|
План конспект урока музыки в 5 классе тема четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» Тема урока: «Волшебник и великий музыкант»
Учитель музыки
высшей категории
МОБУ СОШ №3 им. Ю.А.Гагарина (Таганрог)
Корнева Ирина
Вильямировна
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ
Тема четверти:
«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»
Тема урока: «Волшебник и великий музыкант».
Вид урока: комбинированный.
Цели:
показать значение музыки в прозе; привить любовь к музыке через произведения литературы
воздействовать на чувства и эмоции детей, пробуждать их воображение, побуждать к творчеству на основе совокупного восприятия литературных и музыкальных образов
способствовать выработке более вдумчивого отношения к жизни, её разностороннему и углубленному восприятию
осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные связи (музыка, литература, русский язык, ИЗО, история, география, природоведение, математика, английский)
Задачи:
формировать внимательное отношение к языку художественного произведения, умение понимать образные выражения, использованные в нём, представлять картину, нарисованную автором;
уметь высказывать свое отношение к написанному и услышанному;
развивать исполнительско-творческие навыки и умения.
Методы:
-
Метод проблемного изложения материала
Метод моделирования художественно-творческого процесса
Метод содержательного анализа инструментального произведения
Метод отождествления
Метод цвет – образ
Метод размышления о музыке
Метод забегания вперед и возвращения к пройденному
Метод музыкальных обобщений
Метод эмоциональной драматургии
Метод создания художественного контекста
Метод жизненных ассоциаций
Метод наложения
Полифонический метод
Метод переинтонирования
Оборудование:
фортепиано, компьютер, экран, проецирующая аппаратура.
Музыкальный материал:
Э.Григ «Утро».
Э.Григ «Концерт для фортепиано с оркестром» (1 часть).
Е.Крылатов, Ю.Энтин «Где музыка берет начало?»
Литературный материал:
К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Слайд 1 (титульный лист).
Ход урока.
Слайд 2. Дети входят в класс под музыку Э.Грига «Утро».
Музыкальное приветствие.
Учитель: Ребята! Вы вошли в класс под музыку. Вы узнали это произведение?
Дети: Это пьеса «Утро» Эдварда Грига.
Учитель: Правильно. Запомните имя этого композитора.
Эта пьеса прозвучала музыкальным эпиграфом к нашему уроку. Обратимся к литературному эпиграфу.
Слайд 3. (Слушаем в записи)
Литература, живопись и музыка представляют собой виды искусства, понимаемые как художественное творчество.
Люди испытывают радость и вдохновение, когда общаются с искусством, богаче становится их внутренний мир.
Учитель: В этом высказывании упоминаются два искусства, о которых мы
говорили в 1 четверти. Вспомните тему четверти.
Слайд 4.
Дети: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»
Учитель: А что стало бы?
Дети: Не существовало бы многих музыкальных жанров: песен, романсов,
баллад, опер, балетов, оперетт – жанров, связанных с поэзией и прозой.
Учитель: Значит, литература музыке необходима!!!
??? А есть ли обратная связь?
??? Как звучит тема 2 четверти?
Дети: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»
Слайд 5. Может ли литература обойтись без музыки?
Учитель: Нам предстоит ответить на этот вопрос и провести небольшое
исследование. Я прошу вас быть очень внимательными и вдумчивыми.
Слайд 6. Чтение рассказа К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» на фоне
музыки «Утро».
Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена.
Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.
Кроме того, в горных лесах живет, как птица-пересмешник, весёлое эхо. Оно только и ждёт, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.
Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.
??? Вы догадались, что это за произведение?
Слайд 7. (Шишки)
Дети: Это повесть Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
??? О каком композиторе речь шла в начале рассказа?
Дети: Об Эдварде Григе.
Слайд 8. (Портреты Грига в разное время)
??? Как эта музыка воздействовала на вас? Какие представления она вызвала в вашем воображении?
Дети: зрительные представления картины утреннего пейзажа.
???Какие средства музыкальной выразительности помогают представить картину утра?
Дети: красивая мелодия, мотив, напоминающий пастуший наигрыш.
Учитель: Он повторяется и варьируется у разных инструментов: мы слышим их тембры. Какие инструменты звучали?
Дети: Струнные и духовые деревянные.
Спокойный, неторопливый темп.
Нежное и прозрачное звучание мелодии в верхнем и среднем регистрах.
