|
Научно-практические аспекты инклюзивного воспитания в процессе реализации проблемы формирования нравственных качеств
Приймак С.К Рефатова Л.Ш.
Education of children, requiring the special pedagogical attention
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО
ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
У ДЕТЕЙ, ТРЕБУЮЩИХ ОСОБОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВНИМАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ
«Всякое искусство, и искусство воспитания тоже,
имеет целью восполнить то, чего недостает от природы»
Аристотель
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. Задача формирования гармонически развитой личности предполагает тесную, органическую связь урочных и внеурочных занятий. Учебная деятельность должна обязательно дополняться продуманной системой внеурочных мероприятий, организацией разносторонней деятельности в коллективе, поскольку именно в коллективе наилучшим образом формируются и закрепляются навыки нравственного поведения.
Специфика воспитательной работы в специальной школе выражается в том, что эта работа направлена на ослабление и преодоление недостатков развития аномального ребенка, коррекцию его личности.
Воспитание и обучение требующего особого педагогического внимания ребенка, находятся в тесном единстве и взаимосвязи, составляя целостный процесс становления личности ребенка, подготовки его к самостоятельной жизни и труду.
помощью многообразных средств воспитания мы стремимся прежде всего предупредить утомление и истощение нервных сил детей, укрепить их нервную систему, физическое состояние, уравновесить поведение, развить активность, готовность и интерес к учебной и трудовой деятельности.
В процессе коррекционно-воспитательной работы мы используем многообразные стимулы, способствующие формированию положительных качеств личности. Под влиянием строго продуманных педагогических воздействий повышается активность детей и расширяются их интересы.
Одной из важнейших задач в развитии любого ребенка является нравственное воспитание. Поступки и действия, соответствующие нормам и правилам поведения, принятым в нашем еще меняющемся обществе, оцениваются как нравственные. Человечность, отзывчивость, чуткость ко всему, что нас окружает, была, есть и будет нормой для любого ребенка.
В.А. Сухомлинский говорил: «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро…»
Многолетний опыт работы в специальной школе показал, что сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам. Поэтому приоритетным направлением в нашей работе выбрали работу по нравственному воспитанию учащихся.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. В решении конкретных задач нравственного воспитания, учитывая специфику развития воспитанников, имеющих ограниченные умственные способности, необходимо формировать навыки нравственного поведения, воспитывать волевые черты характера. В процессе нравственного воспитания необходимым звеном является моральное просвещение, цель которого сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов эталонов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков. В этом детям помогают памятки, основными посылами которых являются принципы прогрессивной психологии:
Что бы ты ни делал, количества добра в мире должно увеличиваться
Душевно здоровый человек униженным и оскорбленным быть не может
Ваши переживания – результат вашего выбора
-
Всегда доволен тот, кто умеет довольствоваться
Здоровый образ жизни – это здорово
С первой минуты встречи воспитателя с ребенком и до последнего звонка – мы учим, показываем, демонстрируем, анализируем, внедряем словом, жестом, мимикой, примером – культуру взаимоотношений.
Нравственные понятия, а также нормы и навыки поведения человека, то или иное отношение к труду, его дисциплинированность, наличие тех или иных привычек в жизни – все это есть результат воспитания. В специальной школе применительно к разным категориям учащихся будут иметь место разные уровни в решении конкретных задач нравственного воспитания. Так, при формировании таких качеств, как дисциплинированность и трудолюбие, можно будет у одних учащихся достигнуть достаточно высокого уровня формирования сложных социальных мотивов отношения к труду.
Дисциплинированность сложное качество, имеющее разные ступени развития от простого послушания у младшего школьника до сознательного выполнения требований дисциплины у старших учащихся.
В задачи нравственного воспитания входит формирование у учащихся трудолюбия, в частности правильного отношения к физическому труду. В этой же связи решаем некоторые задачи воспитания положительных качеств характера и воли у детей. Труд дает реальную возможность формировать у детей терпение, настойчивость, самостоятельность.
В задачи нравственного воспитания входит формирование у учащихся честности, правдивости.
Большого внимания требует к себе работа по воспитанию у учащихся нашей школы дружбы, товарищества, коллективизма.
Для достижения целей используем все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. Так, например, если в младших классах стараемся привить знания по элементарным правилам и нормам нравственного поведения, то в старших классах проводим беседы, диспуты, дискуссии по основным понятиям морали нашего общества, этики, по нравственно-правовому поведению.
Одним из направлений в нашей работе по нравственному воспитанию и развитию ребенка является культура поведения.
Основные методы, рассчитанные на восприятие воспитанниками педагогических воздействий, подразделяются на методы: созидающие, регулирующие и стимулирующие. Созидающие методы являются основными. С их помощью ученики включаются в разнообразные виды умственной, трудовой, нравственной, эстетической, физической деятельности. Регулирующие методы позволяют производить коррекцию данной деятельности, а третьи по мере их надобности стимулируют ее протекание в заданном направлении. К созидающим методам, опирающимся на сознание детей, относятся метод убеждения и метод упражнения. Они очень близки между собой и всегда выступают во взаимосвязи и взаимодействии. Широко используем такие методы как стимуляцию, поощрение, оказание доверия, поручение ответственных заданий и т.п.
В силу социальной запущенности наших детей, они не видят образцы подлинной воспитанности и культуры человека у себя дома, в семье, у их сверстников. Поэтому этот груз лежит полностью на плечах педагогов.
