|
Научно-исследовательская работа моу «Лицей №47»
«Говорящие» пословицы нидерландского художника Питера Брейгеля
Научно-исследовательская работа
МОУ «Лицей № 47» Ленинского района г. Саратова
Выполнила ученица 9 «В» класса Кушнерева Юлия
Руководитель работы - учитель ИЗО
МОУ «Лицея № 47» Кушнерева Ольга Валентиновна
Саратов 2011 года
Содержание
Введение……………………………………….…………………………….с.3-4
Глава I.
1.1. Пословицы - зеркало жизни народа…………………....с. 5 - 6
Глава II.
2.1. Жанровая живопись Питера Брейгеля…….……..………с.7 - 10
2.2 «Нидерландские пословицы» Питера Брейгеля………..с.11 - 12
Заключение………………………………………………………....….…….с.13
Список литературы…………………….………………………………..….с.14
Приложение………………………….………..………………….……….…с.15
Иллюстрации……………………………………………………………..с. 16 - 17
Введение
Источником пословиц всегда была жизнь во всем бесконечном разнообразии. Знание фольклора может дать человеку знание о народе, и в конечном итоге о самом себе. Фольклор - передаёт основные представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине.1 Говоря о собирании фольклора в России, В. И. Даль первым систематизировал народный эпос. Фольклор как мы знаем, принадлежит к устному народному творчеству, и может сложиться представление, что этим искусством интересовались только ценители литературы2. На самом деле художников также интересовали проблемы морали, и эти проблемы они воплощали (писали) на холсте.
Объектом нашего исследования является фольклор. Его предмет – жанровая картина П. Брейгеля «Нидерландские пословицы». Цель: раскрыть тему морали на картине художника;
Задачи:
рассмотреть фольклор, как неотъемлемую часть русского народа;
выявить особенности жанровой живописи Питера Брейгеля и рассмотреть взаимосвязь пословиц и изобразительного искусства Нидерландского Возрождения;
-
выяснить экспонируются ли картины П. Брейгеля в музеях города Саратова;
проанализировать картину «Нидерландские пословицы» П.Брейгеля;
Проблема исследования: Почему для художника эпохи Возрождения Питера Брейгеля была актуальна тема морали, которую он воплотил в своей картине?
Литературной основой работы стали книги по истории искусства: Ильиной Т.В., В.И. Новикова, И. Гнедича, журнала «Галерея», энциклопедии «Аванта+» и других. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассматривается значение фольклора в жизни народа. Вторая глава посвящена жанровой живописи П.Брейгеля и анализа его картины «Пословицы». Результаты исследования сведены в заключении. Работа содержит иллюстрации и презентацию.
Глава I.
Пословицы - зеркало жизни народа
Первая глава моей работы посвящена фольклору. Еще с детства, мы с мамой, читали пословицы, поговорки. Пословицы мне нравятся за свою краткость и ёмкость смысла. История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества. Термин «фольклор», который в 1846 г. ввел в науку английский ученый У. Дж. Томс, в переводе означает «народная мудрость». 3
Источником пословиц и поговорок всегда была жизнь во всем ее бесконечном разнообразии. У пословиц и поговорок нет автора. Они рождались в процессе осмысления народного опыта, с исключительной полнотой отражали мышление трудящегося человека: «В пашне огрехи – в кафтане прорехи»; за наковальней в деревенской кузнице возник афоризм: «Кует железо молот, кует кузнеца голод».
Мы никогда ни узнаем точного времени их появления, места их создания. Но без них ни публицистика, ни живая разговорная речь не могут существовать. Ими пользуются в научной полемике, в политических докладах, в философских трактах и в искусстве. Они вобрали в себя народную мудрость, накопленную веками. Им свойственна сжатость и точность суждения о различных аспектах жизни человека. Недаром они стали бесценным материалом для исследований не только филологов, но и историков, этнографов, писателей, философов, людей художественного искусства. Передавая из уст в уста, пословицы и поговорки шлифовались, совершенствовались, приобретая предельную точность, меткость и логичность. 4
Великий собиратель устного народного творчества в России В.И. Даль писал: «…мы должны согласиться, что пословица не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшиеся с души; это целые изречения, сбитые в один ком, в одно междометье». Итогом работы Владимира Даля стал толковый словарь5.
Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: “Нет друга - ищи, а нашел - береги”; “Не спеши языком, торопись делом”; “Кончил дело - гуляй смело”; “При солнышке - тепло, при матери - добро”. Пословица тем легче ложится в память, что искусная тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части6.
Итак, фольклор – это корни и истоки народа, тот неиссякаемый источник, из которого из века в век наша культура черпает сокровища народной поэзии, мудрости, эстетического совершенства. Сливаясь с литературой, насыщая ее фольклорными жанрами, народнопоэтическими образами, фольклор является выражением народной национальной традиции, духа народа, его нравственно - эстетических ценностей.
