Главная страница

Цели: Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школьному обучению


Скачать 119.88 Kb.
Название Цели: Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школьному обучению
Дата 09.03.2016
Размер 119.88 Kb.
Тип Документы

Родительское собрание «Доброе начало»для родителей будущих первоклассников.

Цели:

  • Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школьному обучению.

  • Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе.

  • Формировать активную педагогическую позицию родителей.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийная система,фильм « 1сентября», памятки, составленные в ходе обсуждения по заданным вопросам.

Ход родительского собрания.

Ваши дети скоро станут первоклассниками. Посмотрим небольшой фильм « 1сентября».

Обмен впечатлениями.

-Какой же он первоклассник? На каждую букву слова «первоклассник» дадим характеристику ученику.

Родители называют качества, учитель записывает на доске. На выполнение этого задания отводится 3-5 минут, после чего проводится обобщение ответов.

-Первый,

единственный,

радостный.

вежливый,

общительный,

красивый,

любимый,

активный,

смелый,

смышлёный,

нужный,

интересный,

креативный.

-Чтобы такие успешные характеристики были у наших с вами будущих учеников, рассмотрим на сегодняшней встрече виды готовности к школьному обучению.

-По вашему мнению, из каких компонентов складывается готовность к школе.

Ответы родителей. Обобщение, анализ ответов.

Вывод: анализируя требования к ребёнку, предъявляемые школьной жизнью, их можно разделить на три большие группы.

Запись на доске - Эмоциональная готовность к школе.

Социальная готовность к школе.

Когнитивная готовность к школе.

Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, позволяющих ребёнку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебный материал, или ведут к тому, что ребёнок замыкается в себе. Понятно, что не со всеми заданиями и ситуациями ребёнок может справиться легко. Трудные задания, а также объяснения учителя могут вызвать у ребёнка ощущения: «с этим я никогда не справлюсь» или «я не понимаю вообще, чего она от меня хочет». Подобные переживания могут быть нагрузкой на детскую психику и привести к тому, что ребёнок вообще перестаёт верить в свои силы, прекращает активно учиться. Устойчивость к подобным нагрузкам, умение конструктивно обходиться с ними - важная составная часть эмоциональной готовности. Когда ребёнок что-то знает, хочет показать свои знания и тянет руку, то естественно не всегда получается так, что его действительно вызывают. В школьной жизни существуют и другие ситуации, в которых приходится испытать разочарование. Умение адекватно переносить разочарования и справляться с ними-ещё одна сторона эмоциональной готовности.



Какова роль родителей в формировании эмоциональной готовности к школе?

Мозговой штурм. В ходе обсуждения составляется памятка.

  • Очень важно соизмерять родителям свои ожидания относительно будущих успехов в школьной жизни с возможностями ребёнка.

  • Не сравнивать с другими. Принимать таким, какой он есть. Уважать его индивидуальность.

  • Чтобы ребёнок ощущал поддержку, заботу родителей, обязательно говорить слова любви.

  • У ребёнка есть свои проблемы. Каждый день выделять время для беседы, вести разговор спокойно, доверительно, а не в форме назидания.

  • Формировать у детей объективный образ школы:

читать произведения о школьной жизни. (Н.Носов. В.Драгунский, А. Барто и др.);

вызывать интерес к учебной деятельности (читать энциклопедии, просматривать познавательные передачи по ТВ);

вспоминать свою школьную жизнь, рассказывать о ней своему ребёнку.

  • Всегда положительно оценивая личность ребёнка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребёнка уверенность, что он справится с трудностями, добьётся хороших успехов, у него всё получится.

  • Беречь душевный мир ребёнка.

Следующий компонент готовности к школе - социальный. Он тесно связан с эмоциональным. Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного начала обучения по любой программе начальной школы. В первые недели школьного обучения, когда у учащихся ещё не сформированы элементарные навыки учебной деятельности, они выполняют задания по шаговой инструкции учителя. Постепенно по мере усвоения действий самоконтроля и самооценки, их деятельность становится более самостоятельной. Определить, насколько сформировано это умение, можно, наблюдая за ребёнком во время занятий в детском саду или дома, если родители занимаются с ним грамотой, или математикой, или другими видами деятельности, где есть элементы обучения. При этом нужно обратить внимание на такие особенности поведения дошкольника:

  • Внимательно ли он слушает взрослого;

  • Выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание; не дослушав его;

  • Старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;

  • Задаёт ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения;

