|
Психологический портрет моего любимого учителя математики
Тема: Психологический портрет моего любимого учителя математики.
”Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и, может быть, я запомню.
Сделай меня соучастником, и я пойму.”
Г. Драйден
Кто - нибудь посчитал, на сколько тяжела роль учителя в современном обществе? Я думаю, мало людей понимают это. Многие воспринимают обучение в школе как должное. Но пробовали ли они поставить себя на место учителя? Ведь как много требований предъявляется к личности современного педагога.
Учитель должен быть, прежде всего, хорошим организатором, профессионалом, владеть педагогической методикой, обладать определенным объемом специальных теоретических знаний, набором практических умений и навыков.
Как организатор учитель должен: уметь сплотить детей, дать им почувствовать свою нужность в общем деле. При этом от него требуется высокая компетентность, умение правильно наладить контроль за работой. Кроме того, очень важно для учителя владение актерским мастерством, куда входят и гибкий выразительный голос, и мимика, жесты, которыми учитель выражает свое отношение, волю, требования и чувства к детям, к их поступкам. Педагог, если можно так выразиться, сам себе актер, режиссер, сочинитель и оратор. Но актерское мастерство не приходит само по себе, ему надо учиться, его нужно совершенствовать. Учитель должен быть уравновешенным и строгим, уступчивым и требовательным, невозмутимым и жизнерадостным.
Сложность учительского труда состоит в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом ребенке. Для этого учителю требуются чуткость и внимательность.
Я думаю, что моя первая учительница математики Ивакина Валентина Андреевна была для меня именно таким учителем, о котором можно только мечтать.
Готовясь к будущей профессии, я решила узнать, что представляет сейчас система среднего образования в нашей стране?
Первое, что я спросила у Валентины Андреевны: в чем секрет вашего успеха?
--Главное-это тщательная подготовка к уроку: осмысление цели, задач, содержания, структуры и хода урока вплоть до деятельности учащихся. Далее, применение различных методов воздействия на учащихся, в том числе, метод убеждения, который предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего.
--Какова структура вашего урока?
--Я считаю, что урок-это спектакль, и если его правильно организовать, то спектакль получится, а нет-на премьере ”освищут” или уйдут со второго действия (ученики разбалуются или заснут).
Что же советует практическая режиссура?
Правило первое: на уроке заниматься делом, не пытаться выяснить взаимоотношения с учениками, это совершенно безнадежное дело, борьба все равно будет неравной - выиграют ученики, их много!
Правило второе: хороший актер должен обладать умением ”удерживать внимание” зрителя. Для мгновенного привлечения внимания можно сделать что-то неожиданное. А один из способов удержать внимание ученика-это работа в быстром темпе.
Третье правило. На учителя, как и на актера, устремлены глаза многих людей, и далеко не все они светятся доброжелательностью и симпатией. Для актера есть только одно действенное средство справиться со страхом публичного выступления: в актерских терминах это называется ”вера в предлагаемые обстоятельства”. Актер должен так вжиться в образ, поверить в правду вымысла, что все посторонние мысли должны отступить перед главной задачей: поверить в своего героя, понять логику его поступков и убедить зрителя в правдивости придуманного образа.
Четвертое правило: урок не должен превращаться в театр одного актера-учителя. Театр-искусство коллективное. Нужно дать возможность детям поиграть интересные роли в процессе общения на уроке.
Пятое правило: работать над выразительностью речи. Как это сделать? В первую очередь - разнообразить задачи, с которыми учитель обращается к детям. Чаще всего педагоги ”объясняют” и ”спрашивают”-- это основные рабочие инструменты. Но мир словесных действий огромен и разнообразен.
Шестое и последнее: в абсолютно каждом ребенке увидеть личность, не унизить, не оскорбить, а наоборот, поддержать, помочь, а если получится, то при этом еще чему-то научить. Иными словами: ”Люби самого ребенка, а не свои педагогические достижения”.
-Какова ваша методика обучения теоремам, задачам, определениям?
-Я стараюсь сотрудничать с учениками. Вначале я формулирую условия теоремы или задачи и даю возможность подумать над ее решением самостоятельно. Далее мы вместе выслушиваем возможные варианты доказательства, выбираем наиболее рациональное решение и закрепляем полученные знания на примерах.
Надо отметить, что урок в школе -- это не просто время решения задач и выполнения заданий, это, прежде всего, урок качества их выполнения за определенный срок. Учитель именно на уроке обучает тому, как надо терпеливо, ответственно выполнять любое задание, в срок и аккуратно его оформлять и предъявлять на проверку.
