|
«о конституции, заслуженной народом, гражданским духом, мыслью и трудом»
МБОУ «КОКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации
тема: «О Конституции, заслуженной народом,
гражданским духом, мыслью и трудом»
(подведение итогов работы исследовательско-правовых лабораторий)
класс - 9
учитель истории – Сницарь Н.А.
2013 год
тема: «О Конституции, заслуженной народом,
гражданским духом, мыслью и трудом»
(подведение итогов работы исследовательско-правовых лабораторий)
ЦЕЛИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Расширение и углубление знаний по основам
Конституционного строя РФ, правам и свободам человека и
гражданина, государственного устройства РФ.
РАЗВИВАЮЩАЯ: Продолжить формировать навыки работы с
правовыми документами с выделением главных идей, умение
составлять и защищать презентации, умение анализировать,
систематизировать, проявлять творчество.
Развитие ассоциативного мышления. Умение самостоятельно
письменно решать задачи по праву.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Побуждать интерес учащихся к изучению
Основного закона государства. Стимулировать формирование
гражданской позиции, уважение к законам. Стремление к выработке
активной жизненной позиции.
ЗАДАЧИ:
Провести самопризентации подготовленные по разделам Конституции
лабораториями.
2.Проанализировать и оценить результаты работы исследовательских-
правовых лабораторий.
3. Стимулировать познавательный интерес учащихся по данной теме через
систему заданий по Конституции РФ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: Технология личностно-ориентированного развивающего обучение, ИКТ, проектная исследовательская деятельность.
СРЕДСТВА:
Конституция Российской Федерации.
Мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Выставка рисунков учащихся школы «Права человека в Конституции РФ»
Карточки с задачами по Конституции.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Учитель: Через несколько дней вся наша страна, весь российский народ будет отмечать значимый для каждого гражданина РФ праздник - 20-летие Конституции Российской Федерации.
Конституция обладает и особыми юридическими свойствами, отличающими ее от всех иных правовых актов. Это связано с тем, что в современных условиях конституция является основным законом государства и в отличие от других законов является актом правового учредительства. В ней весь уклад жизни общества и государства приобретает первоначальную правовую форму. Конституция как основной закон государства учреждает, юридически оформляет политическую форму существования общества, систему органов государственной власти, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.
Конституция РФ была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. после официального подсчета голосов Центральной избирательной комиссией РФ, которая признала референдум состоявшимся, а Конституцию — принятой. В связи с этим прекратила свое действие Конституция РФ, принятая 12 апреля 1978 г. Это был очень важный шаг в осуществлении конституционной реформы.
В течении двух недель в школе шла подготовка к школьной правовой декаде. И сегодня мы подводим итоги работы исследовательско - правовых лабораторий созданных на базе 9 класса, которые работали над изучением отдельных глав Конституции РФ с целью формирование знаний основ Конституционного строя РФ, прав и свобод человека и гражданина, Государственного устройства РФ.
Работа велась в трех лабораториях, каждая из которых решала свой блок поставленных задач и сейчас они представят результаты своего исследования.
1 лаборатория « Основы Конституционного строя. Права и свободы человека и гражданина. Федеративное устройство»
Учащиеся представляют проект и презентацию и анализируют основные статьи 1-3 главы Конституции РФ.
При раскрытии темы по правам и свободам человека и гражданина, анализируют рисунки младших школьников на тему «Права и свободы человека и гражданина» и результаты анкетирования родителей учащихся школы по данной теме. Целью данного исследования было определения уровня знаний всеми категориями населения прав и свобод, а так же определение наиболее значимых прав в каждой возрастной группе.
По итогам они представляют схемы, составленные на основе данного материала.
2 лаборатория «Президент и Правительство РФ»
Учащиеся представляют проект и презентацию и анализируют основные статьи 4 и 6 главы Конституции РФ, проводят сравнительный анализ Конституции РФ настоящей редакции с Конституцией 1978 г. последней редакции и с поправками к Конституции 1993 г. по данным вопросам (например, ликвидация должности Вице-президента РФ, ликвидация верхнего предела возраста кандидата в президенты РФ, изменение текста Присяги президента РФ и т.д. )
По итогам они представляют схемы, составленные на основе данного материала.
3 лаборатория «Законодательная и судебная власть в РФ. Органы местного самоуправления»
Учащиеся представляют проект и презентацию и анализируют основные статьи 5, 7,8, 9 главы Конституции РФ, проводят сравнительный анализ Конституции РФ настоящей редакции с Конституцией 1978 г. последней редакции и с поправками к Конституции 1993 г. по данным вопросам (например, ликвидация системы Советов, введение разделения законов и т.д.). Рассматривается новый проект, в изменении судебной власти предложенный Президентом РФ по объединению Арбитражного и Верховного судов, мнения по данному вопросу политических сил России.
По итогам представляется схема, составленная на основе данного материала.
