|
Первые годы правления Александра
Тема урока: Первые годы правления Александра I
Цель урока: сформировать у учащихся полноценное представление о специфике начального периода царствования Александра I;
Задачи урока:
а). образовательные:
сформировать у учащихся полноценное представление об основных тенденциях развития Российской империи в первой четверти ХIХ в.;
выявить основные противоречия в развитии России в начале ХIХ в.;
подвести учащихся к пониманию специфики первых лет правления Александра I по сравнению с правлением его предшественников;
охарактеризовать сущность проекта М.М. Сперанского;
подвести учащихся к пониманию соотношения планов Александра I с их реализацией.
б). воспитательные:
способствовать формированию у учащихся объективного взгляда на противоречивое развитие российского государства;
укрепить взгляд в том, что проведение новых реформ всегда требует глубокого анализа специфики своего государства;
способствовать воспитанию уважительного отношения к личностям Александра I и М.М. Сперанского, как прогрессивных государственных деятелей; продолжить формирование у учащихся интереса к изучаемому предмету.
в). развивающие:
способствовать развитию у учащихся умений соотносить единичные исторические факты и общие явления, учитывая исторический контекст, устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами, событиями и явлениями;
способствовать развитию у учащихся умения сравнивать и анализировать взгляды отдельных государственных деятелей, давать собственную объективную оценку их позиции, деятельности в целом;
-
продолжить отрабатывать навыки учащихся давать четкие полные логические ответы на вопросы, развивать умение раскрывать сущность исторических понятий, терминов, определений.
Оборудование: учебник; доска, мел; раздаточный материал – тексты «Указа о вольных хлебопашцах», манифеста «Об образовании Государственного Совета»;
Используемая источники и литература:
Орлов А.С. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней – М.: «Просвещение», 1999
Фроянов И.Я. История России с древнейших времен до конца ХIХ в. – М.: «Наука», 2001
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Ч. 2 – М.: «Владос», 2002
Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца ХIХ в. 10 класс – М.: «ВАКО», 2005
Ход урока – см. таблица;
Ход урока
|
Содержание и приемы работы учителя
|
Содержание и приемы работы учащихся
|
I. Орг. момент
(1 мин.)
|
Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Меня зовут Людмила Сергеевна, и я буду вести у вас историю и обществознание».
|
Ученики приветствуют учителя.
|
II. Переход к объяснению нового материала
( )
|
Ребята, сегодня мы приступаем к изучению нового раздела, посвященного России в XIX столетии, и новой главы – Россия в первой четверти XIX в. К этому периоду Российская империя подошла с чертами предыдущего периода, которые создали предпосылки для проведения новых преобразований.
Итак, записываем тему урока «ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА I»
|
Ученики записывают тему урока в своих тетрадях
|
III. Объяснение нового материала
( )
|
I. Тенденции развития России в начале XIX в.
Экономика и население:
1. Российская империя - великая европейская держава;
2. многонациональное государство;
3. многоконфессиональное государство (православие, католицизм, протестантство, мусульманство, буддизм, язычество):
- Ребята, давайте вспомним, что такое конфессия?
4. наряду с крупными городами (Москва, рига, С-Петербург, Ярославль) большинство городов страны были малыми, городское население составляло лишь 7% - ПРОТИВОРЕЧИЕ №1;
5. мощная промышленность;
6. использование вольнонаемного труда;
7. новый уровень торговли;
8. складывание единого всероссийского рынка (невысокая степень проникновения товарных отношений в аграрный сектор экономики по сравн. с всерос. капитал. рынком).
9. ярмарки – важнейшая форма торговли – Ирбитская, нижегородская, Коренная (под Курском)
Государство:
1. абсолютистская монархия с опорой на дворянство, формирующуюся буржуазию;
2. положительный опыт войн 18 века;
3. ПРОТИВОРЕЧИЕ №2
отставание в экономике и развитии гражданского общества на фоне военной мощи (в Европе база экономического и гражданского развития – права и свободы человеческой личности, конституционные институты парламентаризма;
4. отсутствие демократического принципа разделения властей; власть бюрократии:
-Ребята, давайте вспомним, что такое бюрократия?
-Верно. Так называемая бумажная волокит, бумажная работа тормозила реализацию тех или иных замыслов.
Социальное развитие:
1.ДВОРЯНСТВО
2. КУПЕЧЕСТВО
3. ДУХОВЕНСТВО
New!!! – СРЕДНИЙ КЛАСС
4. КРЕСТЬЯНСТВО
+
ВОЛЬНОНАЕМНЫЕ РАБОЧИЕ
Обособленность и замкнутость друг от друга;
Господство крепостной системы;
Действие обычаев крестьянской общины:
-Какие это были обычаи, вспомним из курса истории 8-го класса, ребята?
