Главная страница

Конспект урока истории «кризис внутренней политики самодержавия в 70-80 гг.», 8 класс


Скачать 110.7 Kb.
Название Конспект урока истории «кризис внутренней политики самодержавия в 70-80 гг.», 8 класс
Дата 16.02.2016
Размер 110.7 Kb.
Тип Конспект

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ «КРИЗИС ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ САМОДЕРЖАВИЯ В 70-80 ГГ.», 8 КЛАСС

Учитель Подрядчикова Светлана Владимировна
Цель урока: выяснить причины и последствия кризиса внутренней политики самодержавия в 70-80 гг.

Задачи:
- обучающие: составить представление о причинах и проявлениях кризиса, закрепить знания о структуре общественно-политического движения; сформировать представление об эволюции идеологии и тактики народников; уяснить суть и формы революционного террора; его результатов;
- развивающие: развивать навыки выявления причинно-следственных связей, умение выделять главное, определять и объяснять понятия, ставить и решать проблемы;
- воспитательные: дать нравственную оценку тактике революционного террора.

Тип урока: урок изучения нового (комбинированный)

План:

  1. Отказ правительства от либерального курса.

  2. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова.

  3. Убийство Александра II.

  4. Правительство и общество при Александре II.

Оборудование: учебник Пчелова «История России», мультимедийный проектор, презентация.

Домашнее задание: § 35,вопросы на стр. 202.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организаци-онный момент

Здравствуйте! Сегодня мы с вами снова обращаемся к эпохе Александра II, являющейся переломной в российской истории.

Учащиеся готовятся отвечать на вопросы.



0,5 мин.

2

Проверка домашнего задания, а также

знаний и умений

обучающихся

для подготовки

к новой теме

Беседа с учащимися для актуализации знаний:

- Чем же запомнилась современникам эта эпоха?

Если взглянуть на развитие российского общества при Александре II, то мы видим, что вначале тон в общественных дискуссиях задавали гуманисты и либералы, такие как Белинский, Герцен, Хомяков.

Однако довольно быстро, уже с начала 60-х гг., выделились три основных направления.

- Какие?
- Каковы были требования либерально-оппозиционного движения после реформы?


- Каковы были причины радикализации части общественного движения?



Учащиеся называют либеральные реформы.

Учащиеся называют революционно-демократическое, либеральное и консервативное (охранительное).

Учащиеся отвечают (несмотря на отсутствие единства в либеральном движении, одним из основных требований было продолжение peформ и введение конституции и центрального всесословного представительного учреждения;

либеральные реформы 70 — 80 гг. обнаружили свою половинчатость: к введению конституции правительство не приступало, крестьянская реформа многими воспринималась, как грабительская, «хождение в народ» закончилось неудачей; казалось, что тактика террора может устрашить правительство, дезорганизовать его; nравительcmвo станет слабым и с ним будет легко бороться.)

2 мин

3


Постановка

цели занятия


Сообщение: К 70-80 гг. стала окончательно ясна непосильность выкупных платежей для крестьян (за 20 лет после отмены крепостного права недоимки составили 84% к годовой сумме выкупных платежей). Возросло количество крестьянских волнений: 1875-79 гг. — 152 волнения, 1880-84 — 325.

Деревня жила слухами о близком «черном переделе земли», во время которого вся земля будет отобрана у помещиков и роздана крестьянам. Подобные слухи были настолько сильны, что Александр II поручил министру внутренних дел опубликовать официальное заявление о необоснованности крестьянских надежд на передел.

Беседа с учащимися для актуализации знаний:

- Вспомните, когда было совершено первое покушение на Александра II? Каковы были его последствия?

— Вспомните основные идеи консерваторов того времени?
— Какие события в доказательство своей правоты могли приводить консерваторы?

- Какой же путь избрало правительство Александра II?

Итог: Волнения в деревне, волна рабочих стачек и забастовок, рост оппозиционно-либерального движения, активизация террористической деятельности народников — привели к кризису политики самодержавия в 70—80-е годы XIX в. Это и будет темой нашего урока (Слайд 1), цели, которые мы ставим (Слайд 2), и мы с вами уже раскрыли первый пункт плана. Ваша задача – по ходу рассказа раскрыть второй (Слайд 3).


