|
Мир глазами ребенка в рассказе Е. И. Носова «Как патефон петуха от смерти спас»
Тема: Мир глазами ребенка в рассказе Е. И. Носова « Как патефон петуха от смерти спас»
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята!!
Ребята, как вы думаете ,о человеке какого характера могли прозвучать эти слова: «…Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа»
Ответы детей : о добром, чутком; человек, любящий детей.
Учитель:
Эти добрые слова писатель В. Катаев посвятил творчеству Е.И. Носова. ( слайд с портретом Н.)Рассказы Носова включают в себя доброе начало. Они повествуют о дружбе, честности, совести. Е. И. Носов посвятил свое творчество родной земле, природе, хорошим людям. Рассказ, о котором мы будем сегодня говорить как раз об этом. Тема нашего урока: Мир глазами ребенка в рассказе « Как патефон петуха от смерти спас» Как обьяснить название рассказа. Ребята, кто из вас знает, что такое патефон?
Демонстрация патефона ( слайд 2) Что это за инструмент??
Название произошло от франц. граммофонной фирмы Пате и phone-звук. Вид граммофона в форме ящика , со скрытым рупором.
Ребята, прослушаем начало рассказа… ( начало рассказа)
Кто герои рассказа?
Какая беда случилась с петухом?
Ответы детей: заморозился, заболел.
Проблемный вопрос.
(Работа в группах.)
Что же на самом деле спасло петуха?
Ответы детей ( патефон , доброта бабушки , мальчика?)
Что же на самом деле спасло петуха нам поможет узнать мир волшебства. Добрые феи соберут те качества в волшебный ларец, которые спасли петуха от смерти.
1) Каждая группа получает словарик с определениями и ключевыми вопросами, последние до времени прячутся, отгибаются.
Ребята, скажите с чем у вас ассоциируется добрые чувства ?
Ответы детей ( солнце).Верно, с чем-то светлым и теплом.
А плохие качества, которые погубили бы петуха? ( с тучкой, которая закрывает это доброе солнышко)
1 группа
Как Витька отнесся к больному петуху?
Как, с помощью каких слов автор передает чувства Витьки?
Из словаря выберите слова, которые обозначают отношение Витьки к птице.
Сделайте вывод, какое чувство Витьки спасло петуха.
2 группа
Как бабушка отнеслась к петуху?
Почему она лечила птицу? Как спасала его?
Из словаря выберите слово, которое обозначает, как бабушка относилась к петуху.
Сделайте вывод, какое душевное качество бабушки спасло петуха.
3 группа
Как отнесся к петуху отец Витьки?
Кто еще так же отнесся к горю Витьки?
Из словаря выберите слово, которое обозначает отношение отца и Кольки к беде петуха.
Сделайте вывод, все ли прониклись бедой петуха? Какие душевные качества проявили отец и Колька?
4 группа
Что заставило его издать воинственный крик?
Выберите из словаря те слова, которые обозначают качества, присущие петуху?
Сделайте вывод, какие качества петуха вернули его к жизни?
2) Отогните в словарике вопросы и стрелочками перенесите слова в колонки с вопросами.
Что у вас получилось?
Что спасло петуха от смерти?
|
Словарь
|
Что способно было погубить птицу?
|
Воинственный дух
Жалость
Милосердие
Сила духа
Чуткость
|
Воинственный дух - готовность к действию
Гордость- чувство своего достоинства, сознание своего превосходства
Жалость - сострадание, соболезнование
Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается
Равнодушие - безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему
Сила духа - бодрость, моральная сила
Сострадание - участие в печали, сочувствие
Чуткость – способность замечать, понимать происходящее
|
Равнодушие
гордость
|
Как вы теперь ответите на вопрос урока?
Доброе сердце Витьки, сочувствие бабушки и случай голос патефона крика спасли петуха от смерти.
Вас поразила доброта Витьки? Витька оказался очень жалостливым мальчиком ,чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Ребята, давайте выразим благодарность Витьки и напишем ему письмо
7. Составление отзыва. «Письмо по кругу»
Каждый член группы вставляет нужное слово на месте пропуска, таким образом, каждый ученик будет задействован в написании письма.
Учитель: Ребята, вставьте подходящее по смыслу слово на месте пропуска.
Здравствуй , …………….! Мы ученики школы…………… города ………….. Прочитали рассказ « Как…………………………………………………» Пишем тебе …………
Нас ребят поразила твоя ……………. и чувство …………….. к больному петуху. Мы считаем, что….………., бабушкина ……………, человеческая……………,воинственный ……………спасли петуха от…………… Если в человеке есть чуткость, ……….., вежливость, понимание и ……………., он как человек состоялся. Мы очень рады , что ……….остался жив.
Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья!!!
Слова : школа 5 , Как патефон петуха от смерти спас, забота, сострадание, Витька, жалость, письмо, милосердие, сила духа, доброта, чуткость, вежливость.
После написания письма, ученик зачитывает его вслух.
Учитель: Добрые феи помогли нам собрать в волшебный ларец качества человечности, которые спасли петуха от смерти. Я вам хочу подарить каждому частичку доброты и радости. ( учитель дарит мягкие сердца детям)
Читает стихотворение:
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье любого другого
Одно удовольствие,
Честное слово.
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом!
8 Рефлексия
Ребята, у вас остались положительные эмоции? Понравилась ли вам ваша работа на уроке? А давайте подарим друг другу немного радости и хорошего настроения. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь!!!
Спасибо, до свидания!!!!
|
|
|