|
Комплексный проект "Неделя добра" к проведению акции в доу
Комплексный проект
"Неделя добра"
К проведению акции в ДОУ
«Соберём капельки добра в одну большую реку счастья»
Авторы:
Старший воспитатель: Дроздова Маргарита Владимировна
Воспитатель: Кривенко Людмила Николаевна
Воспитатель: Шпагина Вероника Валерьевна
Воспитатель: Дерябина Светлана Петровна
Материал участвовал в конкурсе 2 Международный интернет-конкурс для педагогов "Здравствуйте, дети!". Организатор конкурса – Центр психолого-педагогических технологий «Со-Творение». Номинация: Конкурс социально-значимых акций (проектов, программ) в 2013 г.
г. Ачинск
2013 г.
«Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате
будет зло –
ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!»
В.А. Сухомлинский.
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.
Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Задача воспитателя – формировать в детях любовь к Родине, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым. Воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Цель проекта исходит из интересов и потребностей детей:
- Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения.
Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Закреплять знаний правил вежливого общения.
Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).
Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
Реализация проекта направлена на достижение целей и задач направлений: “Познавательно – речевое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”, “Физическое развитие”, “Социально-личностное развитие”, способствующих формированию культуры ребенка, всестороннему развитию свободной творческой личности воспитанника, его коммуникативных навыков. Это позволит ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, к жизни.
Участники проекта: воспитатели, коллектив детского сада, дети, родители (законные представители).
Сроки реализации проекта (две недели):
14-25 января 2013 года в средней, старшей, подготовительной группах.
Этапы реализации проекта:
Первый этап. Целеполагание.
Раздел “Нравственное воспитание” включен во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.
Второй этап. Разработка проекта (подготовительный).
Довести до участников важность данной темы.
Наметить план действия.
Обсудить план проекта с педагогическим коллективом.
Информировать родителей (законных представителей) с планом “Недели Добра”.
Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу (по теме проекта).
Подбор методической литературы:
1) Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
2) Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
3) Кушакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез, 2009.
4) Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
5) Психология социальной одаренности/ Под редакцией Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько, Москва, Линка-Пресс, 2009 год.
3-й этап. Основной.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
4-й этап. Итоговый.
Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта.
Продукт проекта – выпуск газеты “Неделя добра”.
Оценка эффективности по итогам работы проводится по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
-
Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдение и анализ детской активности в непосредственной образовательной деятельности, в беседах с детьми, акциях “Подари улыбку”.
Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
Оборудование и материалы: фотоаппарат, телевизор, компьютер, книги о добре, иллюстрации для проведения бесед с детьми по данной теме, настольно-печатные игры, видеоматериалы, материалы для продуктивной ИЗО деятельности, посылка.
Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
С таких замечательных слов начинается проектная тематическая «Неделя Добра» в нашем детском учреждении.
Паспорт проекта.
“Неделя Добра”.
Зависит ли что от педагогов, в воспитании добрых чувств ребенка? “Да”! – говорит ученый и педагог-новатор Ш.А. Амонашвили и видит только один путь гуманного подхода к детям. Это ему принадлежат замечательные слова “Учитель! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло”.
Коллектив педагогов в реализации проекта руководствовался следующими принципами в педагогической деятельности:
-
Первый – любить ребенка, т.к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она единственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим.
Второй – очеловечить среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечить душевный комфорт и равновесие.
1-й этап – целеполагание.
Изучение литературы, подбор методов для реализации проекта.
2-й этап – разработка плана-проекта.
№
|
Мероприятие
|
Цели
|
Ответственные
|
Сроки реализации
|
1
|
Круглый стол для педагогов и родителей.
|
Обсуждение целей и задач проекта. Формирование интереса у всего коллектива МБДОУ к созданию условий для реализации проекта.
|
Заведующий, зав. зав по ВОР, воспитатели, родительский комитет, СУ
|
1-я неделя
|
2
|
Акция “Кормушка для птиц”.
|
Совместная работа педагогов детей и родителей по изготовлению кормушек.
|
Воспитатели.
|
1-я неделя
|
3
|
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций
|
Просвещение родителей через информационный стенд и индивидуальное общение.
|
Воспитатели.
|
1-я неделя
|
|
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, литературы по данной теме для чтения и бесед.
|
Создание условий для реализации проекта.
|
Старший воспитатель, воспитатели
|
1-я неделя
|
3 этап – основной.
