|
Программа по профессиональному самоопределению и самопознанию подростков (8-9 классы) детского дома: «Первые шаги к правильному выбору»
Краевое государственное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
"Детский дом № 22"
ПРОГРАММА
по профессиональному
самоопределению и самопознанию
подростков (8-9 классы) детского дома:
«Первые шаги к правильному выбору»
Составили:
Понасийская Ольга Владимировна – педагог-психолог
Бендер Тамара Александровна – социальный педагог
2013 г.
Пояснительная записка.
«Чтобы сделать что-нибудь великое,
нужно все силы души устремить
в одну точку».
Л. Толстой
Профессиональное самоопределение - это стержневая проблема в воспитании детей-сирот. У них чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора.
Процесс профессионального самоопределения детей-сирот имеет свои особенности в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (родственники, значительный круг взрослых), позволяющих ребенку включаться в систему ориентации в мире профессий. Их профессиональное самоопределение происходит стихийно, что выливается в неустроенность судеб детей. Выпускники детского дома склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждет в будущем, а к реальной борьбе за свое место в жизни через профессиональную деятельность.
Основной проблемой воспитанников и выпускников детского дома является разрыв между их представлениями о жизни и реальностью. Отчетливо выделяются три стержневых момента данной проблемы:
- отсутствие способностей к профессиональному самоопределению и способностей ориентации в условиях современной экономической ситуации;
- отсутствие у большинства воспитанников навыков работы с информацией;
- изначально потребительская позиция по отношению к окружающей действительности.
Создание программы было необходимо, так как опыт работы по данному направлению показал, что чаще всего работа по профориентации осуществляется «стихийно» и эпизодически. Важнейшим средством профессионального самоопределения ребенка является целенаправленная работа, предполагающая оказание помощи молодому человеку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей (при составлении занятий мы учитывали тот факт, что большая часть наших воспитанников-выпускников имеют отставание в интеллектуальном развитии) и потребностей рынка труда.
Данная программа предусматривает совместное проведение занятий психологом и социальным педагогом для эффективного воздействия на воспитанников. Но для более эффективного решения задач программы, необходимо взаимодействие всех специалистов (воспитателей, инструкторов по труду, медицинских работников) детского дома. Этим обуславливается необходимость развития и совершенствования профориентационной работы с подростками в детском доме. Поэтому в ходе работы программа может корректироваться с учётом полученных диагностических данных
Цель: подготовить воспитанников к сознательному выбору профессии.
Задачи:
познакомить воспитанников с различными видами профессий с их основными характеристиками и классификацией;
выявить интересы и способности к различным профессиям;
-
помочь выпускникам в соотнесении своих возможностей и выбора с требованиями конкретных профессий;
способствовать формированию самостоятельности и активности в построении профессионального плана у воспитанников на основе реального восприятия социальной действительности и собственных возможностей.
Организация занятий.
Программа разработана для занятий с учащимися 8-9 классов, воспитывающимися в детском доме. Численный состав группы 6-10 человек. Занятия проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность одной встречи 1 учебный час (по 40-45 минут астрономического времени). Срок реализации программы: 9 часов – 8 класс и 9 часов – 9 класс.
Предполагаемый результат реализации программы:
актуализация процессов профессионального самоопределения воспитанников благодаря получению знаний о себе и о мире профессий, развитие социальной компетенции.
Направления деятельности и методики работы с воспитанниками детского дома
диагностика;
плановая работа (заблаговременно подготовленные занятия для всех участников);
работа с отдельным случаем (индивидуальная работа с подростком).
Структура занятий:
шеринг / приветствие;
лекционный (теоретический) материал;
тренинговые упражнения;
диагностика;
рефлексия занятия / обратная связь.
Список используемых диагностических методик:
№
|
Название методики (теста)
|
Основная направленность
|
Автор
|
1.
|
ДДО - дифференциально
диагностический опросник
«Я предпочту»
|
Используется для предварительной ориентации учащихся в интересах и склонностях. В основу опросника положена идея о деле или всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта труда.
|
Климов Е.А.
|
2.
|
«Карта интересов»
|
Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации
|
Голомшток
|
3.
|
Тест Голланда модифицир.
|
Используется для оценки профессионального типа
|
Голланд
|
4.
|
Тест Йовайши
|
Используется для
определения
склонностей
|
Йовайши
|
5.
|
Тест Айзенка PEN
|
Измеряет такие психические свойства как нейропсихическая лабильность, экстра версия и психотизм. Опросник показывает связь между четырьмя типами темпераментов. Результаты данной методики используется с целью профотбора на различные специальности.