Мы кратко рассмотрели понятие фольклора в России. Но меня заинтересовал вопрос: можно ли говорить о пословицах с точки зрения изобразительного искусства? Можно ли собрать (нарисовать) пословицы на одном рисунке, так, чтобы человек задумывался, размышлял?
И мы нашли ответ на мой вопрос в энциклопедии для детей - «Аванта+». Это была репродукция картины «Нидерландские пословицы» нидерландского художника эпохи Северного Возрождения П. Брейгеля.
Глава II
2.1. Жанровая живопись Питера Брейгеля
Во второй главе остановимся на взаимосвязи пословиц и изобразительного искусства и рассмотрим жанровую живопись Питера Брейгеля.
Из курса истории нам известно, что колыбелью искусства эпохи Возрождения принято считать Италию. Именно итальянские мастера вновь открыли античную культуру, откуда и происходит название – Возрождение. Для Италии античная культура стала неотъемлемой частью национального достояния.
Повседневная жизнь всех слоев населения XVI века тогдашнего нидерландского общества нашла свое отображение на картинах Яна Стена, И. Босха, Питера Брейгеля и других прославленных мастеров той эпохи. Нидерландские художники редко изображали людей с красивыми, правильными лицами и фигурами. Нидерландцы питают пристрастие к деталям. Вещи изображаются с любовью и кажутся одухотворенными.
Стремление к бытописанию с его тщательной проработкой деталей отличает творчество художников Нидерландов эпохи Возрождения. Продолжая традиции Босха, Брейгель ярко раскрыл в своих произведениях единство человека и плодоносящей природы, находящейся в бесконечном движении и обновлении, показал современную жизнь, воплотил национальное своеобразие характера народа, в первую очередь крестьянства, его типы, нравы, жизненный уклад, неистощимую жизнелюбивую энергию. Героем его картин стала не отдельная личность, а коллектив, народные массы. 7
Питер Брейгель (около 1525/30–1569) учился в Антверпене, который в XVI века стал не только торговым и экономическим, но и культурным центром Нидерландов, затмил Брюгге. Брейгель ездил в Италию, был близок с самыми передовыми кругами Нидерландской интеллигенции. В раннем творчестве Брейгеля заметно влияние Босха – в их едкой иронии, острой наблюдательности.
Пейзажи, написанные Брейгелем можно разделить на мифологические – «Падение Икара», библейские – «Успение Богородицы», реалистические – «Охотники на снегу».8
«Падение Икара» (ок.1558), картина написана на сюжет известного античного мифа, рассказывающего об афинском изобретателе Дедале, заточенном на Крите вместе со своим сыном, Икаром. 9Дерзкий полет Икара не смог поколебать равнодушия людей, привыкших смотреть только себе под ноги. Икар тонет в море, но никому нет никакого дела до героя - пахарь продолжает идти за плугом, пастух лениво смотрит в небо, и Солнце вершит свой вечный бег по кругу.
«Успение Богородицы» (ок. 1564), композиция картины очень необычна, смертное ложе Богородицы окружают здесь не двенадцать апостолов, а гораздо больше. Согласно нидерландской (а еще шире - ренессансной) традиции, сцена показана в современной художнику обстановке. Все предметы домашнего обихода написаны вполне реалистично. На стене висит металлическая грелка, у огня свернулась кошка, а на стоящем слева столе расставлены кувшины, тарелки и светильник.
«Охотники на снегу» (1565), это картина входит в серию "Месяцы" ("Времена года"), заказанную Брейгелю брюссельским банкиром Николасом Ионгелинком. Сохранились лишь пять картин этой серии. Соотносится данная работа, скорее всего, с январем. Заснеженная панорама, разворачивающаяся на заднем плане, заставляет вспомнить об альпийских пейзажах, глубоко поразивших художника во время его путешествия в Италию.
В нижнем левом углу картины на белом снегу четко выделяются силуэты охотников и собак. Их динамичные позы направляют взгляд зрителя по диагонали вглубь полотна. Движение фигур подчеркнуто голыми стволами деревьев, как бы указывающими на людей, катающихся далеко внизу на коньках. Вся сцена выстроена художником по - театральному, представляя собой ряд "смыкающихся" элементов переднего, среднего и заднего планов. 10
Итак, Питер Брейгель, обращаясь к художественному искусству, заставляет нас не любоваться картиной, а заставляет размышлять, воспитывает культуру поведения. Различные пороки - скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и т. д. - воплощаются в образах живых людей, их конкретных поступках.
Давайте выясним, экспонировались ли картины П.Брейгеля в музеях города Саратова?
