|
Повышение качества выставочных экспонатов через различные формы взаимодействия педагогов дополнительного и основного образования
Шергина И.Г.
педагог д.о. МАОУ ДОД «РЦДО»
г.Няндома Архангельской области
Повышение качества выставочных экспонатов через различные формы взаимодействия педагогов дополнительного и основного образования.
Организация выставок художественных работ школьников имеет огромное воспитательное значение. Участие в выставке, возможность представить работы, сделанные своими руками - всё это является эффективным средством мотивации и поощрения детей, пробуждает интерес к искусству, художественным занятиям.
Районные выставки находят своё дальнейшее развитие в областных, всероссийских и международных выставках детского художественного творчества.
Для успешного эстетического воздействия такой выставки необходимо соблюдение следующих условий: отбор качественных работ, хорошее эстетическое оформление выставки, хорошее освещение выставки, помещение её в свободном оформленном интерьере.
Выставочный зал РЦДО открыл свои двери в 1999 году. За эти годы подготовлено и оформлено более 50 экспозиций. Большая часть из них - выставки работ учащихся образовательных учреждений города и района.
Главная цель работы выставочного зала – приобщение школьников к истокам народного искусства, знакомство с новыми современными видами декоративно-прикладного и изобразительного творчества.
Для того, чтобы вызвать интерес, желание посещать выставочный зал мы стараемся руководствоваться советом великого педагога В.А. Сухомлинского: «… Не обрушивайте на ребенка лавину знаний … под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».
Форма проведения экскурсии может быть разнообразной. Зависит она от содержания выставки, возраста детей.
В ходе организации районных и городских выставок сталкиваемся с различными проблемами: несвоевременное предоставление выставочных работ, их оформление, а самая главная проблема - качество предоставленных экспонатов. В погоне за документом об участии в выставке учителя школ отправляют на районные выставки работы детей незаконченные, не эстетично оформленные, не всегда соблюдена технология изготовления, колористическое и композиционное решение.
Все эти недостатки в работах учащихся не являются их виной, чаще это некомпетентность, отсутствие знаний основ изобразительной грамоты педагогов в данном виде деятельности.
Решить эти проблемы было бы невозможно без тесного взаимодействия учителей школ и педагогов дополнительного образования. Вот уже более 10 лет педагоги дополнительного образования входят в состав РМО учителей технологии и изо. В ходе работы районных методических объединений коллективно анализируются проведенные выставки детских работ, ежегодно проводятся семинары и мастер-классы по различным направлениям. Но наиболее востребованной формой является стажерская площадка для педагогов района. Цель стажерской площадки – повышение профессионального мастерства, компетентности учителей по определенному виду творчества.
Первая из них была создана в 2004 году по просьбе учителей технологии.
Учебный год
|
Тема
|
Педагог
|
2004-2005
|
«Северная народная вышивка»
|
Шергина И.Г.
|
2006-2007
|
«Текстиль в искусстве»
|
Перцева Е.В., Шергина И.Г.
|
2009-2010
|
«Нетрадиционные техники рисования»
|
Назарова Л.Г.
|
2011- 2012
|
«Традиционная народная кукла»
|
Шергина И.Г.
|
2012-2013
|
«Основы пейзажной живописи»
|
Назарова Л.Г.
|
Тема стажерской площадки
|
Кол-во участников
|
Из них
|
Учителя технологии
|
Учителя изо
|
Учителя нач. классов
|
Воспитатели ДОУ
|
«Северная народная вышивка».
|
8 чел.
|
5
|
3
|
-
|
-
|
«Текстиль в искусстве»
|
9 чел.
|
6
|
3
|
-
|
-
|
«Нетрадиционные техники рисования»
|
17 чел.
|
2
|
2
|
-
|
13
|
«Традиционная народная кукла»
|
17 чел.
|
6
|
3
|
3
|
5
|
«Основы пейзажной живописи»
|
18 чел.
|
2
|
2
|
4
|
10
|
Из данных таблиц видно, что работа стажерских площадок ведется систематически, она востребована, расширился круг участников. В ходе занятий педагоги знакомятся с секретами определенного ремесла, учатся грамотно оформлять готовые работы, но особо значимым является то, что в непринужденной дружеской атмосфере происходит обмен опытом между педагогами-стажистами и начинающими педагогами.
Данный опыт показывает:
-
Растет качество выполненных работ, чаще появляются коллективные композиционные экспонаты по тематике выставки
Возросла заинтересованность учителей школ - чаще учителя школ обращаются за индивидуальными консультациями
Пополняется учебно-методический комплекс педагогов.
-
Работая в тесном контакте с управлением образования, по окончании программы стажерской площадки педагог получает сертификат о ее прохождении, что немаловажно при новой системе аттестации педагогических кадров
В этом учебном году появилась новая форма сотрудничества с учителями начальных классов - работа по программе школы декоративно-прикладного творчества.
Увеличилась посещаемость выставочного зала
-
-
Учебный год
|
Кол-во посетителей
|
2008-2009
|
1341
|
2009-2010
|
1865
|
2011-2012
|
1933
|
Но остается еще ряд проблем:
Отдаленность некоторых школ района не всегда позволяет учителям принимать участие даже в РМО, не говоря уже о мастер-классах и семинарах
Не все педагоги школ заинтересованы в повышении своего профессионального мастерства
В последние два года итоговое районное методические объединение учителей изо и технологии проходит на базе РЦДО, где не только анализируется работа за прошедший год, но и составляется план на следующий учебный год. Так в следующем учебном году планируется стажерская площадка по теме «Художественный войлок».
Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором и дети и педагоги могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга — тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе.
|
|
|