|
Почему заинтересовал наших солдат дом на площади 9 Января?
Наши и немецкие позиции очень близко подходили друг к другу, поэтому в Сталинграда было много снайперов. Кто это такие? – Солдаты, которые стреляют из особой винтовки по врагу…
Изложив материал, на каждой остановке необходимо подвести итоги, выяснить, что дети запомнили, что усвоили.
Почему заинтересовал наших солдат дом на площади 9 Января?
Что такое «штурмовая группа»?
Как назывались дома, которые оборонялись нашими солдатами? И т.д.
Детей лучше не перегружать военными, искусствоведческими, архитектурными терминами. Если это необходимо, то обязательно надо их объяснить. Невозможно, например, описать панно на Доме Павлова, не пояснив, что обозначает само слово «панно» Ребята должны быть пояснены слова «стела», «обелиск», «бюст» и т.д.
Детям трудно понять, почему разрушенное здание на площади Гвардейской называется «мельницей». Необходимо объяснить, что здесь были установлены специальные машины, которые мололи зерно.
Ребята этого возраста любят потрогать, как следует рассмотреть предметы. На остановке «Площадь Ленина» можно использовать прием предварительного показа. Нужно разрешать детям подойти к панно на Доме Павлова потрогать, а потом рассказать о нем.
Фотографии ребятам демонстрируются с дополнительными объяснениями всех деталей, т.к. они просто не в состоянии охватить все разом.
Фото «Площадь Павших борцов после битвы». Давайте рассмотрим фотографию. Вот это довоенный сквер, он и сейчас на том же месте. Вот там должна быть Волга, вот здесь проходит нынешний проспект имени Ленина и т. д.
Фотографии ребята в какой-то мере способны описать сами. Посмотрите на фотографию В.И. Чуйкова. Какое у него лицо? – Строгое, мужественное…
О Чуйкове писали: «Это человек – солдат, готовый защищать свою родину, отдать за нее жизнь». Может фотография подтвердить эти слова? – Может.
После подобного показа ребята уже не спутают Чуйкова с кем-то еще.
Последние исследования психологов показывают, что ребенок не может постоянно находиться в ситуации потребления готовых знаний. Он хочет быть активным, самостоятельным в познавательной деятельности. Если дети уже знают о каких-то событиях, необходимо дать им возможность высказаться. Данный прием активизирует, поощряет к дальнейшей деятельности.
К экскурсоводам, работающим с младшими школьниками, предъявляются большие требования. Они должны быть воспитателями, педагогами, хорошо знать учебные программы. Экскурсоводы должны понимать психологию детей, уметь быстро и легко устанавливать с ними контакт, поддерживать внимание ребят на протяжении всей экскурсии.
-4-
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКАЯ СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО
ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ
С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
(В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Автор: Марченко О.П.,
методист ГОУВСДЮТиЭ
2000 год
Экскурсионное дело В России берет свое начало с развития школьных экскурсий. Первые сведения о проведении их для детей относятся ко второй половине ХУШ века, когда передовые педагоги высказывались о целесообразности организации для детей прогулок на природу. В 1786 году рекомендации о проведении школьных экскурсий нашли свое отражение в «Уставе народных училищ». Появление идей родиноведения дало толчок развитию мысли о предметности и наглядности обучения, об изучении родного края. К.Д. Ушинский требовал выхода за пределы обычного схоластического урока, коим и является новый метод обучения – экскурсия. В начале ХХ века педагоги, методисты, основываясь на экскурсионной практике, начали заниматься разработкой вопросов школьной экскурсионной методики. Огромное внимание уделялось этой работе в советское время. Крупская писала: « Школа должна научить видеть, научить читать не только печатные книги, но также и книгу жизни. Одним из способов научить читать эту книгу являются правильно поставленные экскурсии». Все экскурсионные бюро страны имели секции по работе с детьми и молодежью и циклы экскурсий для них, которые воспитывали у учащихся любовь к Родине, интернационализм, гордость за свою страну.
Школьное детство – новая ступень в формировании индивидуальности ребенка. Содержание ее кратко можно представить следующим образом: научить соотносить общее и частное, родовые и видовые свойства предметов, вещей и явлений, отношений людей, научить ребят организовывать свое поведение в соответствии с этими свойствами. Школьное детство делится на три периода: младший, средний и старший школьный возраст. Каждый из них требует особой методики ведения экскурсий.
В чем же заключается особенность работы с младшими школьниками?
Научный тип мышления, который 7-9 –летний ребенок приобретает в школе, ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны, закономерности взаимодействия с окружающим миром. У детей появляется больше возможностей для выделения и ориентировки в самых разных сторонах действительности. В их жизнь входит диалог с учителем, который формирует во многом у ребят научную картину мира. Он обязательно предполагает взаимопонимание, возможность и необходимость принятия точки зрения другого человека. Это наиболее удачная форма общения и познания нового на экскурсии.
