|
Оглавление целевой раздел. 3
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 3
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 3
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 6
1.3. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ
ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. 7
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 8
2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 8
2.2. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 12
2.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ. 19
3. ОГРАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 20
3.1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. 20
3.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ. 21
3.3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ. 30
3.4. КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. 31
3.5. ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ И
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ. 31
3.6. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ. 33
приложение 34
-
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Безопасность для малышей» разработана на основе программы «Безопасность» к. п. н. Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой и Р.Б. Стеркиной созданной в соответствии с государственными стандартами дошкольного образования. Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитать у ребенка навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержание данной программы становится все более актуальным в наше опасное время. Безопасный и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе и неожиданных ситуациях. Главной задачей программы является развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Дошкольный возраст - это период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила нужно разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Безопасность и здоровый образ жизни – должны стать не суммой полученных знаний, а стилем жизни детей. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
Цель программы:
Формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения дошкольников в быту и на улице, в экстремальных ситуациях.
Задачи программы:
1.Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
2. Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Научить их необходимым мерам предосторожности.
3.Познакомить детей с правилами дорожного движения.
4. Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме.
5. Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице.
6. Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.
Формы работы:
-Познавательные беседы;
-Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка);
-Наблюдения;
-Экскурсии;
-Дидактические игры;
-Викторина;
-Рассматривание иллюстраций,
-Чтение художественной литературы;
Предварительная работа:
1. Работа с дидактическим материалом: «Азбука безопасности дома.”
“Азбука безопасного поведения на природе.”
2.Цикл бесед по профилактике травматизма с детьми дошкольного возраста.
3.Видеоуроки.
Методы реализации программы:
-Занятия;
-Беседы;
-Наблюдения;
-Игры;
-Викторины;
-Рассматривание иллюстраций,
-Чтение художественной литературы;
Формы реализации программы:
-Групповые занятия.
-Фронтальные занятия
Программа опирается на реализацию концептуальных принципов:
- принцип преемственности, реализуемый через педагогическое сотрудничество между воспитателями, профильными специалистами, родителями;
- принцип учета сенситивности дошкольного детства как периода наиболее благоприятного для развития художественной одаренности;
- принцип индивидуального подхода, который реализуется через составление гибких учебных планов развития ребенка;
- принцип своевременного начала, выражающийся в как можно более раннем начале работы по развитию художественных способностей ребенка;
- принцип возможного выбора, согласно которому ребенку предоставляется право самому выбирать интересующую деятельность;
- принцип комплексного подхода, предполагающий реализацию, как специальных задач, так и развивающих задач;
- принцип равновесия, выражающийся в рациональном соотношении между индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, между объемом специальных и общеразвивающих знаний;
- принцип взаимодействия и сотрудничества с социальными партнерами.
Периодичность проведения совместной образовательной деятельности/
допустимая образовательная нагрузка
Таблица 1
Возраст воспитанников
|
Кол-во в неделю/
минуты/часы
|
Кол-во в месяц/минуты/часы
|
Кол-во в год/
минуты/часы
|
5-7лет
|
2/60/1 час
|
8/240/4 часа
|
72/2160/36 часов
|
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы у детей формируются такие понятия как:
1.Понимает ценность здоровья и как его сохранить и укрепить.
2.Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций. Знает свой домашний адрес, телефон.
3.Знает телефоны экстренных служб; понимает ситуации, когда необходимо вызвать милицию, пожарную или скорую помощь; знает правила обращения.
4.Знает правила безопасного поведения в природе. Знает о существовании опасных растений. Знает правила обращения с животными.
5. Знает правила пожарной безопасности.
6.Знает правила поведения в общественном транспорте, на улице. Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.
7.Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге. Понимает об опасности травматизма.
8.Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей.
Целевые ориентиры освоения детьми программного материала.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО выдвигаются следующие целевые ориентиры для старших дошкольников в части художественно-эстетического развития воспитанников:
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
-
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
У ребенка развита крупная и мелкая моторика;
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам;
-
Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
-
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Общие положения.
Информационная карта образовательного учреждения
Таблица 2
Наименование общеобразовательного учреждения (по уставу).
|
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №40 «Золотая рыбка»
|
Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц (№, дата выдачи последнего свидетельства).
|
Основной государственный регистрационный номер (приложение № 1).
|
Юридический адрес.
|
628615, Ханты-Мансийский автономный округ- Югра, г. Нижневартовск, улица Северная 8б.
|
Телефон.
|
8- 3466-46-10-44
|
Факс.
|
8- 3466-46-10-44
|
e- mail.
|
[email protected]
|
Адрес сайта в Интернете.
|
zr.n-vartovsk.ru
|
Должность руководителя.
|
Заведующий
|
Фамилия, имя, отчество руководителя.
|
Осадчая РезидаТагировна
|
Паспорт программы
Таблица 3
Наименование программы.
|
«Безопасность для малышей» /Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников среднего возраста
|
Заказчики программы.
|
Родители (законные представители), сторонние организации
|
Организация исполнитель программы.
|
МАДОУ ДСКВ №40 «Золотая рыбка»
|
Целевая группа.
|
Дети среднего дошкольного возраста.
|
Составители программы
|
Борщ Светлана Николаевна, заместитель ВМР
Гаврилова Наталья Рифатовна, воспитатель
|
Цель программы.
|
Формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения дошкольников в быту и на улице, в экстремальных ситуациях.
|
Задачи программы.
|
1.Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
2. Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Научить их необходимым мерам предосторожности.