Учитель оценивает работу лабораторий на данном этапе, проекты и презентации складываются в методическую копилку кабинета Истории и обществознания в помощь для школьников и классных руководителей, которые будут изучать Конституцию РФ, проводить внеклассные мероприятия по данной теме в дальнейшем.
Учитель: Основные аспекты Конституции РФ были вами изучены хорошо. Теперь предлагаю закрепить ваши знания, решая следующие задания. Будет оценена работа каждой лаборатории.
I задание: Проанализировать текст и определить важные юридические признаки и особенности Конституции РФ:
Карточка для 1 лаборатории:
1. Конституция регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества. Предметом конституционного регулирования являются основные свойства политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни обществ…( основополагающий характер)
2. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе Конституции и в соответствии с ней. Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция РФ содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ст. 70 закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Конституция РФ — центр правового пространства, она определяет согласованность развития и систематизации права.
(исходные начала всей системы права, юридическая база законодательства)
Карточка для 2 лаборатории:
1. Конституция РФ обязательна. Соблюдать Конституцию должны все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения (ч. 1 ст. 15). Ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица в зависимости от тяжести содеянного привлекаются к различным видам ответственности. Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех субъектов права. (Высшая юридическая сила)
2. Конституция РФ устанавливает нормы, принципы, которые используются прямо и непосредственно при регулировании конкретных отношений, не требуется принятия дополнительных нормативных актов. В применении Конституции РФ не может быть отказано под предлогом отсутствия федерального закона, иного нормативного акта, призванного определить порядок действия соответствующей конституционной нормы (Прямое действие)
Карточка для 3 лаборатории:
-
Конституция РФ обладает особым порядком ее принятия и изменения. Конституция характеризуется устойчивостью и защищена от поспешных корректировок особым порядком внесения в нее поправок. Согласно нормам гл. 9 Конституцию РФ можно принять либо на референдуме, либо на специально созванном Конституционном Собрании. Поправки к гл. 3-8 Конституции принимаются в порядке, установленном для принятия федерального конституционного закона (необходимо, чтобы за поправку проголосовали две трети депутатов Государственной Думы и три четверти членов Совета Федерации). Затем требуется одобрение поправок органами законодательной (представительной) власти не менее чем двумя третями субъектов РФ. Предложения о новой редакции гл. 1, 2, 9 рассматриваются Конституционным Собранием либо могут быть вынесены на всенародное голосование — референдум; поправки в них не вносятся. Пересмотр гл. 1, 2, 9 Конституции РФ имеет принципиальное значение, которое влечет существенное изменение Конституции, почти равносильное принятию новой. Поэтому названные главы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием (ч. 1 ст. 135). (стабильность)
Конституция РФ выраженна в статьях закона, сгруппированных в одном или нескольких законодательных актах.
(писанная)
II задание: Решить задачи.
Карточка для 1 лаборатории:
Гражданин Армении приехал с семьей в РФ город К. Семья сняла квартиру, и родители обратились к администрации школы с заявлением о принятии двоих детей в школу (во 2 и 4 класс). Однако они получили отказ в связи с отсутствием постоянной регистрации у родителей в данном городе и Российского гражданства у детей. Нарушены ли были права граждан Армении?
Карточка для 2 лаборатории:
Гражданин В. После смерти жены остался один. С возрастом ему стало сложно самому себя содержать. Он обратился к 42-х летнему сыну за помощью, но тот отказал отцу в поддержке. Имеет ли право гражданин В. на юридическую защиту в данном вопросе.
Карточка для 3 лаборатории:
Гражданин РФ К. в отпуске отдыхал в Греции. В период пребывания в этой стране он совершил правонарушение на территории Греции, но пока шло выяснение произошедшего, гражданин К. вернулся в Росси. Правоохранительные органы Греции обратились в правоохранительные органы РФ с просьбой выдать правонарушителя К. для судебного наказания в Греции. Как должны поступить российские органы власти в данной ситуации?
III задание: составить синквейн по теме «Конституция»
Структура синквейна.
1. Тема синквейна
2. два прилагательных, которые раскрывают и характеризуют тему
3. три глагола, которые показывают, описывают действия, относящиеся к теме синквейна
4. фраза, предложение, крылатое выражение, цитата – высказывается ваше отношение к теме
5. слово – резюме, дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение
Подведение итогов работы лабораторий по заданиям.
Учитель: Итак, сегодня мы говорили о Конституции РФ. Мы увидели, что в нашем Основном Законе мы получили тот правовой фундамент, который призван обеспечить экономическую, политическую, социальную целостность России. Именно Конституция стала юридическим выражением основных правовых ценностей, которые определяют лицо новой и исторически преемственной России. Указанный фундамент, с одной стороны, подтверждает вхождение нашей страны в сообщество цивилизованных государств, а с другой – стимулирует законодательство в сфере прав и свобод человека и гражданина, направленное на защиту семьи, детей и молодежи, предупреждение всех форм дискриминации, на улучшение благосостояния народа.
Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
Мы честь отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.
Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.
У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!
|
|
|