Тест по теме «Фонетика»
I. Фонетика – раздел науки о языке, который изучает:
1) соответствие между звуками и буквами;
2) звуки речи;
3) правила написания слов.
II. Укажите номера, под которыми находятся глухие согласные:
1) [ж]; 2) [с]; 3) [ш]; 4) [т]; 5) [в]; 6) [к].
III. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
1) в начале слова;
2) после мягких согласных;
3) после гласных;
4) после ъ и ь.
IV. В каких словах все согласные мягкие?
1) забор;
2) чаща;
3) осень;
4) жизнь.
V. Какая буква названа верно:
1) в (вэ);
2) л (эл);
3) с (сэ);
4) ш (ше).
VI. Найдите «третье лишнее» слово:
1. 1) что, 2) чтобы, 3) нечто;
2. 1) конечно, 2) нарочно, 3) игрушечный;
3. 1) теннис, 2) тема, 3) текст;
4. 1)свитер, 2) ателье, 3) тенор;
5. 1) чувство, 2) баловство, 3) да здравствует
VII. После ж, ш, ч, щ пишутся буквы и, у, а, но не пишутся буквы ы, ю, я. Назовите слова, которые отступают от этого правила:
1) сч..стье, 2) ш..нель, 3) ч..шка, 4) ч..вство, 5) брош..ра,6) пощ..да, 7) ж..ри, 8) ж..лет, 9) параш..т, 10) рощ..
VIII. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:
1) рожь, 2) въезд, 3) яблоко, 4) соль, 5) лён, 6) съёмка, 7) семья, 8) лямка, 9) здесь, 10) известно, 11) юг, 12) ёлка
IX. В каких словах ударение поставлено правильно?
1) звОнит;
2) красИвее;
3) катАлог;
4) киломЕтр.
X. В каких словах нет звука [j’]?
1) уют;
2) сесть;
3) вязать.
XI. Охарактеризуйте следующие звуки:
1 вариант 2 вариант
[х], [д], [ж], [щ'], [j'], [р']; [б], [л], [ш], [ч'], [ц], [з'].
XII. Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием, и сделайте их транскрипцию:
1 вариант 2 вариант
лодка, шоссе, скользкий, сводка, стол, текст, пастбище,
старушка, торта, город, гром, ошибка, скот, указка, косьба,
просьба, глотка, яичница; конечно, торты.
Практическое задание
1 вариант
1. Прочитайте отрывок из стихотворения. Запишите, сколько раз встречается фонема в этом отрывке. Выпишите такие слова.
Сидит колдунья, дуется
На целый белый свет:
Колдунье не колдуется,
И вдохновенья нет.
(М. Бородицкая)
2. Замените первый звук в слове свет так, чтобы получилось другое слово. Какими фонемами различаются получившиеся слова?
2 вариант
1. Прочитайте отрывок из стихотворения. Запишите, сколько раз встречается фонема в этом отрывке. Выпишите такие слова.
Никто не хватает собаку за пятку,
Никто не съедает гражданку лошадку
И с ней гражданина кота,
Когда у собаки есть будка и миска,
Ошейник, луна и в желудке сосиска.
И каждому ясно, что эта собака –
не круглая сирота.
(Ю. Мориц)
2. Замените первый звук в слове кот так, чтобы получилось другое слово (другие слова). Какими фонемами различаются получившиеся слова?
|