|
Персонифицированная программа повышения квалификации старшего воспитателя доу
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 Еманжелинского муниципального района
Челоябинской области
Персонифицированная программа повышения квалификации
старшего воспитателя ДОУ
Выполнила: Нецветаева Т.В.
2014 г.
Пояснительная записка
На смену традиционной модели образования пришла установка на непрерывное образование в течение жизни, необходимость которого стала общепризнанной. Основными постулатами непрерывного образования, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию для XXI века и выражающими суть этого процесса, стали: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить. По данным ЮНЕСКО в странах Европы дополнительным образованием охвачено 30-40% населения в возрасте 25-64 года. В среднем по странам ЕС соответствующая доля населения составляет 17%, в России - всего лишь 8%. Это, наверное, и объясняет повышенный интерес в России к вопросам непрерывного образования, в том числе и к разработке и исполнению персонифицированных программ повышения квалификации педагогических работников.
Генерирование в виртуальном пространстве большого количества информации, сокращение «периода полураспада знаний» приводит к необходимости реализации концепции обучения на протяжении всей жизни. Данная концепция делает возможным проведение учебного процесса как внутри, так и вне официальных образовательных институтов, а также создает необходимость постоянного повышения квалификации взрослыми в зависимости от потребности в новых знаниях.
Актуальность разработки и исполнения персонифицированных программ повышения квалификации педагогических и управленческих работников определена новыми требованиями к профессиональной деятельности педагогов в условиях приоритетов инновационного режима развития экономики и социальной сферы России
Основными принципами построения и совершенствования системы повышения квалификации в настоящее время являются: государственный характер системы повышения квалификации; детерминированность социально-политическим и экономическим развитием общества; взаимосвязь системы повышения квалификации и систем педагогического образования; непрерывность процесса повышения квалификации на протяжении всего периода педагогической деятельности; целостность содержания повышения квалификации.
Отличия неформального образования от официального заключаются в следующем: обучение с учетом потребностей; связь с практикой; гибкие программы, расписание и выбор места проведения
Опора на деятельность – еще одно свойство неформального образования. Активная позиция участника по отношению к процессу – это свойство его субъектности. Реализуется она через самостоятельную деятельность участника.
Одной из важнейшей формой развития профессионализма педагогических работников дошкольного образовательного учреждения является персонифицированная программа повышения квалификации.
Персонифицированная – это значит адресная, ориентированная на конкретного педагога, его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей.
Персонификация – это многосмысловое понятие. Это понятие права раз в три года (согласно Закону «Об образовании в РФ») повысить свою квалификацию в той области, в которой осознаются дефициты. С другой стороны, это и ответственность перед работодателем за реализацию тех задач, которые руководитель школы ставит перед учителем. И ответственность за предоставление школе по результатам того продукта, который школа ждет от учителя.
Переход на персонифицированную систему повышения квалификации – это общая стратегия государственной политики в этом направлении.
Персонифицированная программа повышения квалификации руководителя ДОУ – обязательный документ в соответствии с ФЗ-273 ст.
Карта для диагностики профессиональной теоретической подготовленности к педагогической деятельности старшего воспитателя
Таблица №1
Признаки
|
Показатели оценивания
|
Баллы
|
Научная подготовленность старшего воспитателя ДОУ
|
1. Информированность о теоретических основах дошкольной педагогики и методик
|
1.Ориентация в целях и задачах современного дошкольного образования.
2.Владение основными закономерностями и принципами дошкольной педагогики.
3.Оперирование научной терминологией.
4.Ориентация в отборе содержания дошкольного образования на основе современной образовательной парадигмы, научных данных, фактов, понятий.
5.Понимание логики педагогической науки.
|
2
|
2.Информированность о методах дошкольной педагогики и методик
|
Ориентация в многообразии методов дошкольной педагогики.
Понимание сущности методов дошкольной педагогики.
Представление о возможности эффективного использования методов в процессе практической работы с детьми.
|
2
|
3.Информированность об истории дошкольной педагогики и современных ее достижениях
|
1.Ориентация в истории научных открытий.
2.Понимание необходимости ее использования в процессе дошкольного образования.
3.Владение знаниями об инновационных стратегиях в дошкольном образовании.
4.Представление о значимости использования этих знаний в образовании детей дошкольного возраста.
|
2
|
Методическая подготовленность старшего воспитателя ДОУ
|
1. Знание содержания дошкольного образования
|
1. Представление о роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка-дошкольника.
2. Понимание целей и задач обучения и воспитания детей.
3. Ориентация в современных программах дошкольного образования и современных педагогических технологиях развивающего обучения.
4. Определение форм и методов развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
|
3
2
2
2
|
2. Информированность о методах и приемах обучения детей дошкольного возраста.
|
1.Понимание адекватности методов и приемов обучения целям и содержанию дошкольного образования.