Территориториально-демографический фактор:
1. ПРОТИВОРЕЧИЕ №3
При большой территории – слабая заселенность, малая плотность населения;
2. ПРОТИВОРЕЧИЕ №4
Присоединение новых территорий больше потерь, чем выгоды (повышение налогов, ясак);
3. отсутствие колоний – новые территории внутри страны.
II. Либеральные меры Александра I.
Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. продемонстрирова стремление части правящих кругов усилить роль дворянства в управлении страной, несколько ограничив при этом личный произвол монарха. Уроки павловского царствовании и Французской революции, проникновение в Россию просветительской идеологии, осуждавшей деспотиям и феодальные порядки, способствовали распространению в верхах реформаторских воззрений, появлению различных преобразовательных планов, призванных пресечь самовластье царя и злоупотребления помещиков. Новый император Александр I (1777-1825) в целом разделял эти взгляды, воспитанный Екатериной II, французом Лагарпом. Идеи эпохи Просвещения оказали известное влияние на Александра I. Царь стремился модернизировать социально экономические и политические институты (он имел, в частности, программу решения крестьянского вопроса путем постепенной ликвидации крепостного права), надеясь тем самым избавить страну от внутренних потрясений.
В правлении Александра I выделяют 2 основных этапа (ЗАПИШИТЕ, пожалуйста):
1-й – период либеральных преобразований – 1801-1815 гг., о нем мы поговорим сегодня на уроке и выясним, почему он так назывался.
2-й - период царствования Александра I - 1815-1825 гг., наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался и современниками, и в научной литературе как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I. Действительно, в 1815-1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные,
охранительные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А.А.Аракчеева
-Ребята, давайте вспомним из курса обществознания, что значит либерализм, либеральный? Вспомните из курса обществознания.
1. Воцарение Александра I ознаменовалось серией мер,
отменявших те распоряжения Павла I, которые вызвали недовольство дворянства. В армию возвращались уволенные
Павлом I офицеры, политические заключенные освобождались, был разрешен свободный въезд и выезд из страны, уничтожена "тайная экспедиция" и т.п.
ЗАПИСЫВАЕМ
Основные либеральные меры Александра I(1801-1825):
1. 1809 г. – отмена права помещиков ссылать крестьян в Сибирь;
2. упразднение «Тайной экспедиции»;
3. смягчение цензуры;
4. свободный выезд за границу;
5. организация Императорского Человеколюбивого Общества – 1802 г. для воспитания сирот, попечения о больных и бедных;
6. указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г.;
7. запрещение публикации в прессе объявлений о продажи крестьян.
Первые годы правления Александра I характеризовались острой борьбой в верхах вокруг проектов различных реформ социально-экономического и политического характера. В правящих кругах существовали различные группировки, каждая из которых имела свои рецепты решения стоявших перед страной проблем. "Молодые друзья" императора (П.А.Строганов, Н.Н.Новосильцев, В.П.Кочубей, А.Чарторыйский), образовав так называемый Негласный комитет (как эпицентр либерализма), в рамках которого они обсуждали с императором важнейшие вопросы государственной жизни, выступали за отмену в будущем крепостного права и превращение России (также в перспективе) в конституционную монархию. Сановники екатерининского царствования ("екатерининские старики") стремились усилить влияние вельможно-бюрократических верхов на управление империей. С этой целью они ратовали за расширение функций Сената, в частности - за предоставление ему возможности оказывать воздействие на законодательный процесс. "Екатерининские старики" были противниками каких-либо перемен в отношениях между крестьянами и помещиками. За более широкие преобразования высказывались участники дворцового переворота, возглавлявшиеся бывшим фаворитом Екатерины II П.А.Зубовым. Они добивались превращения Сената в представительный орган дворянских верхов, наделения его законосовещательными правами чтобы поставить законодательную деятельность царя под контроль высшего дворянства. Эта группировка допускала возможность известного ограничения помещичьей власти над крестьянами, а в перспективе была готова к постепенной ликвидации крепостного права. Наконец, в среде высшей бюрократии имелось немало противников вообще любых перемен. В сохранении существующих порядков они видели самую надежную гарантию общественной стабильности. Основная масса дворянства была также настроена весьма консервативно. Она стремилась сохранить свои привилегии и прежде всего - безграничную власть помещиков над крестьянами. Затишье, наступившее в деревне после подавления мощной волны крестьянских выступлений 1796-1797гг., укрепляло уверенность подавляющего большинства дворянства в незыблемости существующего строя. Широкие слои помещиков негативно относились к любым попыткам ограничить свободу волеизъявления императора. В этой связи реформаторские планы, вынашивавшиеся различными представителями правящих кругов, не встречали сочувствия в дворянской массе. Слой просвещенных дворян, в которых Александр I видел опору своих реформаторских начинаний, был слишком тонок. Любые действия царя, затрагивавшие помещичьи привилегии, грозили новым дворцовым переворотом.
