|
Социально – эмоциональное развитие детей 4 – 5 лет в театральной деятельности
Социально – эмоциональное развитие детей 4 – 5 лет в театральной деятельности
Значение социально-эмоционального развития в дошкольном возрасте.
Некоторые ребята моей группы с неохотой шли в детский сад по утрам, часто плакали, просились домой. Уговоры помогали, но требовали много времени. Тогда я решила прибегнуть к помощи игрушки. И однажды утром в приёмной появился весёлый клоун Тяп-Ляп. Он интересовался у ребят, а умеют ли они радоваться, улыбаться и веселиться? На лице малыша, увидевшего клоуна, появлялась улыбка, он с удовольствием шёл в группу, начинал играть в игры «любимые Тяп-Ляпом». Я увидела, что игрушка помогла отвлечь ребёнка от мыслей о доме. После этого я стала использовать кукол и в других ситуациях.
С раннего детства ребёнок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Однако даже непосредственное общение детей на самом деле является сложным и многогранным процессом. Маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положение другого ребёнка. Именно недостаточное взаимопонимание чаще всего является причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми.
Формы работы по развитию социально-эмоциональной сферы.
Я учу детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение. На помощь мне приходят игрушки и герои мультфильмов. Многие ребята не делились игрушками, могли отнять понравившуюся игрушку у товарища. И вот однажды к нам пришёл Карлсон с коробкой игрушек. Он выложил все игрушки и предложил ребятам взять их, а сам наблюдал за ними. Дети старались взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на «самые хорошие игрушки было очень много. В группе между детьми сложилась конфликтная ситуация: кому достанется та или иная игрушка. Мы с Карлсоном успокоили ребят и предложили разобраться всем вместе в сложившейся ситуации: «Как же нам быть?» После беседы Карлсон предложил несколько вариантов разрешения конфликта, выслушал мнение детей. В ходе обсуждения я заметила, что дети стали прислушиваться друг к другу. У них появилась возможность выбора, они соотносили своё решение с решением других. Оказалось, что дети смогли сами смогли принять правильное решение. В последствии, при возникновении подобной ситуации, я спрашиваю у детей: «А как бы поступил Карлсон?» Таким образом, конфликтная ситуация была решена на положительном эмоциональном фоне.
Для маленького ребёнка очень сложно не просто понять другого человека, представить себе его переживания, но и эмоционально откликнуться на них. Постепенно, на основе опыта общения, у детей развивается социальная восприимчивость, т.е. способность учитывать чувства и желания других детей, а ведь только в этом случае между детьми могут установиться особые отношения, выражающиеся во взаимной симпатии, дружбе. Чтобы помочь детям понимать, оценивать чувства и поступки других, чтобы сформировать у них понятия «друг», «дружба», я прибегла к помощи кукольного театра. Я предложила ребятам посмотреть кукольный спектакль «Давай дружить»: «Тыквёнок, очень хотел найти себе друзей, но ни зайка, ни белка, ни ёжик не захотели с ним дружить, потому что Тыквёнок не умел прыгать, скакать по веткам, у него небыло колючек, он умел только расти. А когда все звери попали в ловушку к волку, Тыквёнок не раздумывая бросился им на помощь. После этого с ним все подружились». После показа спектакля я провела беседу о дружбе, задала детям вопрос: «Кто такой друг?». Мы разобрали эмоциональное состояние Тыквёнка в начале и в конце сказки. Чтобы закрепить положительные эмоции с понятием «друг», «дружба», дети рассказали о своих лучших друзьях и подарили им открытку.
Работа над развитием социальных навыков
Дети среднего дошкольного возраста не обладают развитым пониманием добра и зла. Для них оценка поступка определяется его последствиями: одобрением или наказанием. Они могут следовать только чётко установленным правилам, чаще всего не понимая их сути. Чтобы помочь детям в определении «хорошо» и «плохо» я познакомила их со стихотворением В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Но я не просто читала книгу, а представила её в виде игры – драматизации с показом на фланеле- графе и с участием детей. Я читала стихотворение, показывая каждую ситуацию при помощи картинок. А дети сами помогали мальчику разобраться, что хорошо, а что плохо. Картинки с хорошими ситуациями мы располагали на красном фоне, а с плохими – на сером. Такая театральная игра не только формирует у детей представление о хороших и плохих поступках, но также упражняет в умении правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей.
Часто я наблюдаю в группе ситуации, когда дети не могут поровну поделить игрушки (кубики), жадничают, не хотят уступать товарищу. А ведь проявление у детей таких качеств личности, как щедрость, честность, справедливость, умение помочь другому, связано с развитием мотивационного компонента социальной компетентности.
Чтобы дети увидели себя со стороны, я показала настольный театр по венгерской сказке «Два жадных медвежонка». После показа была проведена беседа, в ходе которой дети отвечали на вопросы: «А как бы вы поделили сыр между собой? Чтобы вы сказали лисе?» Проинсценировав сказку с некоторыми ребятами второй, третий раз, я обратила внимание на то, что диалог персонажей изменяется. Никому не хотелось быть жадным и глупым.
