Главная страница

«Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»


Скачать 0.76 Mb.
Название «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
страница 3/4
Дата 24.03.2016
Размер 0.76 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4

Заключение
Опытно-экспериментальная работа по организации игровой деятельности с детьми третьего года жизни позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Игра, как ведущий вид деятельности детей младшего дошкольного возраста должна найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе в режиме дня ДОУ и в жизни детей в домашних условиях. Различные виды игр, которые имеются в достаточном количестве в детском саду, более чем другие занятия и виды детской деятельности отвечают идеям воспитывающего и развивающего обучения детей раннего возраста.

2. Использование различных игр в режиме дня, на занятиях и в самостоятельной деятельности, позволит воспитателю в непринужденной форме активизировать мыслительные процессы, развивать мышление, память, речь, воображение, воспитывать его инициативу, доброжелательность, трудолюбие.

3. Педагогическое сопровождение и работу с родителями необходимо проводить вместе с той работой, которая проводится в группе. Привлечение родителей к игровой деятельности, к изготовлению пособий и игровых атрибутов, правильный выбор игрушек для своего ребенка – являются важнейшими педагогическими условиями развития игры в домашних условиях. Важно показать и объяснить родителям ценность и важность правильной организации игровой деятельности дома и в группе ДОУ.

4. Одним из наиболее эффективных путей развития игровой деятельности является использование проблемных ситуаций и словесных инструкций в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Прямые и сложные словесные инструкции, проблемные и конфликтные ситуации доступны и понятны детям третьего года жизни. Их использование в педагогических, дидактических и воспитательных целях стимулирует игровую деятельность детей, их интеллектуальную активность, инициативность, умение самостоятельно принимать решение.

5. своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают ребенка на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их с разной степенью обобщенности образа.

При правильном влиянии на формирование игры к трем годам дети начинают увлеченно играть, отображая окружающий их повседневный быт. Они самостоятельно ставят игровые задачи и реализуют их. Для этого ребята используют разные предметные способы воспроизведения действительности: хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям, переходят на обозначение и замену предметов и действий словом. Это свидетельствует о том, что сюжетно-отобразительная игра достигла совершенства и есть все основания для перевода ее на качественно новую ступень развития – на этап сюжетно-ролевой игры.

Литература.

  1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду,- М.,1968.

  2. Болотина Л.Р., Комарова Т. С, Баранов СП. Дошкольная педагогика: Учебное пособие; М. 1997.

  3. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду.- М.,1987.

  4. Бондаренко А. К.,Матусик А. И. Воспитание детей в игре.-М,1983.

  5. Бакина М. Современные дети, современные игры. // «Дошкольное воспитание» - 2005 №4.

  6. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. М,- 1983.

  7. Воспитание и развитие детей раннего возраста. Под ред. Г. М. Ляминой. - М.,1981

  8. Воспитание детей в игре. Бондаренко А. К., Матусик А. И. М.,1983.

  9. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.Ступени общения: от года до шести. М., 1996.

  10. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста./ Под ред. М И.
    Поповой. - М, 1972.

  11. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей.- М.. 1988.

  12. Игрушки и пособия для детского сада. Под ред. Изгаршевой В. М. - М,1987.

  13. Игра дошкольника. Под ред. С. Л. Новоселовой. - М., 1989.

  14. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/ Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева.-М.: Просвещение, 2000.

  15. Коссаковская Е. А. Игрушка в жизни ребенка. - М, 1980.

  16. Мухина В. С. Детская психология: Учебное пособие.- М., 1985.

  17. Михаленко Н.Я., Короткова Н.А. «Как играть с ребенком» - Педагогика,1990

18.Печора К., Ширванова О., Перунова. Учим играть детей раннего возраста.//
«Дошкольное воспитание» - 2005- № 4

19.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.Я.Васильевой, В.В Гербовой , Т.С. Комаровой.- 2004.

20. Павлова Л.Н.Знакомим малыша с окружающим миром- М. 1987.

21.Печора KJI, Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.- 1986.