Александр I принял меры по изменению состояния крепостного крестьянства.
-Давайте запишем, в 1803 г. 20 февраля появился указ «О вольных хлебопашцах» (см. приложения).
У вас на столах есть текст данного указа. Вам дается 2 мин., чтобы прочитать документ и ответить на следующие вопросы:
1. Каковы условия освобождения крестьян по этому указу?
2. К какому сословию принадлежали крестьяне после освобождения?
3. Каково отношение освобожденных крестьян к земле?
4. Каковы права и обязанности вольных хлебопашцев?
5. В чем положительные и отрицательные моменты этого указа?
Итак, пожалуйста, отвечаем?
В целом, результаты указа были незначительными. За время царствования Александра I на волю выкуплено 47 тыс. душ крестьян мужского пола, т.е. менее 0,5% всех крепостных. Одной из причин этого было не только нежелание помещиков отпускать на волю крепостных, но и большой размер выкупа, непосильный большинству крестьян. Значительно более решительными были меры по реорганизации системы государственного управления.
2. Существовавшая на тот момент система государственного центрального управления была создана Петром I и просуществовала весь XVIII в. Принцип коллегиального управления уже изжил себя.
ЗАПИШИТЕ, пожалуйста, в 1802 г. 12 коллегий были заменены 8 министерствами (Министерство иностранных дел, Министерство юстиции, Министерство полиции, Министерство финансов, Министерство народного просвещения, Министерство внутренних дел и др.)
-Какое из этих министерств не имело аналогов в предыдущей системе управления?
-В чем состоит главное отличие министерств от прежних коллегий?
3. Проект М.М. Сперанского.
Для проведения полномасштабной реформы системы управления Александр I пригласил М.М. Сперанского
После окончания боевых действий и заключения в 1807 г. Тильзитского мира с Наполеоном проблема реформ снова становится объектом обсуждения в правящих кругах. Преобразовательные планы в этот период были связаны с именем выдающегося государственного деятеля
М.М.Сперанского (1772-1839) – запишете, пожалуйста, одного из ближайших советников Александра I. В 1809 г. М.М.Сперанский составил "Введение к Уложению государственных законов", в котором содержалась обширная программа серьезных реформ. Их своевременное проведение в жизнь, по мысли М.М.Сперанского, должно было избавить страну от революционных потрясений, которые пережила Европа.
ЗАПИШЕМ: (схема на доске) В основу задуманной им политической реформы закладывался присущий правовому государству принцип разделения властей;
предполагающий размежевание законодательных, исполнительных и судебных функций и создание соответствующих структур. План М.М.Сперанского предусматривал, ЗАПИСЫВАЕМ, пожалуйста:
ГОС. ВЛАСТЬ
Законодательная исполнительная судебная
1.Законодательная власть - государственная дума представительный орган (на манер парламента).
Она мыслилась как учреждение, ограничивающее власть монарха. На местах создавались губернские, окружные и волостные думы. Избирательные права М.М.Сперанский собирался предоставить дворянству и лицам "среднего состояния" (купечеству, государственным крестьянам и т.п.).
2. Исполнительная власть - министерства.
3. Судебная власть – высшая судебная инстанция Сенат.
Проектируемую М.М.Сперанским систему законодательных, исполнительных и судебных инстанций венчал Государственный Совет, который должен был играть роль связующего звена между царем и всеми государственными структурами. Члены Совета назначались императором.
ЗАПИШЕМ: 1810г. – Государственный Совет – законосовещательный орган (единственная реализованная мера Сперанского).
Ликвидации крепостного права план М.М.Сперанского не
предусматривал. Однако М.М.Сперанский выступал за ограничение помещичьей власти над крестьянами. Последние получали определенные гражданские права. В частности, ни одно лицо, по мысли М.М.Сперанского, не могло быть наказано без суда. Преобразовательные проекты М.М.Сперанского стали объектом острейшей борьбы в верхах. Консервативная часть дворянства и бюрократии выступала против реформаторских замыслов М.М.Сперанского, усматривая в них подрыв вековых устоев
империи. Соответствующая точка зрения в развернутом виде
была изложена выдающимся русским историком Н.М.Карамзиным в "Записке о древней и новой России" (1811), которая адресовалась Александру I. Александр I, помня о судьбе отца, не мог игнорировать решительного неприятия реформаторских начинаний своего советника основной массой дворянства и высшей бюрократии.
