Главная страница

Проблемы и пути их решения


Скачать 83.7 Kb.
Название Проблемы и пути их решения
Дата 25.03.2016
Размер 83.7 Kb.
Тип Анализ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Подготовила:

ст.воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»

Ефремова О.В.
На всех этапах развития общества одной из наиболее актуальных проблем является обеспечение функционирования и преобразования системы образования. Об этом свидетельствует стремление мирового сообщества к обеспечению права человека на образование, увеличению доступа людей к образованию; повышению качества образования как залога развития общества. Понимая высокую значимость данных проблем, Организация Объединенных Наций инициировала реализацию широкомасштабной программы «Образование для всех на протяжении всей жизни». Одно из ключевых направлений этой программы — развитие дошкольного образования в различных странах. Следует отметить, что повышенный интерес к проблемам образования детей дошкольного возраста абсолютно оправдан, поскольку именно в первые семь лет жизни развитие человека идет колоссальнейшими темпами и в значительной степени его результативность предопределяет успешность и жизненную стратегию взрослого. Осознание данного факта требует особого отношения к созданию полноценных условий для развития маленьких детей в семьях и образовательных учреждениях.

Анализ политики любого государства в отношении дошкольного образования, поддержки и сопровождения семьи сегодня может рассматриваться как показатель развития данного общества. В результате изучения стратегических ориентиров отечественной образовательной системы перспективными направлениями развития дошкольного образования определяются повышение доступности и обеспечение качества дошкольного образования в России.

В России конституционными гарантиями гражданам являются обеспечение общедоступности дошкольного образования, включая бесплатность образовательного процесса для всех детей. В обозначенном контексте общедоступность дошкольного образования понимается как возможность выбора и зачисления в избранное родителями дошкольное образовательное учреждение и непрерывного обучения в нем.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев дал ряд поручений, связанных с обеспечением доступности дошкольного образования.

Минобрнауки, Минфину, Минэкономразвития и Минрегиону поручено внести проект распоряжения правительства России о распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам регионов на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования.

Согласно документу, Минобрнауки должно будет обеспечить контроль за реализацией поручений. О результатах министерство доложит 1 сентября 2013 года.

«Руководителям высших органов исполнительной власти субъектов России поручено взять под личный контроль ход реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования, в том числе своевременное заключение соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета на указанные цели», — сообщается на сайте правительства.

В январе этого года Медведев отчитался перед Путиным о планах правительства до 2018 года, одним из пунктов отчета было дошкольное образование. По словам премьер-министра, к 2016 году 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет смогут посещать дошкольные учреждения за счет реконструкции и строительства новых садов.

Согласно статистическим данным, дошкольное образовательное учреждение посещает лишь каждый второй ребенок, что приводит к проблеме разного уровня подготовленности детей на пороге школы. Это существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей (появляется тревога, снижается (завышается) уровень самооценки, исчезает познавательный интерес, желание учиться в школе). Выходом из сложившейся ситуации, по мнению специалистов Министерства образования и науки РФ, является введение предшкольного образования.

Главный позитивный момент данного шага заключается в провозглашении на государственном уровне необходимости создания условий для гарантированного получения образовательных услуг для детей старшего дошкольного возраста, что, в свою очередь, в значительной степени повысит доступность и охват дошкольным образованием населения.

Преобразование сложившейся системы образования детей дошкольного возраста потребует уточнения целевых установок данной системы и комплекса организационных механизмов.

В материалах, определяющих стратегические ориентиры развития образования, основное назначение данного уровня образования заключается в обеспечении равных стартовых возможностей детей для последующего обучения в начальной школе. Безусловно, на сегодня следует согласиться с существованием проблемы преемственности дошкольного и начального образования — неготовность ребенка к школьному обучению, значительные трудности на этапе адаптации к школе, возрастающее количество неуспешных детей. Однако возникает сомнение, насколько адекватен предлагаемый способ ее решения и каким образом могут быть «выравнены» возможности детей? Как сделать равными возможности одаренного ребенка и ребенка с определенными нарушениями в развитии; ребенка из социально благополучной семьи, в которой родители прикладывают максимальные усилия для получения качественного образования, и семьи, где родители не придают значения образованию ребенка? Вероятно, следует говорить не о «выравнивании» возможностей детей, а о создании полноценных условий, обеспечивающих физическое и психическое развитие, обогащение опыта социализации ребенка на этапе дошкольного детства, что послужит основой готовности к школьному обучению (Т. Доронова, Л. А. Парамонова, В. Т. Кудрявцев, В. И. Слободчиков и др.). Отсюда следует необходимость рассмотрения ключевых групп условий, обеспечивающих качество образования детей старшего дошкольного возраста.

Одно из важнейших условий качества образования детей дошкольного возраста — повышение доступности дошкольного образования.

Развитие дошкольного образования предполагает решение актуальной проблемы обеспечения доступности дошкольного образования всем слоям населения. Особая задача обеспечения доступности связана с острым дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях. Уровень рождаемости с 2002 года в России стабильно растет. Вместе с этим количество мест в детских садах, самих детских садов не увеличивается. Точнее, рост количества мест в ДОУ значительно (практически катастрофически) отстает от роста количества детей дошкольного возраста.

