Главная страница

Основание Армавира явилось результатом тяготения к России проживавшей длительное время в горах Северо-Западного Кавказа этнографической группы черкесо-гаев (черкесских армян)


Скачать 55.36 Kb.
Название Основание Армавира явилось результатом тяготения к России проживавшей длительное время в горах Северо-Западного Кавказа этнографической группы черкесо-гаев (черкесских армян)
Дата 14.02.2016
Размер 55.36 Kb.
Тип Документы

Основание Армавира явилось результатом тяготения к России проживавшей длительное время в горах Северо-Западного Кавказа этнографической группы черкесо-гаев (черкесских армян). Не сталкивая и не противопоставляя различные версии о происхождении черкесо-гаев, следует отметить, что переход армян в горы Северного Кавказа (причем отнюдь не только в Черкесию) был процессом не одномоментным. Переселение включало в себя разные потоки, как из Армении, так и из Крыма и могло охватывать длительный период с X—XI вплоть до XVII в.

Проведя в горах несколько сотен лет, армяне практически полностью утратили свой национальный облик. Черкесо-гаи переняли у адыгов их язык, нравы, обычаи и основные элементы материальной культуры, однако сохранили свое этническое самосознание и армяно-григорианскую веру. [3]

Сосредоточив в своих руках почти всю торговлю закубанского края, они заняли своеобразную экономическую нишу, на которую никто больше не претендовал, что позволило В. А. Авксентьеву рассматривать черкесо-гаев как особую "этнопрофессиональную группу" в среде адыгов. Среди горских армян были также распространены ремесло и скотоводство. Черкесо-гаи занимали в Закубанье весьма привилегированное положение, близкое к статусу адыгских дворян." Армяне были довольно состоятельными и имели право держать крепостных крестьян. Многие черкесо-гаи являлись аталыками детей горской знати. Закубанские армяне нередко женились на дочерях князей и уорков. Среди адыгов этими привилегиями обладали исключительно дворяне. По весьма спорному мнению Х. А. Поркшеяна, некоторые из черкесо-гаев даже удостаивались княжеского звания.

С конца XVIII в. вместе с проникновением в среду адыгов ислама прежде добрососедские отношения между горцами и черкесо-гаями резко ухудшаются. Многочисленные турецкие эмиссары и проповедники, наводнявшие закубанские земли, разжигали ненависть ко всем христианам и, в том числе, к армянам. Это приводит к религиозным гонениям против черкесо-гаев. Растущее недовольство горцев отчасти объяснялось эксплуатацией армянскими торговцами местного населения, нередко попадавшего в кабальную зависимость от богатых купцов и ростовщиков. Крепнувшие торговые связи закубанских армян с Россией также ухудшали их отношения с черкесами. В этот период в целях самозащиты армяне объединяются в отдельные аулы, из которых самым известным был Гяурхабль, расположенный в землях темиргоевцев и абадзехов, на левом берегу реки Белой. Известны также черкесо-гайские селения Егер-ухай, Адыгой и Хатукай. Однако жизнь армян в горах Закубанья уже не была мирной и спокойной, и поэтому черкесо-гаи были вынуждены прибегнуть к защите христианской России. С конца XVIII в. армяне начинают активно ходатайствовать о разрешении им переселиться к российским границам. Так, в 1796 г. кошевой атаман Черноморского казачьего войска получил донесение о том, что "многие из армян, живущих между закубанскими черкесами, желают перейти к нам на жительство не только фамилиями, но и целыми селениями". С этого же времени отдельные семьи и группы армян покидают горы и выходят на равнину, однако массовое переселение черкесо-гаев начинается в период присоединения Закубанья к России.

Стремление горских армян под защиту Российской империи было обусловлено несколькими причинами. Спасаясь от религиозных преследований, черкесо-гаи надеялись сохранить свою христианскую веру, потеря которой грозила окончательной утратой национальной идентичности и привела бы к полной ассимиляции в среде адыгов. После отказа принимать ислам жизнь черкесо-гаев находилась под угрозой и переход под покровительство России являлся для них залогом безопасного существования. Вместе с тем, армяне рассчитывали сохранить свои дворянские привилегии, которыми они были наделены в горах, поэтому неудивительно, что после основания Армавира перво-поселенцы аула называли себя узденями 1 -й степени, хотя на самом деле, из-за некоторых специфических особенностей, их нельзя причислить к той или иной определенной категории черкесских уорков."[2] Одним из мотивов переселения к русским границам было также желание черкесо-гаев укрепить и сделать регулярными контакты с армянским духовенством и своими единоплеменниками из Нахичевани-на-Дону, Ставрополя, Кизляра и других городов Северного Кавказа. Своих священников у горских армян не было. Лишь изредка для удовлетворения религиозных нужд черкесо-гаев в Закубанье приезжали духовные пастыри из Крыма, Закавказья, Трапезунда, а позднее из городов Юга России. С распространением среди адыгов ислама и активизацией мусульманских проповедников посещение Черкесии становится рискованным, и, по словам И. Иванова, "перед переселением на берега Кубани, некоторые из них (горских армян, — К. С.) не видали у себя наставника веры более двадцати лет". Впоследствии в Армавире черкесо-гаи создали собственный духовный очаг.[2]

«Во времена завоевания Кавказа, в одну из экспедиций в горы правого фланга отряд среди горских магометанских аулов встретил поселение горцев христиан Армяно-Григорианского вероисповедания.