Работа над развитием основных эмоций.
На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким – либо сказочным персонажем и т.д.), поэтому очень важно относится к этим страхам серьёзно, не игнорировать их. Чтобы выяснить причины страхов у детей моей группы, я прибегла к показу кукольного спектакля по рассказу Е.Чарушина «Страшный рассказ». В беседе с детьми после просмотра спектакля я узнавала, было ли им когда-нибудь страшно? Что больше всего может их напугать? Получив ответы, я поняла над чем нужно работать. Многие боялись Бабу – Ягу, волка; кто-то боится уколов, собак, различных насекомых и т.д.
Чтобы способствовать развитию смелости, умению подавлять чувство страха и бороться с ним, я проводила с детьми беседы, игры с показом театра кукол би-ба-бо по русской народной сказке «У страха глаза велики». К нам приходили «злые» персонажы сказок (в виде картинок на фланелеграфе). Мы с ребятами вспоминали, кто их победил и как. Рассматривая иллюстрации к сказке «У страха глаза велики», обращала внимание детей на то, как изображено чувство страха. Некоторые ребята сами пытались показать испуганного человека мимикой и жестами.
Чтобы познакомить детей с такими эмоциями как злость и радость, закрепить эмоцию страха, я показала пальчиковый театр по сказке К.Чуковского «Муха – Цокотуха»
В беседе после просмотра театра мы выяснили, что паук – злой персонаж. Ещё раз рассмотрели его, затем нашли эмоцию злости на пиктограмме. Аналогично определили эмоцию радости у всех насекомых в конце сказки.
Чтобы научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей, я знакомлю детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; учу пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального понимания других. Для решения этой задачи, я использую знакомые детям сказки.
Модернизированный настольный театр с вращающейся сценой по английской сказке «Три поросёнка» даёт возможность познакомить детей с эмоциями: злость (волк), страх (поросята в тот момент, когда убегают от злого волка), спокойствие (Наф – Наф за дубовой дверью), радость (поросята в тот момент, когда волк убежал). Яркие декорации помогают рассмотреть позу, мимику, жест того или иного персонажа, а это даёт возможность узнать эмоцию на пиктограмме, изобразить её самому ребёнку.
С помощью настольного театра по сказке К. Чуковского «Мойдодыр» я познакомила детей с такой эмоцией как гнев . В процессе повторного рассматривания иллюстраций ,я обратила внимание детей на состояние Крокодила и Умывальника . Дети правильно сказали что Крокодил и Умывальник сердились ,но злыми не были . Тогда я назвала эту эмоцию «гнев» . (Приложение №2) Чтобы ребята её лучше запомнили, им было предложено поиграть в отрывок из сказки Л .Толстого «Три медведя» . Дети разыграли эпизод , где описывается , как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами. Я обратила внимание детей на то , как по-разному выражают гнев медвежонок, медведица и медведь .
Методы и приёмы развития социально –эмоциональных навыков.
Чтобы закрепить полученные знания и умения ,чтобы расширить представления об эмоциях, продолжать развивать эмпатию , я провожу с детьми дидактические игры.
Дидактическая игра « Встреча эмоций» представляет собой картинки с изображением сказочных сюжетов и пиктограммы различных эмоций . У каждого ребёнка по одной картинке . Ведущий показывает пиктограмму со схематичным изображением эмоции, а дети находят картинку с персонажем , у которого соответствующее настроение .
Дидактическая игра « Фоторобот» . Пособие представляет собой картонные изображения отдельных деталей лица (брови, глаза, губы) .Играют несколько детей. Один ребёнок собирает маску с каким-либо эмоциональным состоянием из составных деталей . Остальные играющие определяют это состояние.
Я считаю ,что работу с детьми по данной теме нужно проводить систематически один раз в неделю вне занятий в течении всего года. На I этапе необходимо познакомить детей с эмоциями, научить различать их по схематическим изображениям , научить понимать свои чувства и чувства других людей , познакомить с понятиями «друг» , «дружба» . На II этапе продолжать знакомство с эмоциями , закрепляя полученные на предыдущих занятиях знания и умения ; расширять представление о хороших и плохих поступках; учить видеть положительные и отрицательные качества . На III этапе происходит закрепление знаний об эмоциях , углубляется способность определять эмоции другого по мимике , жестам; воспитывать умение вести себя правильно в затруднительных случаях. Всё это освещено в перспективном плане
Заключение.
Проанализировав свою работу , я увидела, что дети моей группы научились эмоционально воспринимать и понимать окружающих , а также выражать собственные чувства. Они стараются выражать свои мысли и чувства при помощи мимики ,жестов, эмоций; научились различать положительные и отрицательные качества персонажей литературных произведений; могут дать оценку поступкам героев знакомых сказок , выразить свою симпатию к добрым делам. Всё это даст возможность им в дальнейшем вырабатывать социально значимые мотивы положительного поведения, умение выражать свои потребности, чувства с помощью различных средств коммуникации.
Я буду продолжать работать над социально – эмоциональным развитием детей, используя для этого различные виды театра.
|
|
|