Слайд 9. Средства музыкальной выразительности.
???Как вы думаете, мелодия исполняется на настоящем пастушьем рожке или её имитирует другой инструмент?
Дети: имитация на флейте и вариации у различных инструментов (скрипка и деревянные духовые).
Слайд 10. Инструменты.
Учитель: Мы знакомы с этой мелодией. Давайте, споём её. Пожалуйста, примите
позу исполнителя.
Слайд 11. Слова попевки «Утро».
???На каком словосочетании надо сделать кульминацию?
Дети: Природа проснулась.
??? Почему вы так думаете?
??? Чем достигается кульминация?
Дети: Динамическими оттенками и самым высоким (в этом месте мелодии)
звуком.
Давайте споём её с кульминацией.
Слайд 12.Разный цвет и размер шрифта.
Учитель: Музыка Грига никогда не оставляла слушателей равнодушными. У многих известных людей есть высказывания о чудесном воздействии музыки.
Слайд 13. Вот, например, русский писатель Максим Горький сказал:
«Слушая Грига, видишь чудесные картины северной природы:
Слайд 14,15 туманное утро,
слайд 16 солнечные лужайки,
слайды 17, 18, 19 фьорды и скалы,
слайд 20 мирные пастбища,
слайд 21 тихий ручей».
Учитель: Мне бы хотелось, чтобы и вы сегодня получили наслаждение от
музыки Эдварда Грига.
Учитель: Итак, вы установили имена главных героев нашего урока: композитора и писателя. Назовите их ещё раз.
Дети: Эдвард Григ и Константин Паустовский.
Слайд 22. Портреты Грига и Паустовского.
Учитель: Прошу вас обратить внимание на всю информацию на слайде. Она пригодится вам в исследованиях и выводах.
Эдвард Григ 1843 – 1907, Норвегия
Константин Паустовский 1892 – 1968, Россия, СССР.
???Первое наше исследование. Были ли лично знакомы Григ и Паустовский?
Дети: Нет, потому что К.Паустовскому было 15 лет, когда Григ умер.
Учитель: Но тем не менее Паустовский пишет о Григе.
Возвращаемся к рассказу. На листах в тексте, находящихся у вас на столе, необходимо выполнить творческое задание: по ходу моего чтения отметьте, пожалуйста, выразительные средства речи, поэтические сравнения, касающиеся музыки.
Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку…
- Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.
- Дагни Педерсен, - вполголоса ответила девочка. Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.
- Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через 10.
«Я напишу музыку, - решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится 18 лет…
Рояль мог петь обо всём – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и чёрные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.
«Да будет благословенно всё, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься».
Григ думал так и играл обо всём, что думал…
Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык.
Учитель: Ребята! Как поэтично пишет К.Паустовский! Он – мастер слова!
Зачитайте поэтические сравнения о музыке.
Дети: рояль мог пет; чёрные и белые клавиши убегали, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и смолкали.
Учитель: Всё верно!
Складывается впечатление, будто Паустовский сам всё это видел и слышал!
??? Но посмотрите на даты жизни писателя и композитора. Они жили в одно время и в одной стране?
Дети: НЕТ.
Учитель: Давайте подумаем, Откуда это всё мог взять Паустовский?
Дети: может, это музыка Грига вдохновляла его?
Учитель: ДА,НАВЕРНОЕ!
Её Величество Музыка! И богатое чувство воображения и мастерство художественного слова Паустовского, что так живо и образно передаёт это в литературе!
Два великих мастера радуют нас своим искусством!!!
???А для чего рядом с портретами стоят даты жизни и указываются страны рождения?
Дети: Важно знать в какое время и в какой стране жил создатель произведения, - от этого зависит творчество.
Учитель: Вот давайте поближе познакомимся с биографией композитора, чтобы понять, благодаря чему и кому Э.Григ стал замечательным композитором.
Слайд 23. Карта Норвегии.
Учитель: посмотрите, ребята! Норвегия - северная страна, соседствующая со Швецией, Финляндией. Но они были не только географическими соседями. 400 лет Норвегия находилась в тяжелой зависимости от Швеции и Дании. Официальный язык – датский, центром норвежской культуры был Копенгаген – столица Дании. И всё это приводило к тому, что собственные национальные традиции норвежцев не получали своего развития.
