Заключение
Опытно-экспериментальная работа по организации игровой деятельности с детьми третьего года жизни позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Игра, как ведущий вид деятельности детей младшего дошкольного возраста должна найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе в режиме дня ДОУ и в жизни детей в домашних условиях. Различные виды игр, которые имеются в достаточном количестве в детском саду, более чем другие занятия и виды детской деятельности отвечают идеям воспитывающего и развивающего обучения детей раннего возраста.
2. Использование различных игр в режиме дня, на занятиях и в самостоятельной деятельности, позволит воспитателю в непринужденной форме активизировать мыслительные процессы, развивать мышление, память, речь, воображение, воспитывать его инициативу, доброжелательность, трудолюбие.
3. Педагогическое сопровождение и работу с родителями необходимо проводить вместе с той работой, которая проводится в группе. Привлечение родителей к игровой деятельности, к изготовлению пособий и игровых атрибутов, правильный выбор игрушек для своего ребенка – являются важнейшими педагогическими условиями развития игры в домашних условиях. Важно показать и объяснить родителям ценность и важность правильной организации игровой деятельности дома и в группе ДОУ.
4. Одним из наиболее эффективных путей развития игровой деятельности является использование проблемных ситуаций и словесных инструкций в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Прямые и сложные словесные инструкции, проблемные и конфликтные ситуации доступны и понятны детям третьего года жизни. Их использование в педагогических, дидактических и воспитательных целях стимулирует игровую деятельность детей, их интеллектуальную активность, инициативность, умение самостоятельно принимать решение.
5. своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают ребенка на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их с разной степенью обобщенности образа.
При правильном влиянии на формирование игры к трем годам дети начинают увлеченно играть, отображая окружающий их повседневный быт. Они самостоятельно ставят игровые задачи и реализуют их. Для этого ребята используют разные предметные способы воспроизведения действительности: хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям, переходят на обозначение и замену предметов и действий словом. Это свидетельствует о том, что сюжетно-отобразительная игра достигла совершенства и есть все основания для перевода ее на качественно новую ступень развития – на этап сюжетно-ролевой игры.
Литература.
Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду,- М.,1968.
Болотина Л.Р., Комарова Т. С, Баранов СП. Дошкольная педагогика: Учебное пособие; М. 1997.
Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду.- М.,1987.
Бондаренко А. К.,Матусик А. И. Воспитание детей в игре.-М,1983.
Бакина М. Современные дети, современные игры. // «Дошкольное воспитание» - 2005 №4.
Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. М,- 1983.
Воспитание и развитие детей раннего возраста. Под ред. Г. М. Ляминой. - М.,1981
Воспитание детей в игре. Бондаренко А. К., Матусик А. И. М.,1983.
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.Ступени общения: от года до шести. М., 1996.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста./ Под ред. М И.
Поповой. - М, 1972.
Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей.- М.. 1988.
Игрушки и пособия для детского сада. Под ред. Изгаршевой В. М. - М,1987.
Игра дошкольника. Под ред. С. Л. Новоселовой. - М., 1989.
-
Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/ Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева.-М.: Просвещение, 2000.
Коссаковская Е. А. Игрушка в жизни ребенка. - М, 1980.
Мухина В. С. Детская психология: Учебное пособие.- М., 1985.
Михаленко Н.Я., Короткова Н.А. «Как играть с ребенком» - Педагогика,1990
18.Печора К., Ширванова О., Перунова. Учим играть детей раннего возраста.//
«Дошкольное воспитание» - 2005- № 4
19.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.Я.Васильевой, В.В Гербовой , Т.С. Комаровой.- 2004.
20. Павлова Л.Н.Знакомим малыша с окружающим миром- М. 1987.
21.Печора KJI, Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.- 1986.
22.Радуга. Программа и методические рекомендации для воспитателей. - М., 1992. 23.Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. М., 1981.
24.Солнцева О. Играем в сюжетные игры.//Дошкольное воспитание - 2005 №4. Тонкова - Ямпольская Р.В., Черток Т.Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста: от рождения до семи лет. - М., 1987.
