|
По кубановедению для 9-х классов
Тема урока по кубановедению для 9-х классов
«Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1917 гг.»
Разработала учитель кубановедения Орещенко Е.А.
Цели:
Тип урока: комбинированный
Оборудование: интерактивная доска, проектор
План
Образование
Просвещение
Здравоохранение
Наука
Печать
Литература
Музыкальная жизнь.
Театры и зрелища
Изобразительное искусство
Изменение внешнего облика городов
Ход урока.
Орг. Момент Здравствуйте, ребята
Опрос д/з
Как кубанцы отнеслись к Первой мировой войне? Почему это отношение будет изменяться с течением времени?
Как война отразилась на экономике края? Какая отрасль оказалась наиболее чувствительной на тот момент?
Почему на Кубани начались «бабьи» бунты?
Изучение новой темы.
-
В начале ХХ века на Кубани существовали различные типы образовательных учреждений, в том числе: начальные училища, церковно приходские школы, гимназии,реальные училища. Дети адыгов получали знания в горских и русских школах, также могли обучаться в мусульманских школах (медресе).
Запись в тетрадь.
Таблица «Типы образовательных учреждений на Кубани в начале ХХ века»
Начальное образование
|
начальные училища, церковно приходские школы
|
Среднее образование
|
гимназии, реальные училища.
|
Профессиональное образование
|
с/х, ремесленные, технические, коммерческие школы и училища
|
Подготовка учителей начальных школы
|
Учительские семинарии , в гимназиях организовывали пед.классы
|
Подготовка фельдшерского состава
|
Екатеринодарская военно-фельдшерская школа
|
Высшее образование
|
-
|
Как вы думаете, почему ускорился темп развития системы образования на Кубани?
Что свидетельствовало о недостаточном развитии региональной системы образования?
Центр просвещения на кубани – библиотеки и читальни. 1900г. – открытие библиотеки имени А.С. Пушкина в г. Екатеринодаре. 1902г. –открытие 2-1 городской библиотеки имени Н.В. Гоголя. Для данного периода характерно открытие музеев и картинных галерей в крупных городах края.
-
Во второй половине XIX начале XX века получили развитие санитарные мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни населения и предупреждение болезней. В первую очередь в г. Екатеринодаребыл организован надзор за санитарным состоянием населенных мест. Предпринимались некоторые меры для медицинского обслуживания рабочих. Хозяева кирпичных, черепичных, гончарных и керамических заводов должны были заботиться о чистоте помещений на предприятиях и обеспечивать для рабочих необходимую амбулаторную, а в случае надобности — и госпитальную помощь.
В декабре 1890 в Екатеринодаре было создано Общество врачей Кубанской области. Основная задача этого общества — улучшение санитарного благополучия населения и борьба с инфекционными болезнями. На протяжении всех лет существования (до начала I мировой войны) вся его деятельность была посвящена выработке мер борьбы с острозаразными болезнями, улучшению санитарного надзора.
В 1892 году в одном из районов города Екатеринодара, называвшемся Дубинкой, была зафиксирована вспышка холеры. В ее ликвидации большую роль сыграл член общества врач В.С. Абессаломов. Найдя подходящее помещение, он превратил его в больничный барак, куда помещали заболевших. Около трех месяцев врач с санитарами работали в очаге, оказывая помощь больным.
Для этого периода характерно улучшение оснащения мед.аппаратурой и оборудованием лечебных заведений городов края, использоване рентгеновских аппаратов, появление родильных приютов, зубоврачебных кабинетов.
4.Запись в тетрадь.
Для науки характерно:
Продолжения изучения древних курганов
Работа Кубанского областного статистического комитета, общества любителей изучения Куб. области.(ОЛИКО), кубанского общества любителей изучения казачества.
-
Основание Сочинской с/х и садовой опытной станции, Кубанской с/х опытнойстанции, Екатеринодарской лаборатории опытного табаководства
5.Рассказ учителя из рубрики «Из истории…»
30 марта 1863 года вышел первый номер газеты «Кубанские ведомости». Печаталась она на двух сортах бумаги – серой и белой, отчего и различалась цена годовой подписки. Номер состоял из официальной и неофициальной части. В последнюю входили кубанские новости и перепечатки из петербургских газет.
В 1864 году произошла задержка с выходом газеты. Очередной номер вышел лишь 4 апреля.
Через несколько лет газета стала называться «Кубанские областные ведомости».С назначением в 1873 году наказным атаманом Кубанского казачьего войска Кармалина, «Ведомости» становятся более интересными.
С девятнадцатого номера 1897 г. редактором неофициальной части стал Е.Д. Фелицын – самоотверженный, неутомимый исследователь. При нём вводится рубрика общеполезных знаний и сведений, ни одно выдающееся событие не остаётся незамеченным. Газета становится злободневной.
Что мы видим в начале 20 века? Продолжает свою деятельность газета, которая уже получила немного иное название «Кубанские областные ведомости». В ней печатали свои труды многие впоследствии ставшие знаменитыми литераторы, знатоки местного фольклора.
Задание. Установите соответствие.
А)Н.Н. Канивецкий 1. Поэзия и фольклористика
Б) А.Е. Пивень 2. Бытописательство и юмор.
В)П.П. Орлов 3. Популяризация истории казачества
Г)М.К. Седин
4. Издание журнала «Прикубанские степи», описание жизни и деятельности выдающихся представилей кубанского казачества.
6.7.8. Самостоятельная работа с учебником стр. 31-33.
Составьте план сообщения по пунктам «Литература, музыка, изобразительное искусство,театры и зрелища на Кубани в начале ХХв.»
9. Прочитайте текст учебника на стр. 33-34 и ответьте на вопрос:
Как повлияли на развитие градостроительства экономические и культурные потребности региона?
Рефлексия:
Какую роль в развитии культуры играли общественные инициативы?
Домашнее задание: параграф 6, вопросы стр. 34 №1-5
|
|
|