|
Название: Конспект урока. Тема: «Приставка» Предмет: Русский язык Целевая аудитория: Учащиеся 3 класса
Краткая аннотация
Название: Конспект урока.
Тема: «Приставка»
Предмет: Русский язык
Целевая аудитория: Учащиеся 3 класса
Краткие сведения по содержанию: Данный урок является шестым уроком по теме «Состав слова». По типу урок – комбинированный.
Целью урока является формирование представления о возможном строении основы слова, формулирование вывода о том, что основа может состоять из одной, двух или трёх частей, формирование представления о приставке как о значимой части основы слова, с помощью которой можно образовывать родственные слова, развитие у учащихся памяти, мышления, внимания, речи, воспитание интереса к русскому языку, чувства коллективизма и индивидуальности учащихся, взаимовыручки.
Компьютерная поддержка урока осуществляется с помощью программы PowerPoint,которая позволяет осуществлять наглядную демонстрацию материала. Во время урока используются ИКТ, проблемное обучение, а так же здоровьесберегающие - физкультминутка.
На уроке ведётся как фронтальная, парная, групповая, так и индивидуальная работа – почти каждый ученик работал индивидуально, что способствует большому накоплению оценок.
Для увеличения учебной инициативы детей и усиления воздействия на их интеллект минутка чистописания и словарно-орфографическая работа проводится по системе Г.А.Бакулиной, что также способствует расширению кругозора учащихся и готовит их к выполнению олимпиадных заданий.
В ходе создания урока использовались следующие программные средства:
Microsoft Word – набор и редактирование текста,
Microsoft PowerPoint – создание и компоновка презентации.
Автор: Копачева Ольга Алексеевна, учитель начальных классов, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
Урок русского языка в 3 классе
Копачева Ольга Алексеевна, учитель начальных классов, II квалификационная категория, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
( По учебнику «Русский язык», 3 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова)
Тема: «Приставка»
Цели урока:
1. Продолжить работу по формированию представления о возможном строении основы слова.
2. Подвести учащихся к выводу, что основа может состоять из одной, двух или трёх частей.
3. Формировать представления о приставке как о значимой части основы слова, с помощью которой можно образовывать родственные слова.
4. Развивать у уч-ся память, мышление, внимание, речь.
5. Воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности учащихся, взаимовыручки.
Оборудование: учебник Русский язык. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. 3 кл.,
Зеленина Л.М. Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Зеленина Л.М. Русский язык. 3 кл. Рабочая тетр. для нач. шк, слайд – презентация.
Тип урока: комбинированный
Вид контроля: фронтальный, самоконтроль.
Ход урока
I.Организационный момент
«Кто думает – тот всегда додумается»
-Начнем урок с пословицы. Прочитайте ее.
В чем смысл этой пословицы? ( Она будет девизом нашего урока)
-Открыть тетради, записать число, кл.работа.
II.Проверка домашнего задания
– Какие однокоренные слова нашли в стихотворении?
– Какая часть основы называется корнем?
– Из скольких частей может состоять основа слова?
III. Чистописание
На доске написаны слова: репа, кора, кит.
– Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне одного из данных слов и обозначает парный глухой мягкий согласный звук. Какая это буква? В корне какого слова она находится? ( к в корне слова кит)
– Определите порядок следования букв в данном ряду:
ак аак ааак …
– Напишите данный ряд букв в предложенной последовательности до конца строки.
IV.Словарно-орфографическая работа
Сегодня мы повторим некоторые словарные слова. Вы сможете их назвать, если успешно справитесь с кодом. Какие это слова?
Код
Зашифрованные слова
с
|
в
|
г
|
р
|
у
|
и
|
ъ
|
а
|
з
|
о
|
л
|
н
|
ч
|
т
|
щ
|
к
|
ж
|
а
|
д
|
т
|
ь
|
р
|
е
|
к
|
п
|
м
|
ф
|
а
|
ш
|
а
|
– Какие это слова? ( квартира, комната)
– Какие значения имеют данные слова?
– Составьте и запишите предложение с одним из слов, разберите его по членам предложения.
VI.Работа по теме урока.
1.Постановка проблемы.
– Прочитайте текст. Найдите и выпишите однокоренные слова.
Вот объявили наш вылет. Мы приготовились к полёту. Перелёт длился два часа.
– Отличается ли значение слов?
– Чем это вызвано?
2. Решение проблемы
– Отделите окончания в этих слова. Выделите основу. Выделите корень. Что заметили? Чем ещё отличаются эти слова друг от друга?
– Где стоит эта часть?
3. Введение термина.
У корня в недругах, представь-ка
Есть дама гордая – Приставка
А злит она его одним –
Стоит всегда лишь перед ним.
– Эта часть слова называется приставкой. Подумайте и дайте определение приставки по плану.
Приставка – это…
1). Часть слова
2). Находится перед корнем или после корня.
3). Для чего служит?
– Она обозначается значком ¬
4.Упр.33 (стр.101)
– Выписать слова с корнем –ход. С помощью схемы показать, из скольких частей состоит основа каждого из этих слов.
– Чем по смыслу отличаются эти слова?
– Какая часть даёт слову его значение?
5. Прочитайте текст. Подумайте, какие приставки пропали из слов. Спишите текст, вставляя приставки: раз-, по-, от-, с-. Вспомните правила списывания. Обращайте внимание на знаки препинания.
Барбоска …крыл буфет, видит – там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал …пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлёпнулся прямо на блюдо, и весь кисель у него …мазался по спине.
Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях, затем называют и вставляют пропущенные приставки в текст на доске.
Взаимопроверка и взаимооценка выполненной работы.
VII. Физкультминутка
На доске записаны слова: Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, занёс, нёс, перенёс, вынес.
При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.
VIII. Продолжение работы по теме урока.
1.Самостоятельная работа в группах.
Образовать новые слова от слов:
1 гр.- работать. 2 гр. –учить. 3 гр.- резать.
Работают в группах, выбирают из набора приставок те, которые подходят по смыслу.
2.Работа в парах.
Дописать недостающую по смыслу часть слова.
…бежал за угол, …бежал из дома, …бежал первым, …бежал через дорогу, …бежал от края.
2.Упр.57 ( стр.74 «Дидактический материал»)
– Образовать родственные слова с приставками.
3.Упр. 4 ( стр. 28 Рабочая тетрадь)
4.Дополнительное задание (устно – игра)
Замени одним словом:
Начал говорить, начал петь, закончил читать, закончил шить, начал бежать
IX. Домашнее задание
Упр.36. стр.102; р.т. упр.2, стр.27
X.Итог. Рефлексия.
Какова была цель нашего урока?
-Достигли мы этой цели?
-Что такое приставка, как она работает?
На доску прикрепите значки, соответствующие настроению:
Солнышко – хорошее настроение, все получилось, не было затруднений;
Солнышко зашло за тучку – не все получилось, были вопросы, но в процессе работы выяснили;
Тучка – не понял новый материал, не получилось работать вместе со всеми.
Литература
1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 224 с. – ( Библиотека учителя начальной школы).
2. Зеленина Л.М. Русский язык. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.1/ Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 158 с.:ил.
3. Зеленина Л.М. Русский язык. Дидактический материал. 3 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с.:ил.- (Школа России)
4. Зеленина Л.М. Русский язык. 3 кл. Рабочая тетр. для нач. шк. В 2 ч. Ч.1/ Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 63 с.:ил.
5. Псарева Л.А., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой: 3 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 400 с. – ( В помощь школьному учителю)
|
|
|