25.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками.- М., 2002.
Перечень приложений
«Педагогические условия развития игровой деятельности
у детей третьего года жизни».
Приложение №1. Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры
Приложение №2. Рекомендации для родителей «Как играть и общаться с маленьким ребенком».
Приложение № 3. Основные показатели игровых действий ребенка раннего возраста в периоды 2 года 6 месяцев – 3 года.
Приложение № 4. Разработка конспекта родительского собрания
«Игра в жизни дошкольника». МБДОУ № 16, г. Усть-Лабинск.
Приложение №5. Анкета для родителей «Особенности игровой деятельности детей младшего возраста». Анализ и результаты анкетирования родителей.
Приложение №6. Рекомендации по оборудованию групповой комнаты для детей раннего возраста.
Приложение № 7. Рекомендации по оборудованию домашнего игрового уголка..
Приложение № 8. Регистрация данных по диагностической методике «Изучение сформировонности игровой деятельности детей раннего возраста».
Приложение № 9. Регистрация данных по диагностической методике после проведенного эксперимента.
Приложение №1.
Анализ сформировонности игровой деятельности детей раннего возраста.
Наблюдение за игровой деятельностью детей было проведено в естественных условиях в группе раннего возраста МБДОУ № 16 г. Усть-Лабинска.
Возраст детей: 1 год 5 месяцев- 3 года.
Протокол наблюдения № 1
Миша и Вадик взяли корзинки на плечи, положили туда по игрушечной удочке и ходят по группе. Воспитатель, заметив это, спросил: «Куда вы направились?»
Миша. На рыбалку.
Воспитатель. Как интересно!
Вадик. Вот удочка. Сюда червяка (показывает).
Воспитатель. Где же ты его возьмешь?
Миша. (берет с полки кубик) Да вот полная коробка. Видишь?
Воспитатель. (с интересом смотрит на кубики) Да много червяков. Вы много рыбы поймаете. Удачи вам!
Протокол наблюдения № 2
Мальчик Саша везет в кузове машины большой кубик. Подъезжая к девочкам, говорит: Я вам стол привез»
Оля. Нам не надо стол. У нас есть.
Мальчик спокойно разворачивается и уезжает.
Протокол наблюдения № 3
Полина увидела, что Таня и Юля «пьют чай» с куклами.
Полина. Вам ложки надо, он горячий (подает ложки).
Таня. Давай.
Полина. (наблюдает как девочки пьют из ложек) А Миша тоже хочет чай (идет за медвежонком). Возвратившись, садится рядом и включается в игру.
Протокол наблюдения № 4
Воспитатель. Эти куклы, что будут делать?
Аня. Будут кушать (берет куклу, кормит ложкой из тарелки).
Оля повторяет действия за Аней .
Воспитатель. Чем ты ее кормишь?
Аня. Супом.
Воспитатель. Вот тебе котлеты (дает мелкие кубики), но их надо еще поджарить.
Ребенок кладет кубики в сковороду и немного ждет.
Воспитатель. Поджарились котлеты?
Аня. (заглядывает) Поджарились(снимает кубики на тарелку).хочу еще жарить. (берет у воспитателя еще кубики и укладывает на сковороду, забыв про куклу).
Воспитатель. Устали ждать твои куклы, дай им скорее котлету.
Аня. (подносит ко рту куклы) Поели.
Протокол наблюдения № 5
Оля берет ящик (картонный) и пытается раздеть куклу.
Воспитатель. Зачем тебе ящик?
Оля. Я буду стирать. Раздень (подает куклу). Развяжи поясок, ей больно, когда поясок завязан (воспитатель развязывает). И фартук сними.
Воспитатель. Зачем?
Оля. Она будет спать. Она уже плачет. Хочет спать. Маленькие все спят.
Воспитатель. А разве в фартуке нельзя спать?
Оля. Нет! Я буду это стирать. Она испачкалась, конфету ела.