2.Ориентация в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов дошкольного образования.
3.Понимание сущности различных методов обучения и специфики их использования в процессе работы с детьми разных возрастных групп.
4.Ориентация в современных педагогических технологиях, в инновационных подходах к образованию детей дошкольного возраста.
|
2
2
3
2
|
3.Информированность о формах организации дошкольного образования
|
1.Понимание взаимной связи содержания, форм и методов обучения детей.
2.Ориентация в разнообразии и специфике различных форм организации обучения детей дошкольного возраста.
3.Ориентация в современных и нетрадиционных формах организации обучения детей, в их сущности и условиях успешного использования в практической работе.
|
2
2
2
|
4.Информированность о средствах обучения детей дошкольного возраста
|
1.Ориентация в разнообразии, специфике и условиях использования различных средств обучения.
2.Понимание роли и функций средств обучения в активизации познавательной деятельности детей, развитии их интереса к поисковой и экспериментальной деятельности.
|
2
3
|
3.Понимание необходимости управления учебно-познавательной деятельностью дошкольников и месте педагога в этом процессе
|
2
|
4.Владение приемами планирования и организации личного труда и деятельности дошкольников
|
3
|
5.Ориентация в содержании контрольно-аналитической деятельности педагога в процессе обучения дошкольников
|
2
|
6.Владение приемами педагогической техники
|
2
|
Психологическая подготовленность
|
1. Информированность о психологических особенностях детей дошкольного возраста, основных этапах их развития
|
1.Ориентация в психологических особенностях дошкольников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения.
2.Понимание роли психодиагностики в построении индивидуальных образовательных программ.
3.Ориентация в диагностических методах оценки развития различных сторон психики у дошкольников.
|
2
2
2
|
2.Информированность о психологических закономерностях обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста
|
1.Понимание закономерностей познания.
2.Ориентация в компонентах обучения, их сущности и логической взаимосвязи.
3.Понимание психологических основ обучения, воспитания и развития личности дошкольника в разных возрастных группах.
|
2
3
2
|
Уровень профессиональной подготовленности – достаточный – 0,61.
Обработка результатов: подсчитывается общий балл по каждому из выделенных показателей для оценивания и, используя предложенную ниже формулу, определяется коэффициент по каждому показателю и общий коэффициент профессиональной подготовки.
К – профессиональная подготовленность;
К1 – теоретическая подготовленность;
К2 – методическая подготовленность;
К3 – психологическая подготовленность;
S – сумма баллов.
К1 = S: (12х3); К2 = S: (13х3); К3 = S: (14х3); К = (К1+К2 +К3) : 3
На основании полученных данных определяется уровень профессиональной подготовленности каждого педагога, который может быть определен как:
оптимальный уровень – от 1 до 0,8 баллов,
достаточный уровень – от 0,79 до 0,6 баллов,
критический уровень - до от 0, 59 0,3 баллов,
недопустимый уровень – от 0,29 балла и ниже.
Оценивание профессиональной компетентности
старшего воспитателя
№
п/п
|
Компетенции
|
Показатели (индикаторы) оценивания
|
1
|
В области информационно-аналитической деятельности:
|
1.Знать и постоянно пополнять знания об изменениях в государственной политике, актуальных проблемах развития образования, механизмах и способах решения проблем.
2.Уметь собирать, обрабатывать и анализировать информацию о факторах внешней и внутренней среды объекта деятельности, для проведения критического анализа проблемной ситуации и поиска оптимальных вариантов её разрешения.
3.Уметь собирать, обрабатывать информацию об оценке эффективности возможных решений и альтернатив.
4.Уметь предоставлять (презентовать, визуализировать, моделировать) актуальную информацию для принятия решений по проблемам, связанным с политикой в области образования и развитием самой сферы образования.
|
2
|
В области исследовательской деятельности:
|
1.Обладать способностями к критическому анализу проблемной ситуации, выявлению симптомов проблем, выделению затруднений, противоречий, проблемных зон, выявлению смыслов, причинно-следственных связей, сравнению и оценке различных точек зрения, постановке проблем, построению «дерева проблем» и определению приоритетов в их решении.
2.Обладать способностями к критическому анализу потенциальных возможностей и угроз, выделению аргументов и оснований, построению доказательств, оценке альтернатив, разработке рекомендаций и принятию оптимальных решений, адекватных конкретной проблемной ситуации
|
3
|
В области проектировочной деятельности:
|
1.Обладать способностями к целеполаганию, тактическому (ситуационному) и стратегическому проектированию процессов развития образования.