Во второй половине 19 века уже начался подъём и постепенные расцвет во всех сферах жизни Норвегии. Григ принял в этом деле самое активное участие.
??? Как, по-вашему, он мог принять в этом участие?
Дети: Сочинял музыку?
Слайд 24. На экране цитата Э.Грига:
«Я записывал народную музыку моей страны. Я почерпнул богатые сокровища в народных напевах моей родины, и из этого до сих пор неисследованного источника норвежской народной души пытался создать национальное искусство».
???Про что Григ говорит «источник народной души»?
Дети: Народная музыка: песни, танцы, наигрыши.
Учитель: Да, правильно! Благодаря Григу сохранились многие национальные мотивы и интонации, мелодии. Он сделал норвежскую музыку достоянием всего мира. Из его музыки многие узнали об этой удивительной стране и замечательной природе Норвегии.
Откуда же у него самого такая любовь к музыке?
Свою музыкальность Э.Григ унаследовал в семье.
Слайд 25. Родители Грига.
Отец его был английским консулом, мама – пианистка. В семье царила дисциплина, порядок и любовь к труду. Брат Грига и две сестры, их родители и родня трёх предыдущих поколений занимались музыкой увлечённо. Еженедельно в доме устраивались музыкальные вечера, так называемые «оперные собрания», где исполнялись отрывки из опер Моцарта, Вебера, Глюка.
Первые уроки Григ получил у своей мамы. Она была с ним строга. Но потом в зрелом возрасте Григ признался, что это пошло ему на пользу.
Дальнейшее образование продолжил в Германии, в Лейпцигской консерватории.
Слайд 26. Жена Грига.
В жёны себе Григ взял певицу – Нину Хагеруп.
Слайд 27. Жена и дочь Грига.
Родилась дочь Александра. В своём письме Нина писала о дочери: «Она была красивым, милым ребенком, развитая, умная, она мгновенно замолкала, стоило Григу сесть за рояль. Особенно любила слушать музыку Шумана».
Но любимая маленькая дочь прожила всего лишь около одиннадцати месяцев.
Эту утрату Григ пронёс в своём сердце через всю жизнь.
А нерастраченную любовь к дочери он отдавал своим друзьям-ребятишкам: они приходили послушать музыку к маленькому домику, специально построенному для работы композитора.
Слайд 28. Таких домиков было несколько. И они находились в разных местах чарующей природы окрестностей Трольхаугена.
Слайд 29. Внутреннее убранство комнаты, где сочинял и исполнял музыку Григ.
Особенно часто, несмотря на запрет, приходила маленькая девочка Агга. Она боялась помешать Григу и вела себя очень тихо. Однажды, устав сидеть, не двигаясь, она уснула. Григ увидел её. Проснувшись, девочка испугалась, но композитор успокоил её: «Если ты так любишь музыку, я позволю тебе приходить сюда, когда вздумается».
Эта любовь девочки к музыке была неслучайной: через несколько лет девочка стала известной норвежской певицей. Её звали Агга Фрик. Это действительный факт, описанный биографами композитора.
Писатель-психолог, писатель-романтик Паустовский мог представить себе и глубоко прочувствовать всё, что происходило в душе Грига, - К.Паустовский, конечно же, понимал, что, потеряв свою дочь, Григ отдавал всю свою любовь другим детям, в каждой девочке видел свою дочь, и трогательно передал это в своей повести.
Давайте вернёмся к рассказу. Помните, Григ пообещал сделать подарок Дагни?
«Такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых».
В 18 лет Дагни окончила школу…
Однажды она пошла на концерт вместе с тётей Магдой и дядей Нильсом.
…Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она производила на неё странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.
Потом она вздрогнула и подняла глаза. Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя..
…Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось 18 лет!
Звучит музыка концерта.
Слайды 30, 31, 32, 33, 34,35, 36, 37. (Слайда сменяют друг друга по щелчку по мере развития музыки).
На секунде учитель продолжает читать
Дагни вздохнула так глубоко…
Сначала она ничего не слышала. Внутри неё шумела буря. Потом она, наконец, услышала, как поёт ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается, как эхо, струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки…
ДА! Это был её лес, её родина! Её горы, песни рожков, шум её моря!
Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке - а её окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.
Так, значит, это был он! Тот седой высокий человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант!…
Так вот тот подарок, что он обещал ей сделать через 10 лет.
Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила всё пространство между землёй и облаками…
Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска. Дагни сжала руки и застонала от неясного ещё ей самой, но охватившего всё её существо чувства красоты этого мира.
- Слушай, жизнь, - тихо сказала Дагни, - я люблю тебя..
И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов…
Нильс, стоявший поодаль, услышал её громкий смехи пошёл домой, теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что её жизнь не пройдёт даром.
Учитель: Почему теперь Нильс спокоен за Дагни?
Дети: Потому что Дагни любит жизнь.
Учитель: Что значит жизнь не пройдёт даром?
Дети: Ей открылось «то прекрасное, чем должен жить человек!»
Учитель: Какое волшебство сотворила музыка?
Дети: Для Дагни музыка открыла заново всё, что она раньше видела, но чему не предавала значения, - мир для неё открылся под воздействием музыки. Всё, что она видела и слышала раньше вокруг себя, заиграло новыми красками.
Учитель: А можно ли словами выразить чувства Дагни?
Дети: Это можно прочувствовать. Это можно вообразить. Особенно, если сопоставить картинки, которые мы видели, и звучавшую музыку.
???А какие инструменты помогают нам почувствовать все переживания Дагни?
Дети: фортепиано и симфонический оркестр.
Учитель: Произведение так и называется Концерт для фортепиано с оркестром.
???А можно было бы обойтись без оркестра, одним фортепиано?
Дети: такого сильного впечатления это бы не произвело.
Учитель: Паустовский устами Дагни называет Грига волшебником и великим музыкантом.
???В чём волшебство музыки вобщем и музыки Грига, в частности?
Дети: Музыка передаёт человеческие чувства: радость, гнев, любовь, образы природы и мн.др.
???А можно ли самого Паустовского назвать волшебником?
Дети: Он написал о музыке так, что и для нас и музыка, и мир открываются по-новому.
???Получается, мы имеем дело с двумя волшебниками? Они заставляют нас думать, размышлять, представлять, передавать своими словами свои впечатления.
А вы заметили, что я вам не назвала тему урока? Давайте, попробуем придумать название нашему уроку.
Дети: волшебство, волшебники… «Волшебник и великий музыкант».
???Волшебство какого искусства в нашем уроке важнее?
Дети: волшебство музыки. Без музыки не появился бы этот рассказ и многие другие литературные произведения.
???Получается, что волшебство литературы вторично и не очень нужно?
Дети: тоже первично…не получился бы урок о музыке таким как сегодня, если бы не было литературы. Не будь такого произведения как «Корзина с еловыми шишками», мы бы не узнали о чувствах девушки, пробуждённых музыкой.
???Так как же связаны между собой литература и музыка?
Дети: литература и музыка не могут обойтись друг без друга
Слайд 38. Эпиграф в прочтении детей как вывод о взаимосвязи музыки и литературы.
Учитель: Давайте подумаем и порассуждаем.
Слайд 39. Вопрос.
Встреча Грига с Дагни
1.Была на самом деле?
2.Это вымысел Паустовского?
3.Образ собирательный, опирающийся на события в жизни композитора?
Дети: Это и правда, и выдумка. Паустовский использовал события из жизни композитора и по ним придумал рассказ. Образ девочки собирательный. Это в литературе называется художественный образ.
Учитель: Да, это так.
Слайд 40. Портрет Чайковского П.И.
Слайд 41. Григ с женой и портрет Чайковского на стене их дома.
