|
Передавая ему готовый опыт
Название статьи: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста в условиях ОУ»
Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека
К.Роджерс
Аннотация
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих десятилетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Создание благоприятных условий для проявления природных задатков воспитанников ОУ, развития и саморазвития личности, способной к оптимальной творческой самореализации, - определяет основную цель образования младших школьников с признаками одаренности.
Какие бы определения ни давали мы способностям, таланту, гению, в основе всегда – одаренность. Задатки, одаренность – от природы, уровень и формы – от культуры, воспитания, от исторического заказа. В обществе появилась необходимость обратить внимание на развитие социальной одаренности. Мы хотим сказать об одаренности, которая проявляется в сфере межличностного общения и личностных отношений. Если одаренность личности может проявляться в разных видах деятельности, то личностная одаренность, прежде всего – в общении. От личностной одаренности во многом зависит развитие любых других способностей человека. Поэтому одними из основных задач современного образования являются в первую очередь:
Воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Сохранение психологическое здоровье ребенка.
Как мне кажется, оказание поддержки в развитии социальной одаренности и коммуникативных способностей младших школьников, выявление и развитие признаков социальной одаренности, помощь в раскрытие таланта не только в сфере его основных увлечений, но и в отношениях с окружающими – важная задача и направление в работе педагога-психолога. Моя работа в школе, прежде всего, построена на создание определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное освоение новых знаний невозможно. Практика показывает, что психологическое сопровождение учащихся младшего звена способствует обеспечению ребенку нормальной адаптации в школе, выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей.
Я выделила основные направления работы педагога-психолога, которые значимы для решения всех поставленных задач по развитию социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста в условиях ОУ:
укрепление и поддержание психологического здоровья детей;
развитие школьной мотивации;
повышение уровня самовосприятия, формирование у них позитивной Я – концепции;
развитие интереса к самопознанию, интереса к человеку, его внутреннему миру, формирование гуманистической направленности поведения, формирование основ духовности;
развитие и формирование коммуникативно-речевых способностей, невербальных средств общения;
развитие социального и эмоционального мышления младших школьников;
развитие творчества и креативности в общении;
формирование эмоционально-волевой сферы, развитие произвольности в общении;
развитие организаторских способностей и одаренности;
приобщение к психологической культуре
Как показывают современные исследования, в своей жизни добиваются профессионального успеха, хорошего материального положения, известности не всегда те, у кого развитые умственные способности (коэффициент интеллекта IQ выше 120 баллов). Как правило, люди, обладающие способностью легко вступать в общение, устанавливать благоприятные межличностные отношения, имеющие выраженные лидерские качества и организаторские способности, а также умеющие правильно выбрать сферу своей деятельности и двигаться к своей цели. К числу отличительных характеристик социально одаренной личности относят также креативность (социальную), ответственность поведения, психическое и психологическое здоровье.
Однако нередко в современной школе одаренные дети испытывают дискомфорт из-за отсутствия отмеченных выше условий и, особенно дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний, проявления интересов и потребностей в применении знаний на практике. Эти условия побудили меня к созданию собственной системы работы с одаренными детьми в рамках воспитательно-образовательного процесса школы.
В качестве основных направлений работы с одаренными детьми выделяю:
систему преемственных связей среды и методов развития детей при переходе в школу из дошкольного учреждения;
создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в начальной школе;
систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.
Этапы работы над проблемой:
На I этапе, когда дети поступили в первый класс предлагается наблюдение за поведением. Программа наблюдения нацелена на следующие аспекты: проявляет ребенок потребность в социальных контактах или избегает их; каковы уровень развития коммуникативных, организаторских умений, характер и степень выраженности личностной направленности (альтруистическая, эгоистическая). Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. В моём варианте эта информация собирается из пяти основных источников – это психолог, воспитатели, родители, врачи и сами дети. В практике - посещение занятий в детском саду, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с воспитателями.