3.Познакомить детей с правилами дорожного движения.
4. Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме.
5. Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице.
6. Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.
|
Целевые ориентиры.
|
В результате реализации программы у детей формируются такие понятия как:
1.Понимает ценность здоровья и как его сохранить и укрепить.
2.Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций. Знает свой домашний адрес, телефон.
3.Знает телефоны экстренных служб; понимает ситуации, когда необходимо вызвать милицию, пожарную или скорую помощь; знает правила обращения.
4.Знает правила безопасного поведения в природе. Знает о существовании опасных растений. Знает правила обращения с животными.
5. Знает правила пожарной безопасности.
6.Знает правила поведения в общественном транспорте, на улице. Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.
7.Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге. Понимает об опасности травматизма.
8.Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми. Знает действия при возникновении опасностей.
|
Срок реализации программы.
|
1 год
|
2.2. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Известно, что в дошкольном возрасте ребенок впервые знакомится с огромным количеством правил, требований, предостережений и т.д., и детям самим трудно осознать всю степень их значимости, «обязательности». Определяя содержание программы, авторы выделили правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, поскольку от этого зависят их здоровье и безопасность.
Любое правило, норма поведения становятся действенным регулятором поведения только в том случае, если они осознаны и приняты самим человеком. Поэтому наряду с традиционными формами обучения авторы программы уделяют особое внимание организации «собственного жизненного опыта ребенка», «созданию условий», в которых ребенок может применить эти правила и убедиться в их необходимости.
Программа предлагает учитывать своеобразие бытовых и культурных условий, особенности социальной и экономической жизни семьи. Ориентиром служит жизненный опыт детей, а также их представления и аргументы в пользу того или иного типа поведения. Опираясь на опыт детей, их знания и представления, педагог может планировать свою работу с детьми и их родителями. В разделе «Ребенок и другие люди» рассматриваются типичные ситуации контактов с незнакомыми людьми, которые могут быть опасны для ребенка. Например, ситуации, когда взрослый уговаривает ребенка поехать или пойти с ним куда-то, угощает сладостями или проявляет насильственные действия. Поэтому ребенка учат доступным приемам защитного поведения (громкий крик, призывы о помощи, привлечение внимания окружающих). Опасность может подстерегать ребенка не только на улице, но и дома. Ребенок об этом должен быть предупрежден (не открывать дверь чужим, не входить в подъезд одному без родителей). Авторы предлагают проводить с детьми игровые тренинги, в которых разыгрываются разные жизненные ситуации на основе сказочных сюжетов (например, «Волк и семеро козлят»).
Естественно, при обсуждении с детьми данных тем педагогам следует проявлять тактичность и осторожность, чтобы не спровоцировать невротических реакций и не внушить детям чрезмерный страх.
Авторы считают, что прямые запреты со стороны взрослых должны быть сведены к минимуму. Значительно важнее найти позитивные способы воздействия на детей. К их числу относятся, например, способ показа неправильных действий, похвала за хороший поступок и, главное, положительный пример со стороны взрослых. Важнейшее условие эффективности воспитания – тесные контакты и сотрудничество педагога с родителями.
Закрепление и углубление знаний осуществляется на дополнительных занятиях, в беседах, которые проводятся один раз в неделю. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет.
Это послужило основанием для разработки программы «Безопасность для малышей».
Программа состоит из шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которым строится образовательная работа с детьми.
В основе программы лежит система использования мнемотехники и фотоколлажей для обучения воспитанников правилам безопасности. Мнемотехника- это популярное направление как для развития детей на сегодняшний день. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Мнемотаблица — это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит изображение (схематичное - букв, цифр, предметов). Значение: мнемотаблица тренирует фотопамять, развивает логическое мышление, воображение, смекалку, тренируется умение составлять связный рассказ по образам.
Могут быть простыми и тематическими (Речевые, математические, музыкальные, на формирование понятий, о временах года).
Основной прием для запоминания мнемотаблиц у дошкольников - это составление сюжета.
Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Примеры мнемотехники
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов: соблюдения правил безопасности. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз глядя на таблицу, легко воспроизвести этапы.
Основное назначение коллажа – объединить все объекты, изображенные на нем, в единый, интересный и познавательный сюжет. Работа с коллажем полезна тем, что ребенок наглядно видит сюжет и по нему составляет рассказ.
Работу с коллажем строю в следующей последовательности:
Расширяю представления детей по предложенной мною теме. Формирую сознательное отношение к соблюдению правил безопасного поведения и здоровому образу жизни при обсуждении ситуаций из жизни, из личного опыта, из знакомых сказок.
