Главная страница

Оглавление целевой раздел. 3


Скачать 431.56 Kb.
Название Оглавление целевой раздел. 3
страница 1/4
Дата 14.03.2016
Размер 431.56 Kb.
Тип Программа
  1   2   3   4




ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 3

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 3

1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 6

1.3. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ

ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. 7

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 8

2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 8

2.2. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 12

2.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ. 19

3. ОГРАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 20

3.1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. 20

3.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ. 21

3.3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ. 30

3.4. КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. 31

3.5. ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ И

НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ. 31

3.6. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 33

приложение 34


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

    1. Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования «Безопасность для малышей» разработана на основе программы «Безопасность» к. п. н. Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой и Р.Б. Стеркиной созданной в соответствии с государственными стандартами дошкольного образования. Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитать у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержание данной программы становится все более актуальным в наше опасное время. Безопасный и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе и неожиданных ситуациях. Главной задачей программы является развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила нужно разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Безопасность и здоровый образ жизни – должны стать не суммой полученных знаний, а стилем жизни детей. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

Цель программы:

Формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения дошкольников в быту и на улице, в экстремальных ситуациях.

Задачи программы:

1.Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

2. Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Научить их необходимым мерам предосторожности.

3.Познакомить детей с правилами дорожного движения.

4. Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме.

5. Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице.

6. Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.

Формы работы:

-Познавательные беседы;

-Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка);

-Наблюдения;

-Экскурсии;

-Дидактические игры;

-Викторина;

-Рассматривание иллюстраций,

-Чтение художественной литературы;

Предварительная работа:

1. Работа с дидактическим материалом: «Азбука безопасности дома.”

“Азбука безопасного поведения на природе.”

2.Цикл бесед по профилактике травматизма с детьми дошкольного возраста.

3.Видеоуроки.

Методы реализации программы:

-Занятия;

-Беседы;

-Наблюдения;

-Игры;

-Викторины;

-Рассматривание иллюстраций,

-Чтение художественной литературы;

Формы реализации программы:

-Групповые занятия.

-Фронтальные занятия
Программа опирается на реализацию концептуальных принципов:

- принцип преемственности, реализуемый через педагогическое сотрудничество между воспитателями, профильными специалистами, родителями;

- принцип учета сенситивности дошкольного детства как периода наиболее благоприятного для развития художественной одаренности;

- принцип индивидуального подхода, который реализуется через составление гибких учебных планов развития ребенка;

- принцип своевременного начала, выражающийся в как можно более раннем начале работы по развитию художественных способностей ребенка;

- принцип возможного выбора, согласно которому ребенку предоставляется право самому выбирать интересующую деятельность;

- принцип комплексного подхода, предполагающий реализацию, как специальных задач, так и развивающих задач;

- принцип равновесия, выражающийся в рациональном соотношении между индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, между объемом специальных и общеразвивающих знаний;

- принцип взаимодействия и сотрудничества с социальными партнерами.

Периодичность проведения совместной образовательной деятельности/

допустимая образовательная нагрузка

Таблица 1

Возраст воспитанников

Кол-во в неделю/

минуты/часы

Кол-во в месяц/минуты/часы

Кол-во в год/

минуты/часы

5-7лет

2/60/1 час

8/240/4 часа

72/2160/36 часов



    1. Ожидаемые результаты

В результате реализации программы у детей формируются такие понятия как:

1.Понимает ценность здоровья и как его сохранить и укрепить.

2.Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций. Знает свой домашний адрес, телефон.

3.Знает телефоны экстренных служб; понимает ситуации, когда необходимо вызвать милицию, пожарную или скорую помощь; знает правила обращения.

4.Знает правила безопасного поведения в природе. Знает о существовании опасных растений. Знает правила обращения с животными.

5. Знает правила пожарной безопасности.

6.Знает правила поведения в общественном транспорте, на улице. Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.

7.Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге. Понимает об опасности травматизма.

8.Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей.


    1. Целевые ориентиры освоения детьми программного материала.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО выдвигаются следующие целевые ориентиры для старших дошкольников в части художественно-эстетического развития воспитанников:

  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

  • Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика;

  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам;

  • Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.


Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.


  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

    1. Общие положения.

Информационная карта образовательного учреждения

Таблица 2

Наименование общеобразовательного учреждения (по уставу).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №40 «Золотая рыбка»

Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц (№, дата выдачи последнего свидетельства).

Основной государственный регистрационный номер (приложение № 1).

Юридический адрес.

628615, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, г. Нижневартовск, улица Северная 8б.

Телефон.

8- 3466-46-10-44

Факс.

8- 3466-46-10-44

e- mail.

[email protected]

Адрес сайта в Интернете.

zr.n-vartovsk.ru

Должность руководителя.

Заведующий

Фамилия, имя, отчество руководителя.

Осадчая РезидаТагировна

Паспорт программы

Таблица 3

Наименование программы.

«Безопасность для малышей» /Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников среднего возраста

Заказчики программы.