Девочка отдает куклу воспитателю и начинает стирать.
Протокол наблюдения № 6
Аня согласилась играть в больницу, выбирает роль врача. Лекарства и другие медицинские принадлежности надолго приковывают внимание девочки. Поначалу она никак не реагирует на призывы больного оказать ему помощь, а затем, совершив несколько лечебных манипуляций, оставляет его совсем, погрузившись в предметные действия с пузырьками и бинтиками.
Протокол наблюдения № 7
Саша и Миша- водители, поехали в магазин. Через некоторое время педагог интересуется, зачем мальчики ездили в магазин.
Миша. За конфетами.
Воспитатель. А где же конфеты?
Миша. Конфет нет.
Воспитатель. Я думала, что ты купил конфеты и угостишь нас, мы все так любим конфеты.
Миша. Я сейчас в другой магазин поеду. (мальчик отъехал на машине в сторону, постоял в раздумье. Хотел взять кубик, но положил его на место. Сжал кулачек, подъехал к воспитателю, протянул руку) Вот купил.
Педагог взял с пустой ладони воображаемые конфеты.
Через некоторое время Миша опять обратился к воспитателю, но уже по собственной инициативе: «Я вам хлеб еще привез»,- и протянул, пустую ладонь.
Воспитатель поблагодарил: «Спасибо, Миша. Ты очень хороший шофер. А что купил Саша?
Саша ничего не ответил, просто отошел в сторону.
Протокол наблюдения № 8
Марина надела на руку повязку с красным крестом: она медсестра, делает уколы. Но девочке так понравилось раздевать и одевать кукол, что она забыла о своих обязанностях.
Протокол наблюдения № 9
Даша, увидев брошенного зайца, подошла к нему, отряхнула и взяла на руки: «Ну что, заинька, ушибся? Не плачь, я тебе сейчас покажу твой домик. Там уже мишка живет, петушок и собачка». Девочка отнесла зайчика в «сказочный» домик и осторожно усадила.
Протокол наблюдения № 10
Катя решила подстричь кукол, мишку и зайца. Она собрала все игрушки, посадила их перед зеркалом, вытащила расческу и стала стричь. Поиграв немного, Катя сказала: Все подстриглись, все стали красивые, а теперь уходите домой», бросила игрушки и пошла, строить домик.
Протокол наблюдения № 11
Детям раздали шапочки для изображения зверей в играх-драматизациях. Ребята примеряли шапочки, смотрели на себя в зеркало, подражали повадкам и голосам животных, но игра не возникла. В течении последующих дней воспитатель совместно с музыкальным руководителем стал учить детей игре-драматизации по сказкам «Колобок», «Теремок». И тогда они стали активно использовать в самостоятельных играх ранее оставленные без внимания шапочки.
Протокол наблюдения № 12
Играют две девочки. У обеих куклы-дочки. Они готовят для них обед- варят кашу.
-У меня дочка Машенька.
- И у меня Машенька. (Девочки усаживают кукол за один стол.)
- Садись, Машенька, кушать будешь. (Повязывает кукле салфетку, кормит.)
- Ты тоже, Машенька, садись. Покушаем, пойдем гулять.
- У меня дочка,- нежно говорит первая «мама».
- И у меня дочка,- говорит другая девочка.
Девочкам по два года, но они уже изображают заботливых мам, общаются между собой, сосредоточенно, спокойно играют.
Протокол наблюдения № 13
Даша сажает за стол мишку и Буратино. С удовольствием рассматривает их, поправляет салфетку, заменяющую скатерть. Молча наливает воображаемый чай из игрушечного чайника, подносит чашку ко рту Буратино.
Лицо девочки выражает напряженное, сосредоточенное внимание к результатам собственных действий, их успешности. Нечаянно она роняет вторую чашку, предназначенную мишке. Слегка растерявшись, поднимает чашку, строго смотрит на мишку, разводит руками: «Разлил!»- и начинает вытирать снятой со стола салфеткой воображаемую лужу.
