Главная страница

Виды наблюдений в летний период


Скачать 45.31 Kb.
Название Виды наблюдений в летний период
Дата 13.03.2016
Размер 45.31 Kb.
Тип Документы

Мы, взрослые люди, вечно спешим, куда-то торопимся, а все же стоит порой остановиться, присмотреться, насколько интересной жизнью живут наши дети, как беззаботно счастливы они в условиях природного окружения. Наши малыши всегда найдут себе занятие, постоянно с чем-то возятся, что-то мастерят, придумывают, рассматривают, куда-то бегут. Они не совсем такие, какими были в городе, - инициативные, самостоятельные, деятельные. И все же без нашей помощи им явно не обойтись. А вот как осуществлять эту помощь, не подавляя собственной активности ребенка, быть ему мудрым и добрым учителем? Эта серьезная задача не каждому по силам. Но все мы учимся, учимся у жизни каждый день, каждый час, а порой и сами дети учат нас. Так что дерзать никогда не поздно. Постараемся понять, чем мы сможем быть полезны малышу в летнее время на даче.

ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЙ

В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

  • Живая природа.

  1. Наблюдения за растениями.

Цветы, трава. Обогащайте знания детей о садовых, луговых и лесных цветах. Каждый раз по мере сменяемости их учите ребенка правильно называть два-три цветка, различать цветок – стебель – лист, ухаживать за садовыми цветами, не мять и не рвать без надобности луговые и лесные. Предлагайте вдыхать неповторимый аромат каждого из них. Обращайте внимание на траву, обогащайте запас ребенка эпитетами, сравнениями.

Овощи, фрукты, ягоды. По мере созревания плодов и ягод закрепляйте их названия, уточняйте характерные признаки: цвет, форму, величину, запах, вкус. Уточняйте, что можно приготовить из каждого плода.

Листья, куст, дерево. Дети третьего года жизни с помощью взрослого уточняют форму, величину листьев, учатся различать дерево и куст, березу и дуб. Дети четвертого года жизни пытаются определить: лист широкий или узкий, дерево высокое или низкое, ствол тонкий или толстый. После двух-трех наблюдений им нетрудно отличить лапу ели от сосны, лист березы от листа рябины или дуба.

Шишки, желуди. Используются для обогащения тактильных ощущений в самостоятельной деятельности детей, как дополнительный материал при обучении счету.

Грибы. Под строгим контролем взрослых дети четвертого года жизни знакомятся с разнообразными грибами.

  1. Наблюдения за животными.

Коза с козленком, корова с теленком, лошадь с жеребенком. Дети уточняют, как зовут маму и папу, детеныша животного. Младшие имитируют их движения, голосовые реакции, старшие перечисляют отличительные признаки животных: четыре ноги (копыта), два уха, два глаза, шерсть и зубы. Знают, что это домашние животные.

Вспоминая сказки «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц» и др., дети уточняют, какие дикие животные живут в лесу.

  1. Наблюдения за птицами.

Курица, петух, гусь, утка. Дети с удовольствием называют домашних птиц, отмечают цвет оперения каждого. Младшие учатся правильно называть птенцов, имитировать их голоса. Старшие уточняют, кто из них плавает, кого как созывают люди, перечисляют отличительные признаки: две ноги, два глаза, перья, клюв, зубов нет.

В лесу дети имеют возможность наблюдать за сороками, дятлами, слушать кукушку.

  1. Наблюдения за рыбами.

У водоема дети рассматривают в садке пойманных рыб. Младшие со взрослыми уточняют: хвост, глаза, плавники. Старшие рассказывают, чем питается рыба.

  1. Наблюдения за лягушками, ежами.

После дождя дети наблюдают, как скачут лягушки, около водоема – как плавают. Вечером слушают их кваканье. При встрече с ежом рассматривают его, стараются не мешать ему заниматься своими серьезными делами. Взрослый рассказывает о пользе животных, учит бережному обращению с ними.

  1. Наблюдения за насекомыми.

Шмель, пчела, оса. В присутствии взрослого дети на некотором отдалении наблюдают за действиями насекомых. Разъясните: они заняты серьезным делом, мешать не следует, иначе ужалят. Подчеркивайте: все на белом свете могут и должны жить в мире друг и другом.

Бабочки, мотыльки. Взрослые вместе с детьми радуются залетевшим на участок насекомым. Поясняют, чем они заняты, любуются окраской их крыльев. Спрашивают у детей: как думаете, почему они никого не подпускают к себе так близко, как пчелы и осы?

Кузнечик. Дети прислушиваются к его стрекотанию, наблюдают, как скачет, прячется в траве. Вызывайте доброе отношение к безобидному существу.

Божья коровка, майский жук, муравей. В процессе наблюдения можно пользоваться лупой, рассматривая строение тела. Уточнять: ножки, усики, как ниточки или паутинки. Рассказывать, какую пользу приносят. Комментировать действия муравья. Вызывать уважение к крохотному труженику.

  • Неживая природа.

Сезонные погодные явления. Уточнять, почему все живое вокруг радуется погожему деньку, чем хорош летний дождь. Дети слушают объяснения взрослого о закате, рассматривают яркую палитру красок вечернего неба. Неописуемый восторг детворы вызывает радуга.

Следует увязывать сезонные и погодные условия с разнообразной одеждой детей: дождь – у всех плащи, жарко – можно побегать босиком и в одних трусиках.

Наблюдения за животным и растительным миром, яркими сезонными явлениями помогают сформировать у детей представление о лете как времени года, его характерных особенностях. Стихотворения, песни летней тематики облегчают процесс осознания: лето красное, лето прекрасное.

Природный материал (камешки, ракушки, вода, песок, глина). Широко используется детьми для упражнений в тактильных ощущениях, а также в самостоятельной деятельности.

  • Наблюдения за трудом взрослых.

В течение всего времени бодрствования ребенка взрослый находится рядом. У малыша появляется возможность наблюдать, чем он занят, что и как делает, зачем, для кого. Ребенок видит, как взрослые ухаживают за растениями и животными, тут же принимается помогать. Счастлив, когда ему разрешают самому покормить домашних животных. Требует, чтобы ему разрешали поливать огород, клумбу. Не стоит разочаровывать малыша. Вначале пусть научится аккуратно, не расплескивая, приносить в маленьком ведре воду из колодца. Можно поручить наполнить ванночку для купания кукол. Предложите малышу лейку для полива песка. Поливать из нее непросто. Лить воду нужно только через носик тонкой струей, одновременно продвигаться вдоль песочницы, чтобы под ногами не образовывались лужи. Когда ребенок научится делать это правильно, можно поручить ему поливать вместе со взрослыми огородные гряды, а уж потом и хрупкие цветы на клумбе. Особенно следует подчеркнуть, что дети должны носить груз одновременно в обеих руках (во избежание сколиозов), в каждой руке не более 0,2 кг. Малыш двух-четырех лет горд и счастлив, что работает наравне со взрослыми. Эта полезная деятельность способствует успешному формированию положительных качеств: аккуратности, дисциплинированности, собранности, умению добиваться результатов, сопереживать всему живому, проявлять истинную заботу об окружающих.