Родители (законные представители), сторонние организации

Организация исполнитель программы.

МАДОУ ДСКВ №40 «Золотая рыбка»

Целевая группа.

Дети среднего дошкольного возраста.

Составители программы

Борщ Светлана Николаевна, заместитель ВМР

Гаврилова Наталья Рифатовна, воспитатель

Цель программы.

Формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения дошкольников в быту и на улице, в экстремальных ситуациях.

Задачи программы.

1.Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

2. Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Научить их необходимым мерам предосторожности.

3.Познакомить детей с правилами дорожного движения.

4. Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме.

5. Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице.

6. Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.


Целевые ориентиры.

В результате реализации программы у детей формируются такие понятия как:

1.Понимает ценность здоровья и как его сохранить и укрепить.

2.Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций. Знает свой домашний адрес, телефон.

3.Знает телефоны экстренных служб; понимает ситуации, когда необходимо вызвать милицию, пожарную или скорую помощь; знает правила обращения.

4.Знает правила безопасного поведения в природе. Знает о существовании опасных растений. Знает правила обращения с животными.

5. Знает правила пожарной безопасности.

6.Знает правила поведения в общественном транспорте, на улице. Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.

7.Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге. Понимает об опасности травматизма.

8.Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей.

Срок реализации программы.

1 год


2.2. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Известно, что в дошкольном возрасте ребенок впервые знакомится с огромным количеством правил, требований, предостережений и т.д., и детям самим трудно осознать всю степень их значимости, «обязательности». Определяя содержание программы, авторы выделили правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, поскольку от этого зависят их здоровье и безопасность.

Любое правило, норма поведения становятся действенным регулятором поведения только в том случае, если они осознаны и приняты самим человеком. Поэтому наряду с традиционными формами обучения авторы программы уделяют особое внимание организации «собственного жизненного опыта ребенка», «созданию условий», в которых ребенок может применить эти правила и убедиться в их необходимости.

Программа предлагает учитывать своеобразие бытовых и культурных условий, особенности социальной и экономической жизни семьи. Ориентиром служит жизненный опыт детей, а также их представления и аргументы в пользу того или иного типа поведения. Опираясь на опыт детей, их знания и представления, педагог может планировать свою работу с детьми и их родителями. В разделе «Ребенок и другие люди» рассматриваются типичные ситуации контактов с незнакомыми людьми, которые могут быть опасны для ребенка. Например, ситуации, когда взрослый уговаривает ребенка поехать или пойти с ним куда-то, угощает сладостями или проявляет насильственные действия. Поэтому ребенка учат доступным приемам защитного поведения (громкий крик, призывы о помощи, привлечение внимания окружающих). Опасность может подстерегать ребенка не только на улице, но и дома. Ребенок об этом должен быть предупрежден (не открывать дверь чужим, не входить в подъезд одному без родителей). Авторы предлагают проводить с детьми игровые тренинги, в которых разыгрываются разные жизненные ситуации на основе сказочных сюжетов (например, «Волк и семеро козлят»).

Естественно, при обсуждении с детьми данных тем педагогам следует проявлять тактичность и осторожность, чтобы не спровоцировать невротических реакций и не внушить детям чрезмерный страх.

Авторы считают, что прямые запреты со стороны взрослых должны быть сведены к минимуму. Значительно важнее найти позитивные способы воздействия на детей. К их числу относятся, например, способ показа неправильных действий, похвала за хороший поступок и, главное, положительный пример со стороны взрослых. Важнейшее условие эффективности воспитания – тесные контакты и сотрудничество педагога с родителями.

Закрепление и углубление знаний осуществляется на дополнительных занятиях, в беседах, которые проводятся один раз в неделю. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет.

Это послужило основанием для разработки программы «Безопасность для малышей».

Программа состоит из шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которым строится образовательная работа с детьми.

В основе программы лежит система использования мнемотехники и фотоколлажей для обучения воспитанников правилам безопасности. Мнемотехника- это популярное направление как для развития детей на сегодняшний день. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Мнемотаблица — это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит изображение (схематичное - букв, цифр, предметов). Значение: мнемотаблица тренирует фотопамять, развивает логическое мышление, воображение, смекалку, тренируется умение составлять связный рассказ по образам.
Могут быть простыми и тематическими (Речевые, математические, музыкальные, на формирование понятий, о временах года).

Основной прием для запоминания мнемотаблиц у дошкольников - это составление сюжета.

Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Примеры мнемотехники

Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов: соблюдения правил безопасности. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз глядя на таблицу, легко воспроизвести этапы.

Основное назначение коллажаобъединить все объекты, изображенные на нем, в единый, интересный и познавательный сюжет. Работа с коллажем полезна тем, что ребенок наглядно видит сюжет и по нему составляет рассказ.

Работу с коллажем строю в следующей последовательности:

Расширяю представления детей по предложенной мною теме. Формирую сознательное отношение к соблюдению правил безопасного поведения и здоровому образу жизни при обсуждении ситуаций из жизни, из личного опыта, из знакомых сказок.

