Главная страница

Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания


Скачать 335.28 Kb.
Название Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания
Дата 06.03.2016
Размер 335.28 Kb.
Тип Документы

Биканачева Э.М., учитель истории и обществознания МОБУСОШ №1 с. Инзер
Обобщение опыта по использованию личностно – ориентированного развивающего обучения на уроках истории и обществознания.
Целью личностно-ориентированного образования является не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственного развития субъектов образовательного процесса.

Одна из основных задач обучения истории и воспитания историей- формирование  нравственности и социальной активности людей. Раскрытие роли личности представляет собой путь сознания исторической миссии человека, его места в сегодняшнем и завтрашнем мире.

В последние годы образовательное пространство стремительно завоёвывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний.

Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:

во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме;

во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися;

в-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения разрабатывалась: А. В. Петровским, В. И. Слободчиковым, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманской и другими. Все педагоги – исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности. Таким образом, осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:

- осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;

- формирование и развитие мышления;

- учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения;

- адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся.

Большую часть в личностно-ориентированном обучении учащихся играет методика сотрудничества и сотворчества с учениками, нацеленная не на создание новых форм обучения, а на более полное и качественное использование уже существующих. Данная методика предназначена для работы в 8-11 классах, где, как известно, работа учителя сопряжена с наибольшим количеством трудностей. Для этой возрастной группы необходимо использовать, кроме уроков-зачетов, уроки сотрудничества и сотворчества, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки – пресс-конференции, уроки – диспуты, уроки – лабораторные работы и др. Использования уроков-лекций и уроков-семинаров помогает осуществить преемственность форм и методов обучения в школе, вузе, готовит школьников к новой ступени освоения знаний. Немаловажное значение имеют и творческие, исследовательские работы учащихся.

Личностно - ориентированное образование вызывает необходимость изменения отношения к ученику, представление его как субъекта образовательного процесса, т.е. ученик представляется как партнер учителя по образовательному процессу, обладающий собственными интересами и учебными возможностями. Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик - индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения. Учитель, работающий в личностно-ориентированной школе, вступает в новую для себя профессиональную позицию - быть одновременно и предметником, и психологом. Роль педагога заключается в умении профессионально использовать данные о ребенке в учебном процессе, создании разносторонней образовательной среды, с тем, чтобы дать каждому ребенку возможность проявить себя. Учитель выступает не столько в качестве транслятора знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности. Сначала такая перестройка профессионального сознания повышает у педагога чувство тревожности, вызывает большие трудности, так как необходимо не только повышать свой методический уровень, но и разрабатывать принципиально иные конспекты уроков, их дидактическое обеспечение. Взаимодействие учителя с педагогом-психологом при овладении личностно-ориентированной технологией является ключевым моментом и устраняет многие проблемы обучения. Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное “Я”.

Какие критерии личностно-ориентированного урока делают его эффективным и способствуют повышению качества образования?

Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности (наличие плана). План помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Ученик на каждом этапе урока активен, вовлечен в реальные взаимодействия, осознанно относится к материалу урока. Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока. Серьезное внимание уделено развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями. Использование субъектного опыта учеников.

Актуализация субъектного опыта учащихся способствует установлению связей прошлого опыта и нового знания.

Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником.

Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.

Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Применение на уроке специально разработанного дидактического материала, использование разноуровневых заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

Ориентация деятельности учащихся на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности (а не на передачу учебной информации), освоение компонентов учебной деятельности (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля, самооценки).

Учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.

Ученики в классах, где реализуется личностно-ориентированный подход в обучении, характеризуются устойчивым интересом к предмету, умеют осознанно планировать свою деятельность, цели деятельности ставят самостоятельно. Учащиеся имеют высокий уровень познавательной мотивации и активности, позитивную самооценку, проявляют интерес к учебному материалу.
В результате совместной работы педагога-психолога и учителя в личностноориентированной школе отмечаются позитивные изменения.

Осуществление личностно-ориентированного обучения обеспечивает повышение качества образования.

Эффективное педагогическое общение обеспечивает благоприятную эмоциональную атмосферу, что является предпосылкой для развития мотивации достижения и творческого характера учебной деятельности.

Педагог осуществляют индивидуальный подход к детям, подбирая учебный материал исходя из его развивающих возможностей.