Учащиеся отвечают (в апреле 1866 года Д. В. Каракозов стрелял в Александра II в Летнем саду. Покушение привело к отказу от продолжения реформ. Из правительства были удалены почти все либеральные министры. Был закрыт журнал «Современник». По стране прокатилась волна арестов людей, вызывавших малейшие подозрения властей.)

Учащиеся отвечают (доказательство губительности либеральных и тем более радикальных идей, которые разрушают «народность» и ведут к революции.)

Учащиеся отвечают (покушения на императора Александра II.)

Учащиеся отвечают (отказалось от либерального курса)

Учащиеся записывают тему урока, знакомятся с планом, записывают первые пункты.

5 мин.


4



Организация

восприятия

и осмысления

новой

информации,

т.е. усвоение

исходных

знаний

творческое

применение и

добывание

знаний,

освоение

способа

деятельности

путем

решения

проблемных

задач,

построенных на

основе ранее

усвоенных

знаний и умений

Сообщение: С одной стороны необходимо было продолжение реформ, с другой — в борьбе с терроризмом применялись суровые репрессии к участникам революционного движения и дальнейшее продолжение реформ откладывалось.

В феврале 1880 г. после очередного покушения Александр II создал «Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Во главе был поставлен активный участник русско-турецкой войны, харьковский генерал-губернатор М. Т. Лорис-Меликов, который получил неограниченные полномочия. В задачу Верховной распорядительной комиссии входило прекращение террористических актов, усовершенствование полицейских органов, которые показали свою неэффективность в борьбе с участниками революционного движения.

— Можно ли было навести порядок в стране исключительно карательными мерами?

Лорис-Меликов полагал, что против революционеров нужно действовать жесткими репрессиями, однако они не должны затрагивать невиновных. По предложению Лорис-Меликова было ликвидировано III Отделение, которое показало свою несостоятельность в новых условиях. Отныне наведением порядка в стране должен был заниматься Департамент полиции, который входил в состав Министерства внутренних дел.

Однако, по мнению Лорис-Меликова, наводить порядок в стране нужно не только карательными мерами. Произошел ряд важных кадровых перестановок. Вместо министров-консерваторов назначались либеральные сановники. Был снят с поста министра народного просвещения (он же обер-прокурор Синода) консерватор Д. А. Толстой. Цензурный устав был значительно смягчен, прекратилось давление на земства. Наоборот, Лорис-Меликов старался привлечь к сотрудничеству с правительством земства, иные общественные организации, журналистов, т. е. все либеральные силы России. Началась разработка проекта новых реформ, которые предусматривали снижение выкупных платежей, отмену подушной подати.

Лорис-Меликов предоставил на рассмотрение Александру II проект, предусматривавший создание двух комиссий из представителей земств и назначенных правительством чиновников для выработки преобразования губернского управления, пересмотра земского и городового положений. Далее предлагалось выдвинуть 10 — 15 представителей земских и городских органов самоуправления для рассмотрения этих законопроектов в Государственном Совете. Этот проект получил название «Конституции» М. Т. Лорис-Меликова. I7 февраля предложения Лорис-Меликова были одобрены Александром II.

Проверьте свои записи (Слайд 4).

Беседа с учащимися

- Можно ли назвать проект Лорис-Меликова предложением о введении центрального представительного учреждения и ограничении монархии?

- Почему либералами правление М. Т. Лорис-Меликова было названо «диктатурой сердца»?
- Вспомните, когда возникла организация «Народная воля»?

- Работая по вариантам с документами 1 и 2, с.203-204, определите - каковы были ее социальный состав, цели и методы?
Слайд 5
Таким образом, цели народовольцев были благородны. Но можно ли благородной цели добиваться, используя терроризм? Давайте поразмышляем над этим вместе с вашими одноклассниками, которые покажут вам сейчас небольшой спектакль (Слайд 6).

Инсценировка «Ах, зачем вы убили Александра Второго…» Приложение, презентация, слайды 7-17.


Учащиеся записывают в тетради:

М Т. Лорис-Меликов — глава Верховной распорядительной комиссии с неограниченными полномочиями.