-Выставляю коллаж по данной теме. Даю сжатую информацию по содержанию данного коллажа, задаю дополнительные вопросы и задания.

-Предлагаю ребенку с помощью коллажа самостоятельно составить рассказ по соответствующей теме.
Прилагаются примерные конспекты занятий. Каждое занятие предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребёнком: беседа педагога, вопросы и задания к детям, игровые тренинги поведения в опасных ситуациях, игры –драматизации, использование художественного слова. Всё это поможет сделать процесс обучения интересным и непринуждённым.

Программа состоит из разделов:

1. «Здоровье ребенка».

2. «Ребенок на прогулке».

3. «Ребенок на улице города. ПДД».

4. «Ребенок дома».

5. «Ребенок и другие люди».

6. «Пожарная безопасность».

Каждый раздел предполагает решение определенной задачи:

Таблица1- Разделы программы их задачи

Тема раздела

Задача раздела

Здоровье ребёнка

Приучать заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.

Ребёнок на прогулке

Познакомить детей с некоторыми объектами и явлениями природы, представляющими определённую угрозу здоровью и жизни человека.

Ребёнок на улице

Познакомить детей с опасностью, исходящей от транспорта на улицах.

Ребёнок дома

Познакомить детей с потенциально опасными для жизни и здоровья человека предметами домашнего быта.

Ребёнок и другие люди

Познакомить детей с опасностью контактов с посторонними людьми.

Пожарная безопасность

Помочь детям запомнить основную группу предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.



Содержание раздела «Ребенок и природа» дает детям представление о взаимосвязи всех природных явлений. Детей знакомят с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняют, как это сказывается на растениях и животных и на здоровье человека. В связи с этим объясняется необходимость соблюдать гигиенические требования взрослых (мыть руки перед едой, мыть фрукты и овощи, пить кипяченую воду и пр.). В качестве аргументов можно показать детям воду под микроскопом, чтобы они убедились в ее несовершенном качестве. Во время экскурсий и с помощью видеоматериалов детей знакомят с ядовитыми растениями, грибами, учат отличать их от съедобных.

В разделе «Ребенок дома» раскрывается содержание работы педагога по ознакомлению детей с потенциальной опасностью, исходящей от некоторых предметов домашнего быта. Выделяют три группы таких предметов.

  • Предметы, связанные с огнем и электричеством. Ими могут пользоваться только взрослые (спички, газовая плита, печка, электроприборы и пр.). Здесь уместны прямые запреты и объяснения, что может случиться при их нарушении.

  • Предметы, требующие специальных навыков пользования ими (нож, ножницы, вилка, иголка).

  • Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступном для ребенка месте (бытовая химия, пищевые кислоты, спиртные напитки и т.д.). Правила хранения этих веществ обсуждаются педагогом с родителями.

Содержание раздела «Здоровье ребенка» направлено на формирование у ребенка понимания ценности своего здоровья как одной из главных в жизни человека. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем и ни в коем случае не вредить своему организму. Для этого педагог рассказывает детям об организме человека, о том, как работают его основные системы. Педагог учит детей прислушиваться к сигналам своего организма и вовремя реагировать на них.

В этот же раздел входят занятия физкультурой. Задача физического воспитания – привить ребенку потребность в физических упражнениях. Этому способствует воспитание удовольствия от движения на свежем воздухе, от массажа, гимнастики и т.д. Педагог знакомит детей с правилами первой медицинской помощи при травмах, обсуждает, какую помощь каждый может оказать сам себе: если промок – переодеться; если замерз – попрыгать; если ушибся – приложить что-то холодное. В случаях серьезных травм необходимо сразу обратиться к взрослым.

Важнейшим условием безопасного образа жизни авторы считают эмоциональное благополучие ребенка. В специальном разделе анализируются источники возможных эмоциональных проблем ребенка и даны пути их преодоления.

Так, негативное влияние на настроение детей оказывают детские страхи (боязнь темноты, сказочных персонажей, животных и др.). Предотвращать или снижать уровень страхов дошкольника – важнейшая задача воспитателей, родителей и детских психологов.

Нередко отрицательные эмоции возникают в результате конфликтов в группе, поэтому важно учить детей адекватным способам выхода из конфликтной ситуации. Педагогу необходимо уметь предотвращать детские ссоры. Важным подспорьем в этом служат игры, в которых необходимо проявлять согласованные действия, взаимопомощь, решать проблемные ситуации, требующие взаимопонимания и умения разрешать конфликты.

Работа по разделу «Ребенок на улицах города» – это прежде всего знакомство детей с правилами поведения на улицах: им объясняют необходимость соблюдения правил уличного движения, знакомят с основными дорожными знаками, сигналами светофора, движениями регулировщика и т.д.

Специальным предметом обсуждения являются правила поведения в транспорте. В играх и на занятиях эти правила закрепляются.
  1   2   3   4