В детском саду создана для ребенка своя система интересных и развивающих дошкольных занятий, при этом воспитатели учитывают следующее:
Упор на социальное развитие – в силу своего опережающего интеллектуального развития одаренные дети часто ищут изоляции от сверстников в своих любимых занятиях. Им с раннего возраста нужна помощь в освоении навыков общения, в познании духа сотрудничества и коллективизма, они должны научиться дружить. Меньше внимания академическим занятиям – способность справляться со школьными заданиями не обязательно является показателем того, что малыш должен поступить в школу.
За полгода до поступления в школу провожу с учителями начальных классов и заместителем директора, несколько родительских собраний, предоставляя родителям информацию по исследованию одарённых и способных детей.
С этой целью для родителей на первых порах используются методики: "карта одаренности", "интеллектуальный портрет" и др.
Подробно изучаю медицинские карты с психологическими заключениями психолога с ДОУ, врачей.
Участие детей в диагностике на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу.
Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.
В дальнейшем можно составить социально-психологическую характеристику класса и каждого ребенка в системе межличностного взаимодействия. Исходя из этого, психолог планирует и осуществляет воспитательные и коррекционные воздействия на оптимизацию межличностного общения, на полноценное развитие личности каждого ребенка, его способностей, отношений. На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
В процессе наблюдения на уроке, на перемене, во время игр можно использовать схему наблюдения за общением разработанную Бейлзом:
Проявляет солидарность, поднимает статус других, оказывает помощь, поощряет, воздает должное.
Проявляет ослабление напряжения, шутит, смеется, высказывает удовлетворение.
Соглашается, пассивно принимает предложения, понимает
|
Социально-эмоциональная область:
положительная
|
Высказывает предложения, задает тон, направление, оставляет право на самостоятельность для других.
Высказывает мнение, оценку, анализирует, выражает чувства, пожелания.
Дает ориентацию, информацию, повторяет, выясняет, подтверждает.
Просит ориентации, информации, повторения, подтверждения.
Спрашивает мнение, просит дать оценку, анализ, выражает чувства.
Просит предложений, направления, возможных путей действия
|
Социально-эмоциональная
Область: нейтральная
|
Не соглашается, проявляет пассивное отрицание, воздерживается от помощи.
Выражает напряжение, просит помощи, отступает «с поля боя».
Выражает антагонизм, подрывает статус другого, защищает или утверждает себя
|
Социально-эмоциональная область:
негативная
|
На II этапе, начиная со 2 класса, в рамках плана-психолога реализую «Интеллектуальные игры». Это комплекс упражнений, заданий и тренингов, направленный не только на развитие познавательных процессов, но и на личностное развитие, захватывающее ценностные, эмоциональные, моральные, мотивационные аспекты. Планирую, проведение внеурочных интеллектуальных мероприятий, в частности, фестиваля наук, который будет проходить каждый год. Я считаю, что это особая форма интеллектуальной, творческой деятельности, благодаря которой формируется положительная мотивация к учению, создаются условия для углубленного изучения научных дисциплин.
Начиная со 2 класса, дети принимают активное участие в школьных и муниципальных научно-практических конференциях. В данном виде работы заинтересованы родители, учителя юных дарований. Они активно включаются в подготовку и проведение конференций.
Все позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в Интернете.
Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
При переходе детей в 5 класс из 4 класса, составляю характеристику на класс, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.
Посещаю уроки, классные часы с целью наблюдения и отслеживания способностей детей. Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста.
Методики диагностики одаренности: Для выявления и сопровождения развития одаренных детей я подобрала особый пакет психолого-педагогической диагностики и коррекции, который существенно помогает в работе педагога-психолога консультировать классных руководителей по содержанию работы с детьми.
На стадии адаптации детей к школе можно использовать такие игры «Игра в почтальона», «Секрет», которые дают возможность выявить существенные признаки детских отношений в классе. Важную информацию о взаимоотношениях в «детском обществе», о младших школьниках, к которым тянутся сверстники, можно получить с помощью анализа детских рисунков на такие темы, как «Мой друг», «Подарок для друга».
В процессе выявления детей с признаками социальной одаренности и изучения лидерских способностей важно исследовать мотивацию поведения детей, их социальные эмоции, складывающиеся нравственные ценности, ориентацию, самооценку, творчество, воображение.
