Как подготовить дошкольников к обучению грамоте, первоначальному чтению и предупредить нарушения письменной речи в школе ( дисграфию), как подготовить детей без страха идти в школу, как при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни? На эти поможет ответить предложенная мною образовательная программа «Грамотейка», которая разработана в соответствии с требованиями ФГОС и предполагает преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом, что является одним из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания.
Цель программы:
Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного возраста.
Задачи:
☺ способствовать формированию у детей навыков межличностного общения, коммуникативных качеств личности;
☺ развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение;
☺ развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста;
☺ способствовать сохранению здоровья, обеспечению безопасности
жизнедеятельности детей;
☺ организовать взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам воспитания, сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей; создать условия для участия родителей в образовательной деятельности грамоте.
Программа состоит из следующих разделов:
1 раздел: Членение предложений на слова.
2 раздел: Звуковой анализ слова.
3 раздел: Знакомство с буквами. Данный раздел предполагает работу в два этапа:
1 этап- выделение звуков в словах, знакомство и изучение букв (каждой букве соответствующая картинка с данным звуком)
1 блок
Аа, Уу, Оо, Ии, ы, Ээ
|
2 блок
Гг, Пп, Тт , Рр
|
3 блок
Лл, Мм, Нн, Кк
|
4 блок
Жж, Хх, Сс
|
5 блок
Дд, Бб, Вв,
|
6 блок
Шш, Щщ, Цц, й
|
7 блок
Зз, Фф, Чч, Ъ
|
8 блок
Яя, Юю, Ее, Ёё
|
2 этап- работа со слоговыми таблицами, которые большую помощь в обучении чтению:
Ка
Ку
Ко
Ки
Кы
Кэ
Кю
кя
|
Ба
Бу
Бо
Би
Бы
Бэ
Бю
бя
|
Ва
Ву
Во
Ви
Вы
Вэ
Вю
вя
|
За
Зу
Зо
Зи
Зы
Зэ
Зю
зя
|
Раздел 4 Обучение чтению. Следует отметить, что обучение детей чтению начинается после знакомства со следующими буквами: А, О, У, Ы, Э, Р, Л, М, Н. Весь материал для чтения и”письма” на начальных периодах обучения грамоте необходимо подбирать таким образом, чтобы его написание полностью совпадало с произношением.
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование развивающих игр как важнейшего компонента в развитии детей дошкольного возраста и современных интерактивных педагогических технологий, таких как «Работа в парах», «Хоровод», «Цепочка», «Карусель», «Интервью», «Работа в малых группах» (тройках), «Аквариум», «Большой круг», «Дерево знаний», позволяющих успешно решать задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», снимать нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий, активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Предлагаю игры, которые можно проводить, используя выше перечисленные интерактивные педагогические технологии.
Интерактивная педагогическая технология
|
Игры
|
«Работа в парах»,
|
Игра «Подбери слово»
К детям в гости пришёл Дед Буквоед, который рассказал детям историю о том, что за обедом он съел все гласные буквы. Что же делать? Дети высказывают свои мнения, мысли, суждения и приходят к выводу, что необходимо придумать слова, которые начинаются с гласных. Слова подобраны, а потом разбившись на « тройки», ребята заштриховывают гласные буквы, заранее приготовленные и разложенные на столах.
|
«Большой круг»,
|
Игра «Игра со шляпой» Дети сидят в кругу. Ведущий включает музыку, и дети начинают передавать друг другу дамскую шляпу. Как только ведущий музыку останавливает, тот из детей, у кого в этот момент оказалась шляпа, надевает на себя и называет слова, начинающееся с гласной или согласной.
|
«Работа в малых группах» (тройках),
|
"Игра "Почтальон"
Почтальон собрался разносить почту, но на домиках вместо адреса написаны буквы согласные и гласные. Ребенок должен найти, в какой домик нужно отнести почту. Задания: Отнести только в те домики, где буквы согласные; отнести только в те домики, где буквы гласные. Возможны варианты: можно на домики вместо букв прикреплять слоги. Отнести почту в домик, где слог с согласным твердым; отнести почту в домик, где слог с согласным мягким. Возможны варианты: можно на домике прикреплять слова по лексическим темам.
|
«Интервью», «Большой круг»,
|
Игра «К нам приехала тётушка»
Дети садятся в круг. По считалке выбирается ведущий- корреспондент. Он начинает игру, обращаясь к соседу справа: «Я слышал, что к вам приехала тетушка». Сосед отвечает: «Да, к нам приехала тётушка»
Корреспондент: Как зовут вашу тётушку?
Сосед: Её зовут…
Корреспондент: А где она живёт?»
Сосед: Она живёт в городе? (селе, деревне)
Корреспондент: Как называется город?
Сосед: Город называется Салехард.
Корреспондент: Что привезла вам тётушка в подарок?
Сосед:Она привезла подарок на букву В,Г,О,Т и т.д
Дети отгадывают какой это может быть подарок( веер, обруч, ослика)
|
«Карусель»
|
Игра "Два круга". Дети строятся в два круга - внешний (большой) и внутренний (3-4 человека).
Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: "Вот по кругу, да по кругу мы идём, мы идём. Букву А (С,Г,Л,Д,Н…) мы с собою заберём».
Как только сказаны последние слова, по указанию взрослого, один из детей малого круга называет букву.
Ребенок, стоящий в большом круге, называет слово на эту букву астра первым назвавший предмет, становится во внутренний круг.
|
«Аквариум»
|
Игра « Заполни кружки». Работа с перфокартами
Напротив слов
Саша
Луша
Сом
Алла
Стол
Нарисованы два кружка. В первый кружок написать цифру, сколько слогов в слове, а во второй кружок выписать только согласные из данных слов.
|
«Цепочка», «Большой круг»,
|
Игра « Не ошибись!»
Вариант 1
Передавая мяч друг другу, дети называют слова с заданным звуком, односложные, двусложные слова;
Вариант 2: составляют предложения:
первый ребёнок – кто?
второй –какой?,
следующий -что делает?
|
«Дерево знаний»
|
Игра «Узнай слово»
Вариант 1
На импровизированном дереве висят листики- картинки: мяч, медведь, листья, девочка, озеро, заяц, берёза;
Воспитатель читает
Звонкий, быстрый, весёлый-…,
Жёлтые, осенние, красные-…
Бурый, неуклюжий, косолапый-…
Аккуратная, послушная, весёлая-…
Чистое, голубое, горное-…
Пушистый, косой, лесной-..
Белоствольная, высокая, стройная- …
Вариант 2
На импровизированном дереве висят схемы слов, у детей на столах картинки лиса, стул, волк, ваза, слон, гуси. Дети выбирают и снимают с « дерева» подходящие к словам схемы.
|
Кроме этого, ООД содержит большое количество загадок, кроссвордов, стихотворных текстов, дидактических игр, поэтому, на первый взгляд, может показаться, что само занятие слишком насыщено играми и упражнениями, но всё это вполне укладывается в рамкам 30 минут, так как психологическая обстановка обоснована быстрой сменой деятельности, что даёт детям возможность не отвлекаться, не уставать, а совместное сотрудничество на правах партнёров (« общение глаза в глаза») помогает ребёнку принять, понять и легко решить учебную задачу.
Разработан перспективный план, согласно разделам программы.
|