Анализ работ позволяет учителю сделать вывод об уровне и динамике усвоения знаний учащихся и их личностном развитии, отследить результативность своего труда.

В процессе личностно-ориентированного развивающего обучения реализуется в полной мере сущность образования: учащиеся осваивают содержание знаний, овладевают системой интеллектуальных и практических навыков и умений, осваивают опыт творческой деятельности и овладевают опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям.
Личностно-ориентированный подход требует, чтобы в центре внимания был ребенок. Здесь важен учет его индивидуальных, физиологических, психологических, эмоциональных, этнокультурных, возрастных особенностей очень важно при организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.
Субъектная позиция ученика:

1. Активное, творческое отношение к учёбе,

2. Осознание личностного смысла своего учения

3. Создание себе условий для успешной деятельности

4. Нахождение пути для достижения лучших результатов

5.Формирование устойчивой потребности в самообразовании

6 Готовность к преодолению трудностей

7.Интеллектуальная активность

Условия, необходимые для создания учителем субъектной позиции ученика:

1.Создание атмосферы заинтересованности в работе друг друга.

2. Акцентирование внимания на мнение каждого ученика в деятельности группы

3. Использование таких вариантов организации учебной работы, которые обеспечивали бы зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности каждого ученика

4. Инициирование и уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов учащихся

5. Формирование внимательного, позитивного отношения к мнениям других участников образовательного процесса.
«Другая» позиция педагога.

Оптимистический подход к ребенку:

стремление видеть перспективы развития ребенка;

умение максимально стимулировать развитие ребенка

Отношение к ребенку как к личности, способной учиться не по принуждению, а по собственному желанию

Главное, на что работает учитель в личностно ориентированном образовательном пространстве - организация «событийной общности» с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.
Личностно - ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Мне при подготовке и проведении личностно-ориентированного урока надо учитывать характеристики субъектного опыта учеников, это помогает выбрать рациональные приёмы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки — задания, дидактические тесты, схемы, таблицы, карты.

Процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.
Принципы личностно-ориентированного подхода.

Принцип самоактуализации.

Принцип индивидуальности.

Принцип субъектности.

Принцип выбора.

Принцип творчества и успеха.

Принцип доверия и поддержки.
Особенность личностно-ориентированного развивающего подхода состоит в том: центре ученик с его целями, мотивами, интересами, склонностями, уровнем обученности, способностями. Образовательный процесс должен быть направлен на развитие творческих способностей, познавательных сил.

Основные особенности ЛОУ:

Учитель конструирует дидактический материал разного типа, вида и формы, определяет цель, место и время его использования на уроке; продумывает возможности для самопроявления учеников; предоставляет ученикам возможность задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы. При личностно-ориентированном развивающим подходе учитель не должен забывать о поощрении высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез; организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа); стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника; привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации при подготовке к уроку; использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика; применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний; продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.

Отличие личностно - ориентированного подхода от традиционного. При традиционном подходе в процессе обучения знания дает учитель. Беседы, лекции, работа с тетрадью, с учебником, работа у доски. Объем знаний материал параграфа. Личностно - ориентированный подход-это самостоятельная познавательная деятельность, знание дети добывают. Ведущие формы деятельности :проектная, информационные технологии, активные формы работы, лабораторные и практические работы.

Ориентация обеих сторон на взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь выражается в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке: приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношении к диалогу как обмену смыслами;

- организация сотрудничества учителя и учеников;

-доброжелательность в общении, взаимоуважение;

-открытость и незакомплексованность как учителей, так и учеников;

-взаимность обратной связи без боязни самовыражения;

-содействие успешности учащихся в разных видах деятельности;

-приоритетность конструктивной функции учителя, обеспечивающей собственную активность ученика в противовес контролирующей функции;

-взаимная заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.
Исходя из вышесказанного, общие рекомендации по проведению ЛОУ сводятся к следующему:

использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы;

создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения проблемы), анализировать в ходе урока разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные;

применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); создавать педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ученику, независимо от его готовности к уроку, проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы; обсуждать с детьми в конце урока не только того, что "мы узнали" (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по- другому; при опросе на уроке (при выставлении оценок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий. При задании на дом необходимо называть не только содержание и объём задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.

