Главная страница

Программа по профессиональному самоопределению и самопознанию подростков (8-9 классы) детского дома: «Первые шаги к правильному выбору»


Скачать 111.04 Kb.
Название Программа по профессиональному самоопределению и самопознанию подростков (8-9 классы) детского дома: «Первые шаги к правильному выбору»
Дата 24.02.2016
Размер 111.04 Kb.
Тип Программа

Краевое государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

"Детский дом № 22"

ПРОГРАММА

по профессиональному

самоопределению и самопознанию

подростков (8-9 классы) детского дома:

«Первые шаги к правильному выбору»


Составили:

Понасийская Ольга Владимировна – педагог-психолог

Бендер Тамара Александровна – социальный педагог


2013 г.

Пояснительная записка.

«Чтобы сделать что-нибудь великое,

нужно все силы души устремить

в одну точку».      

Л. Толстой

Профессиональное самоопределение - это стержневая проблема в воспитании детей-сирот. У них чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора.

Процесс профессионального самоопределения детей-сирот имеет свои особенности в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (родственники, значительный круг взрослых), позволяющих ребенку включаться в систему ориентации в мире профессий. Их профессиональное самоопределение происходит стихийно, что выливается в неустроенность судеб детей. Выпускники детского дома склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждет в будущем, а к реальной борьбе за свое место в жизни через профессиональную деятельность.

Основной проблемой воспитанников и выпускников детского дома является разрыв между их представлениями о жизни и реальностью. Отчетливо выделяются три стержневых момента данной проблемы:

- отсутствие способностей к профессиональному самоопределению и способностей ориентации в условиях современной экономической ситуации;

- отсутствие у большинства воспитанников навыков работы с информацией;

- изначально потребительская позиция по отношению к окружающей действительности.

Создание программы было необходимо, так как опыт работы по данному направлению показал, что чаще всего работа по профориентации осуществляется «стихийно» и эпизодически. Важнейшим средством профессионального самоопределения ребенка является целенаправленная работа, предполагающая оказание помощи молодому человеку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей (при составлении занятий мы учитывали тот факт, что большая часть наших воспитанников-выпускников имеют отставание в интеллектуальном развитии) и потребностей рынка труда.

Данная программа предусматривает совместное проведение занятий психологом и социальным педагогом для эффективного воздействия на воспитанников. Но для  более эффективного  решения задач  программы, необходимо  взаимодействие  всех  специалистов (воспитателей, инструкторов по труду, медицинских работников) детского дома. Этим обуславливается необходимость развития и совершенствования профориентационной работы с подростками в детском доме. Поэтому в ходе работы программа может корректироваться с учётом  полученных  диагностических  данных

Цель: подготовить воспитанников к сознательному выбору профессии.

Задачи:

  • познакомить воспитанников с различными видами профессий с их основными характеристиками и классификацией;

  • выявить интересы и способности к различным профессиям;

  • помочь выпускникам в соотнесении своих возможностей и выбора с требованиями конкретных профессий;

  • способствовать формированию самостоятельности и активности в построении профессионального плана у воспитанников на основе реального восприятия социальной действительности и собственных возможностей.

Организация занятий.

Программа разработана для занятий с учащимися 8-9 классов, воспитывающимися в детском доме. Численный состав группы 6-10 человек. Занятия проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность одной встречи 1 учебный час (по 40-45 минут астрономического времени). Срок реализации программы: 9 часов – 8 класс и 9 часов – 9 класс.

Предполагаемый результат реализации программы:

актуализация процессов профессионального самоопределения воспитанников благодаря получению знаний о себе и о мире профессий, развитие социальной компетенции.

Направления деятельности и методики работы с воспитанниками детского дома


  • диагностика;

  • плановая работа (заблаговременно подготовленные занятия для всех участников);

  • работа с отдельным случаем (индивидуальная работа с подростком).


Структура занятий:


  • шеринг / приветствие;

  • лекционный (теоретический) материал;

  • тренинговые упражнения;

  • диагностика;

  • рефлексия занятия / обратная связь.


Список используемых диагностических методик:



Название методики (теста)

Основная направленность

Автор

1.

ДДО - дифференциально

диагностический опросник

«Я предпочту»

Используется для предварительной ориентации учащихся в интересах и склонностях. В основу опросника положена идея о деле или всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта труда.

Климов Е.А.

2.

«Карта интересов»

Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации

Голомшток

3.

Тест Голланда модифицир.

