Главная страница

Образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль»


Скачать 163.81 Kb.
Название Образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль»
Дата 03.03.2016
Размер 163.81 Kb.
Тип Образовательная программа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Янтиковская детская школа искусств»,

с. Янтиково Чувашской Республики

Авторская образовательная программа
дополнительного образования

«Фортепианный ансамбль»


для детских школ искусств,
центров детского творчества


Составитель – Глухова Светлана Анатольевна,

преподаватель фортепиано
2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования.

Коллективное инструментальное музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения – залог интереса к этому виду искусства – музыке. При этом каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе.

Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, коллективизм.

Полученные на уроках знания и умения должны помочь ученикам в их занятиях по сольфеджио, по специальному фортепиано.

Ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что наряду с уроками по специальности, хору способствует формированию их музыкального кругозора.

Когда учащиеся впервые получат удовлетворение от совместной работы, почувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат.

Пусть исполнение при этом ещё далеко до совершенства, но преодолён рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста, пианисты почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства.

ЦЕЛИ:
- развитие творческой активности детей

- развитие музыкального вкуса

- развитие интереса к музицированию.

ЗАДАЧИ:
- развить музыкальные способности:

- чувство ритма,

- тембрового слуха,

- музыкальной памяти.

- сформировать навыки ансамблевой игры.


ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Программа представляет собой синтез разных видов деятельности:

- образовательно-воспитательный, обеспечивающий целенаправленное влияние преподавателя на поведение и деятельность детей, его содействие семье в развитии творческого потенциала личности ребёнка.

- ценностно-эстетической, приобщающей детей к различным видам искусства и позволяющей формировать у них социально-значимые ценности, активное деятельное включение ребёнка в творческий процесс через проведение учебных занятий, конкурсных программ, организацию концертов.

- интеллектуально – познавательной, стимулирующий развитие интеллектуального потенциала и познавательного интереса ребёнка, его включённости в познавательную деятельность.

- развивающей, нацеленной на творческое развитие детей художественно – эстетическими средствами, их социальной активности, самостоятельности, общения.

- художественный, в процессе которой происходит общение с произведениями искусства в различных формах, выделяются особенности художественного содержания произведения искусства, используются художественные ценности, которые приобретают новое звучание после их совместной обработки.

-коммуникативной, обеспечивающей привлечение детей к совместному творческому труду, игре.
Музыкальный материал подбирается из лучших образцов детской музыкальной литературы, который ежегодно дополняется новым, в зависимости от уровня «продвижения» ученика вперёд.
Начало практики ансамблевой игры проводится только после того, как обучающиеся практически овладеют основными способами звукоизвлечения, необходимыми элементами и приёмами исполнительской техники и приобретут начальные навыки сольной игры на фортепиано.
Этот период обучения фортепианному ансамблю приходится на IV, V год обучения по специализации «Специальное фортепиано»/5-и и 7-и летнее обучение/.
Возраст обучающихся примерно с 10 до 17 лет.

Срок реализации программы – 2 года.

Формы занятий – индивидуальные /преподаватель+ученик/ и мелкогрупповые /ученик+ученик/- совместная игра, а также концертные выступления / на конкурсах, фестивалях, внутришкольных концертах и т.д./
Режим занятий – по 0,5 академического часа в неделю /при индивидуальной форме обучения/, 1 академический час на двоих /при совместной форме – в ансамбле/.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


К моменту окончания обучения у учащихся должно выработаться чувство ответственности за качество освоения собственной партии, они должны достигать при исполнении произведений точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике и различать специфику тембрового звучания.
Развить в себе такие навыки, как:

- «чувство партнёрства»,

- умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений

- навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий

- умение передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

Итогом проделанной работы и оценкой работы учащихся могут быть выступления на школьном концерте, выездных конкурсах/ зональных, республиканских/.