В рамках индивидуального, дифференцированного и личностно-ориентированного подхода, можно применять ряд индивидуальных карт обучения учащихся: планы продвижения в предмете (история и обществознание) на четверть, год, индивидуальные карты продвижения в предмете по темам, тематические карты диагностики и мониторинга.

Их особенность - они содержат кроме минимальных требований по теме, ряд необязательных дополнительных заданий по выбору ученика. Это позволяет ученику задавать свою планку продвижения в предмете. Практика показывает желание многих учеников осваивать содержание предмета сверх минимальных требованиях ФГОС, а ученики с ослабленным здоровьем могут дифференцировать уровень трудности заданий.

Результат работы.

Применяя личностно-ориентированный развивающий подход в обучении истории и обществознания, нужно стараться добиваться максимальных результатов развития познавательных процессов у школьников, формирование устойчивого интереса к урокам обществоведческого цикла. Благоприятный эмоциональный климат на уроках дает положительный устойчивый результат. Достичь этого возможно с помощью:

-использования разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

-создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

-использования в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

-оценки деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

-создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Вывод:

Таким образом, реализация личностно-ориентированного подхода в обучении истории и обществознания способствует раскрытию потенциальных возможностей личности учащихся, а рефлексивно-оценочная деятельность на данных уроках позволяет учащимся:

осознанно планировать свою учебную деятельность;

понимать цели деятельности учителя и учащихся класса;

отслеживать выполнение поставленных целей и задач;

корректировать их в дальнейшем.

Разработки уроков

Урок обществознания в 10 классе.

Тема: Понятие, сущность и организация государства.

Цели:

  • продолжить формирование представлений и знаний по теме: “Сущность и организация государства”.

  • знать основные черты государства как политического института общества; основные признаки государства.

  • уметь описывать особенности территориального устройства государств на конкретных примерах.

  • продолжить формирование умения работать с различными источниками.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование урока:

  • инструкция, модуль для каждого ученика.

  • политическая карта мира.

  • схема “Политическая система общества”.

  • учебник “Обществознание”, А.И.Кравченко, 10 класс.

Основные понятия и термины: государство, политическая система общества, унитарное государство, федерация, конфедерация.

Учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0 Общая цель урока

В процессе учебной работы над заданием вы должны:

1. Продолжить формирование представлений и знаний по теме: “Сущность и организация государства”.

2. Знать: основные черты государства как политического института общества; - основные признаки государства.

3. Уметь: выражать и отстаивать собственное мнение; - описывать особенности территориального устройства государств на конкретных примерах.

4. Продолжить формирование умения работать с различными источниками.

 

УЭ-1 Входной контроль

Цель: проверить исходный уровень знаний по теме: “Политическая система общества”.

Задание

I.При каком типе власти - харизматической, традиционной или легальной - происходит следующее:

1. Подданные проявляют преданность правителям, наделенным властью в соответствии с обычаем.

2. Подчиненные следуют обезличенным нормам, принципам и правилам, поэтому они подчиняются лишь тем, кто наделен соответствующими полномочиями.

3. Верность вождю и поддержка со стороны его последователей передаются от одного поколения другому.

4. Господство связано с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения.

5. Приходится прибегать к возвеличиванию личности вождя, авторитет которого освящают институты власти.

6. Служащие получают фиксированное жалованье.

7. Господство основывается на преданности человеку, наделенному некой высшей мистической силой.

8. Подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

А) Харизматическая власть Б) Традиционная власть

В) Легальная власть

П. Проверьте правильность выполнения задания.

III. Определите уровень ваших знаний по схеме:

8 правильных ответов - высокий уровень - “5”

7,6 правильных ответов - средний уровень - “4”

5,4 правильных ответа - низкий уровень знаний- “3” Менее 4 правильных ответов - очень низкий “2”

IV. Проанализируйте ошибки

Самостоятельная работа в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите эталон на доске

УЭ-2 Изучение нового материала

Цель: познакомиться с политической системой общества. Задание:

1.Прочитайте текст учебника на стр. 128, выпишите
определение “политическая система общества”.

2.Рассмотрите схему. Какую роль в жизни общества
играет государство?

Политическая система общества включает:

  • государство

  • партии

  • профсоюзы

  • организации

  • движения

и преследует определенные цели.

