План-конспект урока русского языка в 11 классе.
Повторительно-обобщающий урок.
Тема урока: « Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа/
Цель урока:
*обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике и орфоэпии как разделах лингвистики, о системе гласных и согласных звуков русского языка, о способах их обозначения на письме, показать соотношение звукового и буквенного (орфографического) облика слова; повторить основные правила произношения гласных и согласных звуков, нормы ударения в современном русском языке.
*совершенствовать умения находить в слове основные звуковые процессы , производить фонетический разбор слова и транскрибировать слово;оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка; совершенствовать навыки работы с различными видами словарей и учить извлекать необходимую информацию из справочной литературы и современных источников информации.
* воспитывать в детях чувство любви к русскому языку, чувство глубокой ответственности за чистоту и правильность русской речи.
Оборудование и учебные пособия к уроку:
Таблица «Гласные и согласные звуки русского языка».
Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.
Задания демонстрационных вариантов ЕГЭ-2011.
У каждого учащегося на столе карточка-справочник « Особенности русского ударения и его роль в русском языке».
Орфоэпические и толковые словари.
Магнитофон и звукозапись к конкурсу дикторов.
ЭПИГРАФ К УРОКУ:
…Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы…
Бестужев- Марлинский.
Ход урока : 1.Оргмомент. Постановка целей урока.
Учитель: Дорогие ребята, прочитайте , пожалуйста, эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Это слова Бестужева- Марлинского. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Какому разделу лингвистики он будет посвящен ?
( Учащиеся, опираясь на эпиграф к уроку и на данное к уроку домашнее задание, формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь).
2. Проверка домашнего задания.
В качестве домашнего задания учащимся было предложено:
*1 группа (низкий уровень подготовки): опираясь на материалы учебника А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченковой «Русский язык. Грамматика.Текст.Стили речи»,М. «Просвещение»,2005г., стр.6-16 и дополнительных справочных источников, составить вопросы для фонетической разминки.
*2 группа (средний уровень подготовки):а) самостоятельно подготовить фонетические задачи по изучаемой теме ; б) ответить на вопрос «Нужно ли изучать фонетику и орфоэпию?», используя дополнительные источники информации.
ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
А) 1группа составила следующие вопросы:
* Что является предметом изучения фонетики и орфоэпии?
*В чем состоит отличие между буквами и звуками?
*На какие группы делятся звуки речи? Чем они отличаются друг от друга?
*Что называется слогом?
*Сколько звуков в русском языке?*( вопрос на смекалку).
Опираясь на таблицу «Гласные и согласные звуки русского языка», которая демонстрировалась в классе, ребята работали следующим образом:
к доске вызывается уч-ся 1 группы, учащиеся этой группы задают ему подготовленный дома вопрос. Если отвечающий не дает верного ответа, то на поставленный вопрос отвечает тот, кто его задавал.
Б) 2 группа предложила следующие фонетические задачи:
*В данных словах измените один согласный звук так, чтобы получилось новое слово:
Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка.
(Ответы: когти, будка(бурка),папка(шапка), губы(дубы), миска(кирка), лесок, палка,осел,горка(ножка),блин,точка, цвет, колено,мамочка(дамочка,самочка).
ВОПРОС: * Какая функция звуков речи лежит в основе этого задания?(смыслоразличительная функция звуков речи).
*Образуйте новые слова, прочитав в обратном порядке звуки данных слов:
Лед, торг, лещ, куль, рай, ай.
(Ответы: толь, крот, щель, люк, яр, я.)
УЧИТЕЛЬ : Разминка наша завершена . Сегодня на уроке вы и проверите себя, хорошо ли вы разбираетесь в фонетическом составе слова, соблюдаете ли вы орфоэпические нормы русского языка, умеете ли пользоваться различными видами словарей, выполнив тренировочные задания. И мы приступаем к выполнению тренировочных упражнений.
Ведь на практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно!
3. Тренировочные упражнения.
а) Работа по карточкам в парах и в группах.
* пары 1 группы (низкий уровень подготовки) :
-Составить фонетическую транскрипцию данных слов: осадки, равноправие, в течение.
б) пары 2 группы (средний уровень подготовки):
- Выполнить фонетический разбор данных слов:
Орфоэпия, русский.
( Учащиеся проверяют друг у друга выполненные задания, выставляют оценки за работу в индивидуальной карточке оценки знаний).
После этого коллективно обсуждаются допущенные ошибки.
б) Словарно – орфоэпическая работа.
В полученной карточке расставить в словах ударение. Указать, какие звуки обозначают выделенные буквы.
