Главная страница

«Сказочные образы в музыке Эдварда Грига»


Скачать 96.16 Kb.
Название «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига»
Дата 01.03.2016
Размер 96.16 Kb.
Тип Урок

План-конспект

открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г

Урок № 7

2 класс

Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига»

Живут волшебники земли,

Тепло своих сердец даря.
Форма урока: Урок – путешествие.

Цель урока: Ввести детей в мир сказочных образов.

Задачи:

1.Дать понятие о сказочных существах в произведениях Э.Грига: троллях, гномах.

2.Развивать творческое воображение детей, их фантазию, умение высказывать своё мнение о музыкальных впечатлениях.

3.Прививать любовь и интерес к музыке зарубежных и русских композиторов-классиков.

4.Вспомнить понятия о темпе, динамике, раскрыть значения –форте, - пиано, - крещендо.

5.Развивать творческие способности.

6.Уметь анализировать музыкальные произведения.

7.Развивать вокально-хоровые навыки.

8.Расширять музыкальный кругозор.
Музыкальный материал

1.Видио – Э. Григ «В пещере горного короля»

2.Видио – по сказке братьев Гримм «Белоснежка и 7 гномов» (фрагмент), (королева и зеркальца)

3. «Пестрый колпачок»

4.П.И. Чайковский «Танец маленьких лебедей»
Наглядный материал

1.Портрет Эдварда Грига, П.И.Чайковского

2.Видиофрагменты:

1) «В пещере горного короля» Э.Григ

2) «Белоснежка и 7 гномов» по сказке братьев Гримм

3) учебник 2 класс по музыке Г.С.Ригина, стр. 13,14

4) рабочая тетрадь к учебнику музыки 2 класс

3.Корона, зеркальце

4.Игровой прием: Уши – назад Г. Струве (улучшает певческое интонирование, лучше слышат пение других ребят, сидящих сзади)

5.Дыхательная гимнастика. «Я, красивый цветок» (установка правильного положения корпуса при пении, свободы, плечевого сустава). Формирование начальных навыков вокального дыхания, дирижерского жеста.
На доске:

  1. Эдвард Григ (карлики, тролли, горные духи)

  2. Слова: алчность, тролли (жадные люди, стремятся за богатством, наживой)

  3. Балет, па – де – де, - вдвоем

  4. Кордебалет, танцор па – шаг, по – де – катр – танец вчетвером, па – де – труа – танец втроем.


Оборудование:

  1. Интерактивная доска

  2. Аккордеон

  3. Реквизиты для импровизации (корона, зеркальце)

  4. Игрушка «Гном»


УУД

Личностные:

  1. этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

  2. выражение в музыкальном исполнительстве (в т.ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.

Регулятивные:

  1. принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

  2. эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок;

  3. выполнять действия в устной форме.

Познавательные:

  1. осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

  2. различать условные обозначения;

  3. сравнивать разные части музыкального текста.

Коммуникативные

  1. использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления о музыке;

  2. принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений.

Предметные

  1. эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров;

  2. эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

  3. размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;

  4. определять жанровые разновидности;

  5. соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (с природой);

  6. воплощать выразительные особенности профессионального и народного творчества в пении, движении, импровизациях;

  7. воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений.

Ход урока

  1. Музыкальное приветствие: учитель и ученики по Т 3 ↑↓ ; Дорогие гости! Дети – Здравствуйте!

  2. Вступительное слово учителя: беседа – рассказ

У: Ребята, сегодня мы с вами продолжим удивительное путешествие в мир музыки и сказки, где ждут вас удивительные встречи

У: - Вы согласны со мной отправиться в это путешествие?

Итак, наше путешествие начинается:

- тема нашего урока: «Сказка в музыке Эдварда Грига.» Э. Григ – композитор, живший в северной стране Норвегии, где очень красива природа.

- откройте учебник на стр. 13

У: Норвегия – это страна диких скал, густых лесов. Издавна Норвежский народ населил леса и горы фантастическими существами, добрыми и злыми духами: гномами, троллями, эльфами, и сочинил множество прекрасных сказок. Григ любил природу и сказки, любил мечтать и фантазировать. Однажды, когда Григ был маленьким, он отправился на прогулку с отцом. Дорога шла вдоль ущелья. Вдруг Эдвард остановился у сосны, выглядывающей из глубины ущелья. Сосна вросла прямо в трещину камня. Мальчик долго смотрел на сосну. Потом повернулся к отцу и спросил:

- А где же гномы? – Где они прячутся? Отец думал, что сын растет большим фантазером и ответил: - «В сказках». Сын не поверил отцу. Он был уверен, что гномы, тролли живут среди скал, в лесах. Для мальчика природа действительно была живой.