Самостоятельная работа с учебником, словарем и таблицей. Краткий конспект

УЭ-3 Изучение нового материала

Цель: дать определение термина “государство”, познакомиться с основными признаками государства. Задание:

1.Прочитайте текст учебника на стр.128-129 и выпишите определения “государство”.

2.Заслушайте сообщение учителя о признаках государства и нарисуйте кластер “Признаки государства”.

Самостоятельная работа с текстом учебника и словарем.

Заслушать сообщение учителя и сделать записи в тетради.

УЭ-4 Изучение нового материала

Цель: познакомиться с территориальным устройством государства.

Задание:

1.Пользуясь текстом учебника (стр.129-133) выпишите в тетрадь определение “унитарное государство”, “федерация”, “конфедерация”. Заполнить таблицу 1.

2.Привести примеры каждого из типов государств.

Таблица 1.

Типы государств

Определение

Примеры

Унитарное государство

 

 

Федерация

 

 

Конфедерация

 

 

3. Подумайте, как устанавливались границы постсоветских государств: - по субъективному произволу политических руководителей; - вдоль исторически пролегавших границ; - другим способом.

 

УЭ-5 Выходной контроль

Цель: обобщить полученные знания.

Задание:

1 .Рассмотрите таблицу 2. В ней приведены примеры территориального устройства государств. Поставьте крестик в то место, которое укажет на принадлежность государств к той или иной форме территориального устройства.

Таблица 2.

 

унитарные

федерации

конфедерации

США

 

 

 

Канада

 

 

 

Бразилия

 

 

 

Украина

 

 

 

Португалия

 

 

 

Россия

 

 

 

Казахстан

 

 

 

Бельгия

 

 

 

Уругвай

 

 

 

Индия

 

 

 

Германия

 

 

 

Мексика

 

 

 

Италия

 

 

 

Китай

 

 

 

Проверьте правильность выполнения задания.

Письменная работа на контрольном листе.

Эталон на доске Взаимоконтроль

УЭ- 6 Домашнее задание

Цель: закрепить полученные на уроке знания.

Задание:

1. Если ты легко справился на уроке со всеми заданиями, ответь на вопросы 5 и реши Проблему к параграфу 17.

2. Если ты затруднялся - не огорчайся, а еще раз повтори параграф 17




Урок истории в 10 классе.

Лабораторное занятие по документам «Программы декабристов»

Цель занятия: сопоставив положения «Русской правды» и Конституции о будущем государственном устройстве и управлении, крепостном праве и землевладении, сословиях, подвести школьников к самостоятельным выводам о том, какой из двух проектов оказался более реалистичным в исторических условиях России первой половины XIX века.

Изучая «Русскую правду» и Конституцию, школьники составляют развернутую сравнительную таблицу:

Вопросы для сравнения

«Русская правда»

Конституция

Выводы

Вопросы для анализа документов и обсуждения

1.Почему программа Южного общества, составленная П.Пестелем, называлась «Русская правда»? Приведите не менее трех возможных версий. Какие еще термины и понятия. Относящиеся к эпохе Киевской Руси , использовал П.Пестель в своем проекте?

Законодательство, каких стран оказало влияние на Н.Муравьева и разработку им проекта Конституции России?

2.В чем вдел П.Пестель преимущества унитарного государства на федеративным? Интересы, какого народа учитывал П.Пестель? Как он относится к правам других народов на самоопределение и самоуправление?

Почему Н.Муравьев предпочитал федеральную форму правления?

Какой из проектов - «Русская правда» или Конституция – о государственном устройстве России вы считаете более демократичным? Почему?

Какой из них был более приемлем для нашей страны в первой половине XIX в.? Почему вы так считаете?

3.что представляла собой будущая избирательная система России по проекту П.Пестеля Н.Муравьева? Составьте схемы управления страной по «Русской правде» и Конституции.

Какие либерально – буржуазные идеи нашли отражение в обоих проектах? Какой из них был более демократичным? В каком случае избирательными правами могла воспользоваться большая часть населения России? Свое мнение обоснуйте ссылками на документы.

Какой из предложенных декабристами вариантов избирательной системы и государственного управления вы считаете более приемлемым в России в первой половине XIX в? Почему?

4.Как П.Пестель и Н.Муравьев решили вопрос о крепостном праве? Какие доводы приводили для защиты своих убеждений? Влияние каких идей проявляется в обоих документах?