(Учащиеся работают индивидуально с раздаточным материалом, опираясь на карточку-справочник « Особенности русского ударения и его роль в языке» и пользуясь при затруднении орфоэпическими словарями)
2 группа:
Адекватный, антитеза, афера, камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рефери, пустячный, феномен.
1 группа:
Статуя, факсимиле, форзац, украинцы, сосредоточение, пломбированный, дремота, облегчить, цыган, включит.
( Выполнив задание самостоятельно, ребята обмениваются карточками в паре, ведут проверку и выставляют оценки в индивидуальной карточке оценки знаний). После этого коллективно обсуждаются типичные ошибки.
Вопрос учителя: * В чем же заключаются особенности словесного ударения в русском языке?
в) Заглянем мы , как Пушкин встарь, в толковый наш словарь.
Работа со словарями( этимологический, толковый, орфоэпический)
Учитель: *Опираясь на различные виды словарей, разграничьте понятия:
омонимы, омофоны, омографы.
Омонимы- слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение (например: брак).
Омофоны – слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и по смыслу (например: посветить- посвятить).
Омографы- слова, которые пишутся одинаково, но различаются с помощью ударения (например: вести- вести)
Учитель: А теперь, у нас с вами будет полминутки для шутки. Ответьте на вопрос: « Как превратить слово языковую в сочетании со словом колбасу в явление, происходящее в русском языке? (нужно изменить в слове ударение: языковое явление).
Как называется эта пара слов? (это омографы).
г) А теперь приступим к следующему этапу нашей работы. Работа в парах.
Задание: используя при затруднениях толковый и орфоэпический словари, подберите к данным словам омографы, составьте со словами словосочетания, учитывая лексическое значение слов:
Атлас, броня, ледник,броня, замок, пасти ,характерный.
( Полученные варианты:
Географический атлас- синий атлас, стальная броня – броня на жилплощадь, открыть замок – замок князя, в пасти волка – пасти овец, характерный человек – характерные черты).
Результаты работы проверяются в парах, выставляются оценки в карточку оценки знаний. После этого коллективно обсуждаются допущенные ошибки.
д ) Упражнение « Говорите правильно по-русски». Отработка орфоэпических норм современного русского языка с элементами развития устной речи учащихся.
Работа в группах:
1 группа ( низкий уровень подготовки):
Учащиеся получают карточку с ключевыми словами, используя которые необходимо составить текст на тему « А у нас сегодня гости!»:
Тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый и грушевый сок, пиццерия, арахис, ирис ,торты, бутерброд с языковой колбасой, салат из вареной свеклы, арахис, кедровые орешки, камбала, долма.
Один из вариантов ответа:
Мои родители в рождественские дни пригласили в гости своих школьных друзей. Вся семья занята подготовкой к встрече гостей. Мне поручено сходить в кулинарию, чтобы купить торты. Отец на рынке по просьбе мамы купил щавель, языковую колбасу для бутербродов, камбалу и арахис.
А мама уже успела приготовить тефтели, салат из вареной свеклы с кедровыми орешками, армянскую долму. Гостей потчевали также пирожками с творогом, сливовым и грушевым соком. Угощение получилось на славу!
2 группа (средний уровень подготовки ):
Конкурс дикторов центрального телевидения. Учащиеся получают готовый текст.
Задание: выразительно прочитать предложенный текст, соблюдая присущие публицистическому стилю интонации и орфоэпические нормы русского литературного языка, обращая особое внимание на выделенные слова :
В районной Думе Городищенского муниципального района ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президент. Намерение правительства углубить социальные реформы , начатые несколько лет назад ,конечно , оцениваются в обществе позитивно. Однако приведенные в печати данные о процентах роста благосостояния жителей района за последний квартал 2010 года вызвал в обществе ряд сомнений и претензий. Депутатами районной Думы было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, были направлены в район по облегченному варианту. За грамотное и рациональное использование полученных средств руководители района будут премированы. Для контроля за использованием средств будет создана инициативная группа, которая будет сформирована в период с 1 декады января до конца четвертого квартала.
(Учащиеся проверяют правильность выполнения работы, прослушивая магнитофонную звукозапись, и выставляют себе оценку.)
4. Контроль знаний учащихся по теме « Фонетика. Орфоэпия».
Тестирование в формате заданий ЕГЭ.
1.В словах какого ряда количество звуков и букв совпадает?
1)вьюжная, деревня 2) купаешься, июньский
3) статуя, помощник 4) грамматика, чтобы
2. В словах какого ряда звуков больше, чем букв?
