Главная страница

Ответственность перед будущим. (По рассказу Рея Бредбери «И грянул гром»)


Скачать 45.19 Kb.
Название Ответственность перед будущим. (По рассказу Рея Бредбери «И грянул гром»)
Дата 12.02.2016
Размер 45.19 Kb.
Тип Урок

Урок литературы в 5 классе.

Тема: Ответственность перед будущим. (По рассказу Рея Бредбери «И грянул гром»)

Цель: создать условия для выяснения основной идеи рассказа Р.Брэдбери и средств ее художественного выражения

Регулятивные УУД

  • Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

  • Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

  • Пользоваться изучающим видом чтения.

  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

  • Осуществлять анализ и синтез.

  • Устанавливать причинно-следственные связи.

  • Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

  • Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

  • Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

  • Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

  • Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

  • Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

  • Формирование восприятия текста, как произведения искусства.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Работа с текстом до чтения. Формулирование темы урока.

- Скажите, все ли вы знаете про то, что такое машина времени? (ответы детей).

- А зачем нужна бы была машина времени, если бы её изобрели?

- Как вы думаете, что можно в первую очередь сделать, имея машину времени?

(изменить прошлое).

-Хочется ли время от времени любому человеку изменить что-то в своей прошлой жизни? (наверное, да).

Формулируем тему урока: Можно или нельзя изменять прошлое.

Это тема урока и главный вопрос рассказа Р. Бредбери «И грянул гром…»

  1. Знакомство с личностью автора. Игра «ВЕРЮ НЕ ВЕРЮ»




  • Три года своей жизни юноша провёл, продавая газеты на улицах Лос-Анджелеса, зарабатывая таким образом себе на жизнь.

  • Из-за затруднённого материального положения семьи денег на высшее образование не было, и, фактически, Брэдбери так и не смог поступить в колледж.

  • Брэдбери впервые попробовал себя в литературе в двенадцать лет

  • Всемирная слава пришла к Брэдбери после издания романа «451 градус по Фаренгейту»

  • Свой творческий путь юный Брэдбери начинал с копирования стилей других писателей, например, его первый сборник «Тёмный карнавал» похож по стилю на рассказы Эдгара По. Однако затем писатель сформировал свой, индивидуальных стиль.

  • Он никогда не писал фантастических рассказов

4. Работа с текстом во время чтения.
Давайте прочитаем отрывок из произведения Р. Брэдбери, используя изучающее чтение и диалог с автором (с. 134–135, ч. II учебника).

-Проанализируем объявление.

Зато сразу бросалось в глаза объявление на стене, объявление, которое он уже читал сегодня, когда впервые вошёл сюда. Что-то в нём было не так.

А/О СОФАРИ ВОВРЕМЕНИ

АРГАНИЗУЕМ СОФАРИ ВЛЮБОЙ ГОД ПРОШЛОГО ВЫ ВЫБЕРАЕТЕ ДАБЫЧУ

МЫ ДАСТАВЛЯЕМ ВАС НАМЕСТО ВЫ УБЕВАЕТЕ ЕЁ

-В. Вы поняли, что произошло? Если нет, сравните с первым

вариантом.

5.Работа с текстом после чтения.
- Итак, перед нами фантастический рассказ. Давайте попробуем сформулировать, о чём он? (Варианты: о машине времени, о динозаврах, о критических ситуациях, о трусости, об ответственности перед будущим и др.)

- Выберите из сформулированных смыслов рассказа то, что, по вашему мнению, хотел донести до нас автор (предположительно – об ответственности перед будущим).

- Когда в начале урока мы говорили о возможном применении машины времени, шла и у нас речь о её использовании в качестве аттракциона? (Нет, не шла).

- Что можно сказать о том обществе, где машина времени используется исключительно в развлекательных целях?

- Давайте поработаем в парах. Один выписывает возможную пользу такого изобретения, как машина времени, другой – возможный вред.

- Вопрос к каждой паре: чего больше – вреда или пользы? От чего зависит, вред или пользу принесёт машина времени?

(От того, в чьих руках она будет находиться)

Работа в группах.

  • Составьте список проблем, с которыми можно было бы справиться с помощью машины времени.

  • Можете ли вы вспомнить, опираясь на свой жизненный опыт, факты негативного воздействия поступков человека на будущее?

  • Что в рассказе Р. Брэдбери "И грянул гром" можно отнести к чистой фантастике, а что к реальности?

(Выступления ребят)

6. Итог урока.

  • Составьте синквейн И грянул гром…

Мы ещё раз сформулировали задачи, которые ставит перед собой автор научно-художественного текста..

Домашнее задание

  • Напишите эссе на тему «Нужна ли машина времени современному человеку и почему?»

Интернет-ресурсы:

http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1615

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F0%FD%E4%E1%E5%F0%E8,_%D0%FD%E9

Технические средства обучения:

  • Мультимедийный проектор.

  • Презентация к уроку.