Учащиеся отвечают (нет. Беспорядки, подъем революционного движения были во многом обусловлены объективными причинами — время показало недостаточность, половинчатость проведенных реформ. Самый сложный вопрос — крестьянский — не получил должного разрешения.)


Учащиеся записывают в тетради:

Учреждение Департамента полиции при МВД.

Учащиеся записывают в тетради:

Либеральные кадровые перестановки.

Учащиеся записывают в тетради:

Смягчение цензуры, прекращение давления на земства, привлечение их к разработке новых реформ.
Учащиеся записывают в тетради:

Проект «Конституции» Лорис-Меликова.

Учащиеся сверяют свои записи со слайдом.
Учащиеся отвечают (На самом деле предлагались лишь робкие шаги по пути привлечения выборных представителей. 10 — 15 человек от всей России - это очень мало. При этом они не наделялись законодательными полномочиями, а лишь должны были обсудить проекты в Государственном Совете.)

Учащиеся отвечают (Диктатура — поскольку сам он был облечен диктаторскими полномочиями. Но также потому, что он был сторонником жесткой политики в отношении революционеров. Но одновременно он старался установить контакт и привлечь к сотрудничеству все умеренно-демократические силы в страны.)

Учащиеся отвечают (в 1879 году после раскола народнической организации «Земля и воля».)

Учащиеся работают с документами и говорят, что организация состояла из недоучившихся студентов, основной целью была организация революционного движения в народе. Для ее достижения народовольцы использовали пропагандистскую и агитационную деятельность, совершали террористические акты)


Учащиеся делают запись в тетради:

1 марта 1881 года — убийство Александра II.

Учащиеся смотрят инсценировку, сопровождаемую презентацией.


25 мин


6


Обобщение

изучаемого

на уроке

и введение

его в

систему ранее

усвоенных

знаний

Беседа после просмотра:

— Добились ли народовольцы убийством Александра II своей цели?
— Подумайте, почему император, прозванный «Освободителем», который отменил крепостное право, провел либеральные реформы в стране, был убит?
Чтобы узнать, как приняло российское общество гибель императора, прочтите документ на стр. 204 и ответьте на вопросы к нему.

- В начале урока мы говорили с вами о том, что в начале реформ тон в обществе задавали либералы и гуманисты.

В чем же главная причина того, что общественное мнение стало быстро «леветь» — в нем стали преобладать сторонники не только революции, но и террористических методов?
- Пошел ли России впрок урок, который преподали ей «первомартовцы» и Александр II – своей гибелью?


Учащиеся отвечают (нет. Убийство императора принесло только ужесточение политического режима, появился новый император.

Возможно, это связано с тем, что Великие реформы были проведены поздно и не в полном объеме, как того требовало историческое развитие. Власть боялась кардинальных изменений, которые, по ее мнению, обязательно приведут к революции. Но, как показало время, отсутствие необходимых перемен также грозит волнениями и в конечном итоге все той же революцией.)

Учащиеся работают с воспоминаниями Чичерина и отвечают на вопросы (общество было шокировано, сбито с толку слухами и притихло; царь оставил по себе добрую память в народе, прежде всего как царь — Освободитель).

Учащиеся отвечают (нерешительность в проведении правительством демократических реформ. Представители этих течений не хотели идти на диалог с правительством, намеревались силой заставить его пойти на более решительные преобразования или вообще взять власть в свои руки.

Характерной для России, в сравнении с европейскими странами, была слабость либерального, умеренного движения. Правительство и лично царь Александр II были во многом сами виноваты в том, что развитие общества пошло именно по такому пути.

Да, потому что революционные организации пошли в итоге другим путем. Нет, потому что российская революция была очень кровавой.)


10 мин

7

Подведение

итогов

урока


Итак, мы с вами теперь можем сказать, что сделало эпоху Александра II такой значительной в российской истории – не только реформы, двинувшие страну вперед, но и то, что она поставила перед обществом вопрос цены прогресса.

Ответьте теперь на вопрос: что лично вам дал этот урок?


Учащиеся письменно рефлексируют свои впечатления

2 мин

8

Оценка

знаний, домашнее

задание

Выставление оценок за урок.

Запишите домашнее задание к следующему уроку (Слайд 18).

Учащиеся записывают домашнее задание

0,5 мин