1) бурьян, только 2) ночью, юг
3)дождь, явиться 4) поющая, яростная
3.В словах какого ряда букв больше, чем звуков?
1) перебежчик, живешь 2) купаться, июльский
3) местность, юбиляр 4)разъяриться, грустная
4.В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) жизнь 2) приятель 3) степь 4) пишешь
5. В каком слове произносится гласный звук А ?
1) хоккей 2) рябит 3) часы 4) язык
6.В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительной роли?
1) ирис – ирис 2) атлас – атлас 3) искра –искры 4) клубы – клубы
7. В каком слове ударение падает на третий слог ?
1) намерение 2) начата 3) медикаменты 4) зимовщик
8. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?
1)цемент, брала, эксперт 2) дефис, оптовый, созыв
3) статуя, свекла, поняли 4) тортов, фетиш, звонит
9. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?
1)тембр 2) морфема 3) шинель 4) крем
10. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?
1) ателье 2) кофе 3) коттедж 4) свитер
11.В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твердые согласные?
1) макраме, шоссе, теннис 2) модернизация, шинель, кашне
3) кафе, кофе, гротеск 4) интеграция, дефис, деликатесы
12. В каком ряду слов буквы чн обозначают звуки шн ?
1) дачный, скворечник 2) яичница, вечный
3) конечно, съемочный 4) скучный, конечно
Работы учащихся собираются и оцениваются после уроков. Оценки вносятся учителем в индивидуальную карточку, в которой выставляется общая оценка за урок.
5.Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы с вами повторили фонетику и орфоэпию, рассмотрели различные фонетические явления и орфоэпические нормы.
Урок завершает проблемный вопрос, над которым работали дома учащиеся 2 группы.
*Нужно ли изучать фонетику и орфоэпию? Докажите свою точку зрения, опираясь на мнения ученых и писателей.
Варианты ответов:
а) Орфоэпия и фонетика - важная сторона литературного языка. Известный ученый-лингвист Р.И.Аванесов считал, что «произвол в произношении почти так же недопустим, как анархия в письме. Отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо.
б) С.Я.Маршак, рассматривая произведения А.С.Пушкина, писал: «При помощи звуков речи, «музыки слов, великий Пушкин достигает в своих сказках предельной выразительности: в его стихах много значат не только каждое слово, но и каждый звук, каждый гласный и согласный…»
Учитель: Ребята, вы подобрали очень яркие примеры, отвечая на проблемный вопрос. Действительно, чтобы овладеть орфоэпией, то есть правильным литературным произношением, надо уметь слышать и анализировать звучащее слово. Именно звучащая речь является основной формой существования языка. Даже когда мы читаем про себя, слова воспринимаются нами в их звуковом составе.
Время нашего урока истекло. Благодарю всех за работу. Очень надеюсь, что урок был вам не только в удовольствие, но и на пользу.
Домашнее задание будет следующее.
А) 1 группа.Русский язык – великий и могучий. Однако все течет и изменяется. И язык тоже нуждается в нашей поддержке, а может быть, даже в рекламной кампании. Ребята 2 группы, вам необходимо написать рекламный текст, призывающий изучать фонетику и бережно относиться к языку (не менее 150 слов).
Б) 2 группа. Ответить на вопросы в учебнике на стр.13, упражнение 10(1,2 часть).
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ.
Тестирование в формате заданий ЕГЭ.
1.В словах какого ряда количество звуков и букв совпадает?
1)вьюжная, деревня 2) купаешься, июньский
3) статуя, помощник 4) грамматика, чтобы
2. В словах какого ряда звуков больше, чем букв?
1) бурьян, только 2) ночью, юг
3)дождь, явиться 4) поющая, яростная
3.В словах какого ряда букв больше, чем звуков?
1) перебежчик, живешь 2) купаться, июльский
3) местность, юбиляр 4)разъяриться, грустная
4.В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) жизнь 2) приятель 3) степь 4) пишешь
5. В каком слове произносится гласный звук А ?
1) хоккей 2) рябит 3) часы 4) язык
6.В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительной роли?
1) ирис – ирис 2) атлас – атлас 3) искра – искры 4) клубы – клубы
7. В каком слове ударение падает на третий слог ?
1) намерение 2) начата 3) медикаменты 4) зимовщик
8. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?
1)цемент, брала, эксперт 2) дефис, оптовый, созыв
3) статуя, свекла, поняли 4) тортов, фетиш, звонит
9. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?
1)тембр 2) морфема 3) шинель 4) крем
10. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?
1) ателье 2) кофе 3) коттедж 4) свитер
11.В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твердые согласные?