  • Признаёт ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним

Школьная жизнь включает в себя участие ребёнка в различных сообществах, вступления в многообразные контакты, связи и отношения и поддерживание их. Прежде всего это класс. Ребёнок должен быть готов к тому, что он не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам. Для нормальной продуктивной работы важно, чтобы дети слушали друг друга, давали бы собеседнику договорить до конца. Поэтому способность воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других - важный компонент социальной готовности. Важно, чтобы ребёнок мог чувствовать себя частью группы (класса). Учитель не может обращаться к каждому ребёнку в отдельности, но обращается ко всему классу. В этом случае важно, чтобы каждый ребёнок понимал и чувствовал, что учитель обращается к классу, обращается и лично к нему. Поэтому чувствовать себя частью класса, группы – это ещё одно важное свойство социальной готовности. Дети все разные, с разными интересами, желаниями. В классе создаются определённые правила школьной жизни. Поэтому к социальной готовности относится способность ребёнка понимать смысл правил поведения, готовность следовать этим правилам. В любом классе конфликты неизбежны. Важно как они решаются. Необходимо научить детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций.
Какова роль родителей в формировании социальной готовности к школе?

Мозговой штурм. В ходе обсуждения составляется памятка.

  • Создавать условия для полноценного общения ребёнка с другими.

  • Учить ребёнка свободно и непринуждённо общаться со сверстниками, со взрослыми. Если возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребёнку приобрести уверенность в коллективе сверстников.

  • Чем разнообразнее деятельность ребёнка, тем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

  • Поощрять игры с ребятами.

  • Учить отвечать за свои поступки.

  • Рассматривать способы разрешения конфликтов.

Следующая большая группа в вопросах подготовки к школе ребят - это когнитивная готовность. Важно, чтобы ребёнок мог некоторое время концентрироваться на какой-либо задаче, выполнять её. Учебный процесс устроен так, что при объяснении каких либо явлений, часто возникает необходимость связать с тем, что изучалось раннее. Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы ребёнок запоминал увиденное, услышанное и хотя бы некоторое время удерживал это в памяти. Поэтому, краткосрочная слуховая память, визуальная память, являются важной предпосылкой успеха учебной деятельности. Дети с удовольствием занимаются тем, что им интересно. Когда учитель даёт тему или задание интересное детям проблем не возникает. Но школьное обучение всегда содержит такие моменты, когда детям приходится делать что-то им неинтересное. Как здесь быть? Нужно прививать общий интерес к учению, любознательность по отношению к новому. В возрасте 6-7 лет происходят изменения в нервной системе, прежде всего это касается головного мозга. Это важно, так как именно он играет решающую роль в усвоении новых знаний. Созревают отделы головного мозга, отвечающие за аналитико-синтетическую деятельность, логическое мышление.

Практика обучения в первом классе показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений. Причины этого:

  • Отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений;

  • Недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей руки;

  • Недостаток выполнения графических движений.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счёт мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приёмы и упражнения: массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, лепка из глины, выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, вырезание ножницами и т.д.), выполнение «закручивающих» движений (закручивание гаек в конструкторе), специальные упражнения для подготовки руки к письму.

У семилетних детей графические упражнения по возможности должны быть приближены к условиям обучения письму в школе: размеры штрихов и их форма соответствуют размеру и форме элементов букв. При этом обучать письму самих букв не рекомендуется. Полезны упражнения в ученических тетрадях в клетку и линейку. Рисуя и штрихуя в школьной тетради, ребёнок седьмого года учится видеть строчку, ориентироваться на странице, отсчитывать клеточки, соотносить уже приобретённые навыки выполнения графических элементов с размером строки и клетки. Для того чтобы у ребёнка появилось желание заниматься графическими упражнениями, нужно, чтобы он испытал удовольствие от результата своих действий. Во время занятий рисованием и штриховкой нужно следить за тем, чтобы ребёнок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш.
Какова роль родителей в формировании когнитивной готовности к школе?
Мозговой штурм. В ходе обсуждения составляется памятка.

  • Учить наизусть, решать кроссворды, собирать пазлы, модели конструктора.

Обратить внимание на речь. Обратиться к логопеду, если нужно.

  • Учить выражать правильно свои мысли, наблюдать, делать выводы, рассказывать о происходящем, поощрять стремление задавать вопросы, находить информацию в различных источниках.

Мы вместе с вами разобрали основные компоненты готовности к школе. Необходимо рассмотреть также и физиологические особенности этого возраста. По показателям физического развития 6-7 летние дети существенно отличаются от своих сверстников начала века, значительно опережая их по росту и развитию. Старшие дошкольники быстро растут, прибавляя в росте по 7-10 см в год. Этот возраст называют периодом «вытягивания в длину». Каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению. А теперь представим себе, какую нагрузку испытывает этот несформировавшийся опорно-двигательный аппарат ребёнка, когда приходится в течение достаточно длительного времени удерживать определённую позу,- сразу станет ясно, почему ребёнку трудно сидеть неподвижно. Понятно и то, почему неправильная поза приводит к нарушению осанки.
-Как Вы думаете, что необходимо для полноценного физического развития?