2.Владеть методологией и методиками разработки проектов, программ совместной деятельности и планов деятельности
|
4
|
В области организационно-управленческой деятельности:
|
1.Знать современные отечественные и зарубежные теории менеджмента, оперативный инструментарий современного менеджера.
2.Уметь применять различные теории менеджмента в качестве инструментов для анализа, постановки и решения актуальных проблем образования.
3.Уметь разрабатывать и реализовывать стратегии развития образования.
4.Владеть современными технологиями управления персоналом.
5.Владеть техниками мотивирования и стимулирования работников образования, осуществляющих процессы развития.
6.Обладать способностью осуществлять деловое общение - публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации.
|
Уровень профессиональной компетентности достаточный – 72 %.
Инструкция: для заполнения данной анкеты руководителям предлагается оценить уровень педагога по каждому направлению профессиональной компетентности. Для этого оценивается уровень по каждому показателю по 10-ти балльной шкале:
10-9 баллов – если показатель присутствует в полной мере в деятельности педагога;
8-7 баллов – если показатель не в полной мере присутствует в деятельности педагога;
6-5 баллов – показатель в меньшей мере присутствует в деятельности педагога;
4-3 балла – показатель отсутствует
За каждый показатель проставляется балльная оценка, затем высчитывается процентное соотношение каждого показателя.
Если педагог набирает:
90-100% - то уровень его профессиональной компетентности оптимальный;
89-70% - уровень его профессиональной компетентности достаточный;
69-50% уровень компетентности критический; менее 50% - уровень недопустимы.
Оценивание состояния профессиональной компетентности
как основание построения личностно ориентированного
повышения квалификации
Первый уровень профессионально-педагогической квалификации
Имеется определенный освоенный объем личных психолого-педагогических, предметных, частно-методических, управленческих и других знаний. Опыт их реализации в профессиональной деятельности отсутствует или незначителен. Круг содержательных разделов и объем освоенных знаний ограничен образовательными программами, использованными при подготовке специалистов. Полнота, точность воспроизведения, использование в практических ситуациях не достигает высшего значения.
Профессиональная направленность ярко не выражена. Не наблюдается активное участие в продуктивной деятельности, заметна склонность к выполнению репродуктивных действий. Педагог избегает участия в инновационной деятельности, в выполнении любых видов дополнительных функций.
Педагогическая техника сформирована слабо. Имеются лишь некоторые сведения об операциональном составе некоторых педагогических действий.
Второй уровень профессионально-педагогической квалификации
Педагог имеет значительный багаж освоенных знаний. Имеется опыт их применения в профессиональной деятельности. Преобладают предметные и частно-методические знания, соответствующие требованиям образовательных программ. Потребности в расширении знаний, совершенствовании их содержательного состава, структуры (размерности) не испытывает. Освоены многие психолого-педагогические закономерности, особенно эмпирические. Нравственные качества содействуют добросовестному осуществлению профессиональных функций. С течением времени профессиональные знания, лежащие в основе компетентности, не всегда адекватны действительности. По собственной инициативе не стремится к изменению размерности личных знаний.
Педагогическая техника характеризуется сформированностью отдельных педагогических умений. Возникают затруднения при осуществлении сложных видов профессиональной деятельности.
Третий уровень профессионально-педагогической квалификации
Объем педагогических, предметных, частно-методических, управленческих и др. знаний примерно соответствует содержанию образования специалистов в предпрофессиональный период. Опыт их реализации в профессиональной деятельности отсутствует или незначителен. Полнота, точность воспроизведения, использование в практических ситуациях не достигает высшего значения. Заметно стремление преобразования размерности освоенных знаний в меняющихся условиях.
Ярко выражена педагогическая направленность. Педагог активно включается в продуктивную деятельность, испытывает потребность участия в инновационной деятельности. Не избегает проблемных ситуаций. Испытывает потребность к повышению квалификации в различных формах.
Педагогическая техника сформирована недостаточно. Имеются лишь некоторые сведения об операциональном составе педагогических действий. Опыт их осуществления накапливается быстро в силу активности профессионального поведения. Нравственные качества способствуют регуляции профессиональной деятельности и обусловливают выбор эффективных путей управления ею.
Четвертый уровень профессионально-педагогической квалификации
Имеется широкий багаж профессионально-полезных знаний. Их размерность характеризуется полезностью всех составляющих и соблюдением необходимых пропорций. Освоенные знания осознанно используются и в традиционных, и в проблемных ситуациях. Педагогическая направленность ярко выражена. Нравственные качества обеспечивают стабильно нравственное поведение в отношениях с учащимися и с коллегами.
Педагогическая техника сформирована хорошо, что касается выполнения привычных функциональных обязанностей. Однако потребность и способность к росту образованности утрачена или снижена. С трудом ориентируется в изменившихся условиях. В таких случаях наблюдается неадекватность квалификационных характеристик потребностям субъектов образовательных систем и свойствам самих систем.