Своей задачей считаем работу не только по созданию детского коллектива, формированию, развитию нравственных привычек, но и работу по развитию культуры речи. Для детей организована «школа добрословия», написана программа по культуре общения, в которой предусмотрены тренинговые занятия.
Всю коррекционно-воспитательную работу строим на принципах системного подхода к формированию нравственного здоровья ребенка. Для учащихся мы выработали общие правила нравственности.
Понимая, что воспитать у детей нужные навыки и привычки, важно установить с самого начала ясные, твердые требования и строго придерживаться их. Мы их сформулировали в виде правил, которые являются общими и обязательными для всех ребят в классе.
Нравственное здоровье глубоко связано со здоровьем физическим. С первых же дней пребывания детей в нашей школе учим их правилам гигиены, культуры быта и труда. С этой целью разработали памятки, которые помогают детям в формировании положительных навыков. Дети должны понять, что зная и выполняя правила поведения, они смогут воспитать в себе различные качества: доброту, честность, ответственность, самостоятельность, сочувствие, любовь к ближнему. Важным средством приучения ребят к культуре поведения являются специально разработанные упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их форма зависят от темы занятия, ситуации.
Воспитатель наблюдает за поведением детей, он отмечает те пробелы и ошибки, которые дети совершают, и то хорошее, правильное в их поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.
В работе с детьми учитываем специфику эмоциональной реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью. В связи с этим приоритетной задачей выступает подготовка этой категории детей к самостоятельной жизни. В этой работе используем программу социокультурного развития, которая позволяет сформировать и развить у ребенка осознание себя как личности в системе отношений со взрослыми, сверстниками, природой. В связи с этим, в рамках проектной деятельности, детям на базе школы-интерната предоставлена возможность принимать активное участие в международном проекте «Общественные достижения в Крыму». Мы разработали программу действий, придумали эмблемы, название инициативных групп и девизы, наметили пути решения поставленных проблем. Группы «ОСА» (охрана, содействие, активность) и «Радуга», по результатам участия в международном проекте, отмечены Сертификатом активных участников, что для детей имеет немаловажное значение. Социальная адаптация учащихся в специальных школах невозможна без формирования системы их нравственного сознания и соответствующего социального поведения, что осуществляется в процессе гражданско-патриотического воспитания личности учащихся.
Одним из проявлений такой воспитательной работы является ежегодно проводимый в нашей школе-интернате смотр-конкурс строевой (патриотической) песни. Ребята 5-9 классов с большим интересом к нему готовятся, ответственно относятся к этому мероприятию: тренируются шагать в ногу, держать интервал в строю, громко и красиво петь. Несмотря на психофизические особенности наших школьников, трудности подготовки такого мероприятия, праздник получается очень торжественным и красивым, запоминается надолго.
Важным звеном в данной работе считаем воспитание у детей уважения друг к другу, к людям разных национальностей. Этому способствуют различные беседы. Тематика таких бесед может быть следующей:
Крым – наш общий дом.
Народы Крыма.
Легенды Крыма.
Обычаи, традиции украинского, русского, крымскотатарского народов.
Народные праздники.
Задачи – познакомить детей с историей, культурой, искусством, традициями и обычаями нашего многонационального полуострова.
Создавая условия для самореализации личности ребенка, мы решаем такие задачи как:
1. Формирование гражданских качеств, сознательной дисциплины.
2. Формирование знаний, убеждений, мировоззрения.
3. Привития навыков нравственного поведения.
4. Формирование положительных черт характера и воли.
5. Воспитание нравственных чувств.
6. Привитие трудолюбия и культуры труда.
7. Обеспечение нормального физического развития.
8. Формирование эстетических взглядов, вкусов.
9. Развитие умственных способностей.
Совместными усилиями всех педагогов школы, открываем дорогу к социализации наших учащихся; если ребенок много видел, многое понял, во многом поучаствовал; если он хочет и может войти в общество и попытаться сказать свое слово; если он не боится внешней среды и готов к сотрудничеству - это есть человек!
Удивительный мир детства! Каждый побывал в нем когда-то. Умение по-детски видеть, ощущать, радоваться жизни, познавать мир должно помочь взрослому лучше понять новое поколение...» Так начинается книга (первое книжное издание детских трудов за всю историю существования школы) «Это и мой мир», созданная творчеством наших ребят. Удивительное рядом - говорит каждое произведение этого сборника.
Мы хотели бы, чтобы ребята поверили в самих себя, чтобы выходя из стен нашей специальной школы, они были подготовлены к жизни, помнили и знали все правила, начиная с элементарных знаний правил культуры поведения и заканчивая знаниями законов государства, в котором они живут.
Наполни смыслом каждое мгновенье.
Часов и дней неумолимый бег.
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК!
Р.Киплинг
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
Институт проблем воспитания АПН Украины. Актуальные проблемы воспитания детей в учреждениях интернатного типа (научно-методический сборник). -К.,2002
Институт проблем воспитания АПН Украины. Современные подходы к воспитанию школьников в учреждениях интернатного типа (научно-методический сборник). - К.,2002
Специальная педагогика: Учебное пособие. Под ред. Назаровой Н.М.2002
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) под ред.. Б.П. Пузанова – М., Academia, 2001
Ярская В. Инклюзия – новый код социального равенства // Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и научно-методических материалов. Саратов, 2008.
|
|
|