Ответы родителей. Обобщение. Вывод.

Необходимо обеспечить двигательную активность. Движение укрепляет опорно- двигательный аппарат, развивает координацию, обеспечивает непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствующих нормальному росту. Развивайте и поддерживайте у детей потребность в движении, занятие спортом, Прыжки через скакалку, игры в мяч. Важное значение имеет полноценное питание, режим дня. Обязателен полноценный сон-10 часов. Дневной сон, если это необходимо. Перед сном тихие игры, беседуйте о хорошем, не разбирайте возникшие проблемы. Ограничивайте просмотр телевизора, компьютера. Подмена игровой деятельности просмотром фильмов часто наблюдается у тех детей, которые ничем особенно не заняты, но, будучи предоставлены сами себе, предпочитают проводить большую часть времени у телевизора. Смотря, бесконечные мультфильмы, фильмы при этом не работает воображение и фантазия, нет внутреннего плана действий, не развивается символическая функция и мотивационная сфера. В дальнейшем это проявляется в отрицательном отношении к интеллектуальному труду. Компьютерные игры большое место занимают в жизни детей. Здесь нормативы довольно жесткие – не более 40 минут. Капсула глаз эластична, легко растяжима. Под влиянием зрительной нагрузки растягивается, вызывая дефект глаза. При длительном сидении у компьютера страдает осанка. Отрицательное воздействие сказывается на психике ребёнка. А последние современные исследования в области мозга о влиянии мозга показывают, что функции внимания, воображения, чтения, письма развиваются медленнее ( особенно у мальчиков), если молодой мозг механизируется слишком рано. Так как большая часть экранных раздражителей скорее пространственная. Получается, что левое полушарие ущемляется в развитии. Отсюда нарушения. Необходимо ограниченное время для работы с компьютером. Зарядка для глаз, для осанки.

Организация рабочего пространства. Дома, Вы уже задумываетесь, или уже приготовили рабочее место: будь – то своя комната или место в комнате. Стол, место для учебных принадлежностей. Приучайте к порядку на рабочем месте. Необходимо участие в посильных домашних делах. Это и ответственность, воспитание воли, приобретение трудовых навыков.

Мы с Вами разобрали готовность ребят к школьному обучению. На новом этапе в жизни детей важен фактор готовности родителей к этому.

Психологи сравнивают первый год обучения в школе с первым годом после его рождения: огромная ответственность за ребёнка, необходимость много времени проводить рядом.

Главная забота родителей - поддержание, развитие стремления учиться, узнавать новое. Например, Вы встречаете ребёнка после окончания учебного дня вопросом:

-Что было интересного в школе? Что ты узнал нового? С кем подружился?

Видя ваш интерес, ваше участие ребёнок вспоминает, что на уроке, в перемену происходило. Ваше участие, интерес положительно скажутся на развитие познавательных способностей ребёнка. Эти способности вы сможете направлять, укреплять в дальнейшем.

А сейчас я предлагаю Вам всем известную сказку « Колобок» на психологический лад и попрошу Вас принять активное участие в её разборе.

Итак, начали.
Жили –были дед со старухою. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? (ответы родителей)

По сусекам помели, по амбарам поскребли, и получился у них колобок.

Первая заповедь. Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам помели, по амбарам поскребли, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь. Не оставляйте детей без присмотра. Продумайте с кем ваш ученик будет находиться дома после уроков.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайца, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь. Учите общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, коварная.

Четвёртая заповедь. Учите распознавать добро, зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая. Научите ребёнка с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с Вами получилась.

На этом наша с вами встреча заканчивается. Я попрошу Вас оставить на специальных бланках свои отзывы и предложения и взять приготовленные для вас небольшие закладки, которые пригодятся Вам в начале школьной жизни первоклассника.
Памятка для родителей.

Условия успешности обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.

Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.

Положительную мотивацию Вашему ребёнку создадут :ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребёнка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха перед возможной ошибкой, развитиый познавательный интерес к окружающему миру.

К окончанию начальной школы ребёнок должен хотеть и уметь учиться.

Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире.
Библиография

.

1.Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу.М.Академия.1998.

2.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.НПО.Образование.1996.

3.Как сформировать готовность к школьному обучению в условиях семьи? Чему необходимо научить ребенка?Серия: «Готовность ребёнка к школе».Курнешова Л.Е.М.Центр инноваций в педагогике.1998.

4. Нижегородцева Н.В.Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность детей к школе. М. Владос.2001.

5.При создании фильма были использованы фотоматериалы, любезно предоставленными родителями выпускников начального звена (4классы).