5.Сравните проекты П.Пестеля и Н.Муравьева о судьбе помещичьего землевладения в России. Какой из проектов кажется вам более радикальным, более реальным в российских условиях первой половины XIX в.?

6.Как в «Русской правде» и Конституции решался вопрос о сословиях? Было ли готово российское общество в первой половине XIX в. к введению бессословной структуры, как это предлагал П.Пестель?

Насколько реальным было предложение Н.Муравьева не разрушить, а преобразовать прежнюю сословную структуру? К каким социальным последствиям это могло привести?

Чей проект в вопросе о сословиях был более радикальным и более оптимальным?

7.Дайте историческую оценку проектам программ Южного и Северного общества: в чем они были прогрессивными для своего времени? Какой из них был более последователен в уничтожении феодальных отношений? Какой носил дворянской ограниченности? Какой из проектов было реальнее и безболезненнее осуществить в России в первой половине XIX века?

Источники информации:

1. http://www.prodlenka.org/

2.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. 1999г.

Оглавление

I. Ведение ----------------------------------------------------------------------------------------1
II. Основная часть. «Мифы древних народов о происхождении человека»--2
2.1. Древнеегипетская мифология----------------------------------------------------------3

2.2. Древнеиндийская мифология------------------------------------------------------------3

2.3.Шумеро-аккадская мифология----------------------------------------------------------4

2.4. Вавилонско-ассирийская мифология---------------------------------------------------4

2.5. Древнегреческая мифология-------------------------------------------------------------4

2.6. Древнекитайская мифология------------------------------------------------------------5

2.7. Австралийская мифология---------------------------------------------------------------5

2.8.Скандинавская мифология----------------------------------------------------------------5

2.9. Ветхий Завет (Библия) о сотворении мира и человека----------------------------6

2.10 Коран о происхождении человек--------------------------------------------------------6

2.11.Древнетюркская мифология (тенгрианство)----------------------------------------6
III. Заключение----------------------------------------------------------------------------------8

Выводы и результаты.
IV. Список использованных источников и литературы-----------------------------9

I. Введение
Актуальность исследования.

Люди издавна пытались объяснить свое происхождение. В настоящее время интерес к этому вопросу не потерял своей актуальности.

Один из первых вопросов, которые задал себе человек разумный: «Откуда мы?» Ответом на него стала антропогония (от греч. «антропос» - «человек» и «гония» - «происхождение») - система мифологических представлений о происхождении людей. Даже у «примитивных» народов, не имеющих развитие учений о происхождении мира в целом (космогония), антропогонические мифы все-таки есть. Это яркое свидетельство их важности для человека и общества.

Существуют две основные теории происхождения человека: 1) теория божественного сотворения и 2)теория эволюционного происхождения -дарвинизм. Дарвинизм предполагает, что человек произошел от высокоразвитых обезьян в результате естественного отбора. Теория Дарвина имеет под собой основательную базу фактов, антропологических данных, сравнительных признаков и представляет собой хорошо выстроенную научную систему.

Не менее популярной является версия создание человека Высшим Разумом (Богом), который создал первого человека из праха и вдохнул дыхание жизни. Все это не позволяет остановить свой выбор на какой-то единственной теории происхождении человека, так как они кажутся вполне равноценными и хорошо дополняют друг друга.

Цель исследования:

Изучая на уроках истории и обществознания происхождение и развитие человека, мы в основном говорим только о теории Дарвина.

Меня заинтересовала и другая версия-теория божественного сотворения человека (теологическая версия).

Я поставила перед собой цель - найти как можно больше доказательств о божественном происхождении человека.
Задачи:

В процессе работы над этой темой, мне надо было решить следующие задачи:

1)поиск источников (мифов), которые дали бы ответы на мои вопросы;

2)изучение и сравнение источников;

3)на основе полученных знаний сделать вывод по данной проблеме.

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: мифы древних народов.

Методы работы:

1)изучение литературы (мифов) по данной теме;

2)анализ собранного материала;

3)сравнение и обобщение.

Толкование загадки происхождения человека всегда зависело от степени культурного и общественного развития. Впервые люди, вероятно, задумались о своем появлении на Земле еще в древнем каменном веке, отстоящем от нас на десятки тысяч лет.

