|
Образовательная программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному и художественному искусству
Комплексная образовательная программа
дополнительного образования детей
по декоративно-прикладному и художественному искусству
«Золушка»
МУ ДОД « Дворца детского творчества» ГО Саранск
Пояснительная записка.
Современная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать, переживать прекрасное в жизни, в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитии творческих способностей.
Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы и методы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, конкурсы, развлечения.
Уже в детстве человек может и должен получать начала эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству.
Именно с такой благородной целью и была создана данная программа. Программа рассчитана на детей от 5 до 16 лет. Данная программа может быть использована для организации работы студии или мастерской детского творчества, а также для работы отдельных кружков.
Данная программа учитывает современный уровень развития различных видов искусства, соблюдает принцип постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к занятиям и умениям детей различных возрастов.
На занятиях дети получают первоначальные знания по материаловедению, знакомятся с инструментами и способами обработки материалов, приобретают простейшие навыки и умения по разметке, раскрою ткани, шитью, вышиванию, вязанию, фриволитэ, изонити, кукольному театру, бисероплетению, изобразительной деятельности (живопись, рисунок, композиция).
На занятиях решаются задачи всестороннего развития и воспитания учащихся в процессе труда. В ходе работы у школьников формируется любовь и уважение к труду, дисциплинированность, умение работать в коллективе, чувства товарищества, взаимовыручки.
Занятия развивают наблюдательность, кругозор, речь, способности к логическому мышлению и обобщению умению по-особому видеть мир; максимально раскрывают творческие способности и возможности учащихся; развивают чувство прекрасного, художественного вкуса; обучают техническим приёмам; знакомят с народным искусством; формируют организаторские способности каждого студийца.
Труд детей в мастерской носит полезный и общественный характер, так как изделия, изготовленные детьми, служат наглядными пособиями, выставочными экспонатами, оформительским материалом; их дарят спонсорам, детскому саду, родным, друзьям, выставляют на ярмарку.
В процессе работы программой предусматриваются совместные посещения (дети с родителями) выставок декоративно-прикладного творчества, музеев, театров и организация экскурсий в осенний, зимний и весенний парк, проведение совместных конкурсов, развлечений и концертов.
Данная программа рассчитана для детей от 5 до 16 лет. Численный состав учеников определяется педагогическими работниками, в соответствии с научными, психолого-педагогическими рекомендациями, характером деятельности, возрастом учащихся. В зависимости от целей и задач, стоящих перед педагогом, контингент учеников может быть переменным (от 2 до 12 человек) и определяется с учётом склонностей и запросов детей, возможностями руководителя и материально-технической базы кружка (мастерской, студии). Основным методом обучения являются групповые и индивидуальные занятия. Групповые занятия проходят с детьми в полном составе 12-15 человек. Индивидуальные занятия с детьми предусматриваются в группе с переменным составом (от 1 до 5 человек) для следующих категорий:
ребёнок-инвалид с детства;
дети, плохо усваивающие программный материал и требующие к себе особого внимания;
одарённые дети, показывающие высокие результаты на конкурсах по декоративно-прикладному искусству (дипломы 1-3 степени) городского и республиканского уровней;
в период подготовки к конкурсам по ДПИ.
Продолжительность занятия устанавливается с учётом психолого-физической и педагогической целесообразности допустимой нагрузки учащихся (от 0,5 до 3 часов).
Примерная последовательность обучения детей (в группах)
по возрастным категориям и часовая нагрузка.