|
|
6.
|
Методика диагност. Отношения к учению.
|
Предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивы учения.
|
Казанцева Г.Н.
|
7.
|
Методика мотивов выбора профессий.
|
Определение мотива выбора профессии
|
|
8.
|
Диагностическая анкета «скорая помощь в выборе профессии»
|
активизирует процесс профессионального самоопределения, обнажает проблему выбора, дает возможность анализировать
|
Московский областной центр проф. ориентации молодежи
|
9.
|
Анкета жизненного и профессионально
го самоопределения уч-ся 9-х классов средней школы.
|
|
Лернер П.С., Родичев Н.Ф.
|
Перспективный план работы
|
Тема занятия
|
Цели и задачи занятия
|
Примечание
|
Сентябрь
|
8 класс
|
Мы вместе
|
ознакомить детей с основными правилами, целями, задачами занятий; формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий; сплочение группы.
|
|
9 класс
|
Взгляд в будущее
|
формирование у воспитанников мотивации участия в занятиях по данной программе; развитие навыков самоанализа и самопознания; создание доброжелательной атмосферы в группе.
|
|
Октябрь
|
8 класс
|
Помечтаем о своей профессии
|
создание благоприятных условий для работы группы; формирование навыков общения; выявление у подростков профессиональных перспектив
|
|
9 класс
|
Знакомьтесь: "Профессия "
|
формирование интереса к проблеме выбора профессии; формирование у воспитанников общественно-значимых мотивов выбора профессии; ознакомление с понятиями «профессия» и «специальность».
|
|
Ноябрь
|
8 класс
|
Тайна собственного «Я».
|
дальнейшее самораскрытие, самопознание; прояснение «Я - концепции»; развитие умения анализировать и определять психологические характеристики - свои и окружающих людей.
|
|
9 класс
|
В огромном мире профессий
|
расширение знаний о мире профессий; познакомить детей с классификацией профессий по предмету труда, научить определять, какая профессиональная сфера привлекает их или не привлекает.
|
|
Декабрь
|
8 класс
|
Мое видение будущей профессии
|
более подробное представление о различных профессиях; развитие чувств уверенности в себе.
|
|
9 класс
|
Выбираем правильно
|
формирование чувства ответственности за свой жизненный выбор; знакомство с понятиями: "интересы", "склонности"; выявление ведущих профессиональных интересов и склонностей воспитанников
|
|
Январь
|
8 класс
|
Профессии на «языке тела» или ни слова о профессиях!
|
развивать навыки вербального и невербального общения; обострить внимание к своим ощущениям, чувствам групповой сплоченности, взаимного доверия.
|
|
9 класс
|
Типичные ошибки
|
учить подростков избегать ошибок, сопутствующих выбору профессии.
|
|
Февраль
|
8 класс
|
На пути к цели
|
отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей; развитие чувств уверенности в себе.
|
|
9 класс
|
Посещение-знакомство с центром занятости района
|
Анализ рынка труда в районе: наиболее востребованные профессии
|
|
Март
|
8 класс
|
Наблюдательность в общении
|
развитие наблюдательности при общении
|
|
9 класс
|
Анализируем профессии
|
формировать представление воспитанников об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда, выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.
|
|
Апрель
|
8 класс
|
Наедине с собой
|
осознание собственной индивидуальности; формировать умение противостоять давлению ближайшего окружения, отстаивать собственные интересы.
|
|
9 класс
|
Формула моей профессии
|
формирование более четкого и целостного образа желаемой профессии.
|
|
Май
|
8 класс
|
Мой профессиональный выбор
|
выявление ведущих факторов, влияющих на выбор подростков; определение взаимоотношения выбирающего и его социальное окружение.
|
|
9 класс
|
Мои права и обязанности
|
ознакомление с правами и обязанностями выпускников детского дома при поступлении в учебное заведение, устройстве на работу; формирование представления о современном рынке труда и его требованиями к профессионалу; обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации.
|
|
Итоговый этап:
совместный анализ занятий с педагогами детского дома (индивидуальные консультации, выступления на совещаниях и педсоветах);
диагностика изменений, произошедших с подростками в ходе реализации программы (работа с индивидуальными картами воспитанников);
психолого-педагогический анализ результативности программы в целом (проведение расширенного ПМПК детского дома в апреле);
определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем (итоговый педсовет).
Понасийская О.В., Бендер Т.А.
|
|
|