Оценивается учёба по четвертям и выставляется итоговая годовая оценка. На эту оценку влияют выступления в ансамбле на концертах и достигнутые результаты – благодарности, сертификаты, благодарности, грамоты, дипломы и т.д.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:


Материально –

техническое

обеспечение

дидактико-методическое

обеспечение




  • Наличие специального кабинета




  • Фортепиано и его

настройка


  • Парты




  • Стулья




  • Доска




  • Магнитофон

  • Синтезатор (по возможности)




  • аудиотека




  • нотная библиотека




  • авторские переложения

преподавателя для

игры на фортепиано

в 4 руки

  • выставочный стенд с познавательной

литературой /музыкальные энциклопедии,

справочники, биографические книги и т.д./



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I год обучения





Название темы

Всего

часов

Количество часов

теория

практика


1.
2.
3.
4.


5.


6.

7.
8.
9.


Вводное занятие
Беседа о произведении
Чтение с листа
Посадка дуэта

/разграничение

клавиатуры/
Развитие первоначальных ансамблевых навыков
Индивидуальное разучивание партии
Работа над совместным исполнением

Знакомство с синтезатором

Работа над концертным репертуаром, участие в коллективных мероприятиях


1
1
2
1


2


1

4
2

3



1

1
--------

1


-------


-------

1
-------

-------


--------
--------
2

--------


2


1

3

2

3





Всего за год


17



4


13

  • Больше самостоятельности на индив-е разучивание партии. Разбираем дома-проверяем в классе.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I года обучения


  • Вводное занятие - введение в дисциплину

«фортепианный ансамбль»

- определение ансамбля, его виды

- формы и режим занятий

- перспективы коллективных

выступлений /по плану отделения/


  • Беседа о произведении-

- рассказ об исполняемом произ-

ведении, дать учащимся общее

представление о характере его

музыкального содержания, форме,

о значении и функции каждой

партии, познакомить с автором.



  • Чтение с листа - продолжение развития навыков

быстрого чтения с листа, уметь

читать вперёд на такт.



  • Посадка дуэта - при 4-х ручной игре за одним

фортепиано отличие от сольного

исполнительства начинается с

самой посадки, т.к. каждый пианист

имеет в своём распоряжении только

половину клавиатуры.

Партнёры должны уметь «поделить

клавиатуру» и так держать локти,

чтобы не мешать друг другу,

особенно при сближающемся или

перекрещивающемся голосоведении

/ один локоть под другим/.



  • Развитие первоначальных

ансамблевых навыков:
- солирование - когда нужно ярче выявить свою

партию/независимо от партий/

- аккомпанирование

- умение отойти на второй план ради

единого целого
Разучивание простейших 4-х ручных произведений.



  • Индивидуальное разучивание партии:

-правильность исполнения нот

- аппликатура

- штрихи

- темп

- агогика
Из-за малого размера времени, выделяемого на урок

ансамбля, большое внимание нужно уделить на домашнюю работу. Разбираем дома, показываем и учим в классе.



  • Работа над совместным исполнением:


- вступление – ауфтакт

- штрихи/стаккато, легато,нон легато/

- метроритм

- динамикой /форте, пиано и т.д./



    • Знакомство с синтезатором:

- Беседа о «новом» инструменте

- сравнение игры на синтезаторе и

фортепиано (давление,акценты,

громкость и.т.д.)


  • Работа над концертным исполнением репертуара,

участие в коллективных мероприятиях:
- работа над контролем исполнения

всех художественных и технических

задач,

- непрерывность исполнения,

- участие ансамбля в школьных

мероприятиях, зональных и

республиканских конкурсах.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
после I года обучения





  • Развитые навыки ансамблевого мышления

- умение вместе вступить

- умение играть вместе.

- умение вместе поставить

заключительный аккорд


  • Ритмическое и темповое единство



  • Правильное понимание функций своей партии:


- солирующая – аккомпанирующая

- доминирующая - поддерживающая



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






Название темы


Всего

часов

Количество часов

теория

практика


1.
2.

3.


4.

5.

6.