Пятый уровень профессионально-педагогической квалификации
Имеется широкий багаж профессионально полезных знаний. Их размерность характеризуется полезностью всех составляющих и соблюдением необходимых пропорций. Освоенные знания осознанно используются и в традиционных, и в проблемных ситуациях. В случаях изменения условий педагог целенаправленно повышает профессиональную квалификацию. Выражена потребность и способность к повышению образованности, изменению размерности профессионально значимых личностных знаний.
Педагогическая направленность ярко выражена. Нравственные качества обеспечивают стабильно нравственное поведение в отношениях с учащимися и коллегами. Высоко сформирована педагогическая техника.
Итоги мониторинга профессиональной деятельности
Направления профессиональной деятельности
|
Уровень выраженности
|
Рекомендации
|
Состояние профессиональной компетентности как основание построения личностно ориентированного повышения квалификации
|
Четвертый уровень
|
Обобщение позитивного опыта управления
|
Профессиональная компетентность руководителя ДОУ, осуществляющего инновационную деятельность
|
Четвертый уровень
|
Овладение инновационными методами управления современным ДОУ
|
Профессиональная теоретическая подготовленность к управленческой деятельности руководителя ДОУ
|
Третий уровень
|
Познакомиться с современными нормативно-правовыми документами в сфере дошкольного образования (ФЗ-273. ФГОС ДО)
|
График повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования
№ п/п
|
Наименование организации
|
Образовательная программа
|
сроки
|
Подтверждающий документ
|
1
|
Оренбургский педагогический университет
|
Модернизация муниципальных систем дошкольного образования
|
2013 г.
|
документ установленного образца (удостоверение) на 72 часа
|
2
|
ГБОУ ДПО ЧИППКРО
|
Педагогическая деятельность в условиях введения ФГОС ДО
|
2015 г.
|
сертификат
на 72 часа
|
3
|
ГБОУ ДПО ЧИППКРО
|
Содержательные аспекты профессиональной деятельности руководителя ДОУ
|
2016 г.
|
сертификат
на 24 часа
|
План самообразовательной деятельности
старшего воспитателя
№
|
Срок
|
Проблема/тема
|
Этап самообразования
|
Рекомендации
|
1
|
2014 г
|
Современная политика в сфере образования
|
Изучение Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»
|
1.Подготовка извлечений из ФЗ-273 по правам, обязанностям и ответственности образовательной организации
|
2.Подготовка извлечений из ФЗ-273 по правам, обязанностям и ответственности руководителя образовательной организации
|
3.Подготовка извлечений из ФЗ-273 по правам, обязанностям и ответственности педагогов образовательной организации
|
- Знакомство с методическими рекомендациями по реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»,
- изучение концепции ФГОС ДО:
- требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования,
- требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ДО
|
1.Организация теоретического семинара для педагогических работников по ознакомлению с Законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО.
|
Подготовка локальных документов, регламентирующих введение ФГОС ДО:
- плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО,
- приказа на организацию творческой группы (ТГ) по проектированию ООП ДОУ,
- Положения о ТГ,
- плана работы группы,
- Программы развития ДОУ,
- ООП ДОУ, рабочих программ групп,
- приведение регламента образовательной деятельности и распорядка дня в соответствие с ФГОС ДО,
- приведение планирования образовательного процесса в соответствие с ФГОС ДО,
- формирование внутренней системы оценки качества образования
|
3
|
2016 г.
|
|
Организационное обеспечение введения ФГОС ДО
|
1.Организация работы в ДОУ ТГ по вопросам введения ФГОС ДО.
2.Оказание индивидуальной консультативной помощи педагогам по введению ФГОС ДО.
3. Организация современных форм методической работы с педагогами (проблемно-проектные семинары, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы по проектированию вариативной части ООП)
|
План - проект карьерного роста старшего воспитателя
Первый год работы (2014/15 уч.г.):
Участие в районных, областных конкурсах, смотрах.
Разработка опыта работы по направлению инновационной педагогической деятельности.
Создание методического и дидактического обеспечения опыта работы.
Выдвижение педагога на участие в конкурсе «Педагог года».
Второй год работы (2015/16 уч.г.):
Разработка программного обеспечения инновационной деятельности ОУ.
Руководство творческой группой по введению ФГОС ДО.
Подготовка к публикации позитивного педагогического опыта.
Выдвижение педагога на награждение Грамотой Министерства образования РФ.
Третий год работы (2016/17 г.):
Организация исследовательской работы по одному из направлений инновационной деятельности учреждения.
Разработка современных подходов к организации мониторинговых исследований по данному направлению.
Реализация модели мотивации творческого педагогического труда педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ДО.
|
|
|