Младший возраст (5-10 лет):
1 год (8 часов в неделю):
1) «Умелые руки» - 4часа в неделю (144 часа в год)
2) «Кукольный театр» - 4часа в неделю (144 часа в год)
2 год (12 часов в неделю):
1) «Умелые руки» - 4часа в неделю (144 часа в год)
2) «Кукольный театр» -4часа в неделю (144 часа в год)
3) «Изонить» - 4 часа в неделю (144 часа в год)
3 год (12 часов в неделю):
1) «Кукольный театр» - 4 часа в неделю (144 часа в год)
2) «Бисероплетелие» - 4 часа в неделю (144 часа в год)
3) «Изобразительная деятельность» - 4 часа в неделю (144 часа в год)
4 год (12 часов в неделю):
1) «Бисероплетение» - 6 часов в неделю (216 часов в год)
2) «Изобразительная деятельность» - 6 часов в неделю (216 часов в год)
5 год (12 часов в неделю):
1) «Бисероплетение» - 6 часов в неделю (216 часов в год)
2) «Изобразительная деятельность» - 6 часов в неделю (216 часов в год)
Средний и старший возраст (10-16 лет):
1 год (8 часов в неделю):
1) «Вышивка» - 4 часа в неделю (144 часа в год)
2) «Бисероплетение» - 4 часа в неделю (144 часа в год)
2 год (10-12 часов в неделю):
1) «Вышивка» - 4-6 часов в неделю (144- 216 часов в год)
2) «Бисероплетение» - 6 часов в неделю (216 часов в год)
3 год (14 часов в неделю):
1) «Вязание» - 4 часа в неделю (144 часа в год)
2) «Бисероплетение» -6 часов в неделю (216 часов в год)
3) «Изобразительная деятельность» - 4 часа в неделю (144 часа в год)
4 год (12 часов в неделю):
1) «Вязание» - 6 часов в неделю (216 часов в год)
2) «Изобразительная деятельность» - 6 часов в неделю (216 часов в год)
5 год (16 часов в неделю):
1) «Вязание» - 6 часов в неделю (216 часов в год)
2) «Фриволитэ» - 4 часа в неделю (144 часа в год)
3) «Изобразительная деятельность» - 6 часов в неделю (216 часов в год)
Контроль и учёт успеваемости
На занятиях в мастерской применяются следующие формы контроля и учёта успеваемости:
текущий - включает в себя проверку и оценку домашних заданий, а также работу учащихся на уроке;
полугодовой – в конце каждого полугодия учитывается результат контрольного урока (просмотр работ за текущее полугодие) по усвоению учащимися основных знаний, умений и навыков;
итоговый – в конце каждого учебного года, по итогам текущего и полугодового контроля.
Оценочный критерий
Основными оценочными критериями на сделанную учеником работу должны быть словесные одобрения и поощрения в виде отметки (по пяти-бальной системе), при этом преподавателю следует учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, не требовать от них преждевременных результатов, чаще замечать малейшие сдвиги в обучении.
Кружок «Умелые руки»
Занятия в данном кружке способствуют развитию у детей 5-10 лет навыков ручного труда. По сложности заданий материал ориентирован на дошкольников и младших школьников.
На занятиях рассматривается методика выполнения изделий из природного материала, ткани и других волокнистых материалов, виды работ, технология изготовления, предлагаются эскизы для самостоятельной работы. Практическое значение занятий прежде всего в том, что они помогают детям выполнить подарок к празднику, самостоятельно выполнить игрушку, сувенир, украшение. Занятия способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности и терпения, развитию образного и пространственного мышления, кисти рук и глазомера, обучению ребёнка технологическим операциям и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, то есть всему тому, что необходимо ребёнку в школе.
Работы природными, волокнистыми и другими материалами привлекают детей своими результатами. Сколько радости получает ребёнок от сделанной своими руками салфетки, закладки или игрушки! Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.
Дети 5-10 лет выполняют в основном небольшие изделия, по этому расход материала для их изготовления невелик. Для работы используются листья, жёлуди, шишки, орехи, веточки, цветы, семена, пушистые материалы, лоскуты, обрезки и другие материалы. Так как при работе с тканью дети пользуются режущими и колющими инструментами, то необходимо их познакомить с правилами техники безопасности и требовать строгого соблюдения мер предосторожности. Приучать детей к порядку надо с первых дней занятий. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего. Особо надо обратить внимание детей на пользование ножницами и иглой.
В начале каждого занятия сообщаются общетеоретические сведения, расширяющие политехнические знания детей. Рассказ, беседа, объяснения занимают не более 15-20 % учебного времени. Сообщаются проверенные, достоверные факты, должен строго соблюдаться принцип научности.
Занятия проводятся с группой детей в 10-12 человек. При комплектовании группы необходимо учитывать возраст детей и уровень их подготовки. Руководитель должен опираться на знания детей, так как от этого зависит выбор изделий для практической работы. Дети 5-7 лет выполняют простейшие изделия, более старшие ребята выполняют работы сложнее. Принцип «от простого к сложному» необходимо соблюдать в работе любого объединения. Выбор объекта труда зависит от конкретных условий, материально-технической базы, опыта педагога, подготовленности учащихся.
Учебно-тематический план 1 года обучения.