Как только не называли человека, и каких только определений ему не давали! «Двуногое без перьев», существо общественное, разумное, способное к труду, совершенствованию, пользующееся орудиями, обладающее самосознанием… Человека величали сердцем мироздания, самым одухотворенным из всех созданий, семенем мировых стихий, посредником между Небом и Землей, образом и подобием Бога… В течение многих веков мудрецы, философы и ученые упорно пытались достичь природу человека, понять, в чем же заключается его исключительность, неповторимость. Но человек - непростая загадка! Ясный и точный ответ до сих пор ускользает. Человек в 21 столетии все еще остается самым непостижимым и удивительным существом на свете.
II. Мифы древних народов о происхождении человека.

Самыми древними источниками представления о мире являются- МИФЫ. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества.

Слово «миф» -греческое. Оно означает сказание, повествование. Мифы - это древнейшие сказания о происхождении мира и человека, о первопредках человека, о том, как возник существующий порядок вещей, о богах и героях, о происхождении жизни.

Мифы о происхождении человека являются частью космогонических мифов и появились еще на заре человечества. Конечно, мифы древних народов имеют отличия, но существует ряд общих черт – например, что людей создали боги и первый человек оказался смертен.

Постепенно складывались представления, что все люди сотворены неким высшим существом - первочеловеком, верховным духом или богом. Чаще всего творец делает людей из земли и дерева. В древнейших индоевропейских и семитских мифах человека создают из земли, глины, "праха земного". Встречаются и другие мотивы. Австралийский миф о творце Байаме рассказывает, что тот создал одних людей из глины и дерева, а других - превратив животных в людей. Скандинавский бог Один лишь доводит до совершенства неизвестно откуда взявшихся, "судьбы не имевших", деревянных людей Аска и Эмблу.

Мифы о первых людях как существах "недоделанных", иногда даже бесполых, распространены на всех континентах. Не менее часто встречаются повествования о смене "поколений" живых существ, населявших Землю. Согласно таким рассказам, людям предшествовали великаны, карлики, другие сказочные существа или "древние люди", истребленные затем богами за свою гордыню, а то и глупость.

Мифы играли решающую роль в жизни первобытного человека. Знания древнего человека о мире были чрезвычайно малы. У людей была необходимость как-то объяснять, почему происходит смена дня и ночи, почему изменяются времена года, почему идет дождь или стоит нестерпимый зной, почему одни животные нападают на людей, а другие боятся человека и т.д. В попытке дать объяснение явлениям окружающего мира человек выработал мифы, которые и объясняли происходящее. Поэтому, я считаю, что именно мифы больше всего, раскрывают, каким было мировоззрение наших далеких предков. Я постаралась найти и изучить мифы, где речь идет о создании человека Высшим Разумом (Богом).
1. Древнеегипетская мифология.

В мифах Древнего Египта люди - творение высших богов, а их появление в мире - один из важных этапов творения мира. Видимо, самым ранним можно считать миф о "материальном" создании людей - когда они порождаются из элементов мироздания руками богов: бог - творец Хнум, например, лепит людей из глины на гончарном круге. Некоторые мифы предлагают иные версии: что люди произошли из слез солнечного бога Ра; вышли из тела какого - то древнейшего бога и были его образом и подобием; родились из уст Амона Ра. Есть и такой вариант: весь видимый мир создает бог - творец Птах своим словом, непостижимым человеческому разуму. «… вначале мир представлял из себя Хаос, первозданную пучину вод - Нун. Из Хаоса вышли боги, создавшие Землю, Небо, людей, животных, растения. Бог Солнца - Ра, творец космоса, культурных объектов, природы и людей».
 2. Древнеиндийская мифология.

Рождение из первобытных вод золотого яйца- золотого зародыша, появление из него Брахмы-бога творца. Из двух половинок яйца создаётся Небо и Земля, между ними воздушное пространство. Брахма разделяется на две части - мужскую и женскую. После этого создаются растения, животные. Из разных частей Брахмы появляются люди.

3.Шумеро-аккадская мифология.

В древнейшем шумерском мифе человека создают боги, чтобы он трудился им на благо и приносил пищу. Творцами выступают бог Энки и богиня - мать Нинмах. Они лепят людей из глины, собранной в изначальном океане. По другому мифу, люди выходят из дыры в земле, которую пробил мотыгой бог Энлиль.

