|
Информация из опыта «Формы работы с дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой Кубани»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 15 города Кропоткин
муниципального образования Кавказский район
Информация из опыта
«Формы работы с дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой Кубани»
Воспитатель:
Акулова Т.А.
Кропоткин 2016 г.
В настоящее время, работая с детьми старших групп, большое внимание уделяется работе по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Кубани. Любовь ребенка – дошкольника к своему Отечеству начинается с любви к своей семье, близким людям, к дому, улице на которой он живет.
Приобщение дошкольников к народной культуре является важной частью нравственного воспитания поскольку развитие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Для этого я считаю необходимым поставить перед собой следующие задачи:
1. Знакомить детей с историей развития и становления родного края.
2. Прививать любовь к национальному наследию, к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.
3. Воспитывать чувство национальной гордости, потребность соблюдать и сохранять народные традиции.
4. Способствовать формированию патриотических чувств, поддерживать преемственность поколений.
5. Продолжать учить отображать в творческих работах обычаи и традиции родного края.
6. Воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине.
Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл моей работы.
О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Для этого я использую следующие формы работы с детьми:
Ознакомление детей с историей и традициями своего города, края. С детьми старшей группы проводим цикл бесед по темам: «Улица, на которой я живу», «Район, в котором я живу», «Мой родной город», «Экскурсия по городу Кропоткину», «Символика Кубани», «Как жили кубанцы в прошлом веке?», «Их помнят и чтят Кубанцы» и др.
В старшем дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра, большое значение имеют дидактические игры и упражнения, которые помогают закрепить полученные ранее знания, учат детей общаться друг с другом, выполнять роль ведущего, развивают логическое мышление. Я подготовила материалы для проведения дидактических игр: «Узнай по описанию», «Узнай по фрагменту», «Чего не было в старину», «Найди отличия», «Собери картинку», «Найди герб Краснодарского края», «Разложи по порядку», «Картинки-загадки». Именно в игре дети переживают чувство гордости от создания хороших поступков, совершающих во имя других людей где, как не в игре находит свое отражение милосердие, любовь к Родине.
Знакомя детей с родным городом, необходимо учитывать, что информация, данная педагогом, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Ярче всего это стремление развивается на изобразительной деятельности. Желание ребенка может трансформироваться в рисунок, поделку, иллюстрирующую полученную информацию, а также эмоциональный фон его восприятия. В процессе ознакомления с городом выполнять ряд практических заданий через рисование и аппликацию, Такие как: «Мой город», «Спасская башня», «Наш город в будущем», «Праздничный вечерний город», коллективная аппликация с использованием нетрадиционных техник «Герб России».
Для расширения представлений у детей о родном городе и его жителях, их жизни и труде воспитатели нашей группы проводят беседы с детьми, организуем выставку семейных фотоматериалов, памятных вещей, проводиться работа с родителями, где они рассказывают о своем труде, семейных традициях. Здесь мы решаем не только образовательно – воспитательные задачи, но и способствует взаимопониманию нескольких поколений в семье, формирует благоприятную атмосферу для жизни ребенка, что также является немаловажным фактором развития личности.
Так же нами проводился ряд мероприятий: " Кубанские посиделки", "Осень на Кубани", "Зимние забавы", в которых дети принимали активное участие, готовили совместные номера для выступления, участвовали в викторинах, исполняли кубанские песни, танцы, играли в кубанские игры. В нашем саду был создан мини-музей «Быт и обычаи казачьей семьи», где дети наглядно ознакомились с условиями жизни и семейными традициями казаков.
В связи с подготовкой к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне мной был подготовлен ряд бесед по формированию у дошкольников уважения российским воинам и памяти павших воинов в Великой Отечественной войне. Да данную тему был оформлен военно-патриотический уголок «Победа деда – моя Победа!». Подобраны фотографии и составлен фотоальбом «Памятники воинам - защитникам Родины », для наглядной демонстрации детям: открытки, репродукции. Дети принимали участие в конкурсах рисунков «Пусть будет мир на всей планете», готовили открытки подарки-поделки для ветеранов, оформлен альбом «День Победы» (с рисунками, фотографиями, рассказами детей). А так же проведена экскурсия к мемориалу «Памяти погибших воинов» на «казанской горе», где дети возлагали цветы и отдали дань уважения к погибшим.
В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогащается и активизируется словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, его культуре и истории расширяется представление об окружающем мире.
Была проведена работа с родителями: "На Кубани мы живем…", "Масленица". Важным показателем явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У них вырабатывается активная позиция, появляется чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей. Они стали активно участвовать в мероприятиях группы и детского сада.
|
|
|