№
|
Тема
|
Количество часов
|
общее
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное занятие.
|
2
|
2
|
-
|
2
|
Работа с природными материалами.
|
8
|
1
|
7
|
3
|
Работа с волокнистыми материалами:
а) нитки;
б) витьё;
в) игрушки из помпонов.
|
10
4
16
|
1
1
2
|
9
3
14
|
4
|
Работа с тканью.
а) пришивание пуговиц, кнопок, крючков;
б) виды швов:
1) «вперёд иголка»,
2) «назад иголка»,
3) «через край»,
4) «петельный»,
5) «крестик» и «козлик»,
6) «тамбурный».
|
8
4
8
2
18
32
30
|
1
1
1
1
4
4
5
|
7
3
7
1
14
28
25
|
5
|
Экскурсии.
|
10
|
10
|
-
|
6
|
Итоговое занятие.
|
2
|
2
|
-
|
|
ИТОГО:
|
144
|
37
|
107
|
Содержание 1 года обучения.
Вводное занятие. План и задачи кружка. Демонстрация образцов поделок, игрушек и вышивок. Материалы и инструменты для работы. Правила по технике безопасности.
Работа с природными материалами. Беседа о видах природных материалов и использовании его для поделок. Подготовка природного материала к работе. Анализ работ. Практическая работа. Изготовление поделок, обыгрывание их детьми.
Работа с волокнистыми материалами.
а). Из ниток, шнура, тесьмы можно сделать много интересных поделок (сувениры, подарки). Многие изделия можно выполнить из тех материалов, которые обычно не находят применения и выбрасываются. Использование их для поделок приучает детей к бережливости, экономичному расходованию ниток, ткани.
Практическая работа. Подбор материалов для работ. Изготовление поделок «паучок», «тюльпан», «ромашка», «грибок», «одуванчики» и так далее.
б). Витьё. Нарядные, красивые закладки, пояски, скакалки получаются способом витья. Для работы используют различный материал в зависимости от назначения изделия. Различные способы витья. Расход материала для витья и кисточки. Технология изготовления кисточки. Мартеничка. История древнего обычая. Технология изготовления куколок из ниток.
Практическая работа. Подбор ниток. Изготовление закладки с кисточкой. Изготовление кукол из ниток.
в). Игрушки из помпонов. Из помпонов можно сделать много игрушек. Для изготовления используют шерстяные и синтетические (объёмные) нитки. Принцип изготовления всех поделок одинаков, отличаются они лишь отделкой игрушки, делают их из двух помпонов. Величина одного помпона должна быть большего диаметра (это основа для туловища), а для головы делают заготовку чуть меньшего диаметра. Когда готовы два помпона, их склеивают вместе клеем ПВА. Лапки у всех игрушек должны быть большими, так как они одновременно являются подставкой. Затем начинается оформление игрушки.
Практическая работа. Подбор ниток и изготовление колец-основы для помпонов. Изготовление игрушек (цыплёнок, клоун, кошка, медвежонок). Оформление и обыгрывание готовых игрушек детьми.
Работа с тканью. Виды тканей. Правила раскроя ткани. Отмеривание нити, обработка конца нити, завязывание узелка. Закрепление нити на ткани. Пуговицы и её заменители.
а). Пришивание крючков, кнопок и пуговиц. Одежда всегда должна быть опрятной, а для этого надо уметь пришивать пуговицу, кнопку, крючок, правильно подобрать их по величине, цвету и назначению.
Пуговица всегда должна свободно проходить в петлю; цвет ниток берут такой же, как и ткань. Начинают и заканчивают пришивать с изнаночной стороны, чтобы не было видно узелков. Крючки и петли пришивают частыми стежками по кольцу. Маленькие кнопки пришивают через край. Способы пришивания пуговиц с ножкой и без ножки.
Практическая работа. Подбор ниток, пуговиц, кнопок в зависимости от изделия; пришивание их на картон и ткань. Изготовление пособия «Образцы пришивания пуговиц».
б). Виды швов. Прежде чем приступить к изготовлению изделий, необходимо познакомить детей с основными видами швов.
По назначению швы делятся: скрепляющие и отделочные. Деление это условно, так как один и тот же шов может использоваться в различных видах работ, следовательно, иметь различное назначение. Виды швов: «вперёд иголка», «назад иголка», «через край», «петельный», «крестик» и «козлик», «тамбурный», их особенности и назначения.