При проведении экскурсий с младшими школьниками следует руководствоваться тем, что у них более развита наглядно-образная память. Дети лучше, быстрее запоминают и прочее сохраняют в памяти конкретные факты и события. Внимание ребят в этом возрасте неустойчиво, они быстро утомляются от однообразного вида деятельности, не умеют сосредотачиваться надолго и работать коллективно.
Задача экскурсовода – создать обстановку, располагающую к размышлению и анализу. На активизацию мыслительной деятельности направлена постановка вопросов перед детьми. Грамотно поставленные, они вызовут у ребят стремление найти ответ. Вопросы должны увлечь ребят, натолкнуть на размышление, испытать радостное чувство познания. Оценка действия школьников со стороны экскурсовода должна предполагать критерии, которые известные ребенку (Ты ответил лучше других, молодец).
Рассмотрим особенности работы с младшими школьниками на примере экскурсии «Город-герой Волгоград». Продолжительность ее в данном случае не может превышать 1,5 астрономических часов. Маршрут включает остановки на Центральной набережной, площади Павших борцов, площади Гвардейской, у Дома Павлова.
Важное место имеет подготовка к экскурсии. Насколько обстоятельно она проведена, настолько воспримут ребята материал. Окружающая обстановка, масса отвлекающих объектов, встречающихся на маршруте, создают определенные трудности. Слишком обильный материал ведет к перенапряженности, безразличию.
-2-
Детям пока недоступны многие исторические закономерности, особенности развития города, поэтому материал необходимо преподнести в доступной для ребят форме. Подбором вопросов можно подвести ребят к понятию необходимости основания Царицынской крепости. Они ставятся в зависимости от подготовки группы (ее можно выявить уже в ходе знакомства с детьми).
На какой реке стоит наш город? – На Волге.
Какая еще большая река протекает недалеко? – Дон.
Хотя Волга и Дон находятся очень близко, они нигде не соединяются, что очень не устраивало человека. Знаете почему? (вопрос активизирует внимание детей).
Товары раньше перевозились на чем? – На лошадях, кораблях.
Одни суда шли по Волге, другие - по Дону. А что делать, если из городка на Волге надо было переправлять товары в городок на Дону? -–Перегрузить на повозки.
Если товаров много, а повозок мало? В этом случае суда тащили волоком, на веревках, из одной реки в другую. Так как самое короткое расстояние между Волгой и Доном было в районе нынешнего Волгограда и чуть севернее, то и тянули корабли здесь. Места наши стали называть «переволокой» (от слов «волок» – тащить). Раз везли товары богатые купцы, было чем поживиться, значит, находились люди, которые их грабили.
Кто это? – Разбойники.
Для того, чтобы обезопасить торговые пути в 1589 году, и была основана сторожевая крепость Царицын. Что такое крепость? – Небольшой укрепленный городок. Почему она называлась сторожевой? – Крепость охраняла, сторожила эти места…
Таким образом, ребята получили представление о необходимости появления нашего города.
Очень сложно преподнести младшим школьникам основные события Сталинградской битвы. Подбор вопросов поможет и в этом.
В 1941 году началась самая страшная для нашего народа война. Какая? – Великая Отечественная. (При необходимости, объяснить значение слова «отечественная»).
Через год она докатилась до Сталинграда. Фашисты решили захватить наш город. Почему? (если дети не в состоянии ответить на этот вопрос, его можно раздробить на более простые).
Какие у нас в городе есть заводы? – Тракторный, металлургический
Какую продукцию они выпускали для армии? – Танки, пушки, патроны.
Как они доставлялись на фронт? – По Волге и по железным дорогам.
Значит, если бы немцы захватили Сталинград, чего бы лишились страна и фронт? – Заводов Сталинграда, железных дорог и Волги…
Рассказ об уличных боях в городе ведется на остановке «Площадь Ленина». На примере обороны Дома Павлова можно дать понятия об опорных пунктах, штурмовых группах, снайперах.
Бои в Сталинграда велись за каждый дом. На улицах трудно развернуться танкам, неудобно стрелять из арторудий, зато солдаты могли легко спрятаться в развалинах и везти огонь. Чтобы удержать какое-то здание, не нужно было большого количества людей. Солдаты должны быстро передвигаться, уметь вести бой внутри здания. Поэтому в 62 ой армии создавались «штурмовые группы». У них были свои правила, в которых говорилось: врывайся в дом вдвоем – ты и граната, граната вперед – ты за ней; успевай, поворачивайся. Маленькие (10-20 человек), вооруженные автоматами, штурмовые группы легко передвигались и наносили фашистам значительный урон. Одна из таких групп и захватила дом на площади 9 Января. Зачем он понадобился нашим солдатам? – Из окон дома хорошо виделась вся площадь. Значит, можно следить за немцами.
Дом был самый обычный, жилой. Как его можно защитить? – Расставить пулеметы на окнах, заминировать подходы.
Такие дома стали называть «опорными пунктами».
-3-
|
|
|