|
Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе из личного опыта учителя гксуву сош №1 (закрытого типа) Якимчик Е. Е
Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе из личного опыта учителя ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа) Якимчик Е.Е.
Профориентация является составной частью учебно-воспитательного процесса в нашей школе.
В её содержание входит:
- изучение и развитие интересов, склонностей, способностей учащихся к определённым видам деятельности;
- ознакомление учащихся с наиболее распространенными профессиями и воспитание у них профессиональных намерений, соответствующих потребностям общества;
- формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и устойчивой профессиональной направленности;
- педагогическая консультация учащихся по вопросам выбора профессии;
Профессиональная ориентация проводится в соответствии с возрастом учащихся.
В 5-6 классах стараемся развивать у детей способности и творческое мышление, развивать любовь и уважение к труду и людям труда, расширять их общий и политехнический кругозор и любознательность, закладывать основы научного мировоззрения и общую готовность к труду.
В 7-8 классах возможности ознакомления воспитанников с разнообразными профессиями значительно расширяется. Стараемся активно вовлекать учащихся в общественно полезный труд, в работу кружков, факультативов и в самостоятельные творческие занятия. Побуждаем их самовоспитанию и поиску своего призвания. Оказываем помощь в выборе форм продолжения общего, профессионально-технического и специального образования.
В 9 классе занимаемся уже углублённым изучением конкретных профессий. Усиливаем работу по воспитанию у них профессиональных интересов чувства ответственности за правильный выбор профессии. Говорим о реальных возможностях трудоустройства, поступлении в специальные учебные заведения. Знакомим с требованиями разных профессий к качествам человека.
Любая трудовая деятельность может быть успешно осуществлена лишь в том случае, если индивидуальные качества человека соответствуют требованиям, которые предъявляет какая-либо профессия к человеку. С этой целью мы проводим следующую работу: анкетирование, беседы, наблюдения, анализируем сочинения учащихся, медицинское обследование.
При анкетировании учащихся необходимо соблюдать следующие правила:
Вопросы должны быть конкретными, ясными и четкими.
-
Необходимо предлагать несколько взаимно контролирующих вопросов
Кроме вопросов профессиональных интересов, должны быть вопросы об учебных и других увлечениях, чтобы судить об общей направленности личности ученика
Необходимо предоставлять учащимся достаточное время на обдумывание ответов во избежание их поспешности (Приложение №1)
При изучении учащихся необходимо учитывать следующие данные о них:
-
Общие сведения об учащихся, образование, род занятий родителей, здоровье школьника, воспитательное влияние родителей на ребёнка и их помощь в выборе профессии
Направленность личности учащегося. Интерес к учебным предметам, видам деятельности и профессиям; участия в общественной жизни и общественно полезной труде (степень активности, виды работ); внеурочные занятия (факультативная, кружкой, групповая и индивидуальная работа по интересам); моральные качества (дисциплинированность, трудолюбие и др.); кем хочет быть и т.п.
-
Способности и достижения воспитанников. Оценка результатов обучения в целом и по отдельным предметам, самостоятельности, сообразительность, умение глубоко понять связи между фактами, идеями, творческое использование знаний.
Наличие выраженных специальных способностей: организаторских, педагогических, математических, технических, художественных, музыкальных, вокальных, артистических, литературных, исследовательских и других. Практические успехи по развитию интересов, психологические качества, черты характера.
Профессиональное самоопределение. Выбрал ли профессию, обосновал ли выбор, его мотивы, подготовленность воспитанника к работе или обучению.
Проведение бесед или лекций о профессии.
-
Беседа или лекция должны проводиться специалистами, хорошо знающими своё дело.
Можно использовать факты биографии своей или других специалистов для того, чтобы рассказать о причинах успехов и неудач на пути к овладению профессией и т.д.
Беседа не должна быть декларативной. Каждое положение необходимо подкрепить примерами, фактами. Не следует придавать ей и агитационную направленность.
Вопросы:
Значение правильного выбора профессии.
Наиболее типичные ошибки при выборе профессии.
Единство личных и общественных интересов при выборе профессии.
Общие сведения о профессии:
место профессии в технологическом процессе производства;
-
предмет, средства и результат труда;
содержание и характер деятельности. Что должен знать и уметь специалист.
5. Условия работы и требования, предъявляемые к специалисту:
гигиенические условия;
психологическая характеристика труда;
социальные условия;
экономические условия.
6. Система подготовки:
пути получения профессии;
связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе;
уровень и объём профессиональных знаний, навыков и умений.
перспективы профессионального роста;
где можно продолжить ознакомление с профессией, что читать о ней.
Проведение экскурсий на предприятии.
Примерный перечень вопросов для воспитанников при проведении экскурсии на предприятии.
Как строится технологический процесс данного предприятия.
Какая техника используется на предприятии.
Основные профессии на предприятии.
Требуемое образование для работы по профессии.
Какие знания и умения, получаемые в школе, особенно необходимы при работе по профессии.
-
Какие требования к личным качествам работника предъявляются профессией
Характер творчества и встречающиеся трудности в работе.
Какие возможности имеются на предприятии для овладения профессией
Приложение №1
АНКЕТА
Опроса учащихся 5 -6 классов.
Класс __________ Дата заполнения____________________
В каком кружке или секции ты занимаешься? Где и в какое время?
В каком кружке или секции ты думаешь заниматься в новом (этом) учебном году?
Назови самые интересные, по твоему мнению, дела, которые проводились в классе и в школе в этом (прошлом) учебном году.
Почему они тебе понравились?
Назови своё любимое занятие в свободное время.
Укажи, какие книги, журналы и газеты ты любишь читать.
Что ты предлагаешь провести в классе и в школе в этом (будущем) учебном году?
Что, по твоему мнению, нужно сделать; чтобы школьная жизнь стала интереснее?
Назови профессии, которые тебе нравится.
Кратко расскажи, что ты знаешь о своей любимой профессии.
Откуда ты узнал о своей любимой профессии?
Какую профессию тебе советуют избрать твои родители?
Чем они объясняют?
Какие у тебя обязанности по дому и как ты их выполняешь?
Сведения о родителях (образование, место работы, кем работают).
|
|
|