Главная страница

Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе из личного опыта учителя гксуву сош №1 (закрытого типа) Якимчик Е. Е


Скачать 49.46 Kb.
Название Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе из личного опыта учителя гксуву сош №1 (закрытого типа) Якимчик Е. Е
Дата 11.03.2016
Размер 49.46 Kb.
Тип Методические рекомендации

Методические рекомендации по организации профориентационной работы в школе из личного опыта учителя ГКСУВУ СОШ №1 (закрытого типа) Якимчик Е.Е.

Профориентация является составной частью учебно-воспитательного процесса в нашей школе.

В её содержание входит:

- изучение и развитие интересов, склонностей, способностей учащихся к определённым видам деятельности;

- ознакомление учащихся с наиболее распространенными профессиями и воспитание у них профессиональных намерений, соответствующих потребностям общества;

- формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и устойчивой профессиональной направленности;

- педагогическая консультация учащихся по вопросам выбора профессии;

Профессиональная ориентация проводится в соответствии с возрастом учащихся.

В 5-6 классах стараемся развивать у детей способности и творческое мышление, развивать любовь и уважение к труду и людям труда, расширять их общий и политехнический кругозор и любознательность, закладывать основы научного мировоззрения и общую готовность к труду.

В 7-8 классах возможности ознакомления воспитанников с разнообразными профессиями значительно расширяется. Стараемся активно вовлекать учащихся в общественно полезный труд, в работу кружков, факультативов и в самостоятельные творческие занятия. Побуждаем их самовоспитанию и поиску своего призвания. Оказываем помощь в выборе форм продолжения общего, профессионально-технического и специального образования.

В 9 классе занимаемся уже углублённым изучением конкретных профессий. Усиливаем работу по воспитанию у них профессиональных интересов чувства ответственности за правильный выбор профессии. Говорим о реальных возможностях трудоустройства, поступлении в специальные учебные заведения. Знакомим с требованиями разных профессий к качествам человека.

Любая трудовая деятельность может быть успешно осуществлена лишь в том случае, если индивидуальные качества человека соответствуют требованиям, которые предъявляет какая-либо профессия к человеку. С этой целью мы проводим следующую работу: анкетирование, беседы, наблюдения, анализируем сочинения учащихся, медицинское обследование.

При анкетировании учащихся необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Вопросы должны быть конкретными, ясными и четкими.

  2. Необходимо предлагать несколько взаимно контролирующих вопросов

  3. Кроме вопросов профессиональных интересов, должны быть вопросы об учебных и других увлечениях, чтобы судить об общей направленности личности ученика

  4. Необходимо предоставлять учащимся достаточное время на обдумывание ответов во избежание их поспешности (Приложение №1)

При изучении учащихся необходимо учитывать следующие данные о них:

  1. Общие сведения об учащихся, образование, род занятий родителей, здоровье школьника, воспитательное влияние родителей на ребёнка и их помощь в выборе профессии

  2. Направленность личности учащегося. Интерес к учебным предметам, видам деятельности и профессиям; участия в общественной жизни и общественно полезной труде (степень активности, виды работ); внеурочные занятия (факультативная, кружкой, групповая и индивидуальная работа по интересам); моральные качества (дисциплинированность, трудолюбие и др.); кем хочет быть и т.п.

  3. Способности и достижения воспитанников. Оценка результатов обучения в целом и по отдельным предметам, самостоятельности, сообразительность, умение глубоко понять связи между фактами, идеями, творческое использование знаний.

  4. Наличие выраженных специальных способностей: организаторских, педагогических, математических, технических, художественных, музыкальных, вокальных, артистических, литературных, исследовательских и других. Практические успехи по развитию интересов, психологические качества, черты характера.

  5. Профессиональное самоопределение. Выбрал ли профессию, обосновал ли выбор, его мотивы, подготовленность воспитанника к работе или обучению.

Проведение бесед или лекций о профессии.

  1. Беседа или лекция должны проводиться специалистами, хорошо знающими своё дело.

  2. Можно использовать факты биографии своей или других специалистов для того, чтобы рассказать о причинах успехов и неудач на пути к овладению профессией и т.д.

  3. Беседа не должна быть декларативной. Каждое положение необходимо подкрепить примерами, фактами. Не следует придавать ей и агитационную направленность.

Вопросы:

  1. Значение правильного выбора профессии.

  2. Наиболее типичные ошибки при выборе профессии.

  3. Единство личных и общественных интересов при выборе профессии.

  4. Общие сведения о профессии:

  • место профессии в технологическом процессе производства;

  • предмет, средства и результат труда;

  • содержание и характер деятельности. Что должен знать и уметь специалист.

5. Условия работы и требования, предъявляемые к специалисту:

  • гигиенические условия;

  • психологическая характеристика труда;

  • социальные условия;

  • экономические условия.

6. Система подготовки:

  • пути получения профессии;

  • связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе;

  • уровень и объём профессиональных знаний, навыков и умений.

  • перспективы профессионального роста;

  • где можно продолжить ознакомление с профессией, что читать о ней.

Проведение экскурсий на предприятии.

Примерный перечень вопросов для воспитанников при проведении экскурсии на предприятии.

  • Как строится технологический процесс данного предприятия.

  • Какая техника используется на предприятии.

  • Основные профессии на предприятии.

  • Требуемое образование для работы по профессии.

  • Какие знания и умения, получаемые в школе, особенно необходимы при работе по профессии.

  • Какие требования к личным качествам работника предъявляются профессией

  • Характер творчества и встречающиеся трудности в работе.

  • Какие возможности имеются на предприятии для овладения профессией

Приложение №1

АНКЕТА

Опроса учащихся 5 -6 классов.

Класс __________ Дата заполнения____________________

  1. В каком кружке или секции ты занимаешься? Где и в какое время?

  2. В каком кружке или секции ты думаешь заниматься в новом (этом) учебном году?

  3. Назови самые интересные, по твоему мнению, дела, которые проводились в классе и в школе в этом (прошлом) учебном году.

  4. Почему они тебе понравились?

  5. Назови своё любимое занятие в свободное время.

  6. Укажи, какие книги, журналы и газеты ты любишь читать.

  7. Что ты предлагаешь провести в классе и в школе в этом (будущем) учебном году?

  8. Что, по твоему мнению, нужно сделать; чтобы школьная жизнь стала интереснее?

  9. Назови профессии, которые тебе нравится.

  10. Кратко расскажи, что ты знаешь о своей любимой профессии.

  11. Откуда ты узнал о своей любимой профессии?

  12. Какую профессию тебе советуют избрать твои родители?

  13. Чем они объясняют?

  14. Какие у тебя обязанности по дому и как ты их выполняешь?

  15. Сведения о родителях (образование, место работы, кем работают).