А вот встреча Грига с русским композитором П.И.Чайковским произошла на самом деле. Это было в Лейпциге 1 января 1888года в гостях у скрипача Адольфа Бродского. Говорили о музыке и многом другом. В беседе выяснилось, что Григ и его жена интересовались русской литературой и знали её. Потом Эдвард и Нина Григ присутствовали на концертах Чайковского. К моменту встречи Чайковский уже знал музыку Грига - она исполнялась в концертах Императорского русского музыкального общества начиная с середины 70-х гг. В "Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году" Петр Ильич пишет: "Быть может, у Грига мастерства гораздо меньше, чем у Брамса..., но зато он нам ближе, он нам понятнее и родственнее, ибо он глубоко человечен. Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры... Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах, сколько ключом бьющей жизни в его гармонии, сколько оригинальности и очаровательного своеобразия в его остроумных, пикантных модуляциях и в ритме, как и все остальное, всегда интересном, новом, самобытном!" (II, 345 - 6). Взаимные дружеские чувства, ощущение творческой и человеческой близости передают и письма этих двух художников. Все они относятся к тому же 1888 году. В начале марта, из Парижа, Петр Ильич спешит порадовать своего нового друга: "знаете ли Вы, что Вы очень известны в Париже? Почти в каждом концерте исполняется что-нибудь Ваше". Григ - Чайковскому, из Лейпцига, середина апреля: "Вы не поверите, какую радость доставила мне встреча с Вами. Нет, не радость - гораздо больше! Как художник и как человек Вы произвели глубокое впечатление..." И очень скорый отклик русского композитора: "... как я горжусь, что заслужил Вашу дружбу!" Наконец, в мае, из Дании Эдвард Григ пишет: "... мы должны повидаться, - где бы то ни было: в России, в
Норвегии или еще где-нибудь! Родственные души ведь не растут на деревьях!".
Но увидеться еще раз им было не суждено.
Слайд 42. Григ с женой.
Учитель: В последние годы жизни, несмотря на плохое самочувствие, болезнь, он много концертировал, словно желал, как можно больше сказать своей музыкой тем, кто останется жить после него.
Слайд 43. Скала Грига.
Учитель:По желанию самого Грига, высказанному незадолго до смерти, его похоронили в скале, на которой и до сих пор стоит дом Грига.
Слайд 44. Могила Грига в скале.
Когда умерла его верная жена Нина, прах её захоронили там же, руководствуясь её завещанием об этом.
Слайд 45. В доме Грига открыли музей. Смотрите дополнительную презентацию «Памятные места Норвегии».
Слайд 46. О Паустовском.
Учитель: Константин Паустовский В 1915 г. работал на котельном заводе в Таганроге. В 1916 году он стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман «Романтики».
Вам будет такое задание: Исследовать, как увековечена память О Паустовском в таганроге.
(ответ: В Таганроге есть улица имени Константина Паустовского).
Слайд 47. А теперь вернёмся к нашему эпиграфу.
Прочитайте слова, которые созвучны вашему мнению.
Дети: радость, вдохновение от общения с искусством, богаче становится внутренний мир.
Учитель: итог можно подвести, обратясь к следующему высказыванию.
Слайд 48. (Слушаем запись).
???Вы согласны с этим мнением?
Слайд 49.Домашнее задание.
???Перечислите науки, которые помогли нам провести этот урок.
Слайд 50.
Учитель: Пожалуйста, перечислите все школьные науки, «принимавшие участие» в нашем уроке.
Дети: музыка, литература, русский язык, история, география, математика, природоведение, английский язык (географическая карта с английскими словами)…
Слайд 51. Где музыка Грига взяла своё начало?
Дети: В жизни. Музыка начинается в природе.
Музыка - это и есть Природа!
Птицы создают музыку, океаны творят музыку, и в ветре звучит музыка.
Любой природный звук - это и есть Музыка...
А мы всего лишь повторяем природу, звуки, которые слышим вокруг нас...
Слайд 52. А у нас есть об этом песня.
Давайте об этом споём. Песня Е.Крылатова на стихи Ю.Энтина «Где музыка берёт начало?»
Слайды 53, 54, 55, 56.
Где музыка берёт начало,
Где ноту первую берёт?
В горах мне эхо отвечало,
В горах мне эхо отвечало
Её торжественный восход,
Её торжественный восход.
Где музыка берёт начало,
Где тот живительный исток?
В лесах мне птица прокричала,
В лесах мне птица прокричала
Начало музыкальных строк,
Начало музыкальных строк.
Где музыка берёт начало,
Где муза песни рождена?
В морях у старого причала,
В морях у старого причала, -
Мне так ответила волна,
Мне так ответила волна.
Где музыка берёт начало,
В каком краю её рассвет?
В краю, где детство отзвучало,
В краю, где детство отзвучало,
В краю, где ты оставил след,
В краю, где ты оставил след.
Слова песни о том, что музыка берёт начало в лесу, в морях, в горах нашли своё подтверждение в ходе сегодняшнего урока.
И очень важно, какой след оставляет каждый из нас в своём краю…
Дома запишите в тетрадях свои впечатления от увиденного и услышанного на уроке.
Оценки за урок.
Спасибо за работу
До свидания!
|
|
|