22.Радуга. Программа и методические рекомендации для воспитателей. - М., 1992. 23.Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. М., 1981.

24.Солнцева О. Играем в сюжетные игры.//Дошкольное воспитание - 2005 №4. Тонкова - Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста: от рождения до семи лет. - М., 1987.

25.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками.- М., 2002.


Перечень приложений

«Педагогические условия развития игровой деятельности

у детей третьего года жизни».

Приложение №1. Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры

Приложение №2. Рекомендации для родителей «Как играть и общаться с маленьким ребенком».

Приложение № 3. Основные показатели игровых действий ребенка раннего возраста в периоды 2 года 6 месяцев – 3 года.

Приложение № 4. Разработка конспекта родительского собрания

«Игра в жизни дошкольника». МБДОУ № 16, г. Усть-Лабинск.

Приложение №5. Анкета для родителей «Особенности игровой деятельности детей младшего возраста». Анализ и результаты анкетирования родителей.

Приложение №6. Рекомендации по оборудованию групповой комнаты для детей раннего возраста.

Приложение № 7. Рекомендации по оборудованию домашнего игрового уголка..

Приложение № 8. Регистрация данных по диагностической методике «Изучение сформировонности игровой деятельности детей раннего возраста».
Приложение № 9. Регистрация данных по диагностической методике после проведенного эксперимента.

Приложение №1.

Анализ сформировонности игровой деятельности детей раннего возраста.

Наблюдение за игровой деятельностью детей было проведено в естественных условиях в группе раннего возраста МБДОУ № 16 г. Усть-Лабинска.

Возраст детей: 1 год 5 месяцев- 3 года.

Протокол наблюдения № 1

Миша и Вадик взяли корзинки на плечи, положили туда по игрушечной удочке и ходят по группе. Воспитатель, заметив это, спросил: «Куда вы направились?»

Миша. На рыбалку.

Воспитатель. Как интересно!

Вадик. Вот удочка. Сюда червяка (показывает).

Воспитатель. Где же ты его возьмешь?

Миша. (берет с полки кубик) Да вот полная коробка. Видишь?

Воспитатель. (с интересом смотрит на кубики) Да много червяков. Вы много рыбы поймаете. Удачи вам!

Протокол наблюдения № 2

Мальчик Саша везет в кузове машины большой кубик. Подъезжая к девочкам, говорит: Я вам стол привез»

Оля. Нам не надо стол. У нас есть.

Мальчик спокойно разворачивается и уезжает.

Протокол наблюдения № 3

Полина увидела, что Таня и Юля «пьют чай» с куклами.

Полина. Вам ложки надо, он горячий (подает ложки).

Таня. Давай.

Полина. (наблюдает как девочки пьют из ложек) А Миша тоже хочет чай (идет за медвежонком). Возвратившись, садится рядом и включается в игру.

Протокол наблюдения № 4

Воспитатель. Эти куклы, что будут делать?

Аня. Будут кушать (берет куклу, кормит ложкой из тарелки).

Оля повторяет действия за Аней .

Воспитатель. Чем ты ее кормишь?

Аня. Супом.

Воспитатель. Вот тебе котлеты (дает мелкие кубики), но их надо еще поджарить.

Ребенок кладет кубики в сковороду и немного ждет.

Воспитатель. Поджарились котлеты?

Аня. (заглядывает) Поджарились(снимает кубики на тарелку).хочу еще жарить. (берет у воспитателя еще кубики и укладывает на сковороду, забыв про куклу).

Воспитатель. Устали ждать твои куклы, дай им скорее котлету.

Аня. (подносит ко рту куклы) Поели.

Протокол наблюдения № 5

Оля берет ящик (картонный) и пытается раздеть куклу.

Воспитатель. Зачем тебе ящик?

Оля. Я буду стирать. Раздень (подает куклу). Развяжи поясок, ей больно, когда поясок завязан (воспитатель развязывает). И фартук сними.

Воспитатель. Зачем?

Оля. Она будет спать. Она уже плачет. Хочет спать. Маленькие все спят.