Контурное вышивание. Это интересный и увлекательный вид работы. Такое вышивание можно выполнить с детьми любого возраста. Подбор рисунка, степень его сложности зависит от подготовленности учащихся к данной работе. Контурное вышивание помогает учащимся отработать навыки и умение при выполнении различных видов швов. Данный вид вышивания применяется при изучении всех видов швов. В этом случае дети лучше видят и запоминают процесс шитья.
Практическая работа. Подбор ткани и ниток. Переведение на основу рисунка. Выполнение работы (салфетки). Изготовление выкроек для игольницы и футляра для ножниц. Крой деталей на ткани. Изготовление игольницы и футляра для ножниц. Оформление поделки.
Экскурсии. Посещение парка (сбор природного материала), музеев, выставок декоративно-прикладного искусства.
Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Отчётные выставки лучших работ. Награждение лучших учащихся грамотами.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
|
тема
|
Количество часов
|
общее
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное занятие.
|
2
|
2
|
-
|
2
|
Виды швов.
|
4
|
1-2
|
3
|
3
|
Изготовление сувениров.
|
64
|
12
|
52
|
4
|
Мягкая игрушка.
|
64
|
12
|
52
|
5
|
Экскурсии.
|
8
|
8
|
-
|
6
|
Итоговое занятие.
|
2
|
2
|
-
|
ИТОГО:
|
144
|
37
|
107
|
Содержание 2 года обучения.
-
Вводное занятие. На первом занятии познакомить детей с правилами поведения, рассказать о планах работы, показать образцы игрушек, материалы и инструменты, необходимые для работы. Познакомить с правилами безопасного труда.
Практическая работа. Оформление тетради. Запись правил по технике безопасности.
Виды швов: «вперёд иголка», «назад иголкой», шов «вприкреп», «петельный» шов.
Практическая работа. Оформление тетради. Выполнение разных видов швов.
Изготовление сувениров. Технология изготовления сувениров объясняется последовательно при выполнении каждого задания. Лекало выкроек изготавливают из плотной бумаги или картона. Каждую деталь выкройки надо подписать и пронумеровать. Лекало каждой модели хранить в отдельном конверте. Побеседовать об истории сувениров и их назначении, производстве современных сувениров. Дать детям основные правила раскроя ткани и меха.
Практическая работа. Зарисовка моделей в тетради. Выполнение выкроек-лекал. Заготовка прокладок из поролона и картона. Сшивание деталей. Соединение частей сувенира. Оформление сувенира. Просмотр и оценка работы.
Приблизительный перечень сувениров: игольница «слива», футляр для ножниц, тапочки, кошелёк, сумочка, панно с кармашками, прихватки, грелка на чайник, плоская мягкая игрушка, полуобъёмная мягкая игрушка.
Мягкая игрушка. Виды мягкой игрушки: плоская, полуобъёмная и объёмная. Этапы выполнения мягкой игрушки. Гармония цвета при создании игрушек. Увеличение и уменьшение выкроек. Разновидности меха и ткани и принципы работы с ними. Правила раскроя меха и его подбор. Подбор тканей по цвету и рисунку. Анализ моделей. Набивка и оформление игрушек.
Практическая работа. Зарисовка игрушек. Выполнение выкроек-лекал. Чертёж. Раскрой меха или ткани. Смётывание и сшивание деталей. Вывёртывание и набивка деталей. Оформление игрушки. Просмотр и оценка работ.
Приблизительный перечень игрушек: колобок, синьор Помидор, гусеница, мышка, цыплёнок, пингвин, кролик, щенок, кошка, заяц, клоун Гоша, тигр и тигрёнок, медведь, жираф и т.д.
Экскурсии. Посещение музеев, выставок декоративно-прикладного искусства, участие в конкурсах по ДПИ.
Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Отчётная выставка. Вручение грамот лучшим учащимся.
Кружок «Изонить».
Пояснительная записка.
Каждый ребёнок любит и по-своему умеет рисовать. Стоит только родителям приобрести карандаши, кисти, краски, и на белом листе бумаги появляются сказочные персонажи, удивительные цветы, птицы, животные. Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу и пальцем на замёрзшем окне, мелом и углём, стёклышком, кусочками подкрашенного льда и многими другими инструментами. Оказывается, можно выполнить рисунок даже нитью и при этом научитьсявладеть иглой. Изонить - изображение нитью – так называется этот вид деятельности. Достоинство изонити в том, что выполняется она довольно быстро и аккуратно с первого раза. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, сувенирные обложки, закладки для книг, а также декоративные панно и даже оформить элементы одежды.