Поскольку младший школьник отличается своей непосредственностью, открыт в выражении своих переживаний, для изучения его социальных эмоций важно воспользоваться наблюдением за проявлениями его формирующейся личности, чувств к окружающим в процессе разных видов деятельности. Предлагаются такие методики как: «Цветик – семицветик», «Если бы поймал золотую рыбку». После прочтения сказки В.Катаева «Цветик – семицветик», сказки А.С.Пушкина у каждого ребенка в индивидуальной беседе можно спросить: « А как бы ты распорядился, если бы у тебя был волшебный цветок или ты поймал золотую рыбку?»
Для изучения ценностной ориентации младших школьников, индивидуального стиля межличностного поведения по шкалам «эгоцентризм – альтруизм» можно воспользоваться и экспериментальными играми «За рулем», «Железная дорога». Детям во время игры предоставляется полная свобода действий в игре.
Методика Липкиной А.И. «Три оценки». Методика позволяет изучить процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем оценивает работу ученика тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверили ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты не согласен». Далее проводится беседа по вопросам. Оценивается уровень самооценки, уровень притязаний, выявляется оценочная позиция ученика.
Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки. Экспериментальный материал – 14 рисунков, которые представляют некоторую типичную для жизни школьника ситуацию. На рисунках не прорисованы лица, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам, точно соответствующим контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо, на другом – печальное. Ребёнку предлагают подобрать подходящее лицо на каждой из 14 картинок. Данным тестом определяется уровень тревожности.
Методика школьной тревожности Филипса.Исследует уровень и характер тревожности, связанной со школой у детей младшего возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться в письменном виде.
Многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттелом. Содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности, функционально независимая природа которых установлена в ряде факторно-аналитических исследований.
Методика «Дом, дерево, человек». Выявляется наличие наиболее ярких аффективно окрашенных переживаний по отношению к внутрисемейной ситуации, к взаимодействию с окружающим миром, личностные качества. Ребенку предлагается лист бумаги и карандаш. Задание: нарисовать, как можно лучше, дом, дерево и человека. После выполнения задания проводится короткая беседа об изображенном. По специальной схеме изображение обрабатывается, выявляются как количественные, так и качественные показатели изображения.
Методика «Несуществующее животное». Используется для изучения личностных качеств.
Методика «Рене Жиля». Данная проективная методика используется для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности.
Цветовой тест отношений – модификация теста Люшера. Используется для изучения эмоциональных компонентов отношений ребёнка к значимым для него людям, в том числе к самому себе и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений.
В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.
Вашему вниманию предлагаю примерное тематическое планирование занятий по развитию социальной и коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста в начальной школе.
№
п/п
|
Содержание
|
Цель
|
1 класс
|
1
|
Тема: «Я – школьник» 10 часов
Знакомство. Введение в мир психологии.
Как зовут ребят моего класса.
Зачем мне нужно ходить в школу.
Мой класс.
Какие ребята в моем классе.
Мои друзья в классе.
Мои друзья в классе (продолжение).
Мои друзья в классе (продолжение).
Мои успехи в школе.
Моя «учебная сила».
|
Содействовать осознанию позиции школьника; способствовать формированию дружеских отношений в классе; развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.
|
2
|
Тема: «Мои чувства» 15 часов
Радость. Что такое мимика?
Радость. Как её доставить другому человеку.
Жесты.
Радость можно передать прикосновением.
Радость можно подарить взглядом.
Грусть.
Страх.
Страх, его относительность.
Как справиться со страхом.
Страх и как его преодолеть.
Гнев. С какими чувствами он дружит?
Может ли гнев принести пользу?
Обида.
Разные чувства.
Итоговое. Игра-конкурс КВН «Шаг в психологию»
|
Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева; обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей; помочь детям осознать относительность оценки чувств; способствовать снижению уровня страхов.
|
2 класс
|
1
|
Тема: «Вспоминаем чувства» 4 часа
Мы рады встрече.
Понимаем чувства другого.
Мы испытываем разные чувства.
Мы испытываем разные чувства (продолжение)
|
Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека
|
2
|
Тема: «Чем люди отличаются друг от друга?» 12 часов
Люди отличаются друг от друга своими качествами.