План реализации третьего этапа проекта:
День недели
|
Формы и методы работы
|
Образовательные области по ФГТ
|
Предварительная работа
|
Понедельник
|
Непосредственно образовательная деятельность (комплексные занятия) на тему “Что такое добро?”:
“Тропинка добра” (старшая, подготовительная группа).
|
“Социализация”, “Безопасность”, “Физическое развитие”, “Коммуникация”, “Труд”, “Познание”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка”.
|
Разучивание: пословиц о добре
игр “Я не должен – я должен””, “Мост дружбы”, “Радио”, “Секрет”, “Добрые и вежливые слова”;
песен о дружбе.
Выставка рисунков по региональному компоненту “Взаимоотношения людей и животных в Северном крае”
|
Вторник
|
Акция “Подари улыбку прохожему” с рецептом счастья.
Беседы о добрых поступках и делах.
|
“Безопасность”, “Физическое развитие”, “Коммуникация”, “Труд”, “Социализация”, “Художественное творчество”.
“Чтение художественной литературы”.
|
Изготовление аппликации “Улыбка”
|
Среда
|
Сотвори добро “Накормим птиц”
Участие в акции «Милосердие», операции «Забота»: изготовление поделок-сувениров для пожилых, ветеранов,
|
“Безопасность”, “Физическое развитие”, “Коммуникация”, “Труд”, “Социализация”.
|
Изготовление родителями кормушек и вывешивание их на участке акция “Кормушка для птиц”.
Изготовление сувениров…
|
Четверг
|
Просмотр мультфильмов “Добро пожаловать”, “Сказка про доброго носорога”, “Чудовище”, “Как ослик счастье искал” (по выбору).
|
“Социализация”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка”.
|
|
Пятница
|
Итоговое мероприятие «Что такое добро»,
Праздник.
|
Социализация”, “Безопасность”, “Физическое развитие”, “Коммуникация”, “Труд”, “Познание”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка”.
|
|
В течение всей недели читали стихи, рассказы, сказки: С. Я. Маршака “Друзья-товарищи”, Г Остера “Вредные советы”, В. Осеевой “Рыжий кот”, “Добрые слова”, В. Маяковского “Что такое хорошо, что такое плохо”, ненецкие сказки “Айога”, “Три сына”, Е. Благининой “Подарок”, “Как светлячок друга искал”.
|
В течение всей недели дети делают Добрые дела:
- “Подари книжечку малышам”.
- Показ кукольного театра (Би-ба-бо) детьми старшего возраста для малышей по русской народной сказке “Зайкина избушка».
|
|
|
Вывод: во время реализации данного проекта принимают участие дети средней группы “ Лесная полянка” в количестве 25 человек, родители – 10 человек; воспитанники старшей группы “Разноцветные бусинки” – 22 человек, родители 8 человек, воспитанники подготовительной группы «Пчелки» – 22 ребенка, сотрудники МБДОУ – 9 человек.
Должны быть получены следующие результаты:
В группах дополнена библиотека книг с пословицами и поговорками, произведениями авторов В. Маяковского, В.Осеевой, Г. Остера, Е.Благининой о дружбе, о добре.
Детьми подготовительной группы было подготовлено и показано театрализованное представление русской народной сказки “Зайкина избушка”, для детей младших групп.
-
Совместное участие в акциях “Кормушка для птиц” еще больше сплотило педагогов, детей и их родителей.
Дети стали бережнее относиться к живому миру природы.
Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку.
Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживается через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.
Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий.
Оценка активизации деятельности педагогов отслеживается по качеству проведения работы с детьми в рамках проекта.
4 этап – итоговый.
Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, обобщение материалов проекта.
Продукт проекта – выпуск газеты “Неделя добра”, который будет представлен:
для родителей;
на сайте МБДОУ.
|
|
|