Воспитатель. А разве в фартуке нельзя спать?

Оля. Нет! Я буду это стирать. Она испачкалась, конфету ела.

Девочка отдает куклу воспитателю и начинает стирать.

Протокол наблюдения № 6

Аня согласилась играть в больницу, выбирает роль врача. Лекарства и другие медицинские принадлежности надолго приковывают внимание девочки. Поначалу она никак не реагирует на призывы больного оказать ему помощь, а затем, совершив несколько лечебных манипуляций, оставляет его совсем, погрузившись в предметные действия с пузырьками и бинтиками.

Протокол наблюдения № 7

Саша и Миша- водители, поехали в магазин. Через некоторое время педагог интересуется, зачем мальчики ездили в магазин.

Миша. За конфетами.

Воспитатель. А где же конфеты?

Миша. Конфет нет.

Воспитатель. Я думала, что ты купил конфеты и угостишь нас, мы все так любим конфеты.

Миша. Я сейчас в другой магазин поеду. (мальчик отъехал на машине в сторону, постоял в раздумье. Хотел взять кубик, но положил его на место. Сжал кулачек, подъехал к воспитателю, протянул руку) Вот купил.

Педагог взял с пустой ладони воображаемые конфеты.

Через некоторое время Миша опять обратился к воспитателю, но уже по собственной инициативе: «Я вам хлеб еще привез»,- и протянул, пустую ладонь.

Воспитатель поблагодарил: «Спасибо, Миша. Ты очень хороший шофер. А что купил Саша?

Саша ничего не ответил, просто отошел в сторону.

Протокол наблюдения № 8

Марина надела на руку повязку с красным крестом: она медсестра, делает уколы. Но девочке так понравилось раздевать и одевать кукол, что она забыла о своих обязанностях.

Протокол наблюдения № 9

Даша, увидев брошенного зайца, подошла к нему, отряхнула и взяла на руки: «Ну что, заинька, ушибся? Не плачь, я тебе сейчас покажу твой домик. Там уже мишка живет, петушок и собачка». Девочка отнесла зайчика в «сказочный» домик и осторожно усадила.

Протокол наблюдения № 10

Катя решила подстричь кукол, мишку и зайца. Она собрала все игрушки, посадила их перед зеркалом, вытащила расческу и стала стричь. Поиграв немного, Катя сказала: Все подстриглись, все стали красивые, а теперь уходите домой», бросила игрушки и пошла, строить домик.

Протокол наблюдения № 11

Детям раздали шапочки для изображения зверей в играх-драматизациях. Ребята примеряли шапочки, смотрели на себя в зеркало, подражали повадкам и голосам животных, но игра не возникла. В течении последующих дней воспитатель совместно с музыкальным руководителем стал учить детей игре-драматизации по сказкам «Колобок», «Теремок». И тогда они стали активно использовать в самостоятельных играх ранее оставленные без внимания шапочки.

Протокол наблюдения № 12

Играют две девочки. У обеих куклы-дочки. Они готовят для них обед- варят кашу.

-У меня дочка Машенька.

- И у меня Машенька. (Девочки усаживают кукол за один стол.)

- Садись, Машенька, кушать будешь. (Повязывает кукле салфетку, кормит.)

- Ты тоже, Машенька, садись. Покушаем, пойдем гулять.

- У меня дочка,- нежно говорит первая «мама».

- И у меня дочка,- говорит другая девочка.

Девочкам по два года, но они уже изображают заботливых мам, общаются между собой, сосредоточенно, спокойно играют.

Протокол наблюдения № 13

Даша сажает за стол мишку и Буратино. С удовольствием рассматривает их, поправляет салфетку, заменяющую скатерть. Молча наливает воображаемый чай из игрушечного чайника, подносит чашку ко рту Буратино.

Лицо девочки выражает напряженное, сосредоточенное внимание к результатам собственных действий, их успешности. Нечаянно она роняет вторую чашку, предназначенную мишке. Слегка растерявшись, поднимает чашку, строго смотрит на мишку, разводит руками: «Разлил!»- и начинает вытирать снятой со стола салфеткой воображаемую лужу.