Хорошие качества людей.
Самое важное хорошее качество.
Кто такой сердечный человек?
Кто такой доброжелательный человек?
Трудно ли быть доброжелательным человеком?
«Я желаю добра ребятам в классе».
Очищаем своё сердце.
Какие качества нам нравятся в друг друге.
Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.
Люди отличаются друг от друга своими качествами.
В каждом человеке есть светлые и темные качества.
|
Ознакомить детей с понятием «качества людей»;
помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности.
|
3
|
Тема: «Какой Я – Какой Ты?» 9 часов
Какой Я?
Какой ты?
Какой ты? (продолжение)
Трудности второклассника в школе, дома, на улице.
Школьные трудности.
Школьные трудности (продолжение)
Домашние трудности.
Домашние трудности (продолжение)
9. Итоговое. Фестиваль игр.
|
Помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств; учить детей находить положительные качества во всех людях.
|
3 класс
|
1
|
Тема:« Я – фантазер» 7 часов
Я – третьеклассник.
Кого можно назвать фантазером?
Я умею фантазировать!
Мои сны.
Я умею сочинять!
Мои мечты.
Фантазия и ложь.
|
Помочь детям осознать ценность умения фантазировать; развивать креативные способности детей.
|
2
|
Тема: « Я и моя школа» 5 часов
Я и моя школа.
Что такое лень?
Я и мой учитель.
Я и мой учитель (продолжение).
Как справляться с «Немогучками».
|
Помочь осознать особенности позиции ученика;
Принять учителя таким, какой он есть.
|
3
|
Тема: «Я и мои родители» 3 часа
Я и мои родители.
Я умею просить прощения.
Почему родители наказывают детей?
|
Помочь осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями; обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.
|
4
|
Тема: «Я и мои друзья» 5 часов
Я и мои друзья.
Настоящий друг.
Умею ли я дружить?
Трудности в отношениях с друзьями.
Ссора и драка.
|
Помочь детям осознать качества настоящего друга; подвести к осознанию собственного умения дружить.
|
5
|
Тема: «Что такое сотрудничество? 6 часов
Что такое сотрудничество?
Я умею понимать другого.
Я умею договариваться с людьми.
Мы умеем действовать сообща.
Что такое коллективная работа?
Итоговое. Праздник «Алло, мы ищем таланты!»
|
Дать детям представление о понятии «сотрудничество»
|
4 класс
|
1
|
Тема: «Какой я? Мои силы, мои возможности 8 часов
Моё лето.
Кто я?
Какой я – большой или маленький?
Мои способности.
Мой выбор, мой путь.
Мой внутренний мир.
Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.
Кого я могу впустить в свой внутренний мир?
Что значит верить?
|
Помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость
|
2
|
Тема: «Я расту, я изменяюсь» 4часа
Моё детство.
Моё детство (продолжение)
Я изменяюсь.
«Я и моя семья»
|
Научить осознавать происходящие в них перемены, планировать цели и пути самоизменения; помочь осознать важность таких черт, как уважительность, терпимость, ответственность.
|
3
|
Тема: « Моё будущее. Каким бы я хотел стать?» 3 часа
Моё будущее.
Моё будущее (продолжение)
Хочу вырасти здоровым человеком!
|
Дать детям возможность задуматься о будущем, помочь понять, что будущее начинается с настоящего.
|
4
|
Тема: «Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? 3 часа
Кто такой интеллигентный человек?
Хочу вырасти интеллигентным человеком.
Что такое идеальное «Я»?
|
Помочь детям осознать понятие «интеллигентный человек»
|
5
|
Тема: «Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? 7 часов
Кто такой свободный человек?
Права и обязанности школьника.
Что такое «право на уважение»?
Права и обязанности.
Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.
Как разрешать конфликты мирным путем?
Итоговое. Игра «Ключи от Форта Байярд»
|
Помочь осознать личную свободу и свободу другого; помочь понять, что свобода связана с обязанностями, что необходимо признавать и уважать права других людей.
|
И всё же, работая с одарёнными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми, согласно составленному плану.
|
|
|