Посетив музей им. А.Н. Радищева я узнала, что постоянной или передвижной выставки картин П. Брейгеля в музее никогда не было. Среди постоянной композиции есть картины фламандской живописи Матиаса Стомера (1600-1672) «Поклонение младенцу», Давида Тенирса Младшего (1610-1690) «Сельский праздник», Луиса де Колери (До 1582-1621 (1622) «Прогулка по набережной».
А в 2009 году выставочном центре «Радуга» экспонировалась выставка, посвященная П. Брейгелю в апреле.
В экспозицию входило 45 картин. Они размещались в одном зале. Картины П. Брейгеля многожанровые – это библейские, мифологические сюжеты, цикл «Времена года». Особое внимание привлекает картина «Пословицы». В этой картине П. Брейгель создал аллегорию жизни крестьян, высмеивая их недостатки. В картинах «Падение Икара», «Вавилонская башня», высмеивается художником гордыня людей, желающих сравняться с Богом. Смотря на картину «Слепцы» можно сделать вывод: «… если слепой стоит во главе дела, то он заведет всех, в тупик или в яму».
Таким образом, только в апреле 2009 году выставочном центре «Радуга» экспонировалась выставка, посвященная П. Брейгелю. Впечатление от выставки остаётся колоссальное – художник, эпохи Возрождения, Питер Брейгель, заставляет нас, людей XXI века, не любоваться картиной, а заставляет размышлять, говорить о морали, воспитывает культуру поведения.
2.2. «Нидерландские пословицы» Питера Брейгеля
А теперь рассмотрим картину, к которой сведена тема работы - «Нидерландские пословицы» Питера Брейгеля (1559 г.). Ныне эта работа находиться в собрании Берлинских Государственных музеев (Музей Берлин - Далем).
Это своеобразная энциклопедия нидерландского фольклора. В сравнительно небольшом живописном пространстве (размеры полотна 117 Х 163см) художник поместил более ста иллюстраций к народным пословицам, басням, поговоркам и прибауткам. Смысл некоторых из них был понятен русскому зрителю без объяснений: персонажи Брейгеля водят друг друга за нос, садятся между двух стульев, бьются головой о стену, висят между небом и землёй; другие же лишь отдалённо напоминают русский фольклор, но содержание их, тем не менее, понятно. Например, нидерландская поговорка «И в крыше есть щели» близка по смыслу к русской «И стены имеют уши»; «Бросать деньги в воду» - означает то же, что и «ссорить деньгами», «пускать деньги на ветер» и так далее.
Несмотря на то, что на картине представлены сюжеты ста двенадцати пословиц, поговорок и так далее, все они могут быть сведены к одной теме: речь неизменно идёт о напрасной, бестолковой трате сил и средств. Здесь кроют крышу блинами, пускают стрелы в пустоту, стригут свиней, согреваются пламенем горящего дома и исповедуются чёрту. Хотя все эти знания и явно абсурдны, брейгелевские персонажи предаются им так серьёзно и деловито, что зритель не сразу замечает нелепость происходящего. Глупость, ставшая повседневной привычкой, и безумие, возведённое в ранг разумного начала, - вот стихия «Пословиц». Среди пёстрой сумятицы, напоминающей то ли карнавальное гуляние, то ли сумасшедший дом, выделяются две фигуры - обе на первом плане. Молодой человек в розовом плаще беспечно вертит на пальце голубой, увенчанный крестом земной шар: самонадеянный повеса вообразил, что движение мира подвластно его прихоти. Однако другая пословица говорит: «Чтобы пройти мир, нужно согнуться». Рядом со щеголём, оборванец, согнувшийся в три погибели, с лицом, искаженным болезненной гримасой, он влезает внутрь подобного шара. У левого края картины, на фасаде дома, выставлен шар с крестом, но обращённый вниз. В этом образе и заключён подлинный смысл картины: мир перевернут вверх дном.
Оказывается, Брейгель в «Нидерландских пословицах» – вовсе не банальный коллекционер пословиц. И работа его – не развлечение для скучающего бездельника. А назидание. Нетрудно заметить, что большинство пословиц, даже из тех, что попали в мой обзор, они осуждают глупое, безнравственное поведение.
Изображения глобуса позволяет понять смысл картины– МИР перевёрнут вверх дном.
Таким образом, ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, делают Брейгеля одним из величайших мудрецов в искусстве Северного Возрождения. Творчество Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке. Брейгель умер рано. Но он сумел сконцентрировать в своём искусстве достижения нидерландской живописи предшествующей поры в последних десятилетиях XVI века, не было уже ни одного художника, хоть сколько - нибудь равного этому мастеру. Героическая борьба нидерландцев за свою независимость, начавшаяся еще при жизни Брейгеля, завершилось в столетии, когда Нидерланды разделились на две части, а нидерландское искусство - соответственно на две школы: фламандскую и голландскую.