Протокол наблюдения № 14

Ребенок, взяв в руки листок с нарисованным самолетом, изображает полет: воспроизводит траекторию движения, озвучивает его т. е. выполняет развернутые предметно-игровые действия со своеобразной игрушкой. Затем представляет себя в роли летчика: поворачивает в руках воображаемый штурвал, нажимает на воображаемые кнопки, воспроизводит звук мотора (рисунок лежит на столе), т. е. действует с воображаемыми предметами. После этого рисует линию подъема самолета и в конце ее один самолет: «Взлетел».

Приложение №2.
Как играть и общаться с маленьким ребенком?

Рекомендации родителям по организации игрового общения с ребенком 3-х лет.



  1. Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит вокруг, о ваших планах на сегодняшний день.

  2. Давайте вашему малышу самые простые указания и элементарные задания (положи шарик в коробочку, принеси красный мячик). Попросите его повторять простые предложения.

  3. Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное.

  4. Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, ведь он и сам на слух, в конце концов, воспримет правильную речь.

  5. Обязательно смотрите на ребенка, когда он разговаривает, показывая, что внимательно слушаете и что его слова для вас не безразличны.

  6. Проявляйте искренний интерес к действиям вашего ребенка.

  7. При любом действии с ребенком или общении с ним, самое главное — это доброжелательное отношение, внимательное общение с ним. От взрослого требуется не только дать ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищенности, доверия.

8. Обращайте внимание не только на свои слава, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу. Ваше лицо должно быть приветливо, улыбайтесь во время общения с ребенком.


Приложение №3

Материалы к родительскому собранию

«Игра в жизни ребенка»
Основные показатели игровых действий ребенка раннего возраста в периоды 2 года 6 месяцев, 3 года


Игровые действия 2 г. 6 мес.

сюжетная игра

Игровые действия, 3 года

начало ролевой игры

1. подражает своему полу: девочка – маме, мальчик папе (в самостоятельной игре);

2. отображает сюжет (отобразительные сюжетные действия), выполняет 2-3 последовательных действия (как мама, как врач, не называя роль): по предложению взрослого, без показа;

в самостоятельной игре;

3. начинает играть вдвоем со сверстником;

4. подражает игровым действиям другого ребенка. Использует несколько предметов – заместителей (проявляет воображение). Строит из кубиков дом разной величины и формы, забор: по просьбе взрослого; в самостоятельной игре; по образцу;

5. использует постройки для настольной игры с сюжетными игрушками

6. участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры)

1. проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т.п.)

Осознает свою роль в игре;

2. фантазирует в игре (введение сказочного персонажа);

3. спокойно играет вмест6е с другими детьми, используя предметы – заместители;

4. подражает другим детям (в любых играх);

5. выполняет правила в подвижных играх;

6. строит кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу);

7. использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.


Приложение № 4

«Игра в жизни ребенка» Разработка конспекта родительского собрания в группе раннего возраста

МБДОУ № 16 , город Усть-Лабинск.
Цель: привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении с взрослым.

Предварительная работа: анкетирование родителей, видеосъемка игровой деятельности, подготовка памяток для родителей по организации игрового уголка дома.

Повестка дня:

1. Значимость игры в жизни ребенка.

Воспитатель: Стефурак И. В.

2. Игра в детском саду.

Старший воспитатель: Свирепина Л. В.

3. Видеопросмотр игровой деятельности в детском саду.

Воспитатель: Стефурак И. В.

4.Игра в жизни вашей семьи.

Старший воспитатель: Свирепина Л. В.

Решение:

1. Просить старшего воспитателя Л. В. Свирепину организовать библиотеку-передвижку «Родителям об игре».

Сроки исполнения: до 1 октября 2011 г.

Ответственный: старший воспитатель Л. В. Свирепина

2.Просить родительский комитет оказать содействие в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Семья» , «Доктор».

Сроки исполнения: до 1 октября 2011 г.

Ответственные: родительский комитет.