Изонить расширяет представление об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора. Техника изонити требует от ребёнка ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность и точность. Ребёнок в начале рассматривает образец, анализирует его конструктивную структуру, приёмы выполнения. Затем задание усложняется, и он сам моделирует предмет, самостоятельно моделирует основу, подбирает нитки для своего изделия. Работа в данной технике формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, то есть способствует развитию личности ребёнка.
Учебно-тематический план.
№
|
тема
|
количество часов
|
общее
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное занятие.
|
2
|
2
|
-
|
2
|
Понятие о композиции. Цветоведение. Виды орнаментов.
|
42
|
6
|
36
|
3
|
Техника изонити:
а) заполнение угла;
б) заполнение окружности.
|
6
|
2
|
4
|
4
|
Выполнение изделий.
|
82
|
10
|
72
|
5
|
Экскурсии.
|
10
|
10
|
-
|
6
|
Итоговое занятие.
|
2
|
2
|
-
|
|
ИТОГО:
|
144
|
32
|
112
|
Содержание.
Вводное занятие. Задачи и план работы кружка. Правила поведения на занятии. Демонстрация образцов. Материалы и инструменты для работы. Правила техники безопасности.
Практическая работа. Оформление тетради.
2. Понятие о композиции. Цветоведение. Сочетание цветов. Виды орнаментов. Построение орнамента в полосе, квадрате и круге.
Практическая работа. Оформление тетради. Выполнение эскизов.
3.Техника изонити. История изонити как вида искусства. Техника выполнения изонити: заполнение угла и заполнение окружности. Два способа удлинения нити.
Практическая работа. Оформление тетради. Чертёж угла. Чертёж окружности. Заполнение угла и окружности по схемам.
4.Выполнение изделий (закладок, брошек, панно). Техника выполнения изонити.
Создание эскизов для изделий. Оформление готового изделия швами «вперёд иголка» и «петельный».
Практическая работа. Подбор фона и ниток для изделия. Создание эскиза. Перевод рисунка на основу – фон. Разметка и прокалывание элементов рисунка – основы. Изготовление изделий: закладка, брошь, панно. Оформление изделий (шов «вперёд иголка» и «петельный»). Оформление задней части изделия, прикрепление шнура (для панно).
5.Экскурсии.
6.Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год по результатам выставок и конкурсов. Награждение отличившихся учащихся.
Кружок «Декоративное вязание на спицах»
Пояснительная записка.
Вязание на спицах известно издавна. Пройдя через века, оно дошло до наших дней, получило большое развитие и стало в ряд любимейших занятий рукодельниц. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать. Клубок ниток и спицы таят в себе неограниченные возможности.
Подбор ниток, выбор узора и фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное; оно способствует не только привитию, совершенствованию определённых трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, их художественному вкусу, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навыки общественного труда. Занятия в данном кружке могут способствовать ориентации школьников на профессии народных промыслов, развитию которых в настоящее время уделяется особое внимание.
Курс обучения вязанию на спицах планируется на три учебных года с расчётом на самостоятельную работу детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2-3 часа. В кружке могут заниматься учащиеся 5-11 классов. При наборе надо учитывать возраст детей, их успеваемость и навыки. В группах может заниматься до 10 человек.
Обучение на первом году рекомендуется строить так, чтобы учащиеся могли хорошо усвоить основные приёмы вязания и их условные обозначения, умели чётко схематически изображать готовые узоры, выполнять узоры и изделия по записи. Наряду с выполнением изделий по программе, учащиеся постепенно знакомятся с новыми приёмами вязания, новыми узорами. Задания по выполнению образцов и изделий должны постепенно усложняться.
На втором году обучения следует особое внимание обратить на правильное снятие мерок, построение чертежей выкроек изделий, на расчёт петель и проработку отдельных деталей: карманов, воротников и так далее.
На третьем году обучения следует обучать детей вывязыванию картин, узоров от 2 до 10-12 клубков.
В течение трёх лет обучения учащиеся делают необходимые записи в тетради (о выполнении приёмов вязания, последовательности выполнения изделия), зарисовывают схемы узоров.
Программой предусмотрено посещение выставок декоративно-прикладного искусства, предприятий народных промыслов.
Учебно-тематический план 1 года обучения.