Вводное занятие
Чувашская музыка

/фортепиано/
Многожанровость

произведений

Педализация

Работа над совместным

Исполнением (фортепиано,синтезатор)


Коллективные выступления




1
3

3


1

5

4


1

1


1


----

1

----


--------
2

2


1

4

4





Всего за год


17


4


13
II год обучения

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

II года обучения



- перспектива коллективных

выступлений/ по плану работы

зонального методического центра

г. Канаш, Научно - методического

отдела Чувашского гос. института

искусств/


  • Чувашская музыка

/на примере программных

произведений/ - особенности чувашской музыки,

- беседа о чувашских композиторах,

- беседа о произведениях, взятых на

разбор:

- характер произведения,

- музыкальное содержание,

- форма,

- значение и функции каждой

партии,

- знакомство с биографией и

творчеством композитора.



  • Многожанровость

в музыке

/ на примере программных

произведений/ - вальс,

- джазовые произведения,

- пьесы

Особенности исполнения, разбор взятых произведений.

  • Педализация - Кто из партнёров должен педали –

зировать? Часто учащиеся не знают

этого. Надо объяснить, что

педализирует исполнитель партии

secondo, т.к. обычно она служит

фундаментом / бас, гармония/

мелодии, чаще проходящей в верх-

них регистрах.


  • Работа над совместным

исполнением

(фортепиано, синтезатор)
- ауфтакт,

- штрихи,

- динамика


  • Коллективное выступление
    - участие в школьных мероприятиях,

Зональных, Республиканских,

Межрегиональных

конкурсах, фестивалях, концертах

/ по плану/

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

после II года обучения





Обучающиеся должны ЗНАТЬ и УМЕТЬ:


  • Вместе вступать и заканчивать произведение,

  • Уметь быстро реагировать на изменения в игре партнёра и подхватить свою партию в любой момент / уметь быстро реагировать на ошибки свои и партнёра/

  • Уметь слышать и «выстраивать» фактуру, уметь согласовывать свою партию с партией партнёра
    /ритмически, темпово, фактурно, динамически, гармонически/.


  • Уметь целостно воспринимать музыкальное произведение.


ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

I года обучения


  • Балаев Г.Шотландская народная песня

  • Балакирев М. «На Волге»

  • Балакирев М. «Хороводная»

  • Белорусский танец «Полька-Янка»

  • Беркович И. «Маленький Рассказ»,

  • Бетховен Л. «Контрданс»

  • Бизе Ж. «Хор мальчиков» /из оперы «Кармен»/

  • Блантер М. «Джон Грэй»

  • Брамс И. «Народная песня»

  • Вебер К.М. «Вальс» /из оперы «Волшебный стрелок»/

  • Верди Дж. «Песенка герцога»

  • Витмин В. «Детская песенка»

  • Гайдн Й. «Учитель и ученик»

  • Глинка К. «Полька»

  • Глинка К. заключительный хор «Славься» /из оперы «Иван Сусанин»/

  • Глинка М.И. «Каватина Людмилы» /из оперы «Руслан и Людмила»/

  • Глинка М.И. «Менуэт» /из оперы «Дон Жуан»/

  • Гречанинов А. «Весенним утром»

  • Гречанинов А. «Пьеса», соч.99,№2

  • Живцов А. «Бульба» /белорусский танец/

  • Книппер Л. «Полюшко-поле»

  • Легран М. «Французская тема»

  • Мордасова Н. «По Дону гуляет казак молодой »

  • Моцарт В.А. « Весенняя песня»

  • Мусоргский «Поздно вечером сидела» /из оперы «Хованщина»/

  • Пресли Э. «Люби меня нежно»

  • Прокофьев С. «Петя и волк»

  • Родригес А. «Жаворонок», «Кумпарсита»

  • Р.н.п. «Виноград в саду цветёт» обработка А.Живцова

  • Р.н.п. «Во ку…во кузнице» обработка А.Живцова

  • Р.н.п. «Дуня-тонкопряха» обработка А.Живцова

  • Р.н.п. «Из-под дуба» обработка П.Чекалова

  • Р.н.п. «Меж крутых бережков» обработка А.Живцова

  • Р.н.п. «Чижик»

  • Равель М. «Павана спящей красавицы»/ из цикла «Сказки матушки гусыни»/

  • Римский-Корсаков Р. «Колыбельная» /из оперы «Сказка о царе Салтане»/

  • Свиридов Г. «Романс»

  • Сорокин К. «Украинская колыбельная»

  • Стравинский И. «Анданте»

  • Чайковский П.И. «Танец маленьких лебедей»/из балета «Лебединое озеро»/

  • Чайковский П.И. «Уж ты, поле моё, поле чистое»

  • Чайковский П.И. «хор девушек» /из оперы «Евгений Онегин»/

  • Чекалов П. «Канон»

  • Чешская народная песня, обработка Неедлы В.

