Главная страница

Программа «Рисунок и живопись»


Скачать 65.98 Kb.
Название Программа «Рисунок и живопись»
Дата 12.02.2016
Размер 65.98 Kb.
Тип Программа

Пояснительная записка

к модифицированной программе

«Рисунок и живопись»
Модифицированная программа «Рисунок и живопись» составлена по двум программам: О.М.Потаповской «Подарок к празднику» и С.К. Кожохиной «Путешествие в мир искусств», методических пособий М.В. Трофимовой и Т.И.Тарабариной «И учеба и игра: изобразительное искусство».

Программа адаптирована к условиям и материальному обеспечению МБОУ ДОД ЦВР п.Ванино

В основе модифицированной программы лежат вопросы духовно-нравственного воспитания детей младшего и средненг школьного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности, психолого-педагогической диагностики и психотерапевтических техник, общего развития и личностного роста ребенка.

Обе программы, на которых основана модифицированная программа, пересекаются по многим вопросам: и в той и другой делается акцент на социальное и духовное воспитание детей, развитие представлений об окружающем мире, формирование эстетических и художественных качеств личности, внутреннего «Я».

Направленность программы: художественная-эстетическая.

Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие эстетических, нравственных качеств, интеллектуальных способностей, средствами художественно- продуктивной деятельности.

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младшего и среднего школьного возраста.

Цель: Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами художественно- продуктивной деятельности.

Задачи:

  1. . Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам художественной деятельности.

  2. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.).

  3. Развивать внимательность и наблюдательность, творческое воображение и фантазию средствами художественно- продуктивной деятельности.

Отличительной особенностью программы «Рисунок и живопись» является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах искусства: живопись, графика, декорирование и т.д., выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.

Кроме этого, данная модифицированная программа предполагает развитие природной интуиции: воображение, фантазирование, предвидение. Этому способствуют различные упражнения, игры, слушание музыки с закрытыми глазами, т.е. происходит самораскрытие, рост личности.

Набор детей в класс ИЗО осуществляется по трем критериям: возраст ребенка, умения и навыки, одаренность; на 7-й года обучения идут одаренные дети.

Занятия проводятся по подгруппам. В подгруппе по 10 человек. В каждой группе, с учетом курса обучения, проводится по два занятия в неделю продолжительностью 40 минут.

Формы и режим занятий: групповая, игровая, экскурсия.

Методы обучения: наглядные, словесные, практические.

Формы проведения занятий: наблюдение, открытое занятие, экскурсия, беседа, выставка, занятие-игра, практическое занятие.

Режим занятий:

7- й год обучения:

- будут знать названия икон и их истории обретения;

- будут знать об основных правилах и законах иконографии;

- будет сформирован интерес к работе с натуры на пленере;

- будет сформирован навык в освоении нового вида изображения ( многослойная акварель, акриловая роспись по ткани).

Способы определения результативности: конкурсы детского рисунка, диагностическая карта в теченни учебного года по квартально

Формы подведения итогов реализации данной образовательной программы: выставки, конкурсы, тесты, игры, самостоятельная работа.

Содержание программы соответствует календарно-тематическому плану .

Организация занятий строится с учетом психического состояния ребенка, его темперамента, эмоционального фона, базы знаний: психологического вхождения в занятие, познавательный процесс ( игра, релаксация, работа с наглядными пособиями), практическая часть и завершающий этап- психотерапевтические игры, организация мини-выставки для родителей.

Индивидуальная работа строится прежде всего на доверительных и добрых отношениях с ребенком, налаживании контакта педагог- ребенок- родитель. Это способствует быстрой адаптации ребенка, чувство свободы и уверенности в своих силах и действиях. Общие цели индивидуальной работы следующие: перспектива для каждого ребенка; обогащение его как личности, помощь в адаптации к обществу; развитие жажды открытий, уверенности в своих силах и в себе; поощрение и стимулирование индивидуальных интересов и способностей, поддержка художественной одаренности, вовлечение родителей в творческий процесс (в качестве оператора видеосъемки или изготовлении необходимых инструментов).