Заключение
Как никто другой, Брейгель выразил дух своего времени и его народный колорит. Различные пороки - скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие и др. - воплощаются в образах живых людей, их конкретных поступках. Брейгель не навязывает зрителю своих выводов, не выделяет фигуры носителей порока из общего течения деревенской жизни. 11
Скромный труженик вызывает больше симпатий у художника, чем какие бы ни были герои. Чувствуется, что он патриот своей Родины. Так же как Владимир Даль был не только собирателем русского фольклора и одновременно обожателем свой Родины.
Обращаясь к национальной традиции, к фольклору, Брейгель философски переосмысляет их. Он создает на основе фольклора панораму современного общества. Его картины всегда отражают быт и нравы своего народа. Кистью Брейгеля движет не только страсть к собирательству, но также особое, довольно-таки скептическое отношение к своим современникам.12
Мир картины – это опрокинутый мир, разрушенный перевернутый мир, в котором страшной реальностью стало то, что реальностью быть не должно. Идея морали – вот смысл его творчества. 13
Любя свою многострадальную родину, художник одного не мог простить своим соотечественникам: пассивности, глухоты, слепоты, погруженности в суету сегодняшнего дня и неспособности подняться на те, горные вершины, которые дают прозрение целого, единого, общего.
Излюбленный тип композиции Брейгеля – большое пространство, как бы увиденное с вершины, так что люди выглядят маленькими и снуют в долинах, тем не менее, все написано подробно и четко.
Список литературы
1. Ильина, Т.В. История искусств Западноевропейского искусства [Текст]: Учеб. / Т.В. Ильина. – 3-е. изд., перераб. И доп. – М.: Высшп . Шк., 2002. – 368с.: ил. С.143-148.
2. Энциклопедия для детей [Текст]: в 7 т./ гл. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2003.- Т. 7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно – прикладное искусство XVII – XX веков. - 656с.: ил. С. 482-483
3. Энциклопедический словарь Юного литературоведа. / Сост. В.И.Новиков. – М.: Педагогика, 1987. – 416 с.: ил.
4. Художественная галерея / Брейгель 2005. №39 с.31
5. www. smallbay.ru
6. www. breigel.ru
7. www. arthic.ru
8. smallbay.ru›Брейгель
9. metaldragon.narod.ru›piterbio.htm
10. webgazet.ru›
11. posloviz.ru›category/ostorozhnost/page5.html
Приложение
Электронная презентация по тексту
Иллюстрации
Приложение
1. «Она бы привязала чёрта к подушке» – она не боится ни Бога, ни дьявола: эта мегера способна обуздать самого строптивого молодца; упряма как чёрт.
2. «Грызёт столб» – лицемер, столп церкви, ханжа, святоша.
3. «В одной руке она несёт воду, а в другой огонь» – она женщина неискренняя, ей доверять не стоит. Выражение также использовалось для характеристики противоречивого поведения (служит и нашим, и вашим).
4. «Жарить селёдку, чтобы поесть икры» – выражение, часто употребляемое в значении «сорить деньгами». К этому же фрагменту применима другая голландская пословица: «Там селёдка не жарится», т.е. его попытки терпят неудачу, он не получает того, на что надеется.
5. «Сидеть в золе между двух стульев» – проявлять нерешительность в каком-то деле, находиться в сложном положении, например, из-за упущенного момента для принятия правильного решения.
6. «Впусти собаку в дом, она заберётся в горшок или в шкаф» – в буквальном смысле: войти в дом и обнаружить, что собака опустошила горшок или буфет; отсюда фигуральное выражение: прийти слишком поздно, упустить свой шанс, остаться ни с чем.
7.«Свинья вытаскивает затычку из бочки» – хозяин не следит за своим добром. Иное значение: его конец близок.
8. «Биться головой об стену» – он захотел сделать невозможное, дело было заведомо обречено на неудачу, он получил мучительный отказ.
9.«Один стрижёт овцу, другой свинью» – один использует ситуацию по мере возможного, другой стремится извлечь выгоду любой ценой; один пребывает в довольстве, другой впадает в нищету.
10. «Вешать коту на шею колокольчик» – поднимать тревогу первым, поднимать скандал; делать первый шаг в деликатном деле. У Бранта в «Корабле дураков» также встречается: «Тот, кто привязывает коту колокольчик, позволяет крысам бегать, где им хочется».
11. «Быть вооружённым до зубов» – быть хорошо оснащённым для какого-либо дела.
12.«Этот дом имеет вывеской ножницы» – в богатом доме есть чем поживиться. Ножницы обычно служили вывеской портных, которые имели обыкновение наживаться на своих клиентах.
13. «Глодать кости» – быть чрезвычайно занятым, принимать что-то близко к сердцу, обдумывать, пережёвывать, решать трудную задачу.
|
|
|