-
Цель занятия: уметь определять и исправлять орфоэпические нарушения.
Основные орфоэпические трудности современного русского языка:
-
-
Твёрдое или мягкое произношение согласных в заимствованных словах.
-
Каталог, некролог, творог, алкоголь, инструмент, феномен, фейерверк, мышление.
-
Установите, твердо или мягко произносятся согласные перед «е»
-
Крем, кофе, кафе, стюардесса, фланель, фанера, панель.
-
Кр[е]м, коф[е], каф[э], стюард[э]сса, флан[э]ль, фан[е]ра, пан[э]ль.
Определите «е» или «ё» пишется в данных словах.
-
Умело проведенный маневр, маневренный автомобиль, перекресток у булочной, крестный отец, непрочная сметка швов, возведенный памятник, отведена домой.
Определите, в каком случае произносится четко звук [ч], а в каком - [ш]
-
Булочная, скворечник, яичница, прачечная, что, чтобы, потому что, скучно, скучный, конечный, конечно .
Звук в поэтической речи.
-
В поэзии звук - одно из основных средств выразительности.
-
Аллитерация – создание эмоционального настроя с помощью подбора определенных согласных.
-
Ассонанс – такое же воздействие с помощью подбора гласных.
Лимерики
-
Прекрасный способ запомнить место ударения в слове и другие особенности его произношения. Запоминаемое слово надо зарифмовать с хорошо знакомым.
-
Ты нас, мама, не ищи:
-
Ищем мы щавель на щи.
-
-
Мы нащиплем щавеля.
|