4. Помимо задач образовательных, в игре решаются и другие: создание в группе эмоционально положительной, спокойной атмосферы; формирование у ребенка чувство доверия и привязанности к воспитателю и окружающим его взрослым.
Игра- доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранению его душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Поэтому игра сопровождает наших детей в течении всего дня, присутствует во всех режимных моментах.
Детский сад – даже для самого общительного ребенка- это стресс. Попробуйте сами провести некоторое время в большой шумной компании, и у вас вскоре заболит голова, начнет копиться раздражение, появится желание как можно быстрее уйти.
А ваш малыш проводит в такой обстановке целый день, поэтому к вечеру бурлящее напряжение готово вырваться наружу вместе с криками, слезами, капризами. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? К сожалению, волшебного средства- одного для всех- не существует. Всегда важно учитывать возраст и индивидуальные особенности ребенка. Сначала стоит внимательно понаблюдать за ребенком, поговорить с воспитателем, чтобы определить, какая именно помощь нужна вашему малышу.
- Если ребенок днем скован и робок, а вечером «наверстывает упущенное» , нужно помочь ему расслабиться, выговориться, но не допускать перевозбуждения.
- Если ребенок в саду «ураган» и дома никак не может остановиться, следует постараться перевести его энергию в «мирное русло».
Хорошо заранее распланировать вечер так, чтобы малыш постепенно освобождался от накопившегося напряжения, участвовал в жизни семьи.
Один из лучших антистрессовых приемов- игра. Она позволяет раскрепоститься, расслабиться. Постарайтесь соблюдать несколько нехитрых правил:
- выбор- играть или не играть- должен всегда оставаться за ребенком.
- вечерняя игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками.
Старайтесь не перегружать ребенка заданиями. Он должен бывать на свежем воздухе. Если позволяет время, гуляйте с ним – это идеальная возможность поговорить с ребенком, обсудить события дня. Из вечерних развлечений постарайтесь исключить телевизор. Мерцание экрана только усилит раздражение. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня, дома его ждет «тихая пристань», то время проведенное в д/с не покажется ему вечностью и не будет для него стрессом.
Приложение № 5.
Анкета для родителей «Особенности игровой деятельности детей раннего возраста». Анализ и результаты анкетирования родителей.
Анкета
1. Детская игра- какое место она занимает в жизни вашей семьи?
а) ведущее место
б) второстепенное
в) отсутствует
2. Чем занимается Ваш ребенок в свободное время?
а) играет
б) смотрит телевизор
в) ходит за вами следом
3. Может ли Ваш ребенок играть самостоятельно?
а) может
б) не может
4. Какие игры предпочитает Ваш ребенок?
а) тихие и спокойные
б) шумные и подвижные
5. Как часто Вы выделяете время для игры со своим ребенком?
а) по первому требованию
б) иногда
в) мне всегда некогда
6. В самостоятельной игре Вашего ребенка всегда присутствуют элементы фантазии?
а) да
б) иногда
в) нет
7. Любимая игра моего ребенка, это…
а) рисование
б) прятки
8. Любимая игрушка, это…
а) сюжетная игрушка
б) сюжетно-ролевая игра.
Анализ и результаты анкетирования родителей.
№
|
Вопрос анкеты
|
Варианты ответа, %
а) б) в)
|
1.
|
Детская игра- какое место она занимает в жизни вашей семьи?
|
60 40 -
|
2.
|
Чем занимается Ваш ребенок в свободное время?
|
65 15 20
|
3.
|
Может ли Ваш ребенок играть самостоятельно?
|
100 - -
|
4.
|
Какие игры предпочитает Ваш ребенок?
|
45 55 -
|
5.
|
Как часто Вы выделяете время для игры со своим ребенком?
|
55 45
|
6.
|
В самостоятельной игре Вашего ребенка всегда присутствуют элементы фантазии?
|
70 20 10
|
7.
|
Любимая игра моего ребенка, это…
|
15 30
|
8.
|
Любимая игрушка, это …
|
45 10
|
Приложение № 6
Рекомендации по оборудованию групповой комнаты для детей раннего возраста.
От 1 года до 2-х лет: В этом возрасте дети много двигаются. Нужно убирать столы к стене, стол от стола на расстояние 50-70 см, дети учатся ходить от предмета к предмету ( от 1 года до 1,5 лет), позже столы убираются подальше.
Для развития моторики, двигательной активности детей нужна горка. Она должна быть у окна, но так, чтобы вокруг нее можно было обойти. Обязательно должны быть мячи, чтобы дети сами могли бы взять (4-5 шт. , 2 маленьких и 3 больших). Маленькие они носят, а большие- катают друг другу и взрослому. Место для мячей определенное, необходимо приучать детей класть их на место.
Каталки, коляски, которые можно катать перед собой.
От 2-х до 3-х лет: Должен быть гараж, различные машины.
Дидактические игры- количество ограничено (с 1 г. До 1,5 лет). Матрешки 2-х контрастных размеров, пирамидки одноцветные, одноразмерные, затем разного цвета, колец 3-4 шт. , бочонки, сюрпризные коробки.
Разрезное лото: 1-1,6 г. – на две части, с1,6-2 г. – на четыре части предметные картинки, а на 3-ем году – на четыре части сюжетные картинки.
Строитель : в конце года даем кирпичик, показываем, как надо с ним играть. С 1 года до 1,5 лет – положить в маленькую коробочку 2 кирпичика и 2 кубика. Дети должны самостоятельно брать коробочку, а не воспитатель выворачивает целую гору «строителя», в результате чего- дети гребут себе, роняют. С 1,5 до 2-х лет – 2 кубика, 2 кирпичика и 1 призма, тоже в коробке (4-5 на группу). С 2-х до 3-х лет –тоже коробочка, но в ней 8-10 кубиков, 2 бруска, призма, можно и дополнительный материал: елочки, мелкие игрушки.