В 1811 г. вступило в силу "Общее учреждение министерств", подготовленное М.М.Сперанским. Этот обширный законодательный акт определял основные принципы организационного устройства министерств, порядок их деятельности. Данным законом была в целом завершена начатая в 1802 г. министерская реформа (большинство коллегий к 1811 г. прекратило свое существование). Этими мерами, направленными на совершенствование бюрократической машины, дело и ограничилось. Ненависть консервативных кругов к М.М.Сперанскому была столь сильна, что Александру I пришлось пожертвовать своим сподвижником. В марте 1812 г. М.М.Сперанский был отстранен от государственной службы и сослан - сначала в Нижний Новгород, а потом в Пермь.
ВЫВОД:
Таким образом, попытки реализации широкой программы либеральных реформ потерпели крах. В целом реформы первых лет александровского царствования не внесли сколько-нибудь крупных перемен в жизнь страны. Важнейшие задачи по освобождению крестьян и организации представительной системы власти реализованы не были. Среди причин этих неудач: Александр I пришел к власти «на крови» путем убийства собственного отца; в своем правлении он больше тяготел к внешней политике; Россия не была готова к преобразованиям, еще существовали пережитки прошлого (например, «круговая порука»). Начавшаяся в 1805 г. война с Францией вообще временно сняла с повестки дня вопрос о каких бы то ни было преобразованиях.
|
Ответ ученика:
«Конфессия – это определенная религия, конкретное вероисповедание, отдельное вероучение; особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.
Ответ ученика:
«Бюрократия (от греч.) – власть канцелярий».
Ответ ученика:
«Круговая порука».
Ученики делают записи в тетради.
Ответ ученика:
«Либерализм – направление в политике (17-18 вв.), противоположное консерватизму, стремление к реформам и организации государства и общества на началах свободы личности. Либеральный – свободный.
Ученики делают записи в тетрадях.
Ответы учащихся:
1. Желание помещика; освобождение крестьян с землей;
2. Они могли составить особое сословие свободных землепашцев, перейти в сословие государственных крестьян и купцов, мещан;
3. С небольшими ограничениями они владели землей на правах частной собственности;
4.Они должны были платить подушную подать и отбывать рекрутскую повинность;
5. Этот указ впервые сделал возможным и, как бы призвал помещиков, к освобождению крестьян. К тому же освободить крестьян можно было только с землей, что обеспечивало и экономическую самостоятельность. Однако освобождение крестьян оставлялось на полное усмотрение помещика и не было обязанностью.
Ученики записывают дату.
-Министерство народного просвещения;
-Министерства в России создавались по образцу французской системы министерств. Главное отличие – вместо принципа коллегиальной ответственности проводился принцип личной ответственности министра за деятельность своего ведомства перед императором, что повышало эффективность работы.
Ученики записывают схемы.
|
V. Закрепление нового материала.
( )
|
А сейчас давайте повторим:
1. каковы реальные следствия преобразовательных планов Александра I и М.М. Сперанского?
2. Почему же все-таки первый период царствования Александра I называют периодом либеральных преобразований?
3. Можно ли существовавший в Росси строй назвать «самодержавно-бюрократическим»? Как вы понимаете это определение?
|
Ответы учеников:
1. Была несколько перестроена схема центрального правления, учреждены министерства вместо коллегий, Государственный Совет. Но важнейшие меры по освобождению крестьян от крепостной зависимости и организации представительной системы власти во главе с Государственной Думой остались не реализованными
2. Несмотря на то, что не удалось решить главных вопросов, Александр I предпринял попытки изменить существовавшее положение «безрассудства неограниченной власти». Произошло «смягчение» курса: смягчение цензуры, возвращение в армию офицеров, сосланных Павлом I, запрещение ссылать крестьян в Сибирь и т.п.
3. Самодержавие – это власть одного монарха. В России была сильна и власть бюрократии, но в смысле задержки реализации принятых мер сложной и долгой процедурой оформления бумаг. Всей полнотой власти обладал лишь император. Бюрократия – тоже власть, но власть канцелярий, не политическая.
|
VI. Объяснение Д/З
( )
|
-Молодцы! Подайте, пожалуйста, дневники для оценок, кто активно работал сегодня на уроке.
Откройте дневники, запишите домашнее задание – параграф 21, с. 239-252, учить записи в тетради, обязательно ответить на все вопросы после параграфа.
Урок окончен, до свидания, ребята!
|
Учащиеся записывают Д/З.
|
|
|
|