плодами, похожими на лампочку. (груша)
4. Южное дерево с крупными оранжевыми плодами. (апельсин)
Антракт, перерыв, отдых.
Красивый, симпатичный, привлекательный.
Бежать, лететь, мчаться, нестись.
Смелый, храбрый, отважный.
Вывод, который должны сделать ребята: Лексическое значение слова можно определить:
Подбором зрительных образов.
Подбором синонимов.
С помощью описательного оборота.
3 группа. ( с хорошими учебными возможностями) Определяют грамматическое значение в словах. Им дается набор слов, они должны связать слова в предложение, определить грамматическое значение подлежащего и сказуемого. Сделать вывод: что такое грамматика. Какие значения могут быть в слове?
Задание группе:
Ненавидеть, диктатор, ничто, хороший, человечество, они, никогда, приносить, не.
(должно получиться: Ненавижу диктаторов, ничего хорошего они никогда не приносили человечеству)
Задание группе:
Соберите слова в предложение. Запишите его на раздаточном листе.
Определите грамматическое значение подлежащего и сказуемого. Как они связаны между собой? Выводы запишите на раздаточном листке.
Какой раздел лингвистики помог вам связать слова в предложении?
Дайте определение этому разделу.
-
Какие значения могут быть в слове, исходя из заданий вашей группы
Предполагаемый вывод: Грамматика – раздел лингвистики, который охватывает собой вопросы морфологии и синтаксиса, словообразования. А в слове имеется и грамматическое и лексическое значения.
4 группа: (Задания: им нужно подобрать подходящие слова для определения грамматики.
Грамматика охватывает собою:
|
Законы и правила слов.
|
построения
|
Законы и правила слов.
|
изменения
|
Законы и правила слов, образование словосочетаний на основе этих соединений;
|
образования
|
Законы и правила предложений;
|
соединения
|
Должно получиться:
Грамматика охватывает собою:
Законы и правила образования слов;
-
Законы и правила изменения слов;
Законы и правила соединения слов, образование словосочетаний на основе этих соединений;
Законы и правила построения предложений;
5 группа: сильная группа ребят создают вступление и теоретическое обоснование высказывания.
Задание группе:
Прочитайте ещё раз формулировку задания С2. 1. 2
Исходя из требований, начните сочинение, прежде обсудите начало между собой.
Прочитайте критерий С1.К1. Обсудите, как вы понимаете «теоретическое обоснование».
Запишите в одно предложение. Как вы понимаете смысл высказывания лингвиста Степанова.
Запишите на раздаточный листок несколько возможных вариантов.
Отчет групп:
1 группа – структура сочинения-рассуждения (слайд)
2 группа –Лексическое значение слова можно выразить с помощью _____________/( слайд)
3 группа – в слове имеется и лексическое и грамматическое значение (слайд)
4 группа - Грамматика охватывает собою: (слайд)
5 группа выводы пишет на доске.
Практикум по отработке навыка..
Учитель: Следующим этапом у нас будет нахождение аргументов. Я предлагаю вам сегодня их писать на примере сказуемых..Расскажите о сказуемом, используя имеющийся у вас теоретический материал. (слайд 6, схематично показывающий материал)
(этот материал у каждого, в зависимости от уровня групп, они готовят ответы) (5 минут на повторение теории)
Типы сказуемых.
|
Сказуемое может быть простым и составным.
|
Простое сказуемое выражено одним словом. Оно передаёт и лексическое, и грамматическое значение. Простое сказуемое может быть только глагольным. Порою звучный топот коня раздавался по улице.
|
Составное сказуемое выражено двумя словами: основным и вспомогательным. Основное слово выражает основное лексическое значение сказуемого, вспомогательное – грамматическое и добавочные лексические значения. Вспомогательное слово может быть пропущено.
|
По способу выражения основной части составное сказуемое делится на глагольное (основная часть инфинитив) и именное (основная часть – имя) Мы начали заниматься историей. (начали - вспомогательное слово, грамматическое значение – 1 лицо, мн. Число, прош. Время и добавочное лексическое значение начала действия; заниматься - основное слово, глагол, лексическое значение – «учиться, изучать») День был прекрасным. ( был – вспомогательное слово, глагол связка, грамматическое значение – ед. число, прош. Время, м. род и добавочное лексическое значение существования; прекрасным- основное слово, имя прилагательное лексическое значение – «очень хороший». В настоящем времени связка упускается: День прекрасный
|
Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в каком-либо наклонении. Птицы поют. Поторопитесь, мы уже опаздываем. Без вас я не нашел бы ничего.