Протокол наблюдения № 14
Ребенок, взяв в руки листок с нарисованным самолетом, изображает полет: воспроизводит траекторию движения, озвучивает его т. е. выполняет развернутые предметно-игровые действия со своеобразной игрушкой. Затем представляет себя в роли летчика: поворачивает в руках воображаемый штурвал, нажимает на воображаемые кнопки, воспроизводит звук мотора (рисунок лежит на столе), т. е. действует с воображаемыми предметами. После этого рисует линию подъема самолета и в конце ее один самолет: «Взлетел».
Приложение №2.
Как играть и общаться с маленьким ребенком?
Рекомендации родителям по организации игрового общения с ребенком 3-х лет.
Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит вокруг, о ваших планах на сегодняшний день.
Давайте вашему малышу самые простые указания и элементарные задания (положи шарик в коробочку, принеси красный мячик). Попросите его повторять простые предложения.
Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное.
Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, ведь он и сам на слух, в конце концов, воспримет правильную речь.
Обязательно смотрите на ребенка, когда он разговаривает, показывая, что внимательно слушаете и что его слова для вас не безразличны.
Проявляйте искренний интерес к действиям вашего ребенка.
-
При любом действии с ребенком или общении с ним, самое главное — это доброжелательное отношение, внимательное общение с ним. От взрослого требуется не только дать ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищенности, доверия.
8. Обращайте внимание не только на свои слава, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу. Ваше лицо должно быть приветливо, улыбайтесь во время общения с ребенком.
Приложение №3
Материалы к родительскому собранию
«Игра в жизни ребенка»
Основные показатели игровых действий ребенка раннего возраста в периоды 2 года 6 месяцев, 3 года
Игровые действия 2 г. 6 мес.
сюжетная игра
|
Игровые действия, 3 года
начало ролевой игры
|
1. подражает своему полу: девочка – маме, мальчик папе (в самостоятельной игре);
2. отображает сюжет (отобразительные сюжетные действия), выполняет 2-3 последовательных действия (как мама, как врач, не называя роль): по предложению взрослого, без показа;
в самостоятельной игре;
3. начинает играть вдвоем со сверстником;
4. подражает игровым действиям другого ребенка. Использует несколько предметов – заместителей (проявляет воображение). Строит из кубиков дом разной величины и формы, забор: по просьбе взрослого; в самостоятельной игре; по образцу;
5. использует постройки для настольной игры с сюжетными игрушками
6. участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры)
|
1. проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т.п.)
Осознает свою роль в игре;
2. фантазирует в игре (введение сказочного персонажа);
3. спокойно играет вмест6е с другими детьми, используя предметы – заместители;
4. подражает другим детям (в любых играх);
5. выполняет правила в подвижных играх;
6. строит кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу);
7. использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.
|
Приложение № 4
«Игра в жизни ребенка» Разработка конспекта родительского собрания в группе раннего возраста
МБДОУ № 16 , город Усть-Лабинск.
Цель: привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении с взрослым.
Предварительная работа: анкетирование родителей, видеосъемка игровой деятельности, подготовка памяток для родителей по организации игрового уголка дома.
Повестка дня:
1. Значимость игры в жизни ребенка.
Воспитатель: Стефурак И. В.
2. Игра в детском саду.
Старший воспитатель: Свирепина Л. В.
3. Видеопросмотр игровой деятельности в детском саду.
Воспитатель: Стефурак И. В.
4.Игра в жизни вашей семьи.
Старший воспитатель: Свирепина Л. В.
Решение:
1. Просить старшего воспитателя Л. В. Свирепину организовать библиотеку-передвижку «Родителям об игре».
Сроки исполнения: до 1 октября 2011 г.
Ответственный: старший воспитатель Л. В. Свирепина
2.Просить родительский комитет оказать содействие в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Семья» , «Доктор».
Сроки исполнения: до 1 октября 2011 г.
Ответственные: родительский комитет.
3.Просить воспитателей изготовить картотеку игр с описанием для проведения их дома.
