|
Не просто учитель
Не просто учитель
Иногда люди воспринимают учителя как диктатора, авторитета, человека, к которому и подойти то страшно. И это касается не только детей, но и некоторых взрослых. Настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало главным принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности. Учитель должен стать для каждого участника образовательного процесса другом — то есть равноправным участником всех заложенных в слова «обучение» и «воспитание» событий.
Учитель не должен навязывать ученику единственно верное решение той или иной ситуации, а должен давать возможность ребенку самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняли сами ученики – Уважение. И с этой высоты ты протягиваешь руки тем, кто идет за тобой, помогая подняться по лестнице познания. Внимание – каждому, ждущему – похвала, мыслящему – радость от общего успеха. Урок окончен, но вопросы не кончаются. Значит, взволновало, зацепило за живое. Пора расходиться, а спор все продолжается. Значит есть оно – сотрудничество. Вот это все и дает новые силы творить каждый день, оставив за порогом житейские проблемы, входить в класс и совершать таинство познания.
С первых дней работы в школе я стараюсь быть для детей и их родителей не просто учителем, а учителем-товарищем. Доказательством этому может стать тот факт, что после выпуска в 4 классе ребята часто прибегают в свой первый класс. Причины разные. Одни, чтобы попросить совета в разных делах, другие — позаимствовать забытые дома канцелярские принадлежности, третьи — за одобрением их творческих идей, четвёртые — просто побеседовать. И не важно, по какому вопросу пришёл ребёнок, главное — мы встречаемся, общаемся и дружим. Общаемся не только на учебные темы. Разговариваем об увлечениях, достижениях, трудностях на жизненном пути. Общаемся не только в реальности, но и с помощью социальных сетей. Интересуемся новостями, поздравляем друг друга с праздниками. С родителями поддерживаем тёплые и открытые отношения.
Всего этого мы добились построением учебного процесса с проведением внеклассных и внеурочных мероприятий, с использованием на уроках современных технологий: личностно-ориентированная технология, коллективного взаимообучения (работа группами, парами).
Чтобы коллектив был дружным, а учитель стал детям второй мамой, не достаточно только проводить традиционные уроки, нужно учиться и жить вместе с детьми. Поэтому часто с ребятами мы совершаем прогулки в природу. И учимся — проводим тематические экскурсии, и общаемся — обмениваемся мнением, спорим, доказываем свою точку зрения по обозреваемому вопросу. Ежегодно зимой ходим с классом на горку: катаемся на санках, снегокатах, ледянках, а современная инфраструктура села позволяет кататься на коньках, лыжах, совместно отдыхать в парках и скверах с детскими площадками. Привлекаем к этому мероприятию братьев и сестёр, пап и мам, бабушек и дедушек. После подобного времяпрепровождения никто не останется равнодушным к зимним забавам. Стараемся как можно чаще совершать экскурсии в различные города, парки. Ездим не только ради развлечения, но и ради учения и общения.
Важным моментом считаю приобщение детей к труду. Традиционным стало участие класса в облагораживании пришкольной территории и уборке улиц села и лесопарковой территории. Труд, как говорят, облагораживает. Но не только, он сплачивает и воспитывает в нас взаимовыручку, помощь. Всегда берём с собой на подобные мероприятия фотоаппарат. По окончании работ анализируем, как наша дружная компания помогла природе, местным жителям, какой вклад внесли мы в жизнь и развитие родного края.
Немаловажный момент — заинтересовать детей участием в конкурсах, олимпиадах, акциях, фестивалях, викторинах, что развивает желание роста над самим собой, воспитывает чувство соперничества.
Ежегодно приобщаю детей к посещению различных кружков. Провожу классные часы по выявлению интересов учащихся, беседы о необходимости занятий спортом, музыкой, танцами. Многие мои ученики посещают спортивный клуб, учатся играть на музыкальных инструментах: скрипке, фортепиано, баяне, посещают кружок по танцам и вокалу. Благодаря этим занятиям, мы имеем возможность на школьных и районных концертах слушать классическую музыку и пение одноклассников, следить за выступлением наших друзей-танцоров, а на стадионе болеть за наших маленьких футболистов.
Стали традиционными праздничные мероприятия: День Матери, День Именинника, 8 Марта, Новый год, праздник осени, классные часы, посвящённые сохранению и укреплению здоровья, гражданско-патриотической направленности. Их подготовка и проведение объединяет всех: учеников, родителей и меня — учителя. Сколько идей, предложений, сценариев, задумок обсуждаем мы с ребятами, а ещё больше волнует моих ребят их преподнесение зрителям — своим друзьям и товарищам по классу, папам и мамам. Сколько эмоций дарят праздники и всегда только положительные. Ради таких моментов стоило стать учителем, когда одноклассники за праздничным чаепитием обсуждают концерт, делятся своими впечатлениями и говорят СПАСИБО за доставленное удовольствие. «На самом деле это вовсе не мне, это нам Спасибо за то, что мы такие дружные и весёлые. Если бы было по другому, не было бы праздника», - отвечаю я.
Разве после всего этого можно сказать, что учитель — это просто учитель? Нет, он переживает, думает, действует вместе с учениками своего класса, поступает, как друг. Он не только учит, он ещё и проживает учебные победы и неудачи вместе с детьми; он не просто воспитывает, он ещё и советует, одобряет или критикует; он не только наставляет, он ведёт за руку по тернистому образовательному пути. Он становится другом.
|
|
|