В аккадских мифах творцом людей выступает либо небесный бог Ану - он побеждает воплощающее хаос чудовище и творит мир из его тела, - либо богиня - мать Аруру, которая делает человека из глины. Из того же материала богиня лепит и "дикого человека", полуживотное Энкиду. По крайней мере, так утверждает эпос о Гильгамеше.
4. Вавилонско-ассирийская мифология.

Сотворение мира Мардуком - прямым наследником шумерских богов. Бог Мардук создаёт Землю и Небо, организует мировой порядок, создаёт людей и животных.

5. Древнегреческая мифология.

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля -Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней…

Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотом века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.

6. Древнекитайская мифология.

Согласно древним мифам Китая, когда  Земля уже отделилась от неба, ввысь поднялись величественные горы, к морям потекли реки, полные рыб, леса и степи были переполнены дикими животными, мир  все еще оставался незавершенным без рода человеческого. А дальше начинается история создания человечества. Как и в других религиозных версиях, религии древней цивилизации Китая считали, что людей сотворили из глины. Создателем людей стала Нюйва - великий женский дух. В древних мифах Китая Нюйву  видели  благоустроительницей мира , а потому изображали ее с измерительным угольником в руке или, как олицетворение женского начала Инь, с диском Луны в руках. Нюйва изображалась с человеческим телом, птичьими ногами  и змеиным хвостом. Она взяла горсть глины и стала лепить фигурки, они оживали и становились людьми.

Нюйва понимала, что у нее не хватит ни сил, ни времени, чтобы слепить всех людей, могущих населить землю. И тогда Нюйва протянула через жидкую глину веревку. Когда богиня встряхнула  верёвку, во все стороны полетели кусочки глины. Падая на землю, они превращались в людей.  Но то ли из-за того, что они не были слеплены вручную, толи потому что болотная глина всё же отличалась по своему составу, от той, из которой слепили первых людей, но  древние мифы Китая утверждают, что люди более быстрого способа изготовления  значительно отличались от созданных вручную. Вот почему богатые и знатные - это люди изготовленные богами собственноручно   из желтой земли, в то время как бедные и ничтожные люди, изготовлены с помощью веревки.
7. Австралийская мифология.

Австралийский миф о творце Байаме рассказывает, что тот создал одних людей из глины и дерева, а других - превратив животных в людей.

8. Скандинавская мифология.

Вначале всего был Всеотец, он жил во все времена и имел абсолютную власть над своим царством. Он создал небесный мир, землю, небосвод и род человеческий.

При всем сходстве Всеотца и христианского Бога Отца ряд современных ученых отождествляет этого верховного бога древних северян со стародавним индоевропейским Небесным Отцом по имени («сияющий»), которому поклонялись ок. 3500 лет назад.

Гинунгагап. Вначале была Мировая Бездна – Гинунгагап. Внутри ее на севере лежала студеная, туманная, пустынная страна под названием Нифльхейм («темный мир»); на юге – жаркая страна Муспелльсхейм ( «огненная страна»), где властвовал огненный бог - великан Сурт («черный»), вооруженный пламенным мечом. Посредине Нифльхейма бил великий источник всех рек Хвергельмир («кипящий котел»). Самая северная часть Нифльхейма, скованная страшной стужей, представляла собой ледяные поля и горы, возникшие из вод Эливагара («бурные волны») – реки, что протекала там с незапамятных времен. Воды Эливагара были ядовиты, и, когда они застыли, яд инеем выступил на поверхность. Там, где дымный жар Муспелльсхейма встречался с ядовитой стужей Нифльхейма, иней подтаял, и возник великан, обликом схожий с человеком. Звали его Имир или Аургельмир. Имир начал потеть, и под левой его рукой выросли мужчина и женщина: так появилось племя инеистых великанов.

9. Ветхий Завет (Библия) о сотворении мира и человека.

Согласно Библии, Бог сотворил человека "из праха земного" по своему образу и подобию в последний, шестой день творения.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле… И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой”.
10. Коран о происхождении человека.

Как люди осмеливаются говорить о своем происхождении, если они не были свидетелем своего сотворения?

«Я не сделал их свидетелями сотворения небес и земли и сотворения их самих».

Поскольку люди не были свидетелями ни сотворения небес и земли, ни сотворения их самих, в их представлениях на этот счет мало правды и много заблуждения.

