Методическая работа.
Психолого-педагогические причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста в учебной деятельности и пути их преодоления.
Данная работа нацелена на определение типичных трудностей младшего школьника, вызванных неуспеваемостью, и путей их преодоления.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
а) ознакомление с подходами ученых в исследовании данной проблемы:
б) выделение типичных трудностей, возникающих у младшего школьника в учебной деятельности;
б) выделение типичных трудностей, возникающих у младшего школьника в учебной деятельности;
г) определения направления и содержания развивающей работы по оказанию помощи ребенку;
д) изучение конкретных трудностей, возникающих у младших школьников, и оказание им помощи.
Объектом исследования является неуспеваемость как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования - причины неуспеваемости отдельных учащихся младших классов.
Гипотеза: педагог может оказать помощь в преодолении трудностей, возникающих у младших школьников в учебной деятельности, зная конкретные психологические причины этих трудностей и строя развивающие работы на этой основе.
Неуспеваемость влечет за собой нежелание ходить в школу. У детей может быть любимый учитель, или может нравиться общение с друзьями, но в целом кажется, что они смотрят на школу как на своего рода тюрьму. Казалось бы, школа, в которой дети проводят столько времени, должна доставлять радость, быть местом приобретения опыта и научения в широком смысле этого слова. Учителя как будто считают важным научить детей чтению, письму и арифметике, но мало обращают внимания на тот факт, что если они не учитывают психологических, эмоциональных потребностей детей, то способствуют созданию и поддержанию общества, в котором люди не представляют ценности. Необходимо, чтобы учителя смогли почувствовать, если ребенок тревожен или страдает от чего-либо, или считает, что он недостоин многого, что не стоит учиться. То, что дети отвергают школу, сказывается в первую очередь на учителях, а иногда их отрицательные эмоции обращаются на детей. Здесь возможен выход - учителя и дети могут учиться лучше понимать друг друга, видеть в реалистическом свете, что они могут друг для друга сделать и помогать друг другу чувствовать себя сильнее и лучше.
Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия:
1) отсутствие существенных недостатков умственного развития;
2) достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;
3) материальные возможности удовлетворения важнейших духовный потребностей человека;
4) мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.
План методической работы по данной теме на период сентябрь-декабрь 2010 г.
Месяц
|
Вид деятельности учителя
|
Используемые работы психологов и педагогов в процессе исследования
|
Сентябрь
|
Наблюдение за периодом адаптации первоклассников к школе. Установление дисциплины поведения учащихся на уроках как основная задача начального периода обучения первоклассников.
|
Аверин В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 1998.
|
Октябрь
|
Ориентирование на процесс обучения детей по основным дисциплинам программы. Наблюдение за адаптацией отдельных учащихся к школьной жизни (в отдельных случаях).
|
Гильбух Ю.З. «Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия». Киев, 1993.
Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога». М., «Просвещение», 1991.
|
Ноябрь
|
Выявление учащихся, отстающих частично (по какому-либо из предметов) или локально (испытывающих трудности в овладении всеми предметами школьной программы обучения). Анализ полученных результатов учителем.
|
Калмыкова З. И. «Продуктивное мышление как основа обучаемости». М., 1981.
Коломенский Я.Л., Панько Е.А. «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста» М., «Просвещение», 1989.
|
Декабрь
|
Выявление причин трудностей, испытываемых ребенком в процессе обучения. Поиск индивидуальных методов и приемов устранения проблемы, непосредственно актуальных для каждого ребенка.
|
Славина С.С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам», М., 1959.\
Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. «Мозг. Обучение. Здоровье» М., «Просвещение, 1989.
|
|