Содержание программы

Тема: Пейзаж.

Теория: беседа по репродукциям, иллюстрациям, фото, экскурсии, сбор природного материала, композиция и цвет в рисунке, художественно- изобразительные средства.

Практика: рисование на пленере, работа по эскизам, с природным материалом, разные техники исполнения (гуашь, акварель, масляная живопись, графика, нетрадиционное изображение, пластилин).

Тема: Натюрморт.

Теория: беседа по репродукциям, иллюстрациям, фото, составление натюрморта. Практика: изображение отдельных элементов натюрморта, с натуры в разных техниках исполнения ( гуашь, акварель, масляная живопись, графика, нетрадиционное изображение, пластилин).

Тема: Портрет.

Теория: беседа по репродукциям, иллюстрациям, фото.

Практика: эскизы отдельных частей головы, работа по эскизам с использованием фото, иллюстраций, изображение портрета во весь рост в разных техниках исполнения ( акварель, гуашь, масляная живопись, графика).

Тема:Анималистический жанр.

Теория : беседа по иллюстрациям, фото, в природе, в зооуголке, составление пазлов.

Практика: изображение с натуры, работа по эскизам в разных техниках исполнения ( акварель, гуашь, масляная живопись, природный материал, пластилин, нетрадиционный способ исполнения).

Тема: Архитектура.

Теория: беседа по репродукциям, иллюстрациям, фото, рассматривание макетов, экскурсии к разным архитектурным постройкам.

Практика: составление постройки из объемных геометрических форм, изображение с натуры, работа по эскизам в разных техниках исполнения ( графика, гуашь, акварель, масляная живопись, пластилин, природный материал, нетрадиционное изображение).

Тема: Транспорт.

Теория: беседа по иллюстрациям, рисункам, фото, моделей ,экскурсии.

Практика: изображение с натуры моделей , изображений разного вида транспорта в разных техниках исполнения ( акварель, гуашь, графика).

Тема: Декоративная работа.

Теория: беседа по иллюстрациям, открыткам, образцам.

Практика: эскизы, работа по эскизам, создание объемных открыток в разных техниках исполнения ( акварель, гуашь, пластилин, цветные нитки, бросовый материал) декорирование посуды в технике декупаж..

Тема: Изображение человека (бытовой жанр)

Теория: беседа по репродукциям, исследование человека в движении по фото, подвижной куклы, человека.

Практика: эскизы отдельных частей тела человека с натуры, эскизы с натуры ( кукла), работа по эскизам, составление композиции на бытовую тему, работа по эскизам в разных техниках исполнения ( акварель, гуашь, масляная живопись, графика).

Тема: Пасхальная тема.

Теория: беседа по репродукциям, иллюстрациям, фото ( традиции Православия, обряды)

Практика: эскизы подарков к празднику, работа по эскизам в разных техниках исполнения ( акварель, гуашь, пластилин, цветные нитки, бисер, блеск, природный и бросовый материал).

Методическое обеспечение образовательной программы- разработки занятий, экскурсий, бесед, дидактических материалов, игр по темам программы.

Виды методической продукции: методическое пособие, методическая разработка.!!!

Виды дидактических материалов: гербарии, образцы материалов, живые объекты, машины – игрушки, макеты построек и муляжи плодов, таблицы, схемы, рисунки, картины, иллюстрации, фотоматериалы, аудиозаписи.

Список использованной литературы.

Нормативные документы.

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

  2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

Программы.

1. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусств (Программа- М.: ТЦ Сфера, 2002г.- 192 с)

2. Потаповская О.М. Подарок к празднику (Программа- М-2002 , серия «Духовно- нравственное воспитание детей » РусскаяПравославная Церковь - -99с )

Пособие.

Трофимова М.В. Тарабарина Т.И. И учеба и игра: изобразительное искусство ( Пособие- Ярославль, Академия развития -2001г – 199с)