Аллах поведал нам о том, что Он создал человека законченным, самостоятельным существом. Он сообщил ангелам о Своем намерении создать человека еще до его появления на свет:

«Поистине, Аллах создал Адама из пригоршни, собранной со всей земли, и поэтому потомки Адама отличаются друг от друга, как отличается земля. Среди них есть красные, белые, черные и других цветов, которые между ними. Среди них есть беззаботные и угрюмые, скверные и хорошие».

Для сотворения человека была использована вода:

«Аллах сотворил все живые существа из воды». Следовательно, человек создан из земли и воды.

«Он — Тот, Кто сотворил вас из глины».

Эта глина высохла и стала звенящей, подобно гончарной глине:

«Он создал человека из сухой (или звенящей) глины, подобной гончарной».

Адам был первым человеком. Он праотец всего человеческого рода. Из него была создана его жена Хавва.
11.Древнетюркская мифология.

Тенгри  был верховным  богом  тюрков, все сотворившим, во все вдохнувшим жизнь. До его появления во Вселенной царил первобытный хаос, океан, из которого и возник наш мир. Так говорят мифы предков, древних тюрков.

«… Когда-то не было ни земли, ни неба, а был только один необъятный океан. Однажды внутри океана возник Белый Свет – Ак Ярык, из которого образовалось сияющее золотое яйцо. Внутри него спал  бог   Тенгри , будущий прародитель всего мира. Он спал очень долго, миллионы и миллионы лет, и вот однажды проснулся.  Тенгри  разбил скорлупу яйца и вышел наружу. Из верхней части яйца  Тенгри  сотворил Небо, а из нижней – Землю. Чтобы Небо не упало на Землю, и снова не воцарился хаос,  Тенгри  поставил между ними посох – Темир Казык (Небесный Кол). К посоху  Тенгри  привязал небесных коней – звезды и созвездия. И ходят они вокруг по всему «Небу».

Отделив Небо и Землю,  Тенгри  сам разделился на мужчину и женщину, чтобы произвести потомство. Богиню женщину он назвал  Тенгри -  Умай и поселил её на вершине горы Сумеру, в небесной выси, там, где рядом с Небесной горой находится молочное озеро Соткуль.
III. Заключение.

Во время выполнения исследовательской работы, я прочитала и сравнила одиннадцать мифов разных народов, которые жили в разных частях света. Можно сделать следующие выводы:

1) почти во всех вышеупомянутых мифах мир и жизнь на Земле зародились из Хаоса;

2) все мифы повествуют о божественном происхождении человека.

3) часть древних мифов вполне сочетаются с современным научным мифом о том, как из хаоса химических элементов, после взрыва появились молекулы.

4) в древних мифах и священных писаниях шумеров, коренных австралийцев, китайцев, арабов - человек слеплен из глины.

Своим исследованием, я попыталась найти ответ на вечный вопрос о происхождении человека.

Однозначного ответа нет. Из всех теорий о происхождении человека, на мой взгляд, наиболее вероятнее, что человек создан Высшим Разумом (Богом), потому что из всех живущих на Земле существ он самый совершенный.

Неважно, кто запустил эту программу, Бог или Мировой Разум, или это естественный отбор, но она сработала.
IV. Список использованных источников и литературы:
1. Адамчик М.В. Мифы народов мира Энциклопедический словарь. АСТ, Харвест, 2006.Электронная версия.

2. Боги и мифы Индии. Арт-Родник, 2003.Электронная версия.

3. Всемирная энциклопедия. Мифология. 2004.

4. Евсюков. В. В. Мифы о мироздании. – М., 1986.

5. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. 5 изд. – М.,1975.

6. Мифы и легенды Австралии. «Наука», 1976.

7. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. – М., 1991-1992.

8. Рак И. Мифы древнего Египта. У-Фактория, 2007

9. Эпос о Гильгамеше (“О всё видавшем”). – М.-Л., 1961.
Список использованных источников информации:
http://kitaymifologia.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_myphology/

http://books.iqbuy.ru/categories_offer/9785699371433/

http://www.children-bible.ru/

http://enc-dic.com/enc_myth/Shumero-akkadskaja-mifologija-3852.html

http://www.bibliofond.ru/

http://саморазвитие1.рф/Sufizm/k_krachkovskiy.html

http://www.tengri.ru/