У: - Ребята , а вы знаете кто такие гномы?

В европейской средневековой мифологи гномы, существа которые обитают в горах, пещерах, под землей, их называют еще гмурами и гомозулями. Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металл. В общем это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской алчности (злобы), потому людей недолюбливают. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы. Иногда они выходят на поверхность, если встретят человека, начинают пугать его громким криком. Они похожи на людей. Только меньше ростом, так им удобнее ходить по пещерам. Ростом с ребенка, а наделены огромной силой. Носят длинные бороды и живут гораздо дольше людей. Они очень обидчивы, капризны. В недрах земли они хранят сокровища – драгоценные камни и металлы.

  1. Слушание: - У: (просмотр ф-та фильма)

- В пьесе Э. Грига «В пещере горного короля» видна картина подземного царства троллей, гномов

У: - Давайте, мы с вами представим, что приникли в эту пещеру.

- Во время слушания понаблюдайте, как развивается музыка?

Задание: 1 ряд – как будет меняться динамика в музыке? (крещендо) (динамика – сила музыки)

2 ряд – как будет меняться темп? (ускорение темпа) (темп – скорость движения)

3 ряд – как будет меняться характер в музыке? (взволнов)

Повторите задание.

Ответы учащихся

- Обратите внимание на стр. 13 в учебнике, что означает термин – крещендо.

У: - Как вы думаете, для чего композитор использует крещендо?

Д: - Музыка становиться взволнованнее, страшнее, напряженнее.

4. У: - А где мы с вами уже встречались с маленькими гномиками?

Д: - В песне «Пестрый колпачок»

Исполнение «Пестрый колпачок»

У: - Встанем и попробуем ее исполнить с движениями, а мне поможет в этом Лера.

5. Какая сказка вам знакома, где встречаются еще маленькие гномы?

Д: - «Белоснежка и 7 гномов» по сказке братьев Гримм. Стр. 78

Слушание и просмотр фрагмента этой сказки.

У: - Понравилась? Мы с вами с этой сказкой не прощаемся.

(работа с текстом в учебнике, дети следят по учебнику текст как читает учитель)

- Обратите внимание на условное обозначение в учебнике на стр. 14.

- Что мы сейчас должны с вами исполнить? - Импровизацию.

6. У: - Что называется импровизацией?

Д: - Сочинение на ходу.

У: - Нам нужно выбрать исполнителей на роли Королевы и Зеркальца.

- Нужно будет изобразить с помощью вашей музыки этих героев. Спеть за Королеву и Зеркальца – свою мелодию (героям корону и зеркальце) – реквизит.

Исполняют.

- Кто еще попробует эти роли со своей импровизацией? Молодцы, замечательно.

У: - На какую сказку сильно похожа?

Д: - «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» А.С. Пушкина.

У: - Действительно, на либретто А.С. Пушкина, а музыку к этой сказке написал Н.А. Римский –Корсаков. С какой сказкой композитора Римского-Корсакова мы уже познакомились?

Д: - С оперой – сказкой «Сказка о царе Салтане».

7. У: - Ребята, а вам знаком этот композитор?

Д: - Петр Ильич Чайковский.

У: - Какие произведения он создал? Назовите.

Д: - Балет «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица»

У: - Да, молодцы.

Слово балет означает танец. Что самое главное в балете – это союз танца и музыки. Каждая форма танца имеет определенное название в балете. Например, па-де-де, то есть танец вдвоем.

- А кто знает, как называют партнера балерины? – Д: Танцор. А либретто – этого балета - таково …

- А вы знаете, что лебеди – это девушки, которые были заколдованы злыми чарами.

Одетта, добрая фея.