  • Шеринг Дж. «Колыбельная»

  • Шуберт Ф. «Экосезы»


РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ


  • «Азбука игры на фортепиано» -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008

  • Королькова И. «Крохе-музыканту» - Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006

  • Лещинская И. «Малыш за роялем»,-Москва, «Кифара»,1994

  • Первые шаги маленького пианиста – составитель Взорова Т.И. – Москва, «Музыка», 1986

  • Фортепианная игра 1-2 классы ДМШ- под редакцией Николаева А. – Москва, «Музыка»,1989

  • Хрестоматия для фортепиано 3 класс ДМШ – составитель Любомудрова Н.- Москва, «Музыка»,1985



ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

II года обучения


  • Бах И.С. «Песня»

  • Барсукова «Романс»

  • Беляев В. « Стрекоза и муравей»

  • Беляев В. «Славянский танец»

  • Бетховен Л. «Три немецких танца»

  • Блантер М. «Джон Грэй»

  • Ваньхал Я. «Пьеса»

  • Варламов А. «На заре»

  • Вебер К.М. « Вальс»/ из оперы «Волшебный стрелок»/

  • Дзержинский И. «Казачья песня»/из оперы «Поднятая целина»/

  • Диабелли А. «Аллегретто»

  • Кемпферт Б., переложение Балаева Г. «Спрутники в ночи»

  • Леви Н. «Песня северного охотника»

  • Моцарт «Колыбельная»

  • «Музыкальная мозаика»(сборник) –по выбору

  • Р.н.п. « По бережку, да по крутому» обр. Флярковского

  • Р.н.п. «В огороде трава» обр. Флярковского

  • Р.н.п. «Жили были два братика» обработка Флярковского А.Г.

  • Р.н.п. «Как во саду» обработка Флярковского А.Г.

  • Р.н.п. «Как за речкой братцы» обр. Флярковского

  • Р.н.п. «Как по морю синему» обработка Флярковского

  • Р.н.п. «На улице дождь поливает» обработка Флярковского А.Г.

  • Р.н.п. «Скачет, пляшет воробушек» обр. Флярковского

  • Р.н.п. «Со вьюном я хожу» обр. Флярковского

  • Р.н.п. «Ты взойди, солнце красное» обр. Флярковского

  • Р.н.п. «Ты река ль моя, реченька» обр. Флярковского

  • Р.н.п. «Утёнушка луговая» обр. Флярковского

  • Хренников Т. «Песня девушек»/из оперы «В бурю»/

  • Чайковский П. «Не бушуйте, ветры буйные»

  • Черноводяну И. «Мелодия»

  • Шостакович Д. «Шарманка»

  • Шуберт Ф. «Лендлер»

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ


  • «Азбука игры на фортепиано» -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008

  • Альбом ученика-пианиста 3 класс ДМШ – Ростов-на Дону, «Феникс»,2006

  • Альбом ученика-пианиста. 2 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006

  • Джаз для детей /выпуск 1,2,3,4,5/- Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006

  • Иванов А. «Каникулы» /детская сюита для фортепиано/ - Чебоксары, Чувашиздат,2002

  • «Музыкальная мозаика» - авторские переложения Глуховой С.А. для фортепиано в 4 руки – Канаш, 2008

  • Пьесы, сонатины и ансамбли.5-7 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006

  • Флярковский А. «Русские народные песни» /вполифонической обработке для фортепиано/ - Москва, «Кифара», 2002

  • Юному музыканту – пианисту. Ансамбли для фортепиано 4-5 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006