По соглашению с начальником нашего отряда они выведены были из гор и поселены аулом на левом берегу р. Кубань, против станицы Прочноокопской.

Это водворение состоялось в 1837 году, причем аул был назван Армяно-Армавирским и вошел в состав мирных горских аулов Нижне-Кубанского приставства, впоследствии Урупского округа.

Аулу было тогда же отведено административным порядком окружающее его свободное пространство земли в пользование...».

(ЦГИА РФ фонд 1090, опись 1, дело 133, лист 1)[1]

В 1839 году поселение черкесо-гаев переместилось ближе к устью реки Уруп. Этот год считается официальной датой появления Армавира, первоначальное название которого было Армянский аул. В 1848 году поселение получило официальное название Армавирский аул в честь древней армянской столицы Армавира (возможное толкование названия «хорошо видная местность»). Свое имя Армавир получил благодаря армянскому священнику Петросу Патканяну.[4]

Важнейшим фактором, повлиявшим на будущий рост и развитие Армавира, являлось его географическое положение, благоприятное в экономическом и стратегическом отношениях. Это был торговый «город дорог»: на левом берегу Кубани пролегала старая торговая дорога на Лабу и в земли горцев, а по правому –тракт между Екатеринодаром и Ставрополем. У Армавира они соединялись бродом. Через несколько месяцев после основания аула, в ноябре, был построен деревянный мост через Кубань. Перед аулом возвышалась крепость Прочный Окоп (1784). Позже, к северо-западу от ее валов возникает солдатская слобода Форштадт. У подножия крепости в 1794 году была основана ст. Прочноокопская, которая в 1820 г. Была перенесена на 4 версты ниже по причине затопления местности в ходе разливов Кубани. Первоначальная территория постепенно зарастала и получила впоследствии название Старая Станица, а в начале 20 в. здесь вырос поселок с одноименным названием.[3]

Первыми жителями аула были горские армяне 12 фамилий:
КАСПАРОВЫ: Каспар, Карапет, Ханаши Трам, Арутюн, Багдасар, Нагупш, Ованес, Xанаф, Иванис, Марк, Степан.
СЕФЕРОВЫ: Сефер, Петрос, Аведик, Геворк Мелькон, Александр.
КУСИКОВЫ: Христофор, Хачатур, Антон, Барсег, Минай, Ованес, Осип, Лазарь, Гавриил.
ШАХАНОВЫ: Григорий, Турк, Егор, Хачерез Кеворк, Яков, Иван.
БАРОНОВЫ: Барок, Мелкой, Антон, Hазар Накар, Пшемаф, Яков, Никит, Николай, Лукьян
АЙДИНОВЫ: Эдик, Богос, Барсег, Яков, Петр Иван, Аслан, Владимир.
НАЗАРОВЫ: Назар, Карп, Аслан, Аким, Степан, Иван, Егор, Захар.
АЗГИМОВЫ: Барон, Назар, Багдасар.
КАПЛАНОВЫ: Мелкой, Бебей, Давид.
МОСБСОВЫ: Барсег, Христофор.
Эти 42 семьи образовали Хатукаевский квартал и расположились на нынешней территории Армавира по ул. М. Жукова, между ул. Кирова и Свердлова.
(ГАКК, Биография жителей селения Армавир, стр 3) [1]

В мае 1840г. генерал Г.Х. Засс писал об Армавире: «В Ново-армянском селении насчитывается 1700 душ обоего пола. Они выселены из гор силою оружия. Когда горцы, живущие на Белой речке, познали силу нашего оружия, я заставил их выдать армян и поселил на Кубани. Теперь, под щитом нашего правительства, промышленность их свободно развивается; они составляют одно общество; под деятельным управлением нашего пристава многие из них ведут меновую торговлю по-за Кубанью и даже в отдаленных горах. Селение это начинает процветать; в нем уже строится церковь и несколько торговых лавок. Нет сомнения, что со временем оно будет торговым городом за Кубанью и в особенности если дать ему какие-либо средства и преимущества. На постройку церкви Государь Император всемилостивейше соизволил пожаловать 2000 рублей серебром, частные пожертвования значительно увеличили эту сумму. В течение лета церковь будет кончена; и снова будет слышаться за Кубанью святая благовесть». Жизнь полностью подтвердила слова российского генерала о перспективах дальнейшего развития Армавира. [3]

Использованная литература

  1. http://armavirskiy.narod.ru/hroniki_1837.htm

  2. http://armavirskiy.narod.ru/hist_ktitor_forpost.htm

  3. Вопросы южнороссийской истории. Выпуск 15/под ред С. Н. Ктиторова: Москва; Армавир, 2009.

  4. http://www.kray-ray.ru/city/armavir-informatsiya-o-gorode-i-ego-istoriya