-Выставляю коллаж по данной теме. Даю сжатую информацию по содержанию данного коллажа, задаю дополнительные вопросы и задания.
-Предлагаю ребенку с помощью коллажа самостоятельно составить рассказ по соответствующей теме.
Прилагаются примерные конспекты занятий. Каждое занятие предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребёнком: беседа педагога, вопросы и задания к детям, игровые тренинги поведения в опасных ситуациях, игры –драматизации, использование художественного слова. Всё это поможет сделать процесс обучения интересным и непринуждённым.
Программа состоит из разделов:
1. «Здоровье ребенка».
2. «Ребенок на прогулке».
3. «Ребенок на улице города. ПДД».
4. «Ребенок дома».
5. «Ребенок и другие люди».
6. «Пожарная безопасность».
Каждый раздел предполагает решение определенной задачи:
Таблица1- Разделы программы их задачи
-
Тема раздела
|
Задача раздела
|
Здоровье ребёнка
|
Приучать заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.
|
Ребёнок на прогулке
|
Познакомить детей с некоторыми объектами и явлениями природы, представляющими определённую угрозу здоровью и жизни человека.
|
Ребёнок на улице
|
Познакомить детей с опасностью, исходящей от транспорта на улицах.
|
Ребёнок дома
|
Познакомить детей с потенциально опасными для жизни и здоровья человека предметами домашнего быта.
|
Ребёнок и другие люди
|
Познакомить детей с опасностью контактов с посторонними людьми.
|
Пожарная безопасность
|
Помочь детям запомнить основную группу предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.
|
Содержание раздела «Ребенок и природа» дает детям представление о взаимосвязи всех природных явлений. Детей знакомят с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняют, как это сказывается на растениях и животных и на здоровье человека. В связи с этим объясняется необходимость соблюдать гигиенические требования взрослых (мыть руки перед едой, мыть фрукты и овощи, пить кипяченую воду и пр.). В качестве аргументов можно показать детям воду под микроскопом, чтобы они убедились в ее несовершенном качестве. Во время экскурсий и с помощью видеоматериалов детей знакомят с ядовитыми растениями, грибами, учат отличать их от съедобных.
В разделе «Ребенок дома» раскрывается содержание работы педагога по ознакомлению детей с потенциальной опасностью, исходящей от некоторых предметов домашнего быта. Выделяют три группы таких предметов.
-
Предметы, связанные с огнем и электричеством. Ими могут пользоваться только взрослые (спички, газовая плита, печка, электроприборы и пр.). Здесь уместны прямые запреты и объяснения, что может случиться при их нарушении.
Предметы, требующие специальных навыков пользования ими (нож, ножницы, вилка, иголка).
Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступном для ребенка месте (бытовая химия, пищевые кислоты, спиртные напитки и т.д.). Правила хранения этих веществ обсуждаются педагогом с родителями.
Содержание раздела «Здоровье ребенка» направлено на формирование у ребенка понимания ценности своего здоровья как одной из главных в жизни человека. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем и ни в коем случае не вредить своему организму. Для этого педагог рассказывает детям об организме человека, о том, как работают его основные системы. Педагог учит детей прислушиваться к сигналам своего организма и вовремя реагировать на них.
В этот же раздел входят занятия физкультурой. Задача физического воспитания – привить ребенку потребность в физических упражнениях. Этому способствует воспитание удовольствия от движения на свежем воздухе, от массажа, гимнастики и т.д. Педагог знакомит детей с правилами первой медицинской помощи при травмах, обсуждает, какую помощь каждый может оказать сам себе: если промок – переодеться; если замерз – попрыгать; если ушибся – приложить что-то холодное. В случаях серьезных травм необходимо сразу обратиться к взрослым.
Важнейшим условием безопасного образа жизни авторы считают эмоциональное благополучие ребенка. В специальном разделе анализируются источники возможных эмоциональных проблем ребенка и даны пути их преодоления.
Так, негативное влияние на настроение детей оказывают детские страхи (боязнь темноты, сказочных персонажей, животных и др.). Предотвращать или снижать уровень страхов дошкольника – важнейшая задача воспитателей, родителей и детских психологов.
Нередко отрицательные эмоции возникают в результате конфликтов в группе, поэтому важно учить детей адекватным способам выхода из конфликтной ситуации. Педагогу необходимо уметь предотвращать детские ссоры. Важным подспорьем в этом служат игры, в которых необходимо проявлять согласованные действия, взаимопомощь, решать проблемные ситуации, требующие взаимопонимания и умения разрешать конфликты.
Работа по разделу «Ребенок на улицах города» – это прежде всего знакомство детей с правилами поведения на улицах: им объясняют необходимость соблюдения правил уличного движения, знакомят с основными дорожными знаками, сигналами светофора, движениями регулировщика и т.д.
Специальным предметом обсуждения являются правила поведения в транспорте. В играх и на занятиях эти правила закрепляются.
|
|
|