О речевом этикете написано немало научных трудов. Состояние современной социальной культуры во многом определяется уровнем коммуникативно - нравственного развития личности. Отношение людей в обществе должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
На базе привычного поведения, под влиянием целенаправленного педагогического воздействия у детей дошкольного возраста развивается нравственное мышление. Вместе с ним и с его помощью, на базе нравственных чувств, сознания и воли образуются нравственность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти свойства и качества личности представляют собою психические преобразования, которые возникают в результате активного взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений. Они устойчиво проявляется ребенком в этих отношениях, сознаются, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках и привычных формах поведения.
Важнейшим аспектом этой проблемы является вопрос воспитания культуры общения подростающего поколения.
Многогранный воспитательный процесс, осуществляемый в дошкольных учреждениях, направлен на умственное, физическое, трудовое, эстетическое и нравственное воспитание детей, развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями.
Наиболее эффективно воспитательно – образовательная работа осуществляется в процессе обучения на занятиях, начиная с младшего дошкольного возраста, на которых воспитатели последовательно и в системе дают соответствующие возрасту ребенка знания и представления. И не только на занятиях, но и в режимных моментах, в трудовой и игровой деятельности.
Большое внимание мы уделяем развитию устной речи детей. Начиная с младшего дошкольного возраста мы вместе с детьми заучиваем наизусть потешки, стихотворения пословицы и поговорки о дружбе, о правилах поведения в быту, о взаимоотношениях между людьми, животными и т.д.
С какого же возраста нужно воспитывать у ребенка понимание того, что слово – это не только средство общения? Словарная работа - это планомерное расширение, углубление и обогащение знаний детей. Для каждой возрастной группы детей определен уровень речевого развития.
С раннего возраста посредством занятий, дидактических игр, бесед, просмотров мультфильмов, наблюдений, праздников, развлечений, игры-драматизации мы воспитываем у детей уважение к взрослым, прививаем навыки культурного поведения, нравственные привычки, формируем умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
Большое внимание уделяем чтению художественной литературы, из которой дети узнают о добре и зле, формируем у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: о доброжелательности, честности, справедливости, толерантности, отзывчивости.
На занятиях, а так же во всех режимных моментах используем пальчиковые игры, которые развивают речь детей, мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, помогают в формировании элементарных математических представлений.
Дети с удовольствием выполняют несложные поручения: помочь накрыть на стол, выучить стихотворение, положить на место игрушки и т.д. Мы целенаправленно обучаем дошкольников вежливому выражению своих желаний, просьб, поправляем их, напоминая о силе всем известного «волшебного слова».
Происходит количественное накопление ребенком слов, освоение их содержания и активное использование в речи. Так же, как и в дошкольных учреждениях, родители почти во всех семьях читают детские сказки, из которых дети в увлекательной образной форме узнают о том, какая речь считается вежливой, получают первичные сведения о речевых этикетных нормах.
Воспитание питает душу, сердце ребенка, его сознание, способствуя росту его человеческих качеств, формируя внутренний мир ребенка. Человек, не воспитанный с раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, в будущем будет лишён возможности проявить свои лучшие качества в общении с окружающим миром.
На всестороннее развитие личности огромную роль оказывает развивающая среда.
В детском саду в каждой возрастной группе давно присутствуют зоны развивающей предметной среды , в которых силами воспитателей и родителей создаются условия для определенного вида деятельности детей. Любому, бывающему у нас в гостях, достаточно одного взгляда, чтобы понять, что при оформлении помещений учитывались требования, возрастные особенности детей и современный дизайн. В « Зоне речевого развития» помещены детская литература, разнообразные сюжетные картинки, альбомы.
Характерным для малышей является подражание взрослым. Эти потребности они могут удовлетворить в «Уголке ряженья», где размещено большое зеркало, разные головные уборы, сумки, фартуки и т.д. .
«Уголок свободной самостоятельной деятельности» содержит материалы по изодеятельности, где ребенок может заняться любимым делом.
Для формирования речи, развития воображения, творческой активности в группах ДОУ сформированы «Театрализованные зоны», где размещаются атрибуты театров разного вида (настольный, пальчиковый, платочковый, теневой, плоскостной и т.д.).
Также выделили место для «Уголка движения», где размещается физкультурное оборудование для активизации двигательной деятельности детей в группе.
Все материалы располагаются в доступном для детей месте.
Знания, полученные детьми на занятиях, интерпретируются в игровой деятельности. Здесь происходит формирование коммуникативных навыков, закрепление знаний о профессиях, об обществе и человеке в целом.
Для формирования разнообразных интересов детей, познавательного развития очень важна организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников.Объектами для экспериментирования: сосуды с водой, песком, камешки плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, пластиковые различные формочки, мерные стаканы, ветряные мельницы, сосуды разной формы, компас, лупа и т.п.
Здесь дети проводят эксперименты, наблюдают за жизнью растений, делают выводы об условиях их развития, учатся устанавливать различного рода отношения, позволяющие связывать отдельные представления в целостную картину мира.
Сухомлинский писал, что «годы детства – это прежде всего воспитание сердца».
Как только ребенок начинает говорить, взрослые обращают его внимание на то, «что такое хорошо и что такое плохо». Однако малыши поступают пока должным образом, еще не осознавая этических норм.
Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх.
Игра – драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей. Дети стараются глубже передать образ героя, выражая мимикой, жестами, голосом. Имеется большое разнообразие оборудования для организации дидактических игр с сенсорными материалами, сюжетно-ролевых игр («Семья», «Магазин», «Больница», «Гараж» и др.).
Становление морального сознания личности – процесс длительный. Между тем в нашем социуме становится все более актуальной проблема утраты «хороших манер».
Воспитание - это дело дошкольное, и, подняв его на более высокую ступень, дошкольные учреждения могли бы компенсировать и заполнить этот пробел.
В связи с этим важно, с одной стороны, чтобы ребенок с раннего возраста усваивал общепринятые нормы употребления обращений. С другой стороны – необходимо, чтобы обращение взрослого к ребенку было корректным, доброжелательным, не причиняющим психологического дискомфорта, не унижающим достоинства, не нарушающим гармонию общения в детском коллективе или дома.
Именно в сфере социально – личностного развития детей происходит развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру – развитие коммуникативной и социальной компетентности детей.
В Законе «Об образовании» указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное воздействие детского сада, и разностороннее развитие дошкольника продолжается уже в триаде: семья – педагог – ребенок.
Дошкольники воспринимают взрослого как образец, эталон, подражают ему во всем. Нередко, наблюдая за игрой детей, мы, воспитатели, можем догадаться, как общаются ребенок и его родители в домашней обстановке. Эмоции детей в домашнем общении особенно обострены, они испытывают потребность в уважительном отношении к себе со стороны взрослых.
Повседневное поведение окружающих как дома, так и в детском саду оказывает огромное влияние на то, какие нравственные качества будут сформированы и какими средствами он будет их использовать.
Поэтому перед нами, взрослыми, стоит задача - сохранить в наших воспитанниках стремление не говорить дурно, не совершать дурных поступков.
Итак, чем раньше мы будем приобщать ребенка к миру Слова, к нравственной стороне общения, тем успешнее будут результаты, ведь мы являемся эталоном для детей, для нашего
« счастливого будущего».
|