Используется для оценки профессионального типа

Голланд

4.

Тест Йовайши

Используется для

определения

склонностей

Йовайши

5.

Тест Айзенка PEN

Измеряет такие психические свойства как нейропсихическая лабильность, экстра версия и психотизм. Опросник показывает связь между четырьмя типами темпераментов. Результаты данной методики используется с целью профотбора на различные специальности.




6.

Методика диагност. Отношения к учению.

Предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивы учения.

Казанцева Г.Н.

7.

Методика мотивов выбора профессий.

Определение мотива выбора профессии




8.

Диагностическая анкета «скорая помощь в выборе профессии»

активизирует процесс профессио­нального самоопределения, обнажает проблему выбора, дает возможность анализировать

Московский областной центр проф. ориентации молодежи

9.

Анкета жизненного и профессионально

го самоопределения уч-ся 9-х классов средней школы.




Лернер П.С., Родичев Н.Ф.

Перспективный план работы





Тема занятия

Цели и задачи занятия

Примечание

Сентябрь

8 класс

Мы вместе

ознакомить детей с основными правилами, целями, задачами занятий; формирование  интереса  и  мотивации  к  посещению  дальнейших  занятий; сплочение  группы.




9 класс

Взгляд в будущее

формирование у воспитанников мотивации участия в занятиях по данной программе; развитие навыков самоанализа и самопознания; создание доброжелательной атмосферы в группе.





Октябрь

8 класс

Помечтаем о своей профессии

создание благоприятных условий для работы группы; формирование навыков общения; выявление у подростков профессиональных перспектив




9 класс

Знакомьтесь: "Профессия "

формирование интереса к проблеме выбора профессии; формирование у воспитанников общественно-значимых мотивов выбора профессии; ознакомление с понятиями «профессия» и «специальность».




Ноябрь

8 класс

Тайна собственного «Я».

дальнейшее самораскрытие, самопознание; про­яснение «Я - концепции»; развитие умения анализировать и опре­делять психологические характеристики - свои и окружающих людей.




9 класс

В огромном мире профессий

расширение знаний о мире профессий; познакомить детей с классификацией профессий по предмету труда, научить определять, какая профессиональная сфера привлекает их или не привлекает.




Декабрь

8 класс
Мое видение будущей профессии

более подробное представление о различных профессиях; развитие чувств уверенности в себе.




9 класс

Выбираем правильно

формирование чувства ответственности за свой жизненный выбор; знакомство с понятиями: "интересы", "склонности"; выявление ведущих профессиональных интересов и склонностей воспитанников




Январь

8 класс

Профессии на «языке тела» или ни слова о профессиях!

развивать навыки вербального и невербального общения; обострить внимание к своим ощущениям, чувствам групповой сплоченнос­ти, взаимного доверия.




9 класс

Типичные ошибки

учить подростков избегать ошибок, сопутствующих выбору профессии.




Февраль

8 класс

На пути к цели

отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей; развитие чувств уверенности в себе.




9 класс

Посещение-знакомство с центром занятости района

Анализ рынка труда в районе: наиболее востребованные профессии




Март

8 класс

Наблюдательность в общении

развитие наблюдательности при общении




9 класс

Анализируем профессии

формировать представление воспитанников об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда, выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.




Апрель

8 класс

Наедине с собой

осознание собственной индивидуальности; формировать умение противостоять давлению ближайшего окружения, отстаивать собственные интересы.




9 класс

Формула моей профессии

формирование более четкого и целостного образа желаемой профессии.




Май

8 класс

Мой профессиональный выбор

выявление ведущих факторов, влияющих на выбор подростков; определение взаимоотношения выбирающего и его социальное окружение.




9 класс

Мои права и обязанности

ознакомление с правами и обязанностями выпускников детского дома при поступлении в учебное заведение, устройстве на работу; формирование представления о современном рынке труда и его требованиями к профессионалу; обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации.





Итоговый  этап:

  • совместный  анализ  занятий  с педагогами детского дома (индивидуальные консультации, выступления на совещаниях и педсоветах);

  • диагностика  изменений, произошедших с  подростками в ходе реализации программы (работа с индивидуальными картами воспитанников);

  • психолого-педагогический  анализ  результативности  программы  в целом (проведение расширенного ПМПК детского дома в апреле);

  • определение  перспектив реализации  данной  программы  в дальнейшем (итоговый педсовет).




Понасийская О.В., Бендер Т.А.