В период упадка рождаемости с 1991 года многие здания детских садов были переданы в долгосрочную аренду или в полное распоряжение иным ведомствам или неведомственным организациям, что в настоящее время заставляет искать способы обеспечения местами в дошкольных образовательных учреждениям всех нуждающихся детей дошкольного возраста. Сокращение охвата детей системой дошкольного образования в России составило с 70% до 50%. Такая социально-экономическая ситуация заставляет ставить новые задачи перед системой дошкольного образования. У детей, приходящих сегодня в школу, разные стартовые возможности, поскольку почти половина из них не посещала детский сад и не осваивала образовательные программы. Многие дети приходят в первый класс совсем не подготовленными, поэтому им бывает трудно занять новую для них позицию ученика. В школе действуют иные (относительно детского сада) правила, к ребенку предъявляются новые требования, появляются ожидания, - ко всему этому ребенок оказывается не готов. От этого «страдают», прежде всего, сами дети, а также их родители, учителя.

Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения перед началом систематического обучения в школе свидетельствует о целесообразности построения особой работы с детьми старшего дошкольного (предшкольного) возраста. Каждый возрастной период сензитивен (чувствителен) к развитию определенных психологических способностей. Если упустить возможности возраста, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в учебе и в карьере. Успешность заключается в нахождении человеком своего, собственного дела, которое позволит ему чувствовать себя нужным и реализовавшимся, но для того чтобы этого достичь, необходима продуманная и целенаправленная работа, начиная с раннего детства.

Впервые понятие “предшкольное образование” прозвучало в конце 2004 года, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования. Цель предшкольного образования - выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников. Сегодня предшкольное образование реализуется почти в каждом регионе РФ. Следующим условием обеспечения качества образования детей старшего дошкольного возраста является определение содержания и организации образования детей старшего дошкольного возраста.

По мнению большинства специалистов, в области дошкольного детства одним из важнейших факторов, влияющих на организацию образования детей дошкольного возраста, является состояние здоровья дошкольников. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, в результате обследования пятилетних детей (обследовалось 250 московских дошкольников, 2005 г.), абсолютно здоровыми оказалось только 5%, ни разу за весь год не болели 10% детей, часто болеющих оказалось 15%.

Наряду с физиологическими заболеваниями, в последние десять лет констатируется катастрофический рост детей, психологически не готовых к школе. Установлено, что около 16% первоклассников не готовы к школьному обучению, у 30-50% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственного отставания.

Приведенные данные подтверждают необходимость насыщения дошкольного образования творчески развивающими и обязательно многообразными формами «специфически детской» деятельности (игровой,

изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, коммуникативной и т. п.), что служит гарантом формирования полноценной психологической готовности ребенка к систематическому обучению в школе. Разумеется, реализовывать данную работу необходимо задолго до того, как ребенок окажется в стенах старшей или подготовительной группы ДОУ.

Вместе с тем в связи с расширением круга учреждений, осуществляющих подготовку ребенка к школе (школы, учреждения дополнительного образования), увеличивается количество групп кратковременного пребывания ребенка. Возникает проблема: каким образом реализовать программу, рассчитанную на полное пребывание в более короткий отрезок времени и при этом не нанести вред здоровью ребенка, не превысить допустимые нагрузки? Зачастую на практике при организации образования детей старшего дошкольного возраста в условиях кратковременного пребывания педагогами выборочно реализуются разделы комплексной программы дошкольного образования (например, «Истоки», «Детство» и т. д.). Безусловно, данный путь не допустим, так как большинство комплексных программ, реализуемых в российских детских садах, охватывают ранний и дошкольный возраст или обеспечивают преемственность работы с детьми дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Качество реализации комплексных программ обусловлено целостностью построения педагогического процесса, его обеспеченностью при работе с детьми различных возрастов.

Другим путем организации образования детей дошкольного возраста является реализация ряда парциальных программ, которые направлены, прежде всего, на развитие учебных умений ребенка, обучение его счету и грамоте. К сожалению, реализация педагогического процесса с данных позиций зачастую приводит к отсутствию интеграции педагогического процесса, преобладанию учебной деятельности ребенка и сокращению времени на ведущие виды детской деятельности.

Выходом из сложившейся ситуации является разработка концептуальных подходов и комплексных образовательных программ для детей дошкольного возраста, в том числе и в условиях групп кратковременного пребывания.

Таким образом, определение целевых установок и содержания образования детей дошкольного возраста актуализирует целый ряд проблем, которые требуют дальнейшего изучения:

• создание системы мониторинга достижений детей старшего дошкольного возраста, разработка диагностических пакетов;

• проектирование комплексных образовательных программ для детей старшего дошкольного возраста, в том числе имеющих особые образовательные потребности;

• разработка механизмов преемственности образования детей старшего дошкольного возраста и начального образования;

• определение требований к развивающему пространству для групп детей старшего дошкольного возраста;

• апробация организационно-правовых и финансово-экономических механизмов обеспечения образования детей старшего дошкольного возраста.

Анализ социального заказа и государственной стратегии развития системы образования позволяет обозначить проблему обеспечения качества образования детей дошкольного возраста как одну из наиболее актуальных и перспективных проблем современной системы российского образования.