1) макраме, шоссе, теннис 2) модернизация, шинель, кашне
3) кафе, кофе, гротеск 4) интеграция, дефис, деликатесы
12. В каком ряду слов буквы чн обозначают звуки шн ?
1) дачный, скворечник 2) яичница, вечный
3) конечно, съемочный 4) скучный, конечно
КАРТОЧКА – СПРАВОЧНИК
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
Среди ударных орфоэпических норм существуют следующие варианты :
*Слово обладает единственно правильным значением (откупорить, свекла, кухонный)
*Слово предполагает 2 равноправных варианта постановки ударения (творог, августовский, колледж)
*Слово наряду с современным ударением допускает устаревшую ударную позицию (ракурс – ракурс)
*Ударение связано с употреблением слова в профессиональной речи ( компас – компас, осужденный – осужденный)
Ударение выполняет в языке смыслоразличительную функцию:
*Различает формы разных слов (ношу – ношу)
*Различает формы одного слова (снега – снега).
Изменение места ударения в слове.
*Типичным является ударение в кратких формах прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени.
*А также в глаголах прошедшего времени.
В этих случаях в женском роде ударение падает на окончание, а в мужском, среднем роде и во множественном числе на основу.
(Начата,начат,начало, начаты.
Поняла, понял, поняло, поняли.
*В современном русском языке среди кратких прилагательных активно проявляется тенденция к постановке ударения в женском роде на основу, в результате чего появляются варианты: властный – властна- властна.
*Обратите внимание на формы глагола КЛАСТЬ с ударением на основу слова: клал, клала, клало, клали.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ И ГРУППАХ.
______________________________________________________________________
КАРТОЧКА 1.
1 группа. Задание:
Составить фонетическую транскрипцию данных слов :
ОСАДКИ – /_____________________________/
РАВНОПРАВИЕ -/___________________________________________/
В ТЕЧЕНИЕ - /____________________________________/
______________________________________________________________________
КАРТОЧКА 1.
2 группа. Задание:
Выполнить фонетический разбор данных слов:
Орфоэпия, русский.
______________________________________________________________________
КАРТОЧКА 2.
1 группа. Задание: расставьте в словах ударение. При затруднении воспользуйтесь помощью орфоэпического словаря.
Статуя, факсимиле, форзац, украинцы, сосредоточение, пломбированный, дремота, облегчить, цыган, включит.
КАРТОЧКА 2.
2 группа. Задание: расставьте в словах ударение. Укажите , какие звуки обозначают выделенные буквы?
Адекватный, антитеза, афера, камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рефери, пустячный, феномен.
КАРТОЧКА 3.
Задание: используя при затруднениях толковый и орфоэпический словари, подберите к данным словам омографы, составьте со словами словосочетания, учитывая лексическое значение слов.
Атлас, броня, ледник, броня, замок, пасти, характерный.
КАРТОЧКА 4.
1 группа. Упражнение « Говорите правильно по-русски».
Задание: используя данные слова, составьте текст на тему « А у нас сегодня гости!» и прочитайте его, соблюдая орфоэпические нормы русского языка.
Тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый и грушевый сок, пиццерия, арахис, ирис, торты, бутерброд с языковой колбасой, салат из вареной свеклы, кедровые орешки, камбала, долма.
КАРТОЧКА 4.
2 группа. Упражнение « Конкурс дикторов центрального телевидения».
Задание: выразительно прочитайте предложенный вам текст, соблюдая присущие книжному стилю интонации и орфоэпические нормы русского литературного языка, обращая особое внимание на выделенные слова.
В районной Думе Городищенского муниципального района ведутся дебаты о путях выполнения поручений Президента. Намерение правительства углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно , оцениваются в обществе позитивно. Однако приведенные в печати данные о процентах роста благосостояния жителей района за последний квартал 2010 года вызвал в обществе ряд сомнений и претензий. Депутатами районной Думы было подготовлено ходатайство о том, чтобы средства, положенные регионам в рамках реформы социальной сферы, были направлены в район по облегченному варианту. За грамотное и рациональное использование полученных средств руководители района будут премированы. Для контроля за использованием средств будет создана инициативная группа, которая будет сформирована в период с 1 декады января до конца четвертого квартала.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
ФАМИЛИЯ ------------------------------------------------
1 группа/ 2 группа
Номер карточки
|
Количество ошибок
|
оценка
|
1 карточка
|
|
|
2 карточка
|
|
|
3 карточка
|
|
|
4 карточка
|
|
|
тест
|
|
|
Итоговая оценка
|
|
|
|