Краткие рекомендации для воспитателей по формированию чувства цвета у детей среднего и старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
-
Формирование чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в процессе повседневной жизни, наблюдений, разнообразных групп изобразительной деятельности. Обучаясь рисованию, ребенок должен овладеть таким средством выразительности, как цвет. Опираясь на репродукции картин, книжные иллюстрации, изделия декоративно-прикладного искусства и т.д.
Ознакомление со свойствами и выразительными возможностями цвета, со способами передачи цвета и колорита в изобразительном искусстве, образцах декоративно-прикладного искусства позволяет подвести детей к творческому использованию цвета в рисунках и аппликациях.
-
Более глубокое отражение детьми в рисунках предметов и явлений окружающей действительности будет осуществляться в том случае, если ребенок опирается на свежие впечатления от увиденного, а также раннее сформировавшиеся образы и представления. Поэтому при отборе и построении содержания обучения детей передаче цвета следует учитывать окружающую ребенка среду, включая природу и изменения в ней.
-
При определении содержания обучения детей следует помнить о том, что некоторые темы надо давать повторно, с небольшим усложнением (так, например, если детей познакомили с цветовым спектром, затем можно предложить нарисовать картину «Радуга над лугом», а потом создать с ними дидактическую игру «Радуга».
Известно, что дети любят рисовать то, что им близко, знакомо. Поэтому содержание следует строить на жизненном, реалистическом, интересном для детей материале, включая те предметы и явления окружающей действительности, с которыми чаще всего сталкивается ребенок.
С целью повышения уровня овладения детьми цветом следует:
-
Проводить глубокую, целенаправленную, предварительную работу с детьми;
Использовать иллюстративный литературный материал как на занятии, так и в свободное от занятий время;
-
Проводить работу по подготовке пособий по цвету, цветовых таблиц, широко включать в этот процесс детей, учитывая их возможности;
Создавать вместе с детьми дидактические игры и игровые упражнения как на занятиях, так и в свободное время;
-
Вводить на занятиях творческие задания с целью повышения творческой активности детей в решении образной характеристики цвета изображаемых объектов, развития воображения, продумывание с этой целью специальных игр, занятий и упражнений.
Широкое использование детских работ в оформлении помещения дошкольного учреждения.
Включение в работу по формированию чувства цвета у детей образных выражений, поэтических произведений, сказок, рассказов.
-
Постоянная работа воспитателей над повышением своих знаний, представлений о цвете, по методике развития у детей чувства цвета.
Систематически проводить консультации, открытые занятия для родителей.
Литература:
Комарова, Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. [Текст] / Т.С. Комарова, А.В. Размыслова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – С. 50-51.
Хабибуллина Расима Ямаловна Излучинское МБДОУ ДСКВ «Сказка» Нижневартовского района
|