Глаза закрыли и представили бал. Принц отмечает свое совершеннолетие – 18 лет. В разгар вечера мама объявляет, что нужно и пора выбирать невесту. Вдали летит стая лебедей и принц со своим другом убегают на охоту, пытаясь догнать стаю. И вскоре принц видит озеро с лебедями, но как только начинают прицеливаться лебеди исчезают, а из развалин на берегу появляется девушка с короной на голове и спрашивает, за что ее хотят убить – ведь она и есть лебедь-девица. – Одетта, в которую целились друзья. Она рассказала печальную историю о себе: мама умерла, а отец живет со злой мачехой-колдуньей, только старый дедушка оберегает ее. Одетта и ее подруги превращаются в лебедей, укрываясь от злых чар, но за ними наблюдает сова – то образ коварной колдуньи, которая ждет своего часа, чтоб навсегда расправиться с Одеттой. Принц влюбляется в прекрасную девушку-лебедь, но она предостерегает его от злых чар, мачехи-колдуньи. А на другой день во дворце собираются гости с дочерями. Среди них фан Ротбарт с дочерью Одиллией, очень похожей на Одетту. И вот уже принц танцует с красавицей Одиллией и признается ей в любви. Тут же отец Одиллии меняет свой облик на злого демона. В тот же миг в окно влетает прекрасная лебедь, превращаясь а Одетту. Принц умоляет ее простить его. Он в отчаянии срывает с ее головы венец и бросает в бурное озеро, которое уже выступило из берегов. Над ним с криком пролетает сова, неся в когтях венец Одетты. Одетта падает на руки принца умирая.

- Послушайте фрагмент из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» - танец маленьких лебедей. В учебнике на стр. 12 – значок – импровизация, читаем задание.

У: - Сейчас мы попробуем импровизировать движение «Танец маленьких лебедей»

Придумай подходящее движение к музыке. А для начала послушайте стихотворение :

У: читает текст



Все дети знают эти па

Их нам поставил Петипа

па-па-па-па = 2 раза

2.

Вот Лёля песенку поет

И быстрой ножкой ножку бъет

Торчит толпа от этих па.

3.

Известно всем, что в сфере сей

Мы выше уток и гусей

Мы впереди планеты всей!

4.

Пусть это дети подтвердят,

Недаром танец лебедят.

У: - танец утят мы с вами танцевали, а вот маленьких лебедей попробуем (импровизация). Звучит «Танец маленьких лебедей» Дети исполняют.

ИТОГ: Музыка обладает волшебной силой. Она вдохновляет человека на хорошие поступки, учит любить и понимать природу, ценить человеческие отношения, бороться со злом, верить в добро и чудеса.

У: - Какой силой обладает музыка в произведениях Э.Грига?

Д: - Волшебной, страшной, настороженной.

У: - Музыка помогает почувствовать, как добро побеждает зло, спомощью динамики (сила музыки).

У: - Вспомните законы сказок.

Д: - отвечают дети.

Вот и подошел к концу наше сказочное путешествие. Ну, а когда люди прощаются, им становится немножко грустно.

- Я предлагаю с помощью песни, увидеть время года «Осень». Упражнение «Уши назад», (чтобы слышать себя и сзади сидящего голос для унисона), «Я красивый цветок» (упражнение для развития певческого дыхания и дирижерского жеста). Исполнение.

У: - Молодцы. С помощью мелодии, динамики, текста мы увидели осень – серые холодные тучи вдаль спешат, печальный листопад, вечерами долгими дождик моросит, птицы в стаи собираются и летят на юг.

У: - Откроем рабочие тетради стр. 10 задание № 16. (работа в рабочих тетрадях).

У: - Всем спасибо! – До свидания!

Д: отвечают на прощание учителя (молча кивком головы).

Самоанализ урока музыки

Тема: «Сказочные образы в музыке Э.Грига»

Цель урока была достигнута, путем реализации следующих задач: развитие музыкального восприятия, внимания, наблюдательности учащихся при прослушивании музыки:

  1. Развитие творческих способностей, на примере импровизаций.

  2. Развитие чувства ритма, координации движения в соответствии с заданной музыки.

  3. Развитие памяти, вокально-хоровых певческих навыков при исполнении песни.

  4. Воспитание чувств любви, к музыке своего народа и к музыке других стран (Норвегии).

Характеристика класса 2 «А» является классом с хорошими учебными возможностями и достаточно высоким творческим потенциалом, многие учащиеся учатся в музыкальной школе. Ребята на уроках активны, подвижны, легко переключаются на новые формы работы.

Педагогический аспект урока обеспечен соответствием содержания урока требованиям программы, комплектностью цели и задач обучения, воспитания и развития, логической связи между новым и ранее изученным учебным материалом, доступностью учебной информации.

Результат урока – были использованы различные методы, средства и приемы обучения, групповые, индивидуальные формы работы, что обеспечило достижений.

Цели урока.

Умение использовать полученные знания способствовало развитию устойчивого интереса к обучению урокам музыки, музыкальному искусству в целом.

Психологический режим поддерживался доброжелательным отношением учителя и учащимися.

В итоге, благодаря активному сочетанию методов, приемов, форм работы с соблюдением принципов развивающего обучения, цели урока были достигнуты. Материал урока усвоен продуктивно.