3.Просить воспитателей изготовить картотеку игр с описанием для проведения их дома.

Сроки исполнения: до 1 октября 2011 г.

Ответственные: воспитатель Стефурак И. В.; старший воспитатель Свирепина Л. В.

4.Предложить родителям принять участие в оформлении фотоколлажа «Любимые игры пап, мам и их детей».

Сроки исполнения: до 10 октября 2011 г.

Ответственные: воспитатель Стефурак И. В.; старший воспитатель Свирепина Л. В.

1. Наше собрание хочется начать такими великолепными словами…

«Ребенок-это великолепное нечто, которое дарит нам второе рождение. Как два инопланетных существа, чьей-то волей связанных воедино, мы начинаем путешествовать. Мы учим говорить его на своем языке , а он нас- понимать жизнь и видеть ее великой ведь он сам и есть воплощение этой жизни».

Уважаемые родители, наше собрание посвящено очень важной теме «Игра ребенка».

Игра для ребенка- это не только удовольствие и радость, что само по себе очень важно. Это тот мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, развивается.

С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение- качества, необходимые для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает знания, умения, навыки, развивает способности. Если даже уделять ребенку немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать, показывать картинки, читать книги, он уже начинает развиваться, взрослеет, становится более зрелым. Такому ребенку все интересно.

Как часто мы слышим от детей «Поиграй со мной!»

И сколько радости они получают, когда, преодолевая усталость и откладывая домашние дела, мы соглашаемся на несколько минут побыть «больным» или «пассажиром», «учеником» или «серым волком». Чаще всего, играя с ребенком, мы идем у него на поводу: он рассказывает, что надо делать, а мы послушно выполняем его требования.

Давайте в течении собрания мы будем вам задавать вопросы.

- Как часто вы играете дома со своим ребенком?

- Знаете ли вы какая любимая игра вашего ребенка?

- Как часто ребенок просит вас купить ему новую игрушку?

- Есть ли у вашего ребенка любимая игрушка?
2. Рассказ о том , какие игры и игрушки предпочитают дети в детском саду.

Маша К. – «Сенсорная кукла».

Катя М. – куклы, «Парикмахерская».

Артем Т. – мелкие машинки.

Рома З. – мелкие игрушки «Животные».

Артем П. – коляски.

Макар Е. – конструктор «Лего».

Полина К. – мелкие кубики.

Дима С., Максим Г., Вика Н. – горка.

Слава М. – машины крупные.

Лиза К. – книги. И т. Д.
3. После просмотра можно сравнить игровую деятельность детей дома и в саду. Как мы с вами уже обсудили, наши дети подрастают и уже играют с игрушками не так , как еще пол года назад. Они собираются группками, создавая игровую ситуацию. Обсуждают ее друг с другом в форме диалога, чего раньше делать не могли. Дети спрашивают друг у друга как сделать лучше, умеют договариваться и согласовывать свои действия.

Вопрос родителям по очереди.

- Скажите , кто из вас покупает игрушки для ребенка без него?

- Покупаете ли вы игрушки по принципу… куплю, потому что такой у нас еще нет?

- Покупаете ли вы ту игрушку , которую требует ваш ребенок?

Перечень игрушек , необходимых для детей раннего возраста.

Кукла средних размеров, мягкое животное в классическом варианте, игрушечная посуда, соразмерная кукле кровать, грузовик для мальчика, для конструирования набор кубиков с различной формой, размером и цветом, пластилин, бумага, цветные и простые карандаши, кисть, краски, мозаика, детское лото с картинками, детские книги с иллюстрациями.

Дома у ребенка должна быть своя комната, или же игровой уголок.

Родителям раздаются памятки «Игровой уголок дома».

Вопросы родителям:

- Когда мой ребенок играет один, то…

- Если ребенок просит поиграть с ним ,а я занята, то….

- Ребенок любит играть с папой , когда……

- Чаще ребенок играет…..

- Ребенок просит игрушку, когда ложится спать, я…..

- Ребенок сильно шумит, когда играет…..
1   2   3   4