Сроки исполнения: до 1 октября 2011 г.
Ответственные: воспитатель Стефурак И. В.; старший воспитатель Свирепина Л. В.
4.Предложить родителям принять участие в оформлении фотоколлажа «Любимые игры пап, мам и их детей».
Сроки исполнения: до 10 октября 2011 г.
Ответственные: воспитатель Стефурак И. В.; старший воспитатель Свирепина Л. В.
1. Наше собрание хочется начать такими великолепными словами…
«Ребенок-это великолепное нечто, которое дарит нам второе рождение. Как два инопланетных существа, чьей-то волей связанных воедино, мы начинаем путешествовать. Мы учим говорить его на своем языке , а он нас- понимать жизнь и видеть ее великой ведь он сам и есть воплощение этой жизни».
Уважаемые родители, наше собрание посвящено очень важной теме «Игра ребенка».
Игра для ребенка- это не только удовольствие и радость, что само по себе очень важно. Это тот мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, развивается.
С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение- качества, необходимые для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает знания, умения, навыки, развивает способности. Если даже уделять ребенку немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать, показывать картинки, читать книги, он уже начинает развиваться, взрослеет, становится более зрелым. Такому ребенку все интересно.
Как часто мы слышим от детей «Поиграй со мной!»
И сколько радости они получают, когда, преодолевая усталость и откладывая домашние дела, мы соглашаемся на несколько минут побыть «больным» или «пассажиром», «учеником» или «серым волком». Чаще всего, играя с ребенком, мы идем у него на поводу: он рассказывает, что надо делать, а мы послушно выполняем его требования.
Давайте в течении собрания мы будем вам задавать вопросы.
- Как часто вы играете дома со своим ребенком?
- Знаете ли вы какая любимая игра вашего ребенка?
- Как часто ребенок просит вас купить ему новую игрушку?
- Есть ли у вашего ребенка любимая игрушка?
2. Рассказ о том , какие игры и игрушки предпочитают дети в детском саду.
Маша К. – «Сенсорная кукла».
Катя М. – куклы, «Парикмахерская».
Артем Т. – мелкие машинки.
Рома З. – мелкие игрушки «Животные».
Артем П. – коляски.
Макар Е. – конструктор «Лего».
Полина К. – мелкие кубики.
Дима С., Максим Г., Вика Н. – горка.
Слава М. – машины крупные.
Лиза К. – книги. И т. Д.
3. После просмотра можно сравнить игровую деятельность детей дома и в саду. Как мы с вами уже обсудили, наши дети подрастают и уже играют с игрушками не так , как еще пол года назад. Они собираются группками, создавая игровую ситуацию. Обсуждают ее друг с другом в форме диалога, чего раньше делать не могли. Дети спрашивают друг у друга как сделать лучше, умеют договариваться и согласовывать свои действия.
Вопрос родителям по очереди.
- Скажите , кто из вас покупает игрушки для ребенка без него?
- Покупаете ли вы игрушки по принципу… куплю, потому что такой у нас еще нет?
- Покупаете ли вы ту игрушку , которую требует ваш ребенок?
Перечень игрушек , необходимых для детей раннего возраста.
Кукла средних размеров, мягкое животное в классическом варианте, игрушечная посуда, соразмерная кукле кровать, грузовик для мальчика, для конструирования набор кубиков с различной формой, размером и цветом, пластилин, бумага, цветные и простые карандаши, кисть, краски, мозаика, детское лото с картинками, детские книги с иллюстрациями.
Дома у ребенка должна быть своя комната, или же игровой уголок.
Родителям раздаются памятки «Игровой уголок дома».
Вопросы родителям:
- Когда мой ребенок играет один, то…
- Если ребенок просит поиграть с ним ,а я занята, то….
- Ребенок любит играть с папой , когда……
- Чаще ребенок играет…..
- Ребенок просит игрушку, когда ложится спать, я…..
- Ребенок сильно шумит, когда играет…..
|