Некоторые учителя фронтально работают с группой учащихся, исключая из поля своих забот слабых, медлительных, неактивных, не давая им никакого задания и не вовлекая в коллективную деятельность. Следовательно, им просто не дали урока. Кроме плохой отметки они ”заработали” привычку ничего не делать, ни за что не отвечать и лениться.
В связи с этим, я спросила у своей учительницы, какова ее методика работы с одаренными детьми и с отстающими? Валентина Андреевна ответила, что ученики и уроки даны учителям для их совершенствования и работы над собой. Вот почему так называемые ”хорошие” и ”плохие” ученики нужны им равно одинаково для возвышения себя и своих возможностей. Валентина Андреевна всегда старается относиться к слабым и сильным ученикам одинаково, не выделяя их интеллектуальных способностей на общих занятиях. А для более продуктивной работы с одаренными детьми, она проводит факультативные занятия, на которых разбираются более сложные задачи и предлагаются для ознакомления более сложные учебные материалы. Для отстающих так же организуются дополнительные занятия, где Валентина Андреевна индивидуально работает с каждым учеником, объясняя непонятые из общей программы примеры.
Далее мне бы хотелось разобраться с особенностями современного образования, с нововведениями. И, прежде всего, хотелось бы понять, что такое предпрофильное и профильное образование.
Я выяснила, что профильное обучение- это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней школьной ступени более индивидуализированным, отвечающим их реальным запросам и ориентациям, способный обеспечить осознанный выбор будущего направления своей профессиональной деятельности. Задачи профилизации - создать такие условия в школах, чтобы каждый ученик нашел себя; подготовить выпускников к поступлению в высшее учебное заведение.
Выбрать предпочтительную сферу деятельности учащиеся, как правило, должны к окончанию 9-го класса. После этого ученик может пойти разными путями. Либо он будет непосредственно получать конкретную специальность, заканчивая при этом полный цикл общего среднего образования, либо пойдет учиться в тот или иной профильный класс общеобразовательной школы, лицей, гимназию и будет там получать углубленное среднее образование, ориентируясь на последующее поступление в вуз соответствующего направления.
Еще одним новшеством в системе образования стал единый государственный экзамен и централизованное тестирование. Валентина Андреевна отметила достоинства и недостатки централизованного тестирования.
К достоинствам можно отнести возможность четкого определения объективности получаемой оценки. При машинной проверке исключаются многие споры по поводу правильности ответа. В математике это могут быть споры по поводу окончательного представления ответа в виде математического выражения, числа с определенной точностью округления, законченности доказательства и др. При тесте нужно четко выбрать один нужный ответ -- А, B, C, D- из имеющихся и сделать отметку в карточке.
Другим достоинством теста можно считать большой охват материала. Поскольку сама система предполагает сравнительно быстрый ответ, то можно включить в тест большое число вопросов по всем разделам учебного курса. Это позволяет использовать значительное количество аналогичных задач в различной формулировке, которые не будут вызывать недоумения по поводу их повторения.
Подобный экзамен имеет и слабые стороны. Во-первых, в тест нельзя включить определенные задачи, которые очень важны как в прикладном, так и в методическом плане. В первую очередь сюда относятся доказательства теорем и различных утверждений.
Во-вторых, при тесте нельзя проверить способность самостоятельно решать сформулированный вопрос и владение математической символикой. Например, предлагается не найти непосредственно решение квадратного уравнения, используя формулу Виета, а лишь проверить пары чисел. Или предлагается не построить график функции по формуле, а выбрать правильную картинку из имеющихся, используя еще при этом таблицу значений. Таким образом, отношение к системе проведения экзамена в виде теста неоднозначное.
Наконец, последний вопрос Валентине Андреевне: ”Что вы можете посоветовать ученикам, которые захотят стать учителями?”
-Перестаньте оценивать свою жизнь в терминах количества - прожитые годы, завоеванные награды, полученные повышения. Вместо этого посмотрите на качество вашей жизни. И помните, что школа – это творческий организм. Поддерживайте инициативу своих учеников и будьте соучастником их начинаний.
Я с детства хотела стать учителем математики. Но только сейчас, учась на 4 курсе университета, я по-другому стала оценивать, какая это ответственность - быть учителем!
Ведь обязанность школы - воспитать человека, который умеет быть счастливым и давать счастье другим. Счастливые люди – вот, пожалуй, самое важное общественное достояние. Не так ли? А счастливым может быть только тот, в ком не угасло, не прошло детство. “И это все в меня запало и лишь потом во мне очнулось”, - сказал поэт. Что ”запало” в душу детям? Как это ”очнется” потом, во взрослой жизни? Вот о чем, по-моему, педагоги постоянно спрашивают себя.
Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни:
Терпенью, чтенью, счету и письму
И верности родной Отчизне.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души…
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
|
|
|