|
Простое глагольное сказуемое может быть выражено формой будущего сложного времени. Мы будем ждать поезд.
|
В настоящем и будущем времени сказуемое употребляется в том же числе. Что и подлежащее. Я думаю о сне. Облака перемещаются очень быстро.
|
В прошедшем времени и в условном наклонении сказуемое употребляется в том же числе, а в единственном числе – в том же роде, что и подлежащее. До нас дошли интересные слухи. Если бы она пришла вчера, вопрос решался бы быстрее.
|
В повелительном наклонении сказуемое употребляется в том же числе и лице, что и подлежащее. Ты с басом, Мишенька, садись против альта.
|
|
Составное глагольное сказуемое состоит из основной и вспомогательной части.
|
Основная часть выражена инфинитивом. В этой части заключено основное лексическое значение сказуемого.
|
Вспомогательная часть выражает грамматические значения (наклонение, время, лицо) и дополнительные лексические значения (начало, продолжение, конец действия –начать, перестать, приняться, продолжить; желательность, возможность, необходимость действия – мочь, хотеть; долженствования –должен, принужден, надо, необходимо; эмоциональную оценку действия – любить, рад).
|
Вспомогательная часть может быть выражена глаголом (мочь, хотеть), кратким прилагательным (рад, должен и др.), словами состояния (надо, грустно и др.)
|
Составное именное сказуемое состоит из основной и вспомогательной части.
|
Основная часть выражается формами имён, а также местоимениями, причастиями, словами состояния. Книга была интересной Он стал плотником. Комната озарена солнцем. В комнате было темно. Трава уже скошена. Ты кто? Два да три – пять в этой части заключено основное лексическое значение.
|
Вспомогательная часть (связка) выражает грамматическое значение (наклонение, время, лицо) и дополнительные лексические значения. Отсутствие связки указывает на настоящее время. В этом случае говорят о нулевой связке. День морозный.
|
В роли связки выступают глаголы: быть, являться, оставаться, становиться, делаться, казаться, представляться, считаться, слыть и др.
|
При глаголе являться имена существительные и прилагательные, входящие в состав сказуемого. Ставятся только в творительном падеже. Это явилось неожиданностью. Эта новость является странной.
|
В состав именного сказуемого могут входить частицы: это, словно, как, будто, не и др.
|
-Какие ключевые слова нам помогают найти аргументы? (сказуемое выражает лексическое и грамматическое значение).
- составьте по демоверсии в книге Драбкиной стр. 12 свои аргументы.
План работы ( на слайде)
Найдите сказуемое.
Определите его лексическое и грамматическое значение.
Как сказуемое связано с подлежащим.
Обсудите в группе получившиеся выводы.
Запишите выводы в тетрадь.
Для 1 группы подсказкой является сочинение, которое они собрали.
Для 2, 3, 4 группы даю слова подсказки. 5 группа работает самостоятельно.
1.Так, в составном глагольном сказуемом _________________________________ (в предложкении___) вспомогательный глагол, выражающий грамматическое значение ………………………указывает на _____________________________, а инфинитив____________________,выражающий лексическое значение, означает______________________. Сказуемое согласуется с подлежащим ……………………..
2.Так, в составном именном сказуемом _________________________________ (в предложкении___) вспомогательный глагол, выражающий грамматическое значение ………………………указывает на _____________________________, а именная часть ___________________,выражающая лексическое значение, означает______________________. Сказуемое согласуется с подлежащим ___________________________________.
Так, простое глагольное сказуемое …………………………………………( в предложении …….)обозначает__________________________________________ Оно связано с подлежащим в ………………………………. И выражается в форме …………………..
- Что же у вас получилось? (обсуждение получившихся аргументов) (3 минуты)
- Нам не хватает вывода? Как мы можем закончить работу?
(Возможные варианты вывода:
Таким образом, лексический состав языка и его грамматические законы очень часто оказываются слиты воедино и помогают понять высказанную мысль.
Вот так связь лексики и грамматики помогает понять мысли говорящего и его настроение.
Следовательно, грамматические законы формируют предложение, а лексика составляет его смысловую строну.
V Выводы урока:
- Чему мы учились на уроке?
- Что показалось тяжелым?
- На каком грамматическом материале вы будете писать сочинение?
Учитель: Конечно же грамматика языка и лексика значительно шире. Мы сегодня учились на конкретном примере писать сочинение – рассуждение. На следующих уроках продолжим работу и будем учиться на другом лингвистическом материале писать сочинения рассуждения.
VI. Домашнее задание написать сочинение по тексту в книге Драбкиной стр. 174 часть 2
( отрывок их книги Троепольского) (слайд)
|
|
|