№
|
тема
|
Количество часов
|
общее
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное занятие.
|
2
|
2
|
-
|
2
|
Основы материаловедения.
|
2
|
2
|
-
|
3
|
Основные приёмы вязания.
|
4
|
2
|
2
|
4
|
Упражнения в вязании лицевых петель.
|
2
|
1
|
1
|
5
|
Упражнения в вязании изнаночных петель.
|
4
|
2
|
2
|
6
|
Упражнения в вывязывании накидов.
|
4
|
2
|
2
|
7
|
Вязание узорного полотна.
|
32
|
6
|
26
|
8
|
Прямое вязание.
|
14
|
2
|
12
|
9
|
Убавление и прибавление петель.
|
14
|
2
|
12
|
10
|
Снятие мерок и расчёт петель.
|
12
|
2
|
10
|
11
|
Вывязывание пятки.
|
12
|
2
|
10
|
12
|
Вывязывание пальца.
|
12
|
2
|
10
|
13
|
Игрушки.
|
20
|
4
|
16
|
14
|
Экскурсии.
|
4
|
4
|
-
|
15
|
Итоговое занятие.
|
2
|
2
|
-
|
|
ИТОГО:
|
144
|
40
|
104
|
Содержание1 года обучения.
1.Вводное занятие. История вязания. Ручное вязание – один из видов декоративно-прикладного искусства. План работы и режим работы кружка. Инструменты и материалы для ручного вязания. Правила техники безопасности при работе с колющими инструментами.
2.Основы материаловедения. Материалы, используемые для выработки пряжи. Понятие о волокне, виды волокон (натуральные, химические), их происхождение. Нити для ручного вязания.
3. Основные приёмы вязания. Основные приёмы набора петель начального ряда, петли лицевые и изнаночные. Закрепление петель. Плотность вязания, подбор спиц для разной пряжи. Раппорт узоров, их запись.
4, 5, 6. Упражнения в вязании лицевых, изнаночных петель и накидов. Вывязывание лицевых и изнаночных петель (лицевая, платочная вязка). Скрещенные петли. Вывязывание накидов. Ажурное вязание.
Практическая работа. Вывязывание образцов; оформление альбома.
7. Вязание узорного полотна. Ажурное вязание. Прибавление и убавление петель. Перемещение петель (жгуты). «Шишечка». Резинки, английская резинка. Буклированные узоры. Столбики. Плетёнка. Ромбы из жгутов. Ажур «листочки».
Практическая работа. Вывязывание образцов различных узоров; оформление альбома.
8.Прямое вязание. Определение размера шарфа. Подбор узоров. Расчёт петель. Плотность вязки.
Практическая работа. Вывязывание и отделка изделия (кисти, бахрома). Отпаривание.
9.Убавление и прибавление петель (шапочка). Чертёж выкройки. Расчёт петель. Вывязывание формы шапочки путём убавления и прибавления петель. Отделка шапочки.
Практическая работа. Вывязывание и отделка изделия (помпон).
10.Снятие мерок и расчёт петель с учётом узора (тапочки).
Практическая работа. Вывязывание и отделка изделия.
11.Вывязывание пятки (носки). Снятие мерок и расчёт петель с учётом узора. Практическая работа. Вывязывание и отделка изделия.
12.Вывязывание пальца (варежки). Снятие мерок и расчёт петель с учётом узора. Практическая работа. Вывязывание и отделка изделия.
13.Игрушки. Вязаные игрушки. Чертёж выкройки. Расчёт петель. Способы оформления игрушек.
Практическая работа. Вывязывание и оформление игрушек.
14.Экскурсии. Посещение трикотажных предприятий и выставок декоративно-прикладного творчества.
15. Итоговое занятие. Подведение итогов работы кружка за год. Организация выставки работ учащихся.
Учебно-тематический план 2 года обучения.
№
|
Тема
|
Количество часов
|
общее
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное занятие.
|
2
|
2
|
-
|
2
|
Конструирование.
|
4
|
4
|
-
|
3
|
Способы вязания изделий (снизу или сверху).
|
22
|
2
|
20
|
4
|
Техника вязания вырезов.
|
62
|
4
|
58
|
5
|
Техника вязания карманов и воротников.
|
68
|
4
|
64
|
6
|
Ажурное вязание.
|
42
|
2
|
40
|
7
|
Вышивка по вязаному полотну.
|
10
|
2
|
8
|
8
|
Экскурсии.
|
4
|
4
|
-
|
9
|
Итоговое занятие.
|
2
|
2
|
-
|
|
ИТОГО:
|
216
|
26
|
190
|
|
|
|