Надувные игрушки: (бревна) 1 легкое, а второе утяжелить на 0,5 кг песком.
Работа с книгой :с 1 года до 1,5 лет- предметные изображения на картоне животных, игрушек. С 1,4 до 1,6 – сюжетные картинки на плотном картоне.
Приложение № 7.
Рекомендации по оборудованию домашнего игрового уголка
Игровой уголок- это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать.
Прежде всего, для игрового уголка понадобится детский стол, с ровной деревянной или пластиковой поверхностью, достаточно большой ( оптимальный размер 50-70 см ) для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора и т. д. Нужны два детских стула (один для ребенка, другой для взрослого, который при необходимости сможет легко присоединиться к ребенку).
Обязательные элементы игрового уголка- открытый низкий стеллаж или этажерка (из 2-3 полок, по высоте доступных руке ребенка), несколько больших пластиковых или картонных емкостей для игрового материала. Необходимо также предусмотреть свободное место на полу, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков, оставить все это на какое-то время. Эту «напольную» часть игрового уголка целесообразно обозначить ковриком.
«Начинка» игрового уголка связана с занятиями, которым может придаваться ребенок в возрасте от 2-х до 6-7 лет, один или с близким взрослым, или с другом сверстником.
Ребенку исполнилось 2 года, и надо правильно наполнить игровой уголок. Начнем со стержневых материалов- необходимого минимума, который составит его основу.
Для сюжетной игры это средних размеров кукла (в одежде мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка) и мягкое животное ( в классическом варианте). Такие игрушки- персонажи обычно становятся своеобразными компаньонами ребенка, объектами его эмоциональной привязанности . Обязательна игрушечная посуда, соразмерная куклам кровать, кухонная плита, складная коляска для девочек и грузовик для мальчиков.
Для конструирования понадобится большой строительный набор из дерева. Для рисования и лепки : пластилин, стопка бумаги, цветные и простые карандаши, коробка гуашевых красок, толстая и тонкая кисти (эти материалы должны все время пополняться по мере использования).
Дополним уголок несколькими настольными играми, стимулирующими исследовательскую деятельность : мозаикой, лото с картинками, складными кубиками.
На стеллаже отведем место для детских книг (слушание книг и рассматривание иллюстраций дает мощный импульс развитию ребенка).
Этот стержень, как бы «костяк» игрового уголка, скомпонованный в 2 года, послужит ребенку в течении всего дошкольного возраста.
Приложение № 8
Регистрация данных по диагностической методике
«Изучение сформировонности игровой деятельности детей раннего возраста»
Дети
|
Содержание игры
|
Выполнение взятой на себя роли
|
Реализация игровых
действий, игровые
предметы
|
Взаимодействие
детей в игре
|
Миша
|
1
|
1
|
3
|
1
|
Вадик
|
1
|
1
|
2
|
1
|
Полина
|
1
|
2
|
2
|
1
|
Саша З.
|
_
|
1
|
2
|
_
|
Аня Д.
|
1
|
1
|
2
|
_
|
Оля
|
_
|
_
|
2
|
_
|
Саша К.
|
_
|
_
|
1
|
_
|
Аня П.
|
_
|
_
|
2
|
_
|
Марина
|
1
|
_
|
2
|
_
|
Даша
|
2
|
2
|
2
|
_
|
Катя
|
1
|
_
|
2
|
_
|
Сережа
(самолет)
|
2
|
_
|
3
|
_
|
Ира
|
1
|
2
|
2
|
1
|
Алена
|
1
|
2
|
2
|
1
|
При подсчете результатов учитывают количество баллов по всем пунктам методики.
Например: протокол № 1 (Миша)
1. Содержание игры .
При положительном результате ставится 1 балл по каждому пункту.
а) -
б) 1
в) –
2. Выполнение взятой на себя роли.
а) -
б) -
в) 1
3. Реализация игровых действий, игровые предметы.
а) 1
б) 1
в) 1
4. Взаимодействие детей в игре.
а) –
б) 1
в) –
Общее количество баллов- 6 (средний уровень).
По результатам таблицы имеем:
Высокий уровень сформировонности отсутствует.
Средний уровень имеют дети: Ира, Алена, Сережа (самолет),Даша, Полина, Вадик, Миша.
Низкий уровень имеют дети: Катя, Марина, Аня П., Саша З., Оля, Аня Д., Саша К..
Приложение № 9.
Регистрация данных по диагностической методике после проведенной работы по формированию игрового пространства и использования метода проблемной ситуации.
Дети
|
Содержание игры
|
Выполнение взятой
на себя роли
|
Реализация игровых
действий
|
Взаимодействие
детей в игре
|
Миша
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Вадик
|
1
|
2
|
2
|
1
|
Полина
|
1
|
2
|
2
|
1
|
Саша З.
|
1
|
1
|
2
|
1
|
Аня Д.
|
1
|
1
|
2
|
-
|
Оля
|
1
|
1
|
2
|
-
|
Саша К.
|
1
|
1
|
1
|
-
|
Аня П.
|
1
|
1
|
2
|
1
|
Марина
|
1
|
1
|
2
|
-
|
Даша
|
2
|
2
|
2
|
-
|
Катя
|
1
|
-
|
2
|
-
|
Сережа
|
2
|
1
|
3
|
-
|
Ира
Алена
|
1
1
|
2
2
|
2
2
|
1
1
|
Высокий уровень- не выявлен.
Средний уровень- Миша, Вадик, Полина, Саша З., Аня П., Даша, Сережа, Ира, Алена.
Низкий уровень- Аня Д., Оля, Саша К., Марина, Катя.
|